Просмотр содержимого документа
«Программа спортивной секции по баскетболу»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Учебного плана Дубровинской СОШ, филиала МАОУ Дубровинская СОШ на 2019-2020 уч. год;
Рабочая программа спортивного кружка «Баскетбол» составлена на основе программы по физической культуре: Программы общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2013 год.
Занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга. Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. Кроме того, игра в баскетбол оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.
ЦЕЛЬ
Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.
ЗАДАЧИ программы «Баскетбол»:
укрепление здоровья школьников;
содействие правильному физическому развитию детского организма;
овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию
организация условий для полезного проведения свободного времени
Программа разработана для реализации по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание
Количество часов
1
Основы знаний
1
2
Специальная техническая подготовка
15
3
Специальная тактическая подготовка
18
Разделы
Группы и приемы
Способы и разновидности
Упражнения без мяча
Основная стойка, передвижения приставными шагами; остановка двумя шагами и прыжком
Прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижения в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; в шаге
Повороты вперед и назад; на месте
С изменением направления;
с чередованием скорости передвижений
Правило поворота на опорной ноге
Упражнения с мячом
Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах и тройках
Ловля мяча после отскока от пола;
Ловля и передача мяча с шагом
Ловля катящегося мяча;
Передача одной рукой от плеча после ведения
Стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым правым боком На месте и в движении
Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления
По прямой, по кругу, «змейкой»
На месте и в движении
С изменение скорости передвижения; с отскоком мяча на разную высоту
Броски мяча в корзину двумя руками от груди;
Бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения
Бросок мяча в прыжке одной рукой с места
С места; снизу (выполнение штрафного броска)
Игра по упрощенным правилам. Игра в баскетбол по правилам
Подвижные игры
«Передача мячей в колоннах», «Мяч на полу», «Круговая охота», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Защита стойки», «Салки спиной к щиту» «Салки», «Мяч капитану», «Всадники», «Ловец и перехватчик», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Мяч своему»
Эстафеты с мячом
Упражнения с мячом и без мяча, постепенно усложняющихся к игровым формам и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».
Сущность и назначение планирования и его виды. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Дата проведения
1
Введение.
Основы знаний о физкультурной деятельности. История зарождения игры «Баскетбол». Содержание и этапы развития игры. Техника безопасности. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
2
Техника игры. Разминка перед игрой. Значение разминки. Стойка игрока. Передвижения, остановка шагом, прыжком.
3
Техника перемещений. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
4
Техника владения мячом. Ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча одной рукой с места.
5
Ловля и передача мяч двумя руками от груди с шагом и сменой места.
6
Ведение мяча шагом и бегом
7
Бросок мяча от плеча, после ведения
8
Ведение мяча с изменением направления и скорости
9
Передача мяча от плеча одной рукой, двумя руками снизу. Одной рукой снизу
10
Броски мяча в движении после двух шагов
11
Мини-баскетбол по упрощенным правилам
12
Штрафной бросок в корзину
13
Техника владения мячом и противодействия. Вырывание и выбивание мяча
14
Перехват мяча
15
Накрывание. Отбивание
16
Передача мяча в парах на месте, при встречном движении и с отскоком от пола
17
Тактика игры. Персональная защита
18
Двусторонняя игра. Правила игры
19
Передача мяча в движении
20
Ведение мяча попеременно правой и левой рукой
21
Персональная защита, опека
22
Двусторонняя игра
23
Броски мяча одной, двумя руками от головы в прыжке. Броски мяча снизу
24
Тактика нападения. Тактика защиты.Передвижения в нападении и защите
25
Ловля высоколетящих мячей в прыжке двумя руками и после отскока от щита
26
Индивидуальные действия. Выбор позиции. Опека игрока без мяча
27
Групповые действия в защите. Взаимодействия двух игроков. Взаимодействия трех игроков
28
Ведение мяча при сближении с соперником
29
Броски по кольцу сверху, снизу; одной рукой, двумя руками
30
Командные действия. Зонная защита. Концентрированная защита
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом, по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Обеспечение теоретических сведений:
Перед каждой игрой разминка. ОРУ. Специальная разминка баскетболиста. Перед каждым занятием основы знаний по физкультуре
История баскетбола
Гигиена занятий физкультурой и спортом
Физические качества, их развитие
Оказание доврачебной помощи при травмах
Значение режимов: дня, питания, занятий, работы, сна
Основные правила соревнований
Физическая и умственная работоспособность
Контроль физической работоспособности и состояния организма
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты – повышение уровня мастерства.
Формы контроля: наблюдение, мониторинг общефизических, игровых показателей, мониторинг физической подготовленности
Требования к знаниям и умениям обучающихся. К концу обучения должны:
Знать
– технику безопасности при занятиях спортивными играми;
- историю Российского баскетбола;
- лучших игроков области и России;
- знать простейшие правила игры.
- правила личной гигиены;
- следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;
- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
- передвигаться в защитной стойке;
- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;
- владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
- вырывать и выбивать мяч;
- играть в баскетбол по правилам.
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Повышение атлетической, технико-тактической подготовки
Приобретение опыта борьбы с другими игроками;
Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
Психологическая подготовленность;
Благоприятная особенность темперамента,
Состояние здоровья;
Успешность игровой деятельности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа составлена для учащихся 7 – 11 классов.
В течение периода реализации программы путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильное выполнение основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности участвовать в районных соревнованиях по баскетболу.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом.
Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.
Формы организации работы с детьми
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в соревнованиях.
Принципы организации обучения
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип постепенности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности
Средства обучения
Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия)
Специфические средства (физические упражнения).
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь: Щиты с кольцами — 2 комплекта. Стойки для обводки — 6 шт. Гимнастическая стенка - 3 пролета Гимнастические скамейки — 2 шт Гимнастические маты — 6 шт Скакалки — 10 шт Мячи баскетбольные — 8 шт
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие/ Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
Юный баскетболист: пособие для тренеров. – Москва, «Физкультура и спорт», 1987г.