Программа «Настольный теннис» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (приказ №1089 Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.), отвечает положениям Закона «Об образовании», основным положениям Концепции содержания образования обучающихся в области физической культуры (2001 г.), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл. 3 ст. 28. п. 2.).
Содержание программы основано на положениях следующих нормативных правовых актов Российской Федерации: требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г»;
Включение в учебные планы физической культуры общеобразовательных учреждений настольного тенниса, как одного из средств физического развития продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Цели и задачи.
Целью программы является формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; использование средств настольного тенниса для укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели программа по настольному теннису для обучающихся начальной школы будет способствовать решению следующих задач:
Формирование здорового образа жизни средствами настольного тенниса.
Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
Укрепление и сохранение здоровья, развитие специальных психофизических качеств (реакция, внимание, мышление), воспитание гармонично-развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
С этой точки зрения упражнения с мячом и ракеткой, а так же обучение основам игры в настольный теннис представляет особый интерес, т.к. в процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются физические и морально- волевые качества.
Программа раскрывает методические особенности обучения игре в настольный теннис в общеобразовательном учреждении.
Для занятий по предлагаемой программе не требуются специализированные залы – подходят любые ровные поверхности, такие как школьный двор, игровая площадка или спортивный зал. Можно играть пластмассовыми или деревянными ракетками. Вместо сетки может использоваться веревка или лента. В качестве стола может быть использован стол любого размера с ровной поверхностью. Можно использовать специальные детские столы настольного тенниса размером 1/4 и 1/3 от стандартного стола настольного тенниса, выпускаемые спортивной промышленностью.
Учебно-тематический план.
№
Тема
всего
теория
практика
1
Введение. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся.
1
1
2
Теоретическая подготовка
5
5
3
Общая физическая подготовка
15
15
4
Специальная физическая подготовка
24
24
5
Техническая подготовка
13
3
10
6
Тактическая подготовка
8
3
5
7
Игровая деятельность
8
Контрольные испытания
2
2
итого
68
12
56
Содержание программы.
a.Знания о физической культуре.
История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе. Место настольного тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты.
Основные термины и понятия в настольном теннисе. Размеры стола (названия и назначения линий стола) и Правила игры. Классификация ударов в настольном теннисе, способы держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств средствами настольного тенниса. Значение занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия настольным теннисом, как средство всестороннего и гармоничного развития личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий по настольному теннису. Подготовка места для занятий по настольному теннису, размеры игровой площадки и теннисного стола, инвентарь (выбор ракетки, мячей). Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в настольном теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в настольный теннис.
Оценка эффективности занятий по настольному теннису. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по настольному теннису. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий по результатам участия во внутришкольных турнирах. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в настольном теннисе.
b.Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Способы держания (хватки) ракетки. Стойки: нейтральная, правостороння, левосторонняя. Набивание мяча различными сторонами ракетки (ладонной и тыльной). Удары: справа и слева: толчком, срезкой и накатом. Выполнение простейших подач ладонной и тыльной стороной ракетки. Выполнение ударов по направлениям: линия, диагональ. Выполнение ударов по мячам с различной траекторией полета по высоте: высокий средний, низкий.
Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и скрестным шагом.
Упражнения для воспитания гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения на расслабление.
Командные форматы для соревнований 4 и более человек. Личные форматы соревнований для 2-3-х человек. Лично-командные форматы соревнований для 4-х и более человек. Способы ведения счета и правила зачисления очков. Смены подач и сторон.
«Охрана труда и техника безопасности при проведении занятий настольным теннисом» знакомит обучающихся с основными правилами техники безопасности при организации занятий физической культурой на основе настольного тенниса, формирует навыки страховки самостраховки.
Годовой календарный учебный график.
Классы
Сроки начала и
окончания четверти/полугодия
Количество учебных недель
1 четверть
3– 4 классы
01.09.2021 - 07.11.2021
10 недель
2 четверть
3– 4 классы
08.11.2021 – 09.01.2022
9 недель
3 четверть
3– 4 классы
10.01.2022 – 27.03.2022
11 недель
4 четверть
3– 4 классы
28.03.2022 – 26.06.2022
13недель
Организационно - педагогические условия реализации программы
Организационный этап:
Написание программы, составление плана мероприятий на год, отбор и просмотр занимающихся, комплектование группы.
Основной этап:
Реализация программы. Тренировочный процесс. Приобретение первоначальных навыков игры.
Заключительный этап:
Контрольные испытания и нормативы. Соревновательные элементы и соревнования. Подведение итогов.
Этапы
Содержание
Сроки
Ответственный
I Этап
(организационный)
Написание программы.
Составление плана мероприятий на год. Отбор и просмотр занимающихся. Комплектование группы.
сентябрь
Руководитель
октябрь
Руководитель
II этап
(основной)
Реализация программы. Тренировочный процесс. Приобретение первоначальных навыков игры.
ноябрь-декабрь
Руководитель
Январь-май
Руководитель
III этап
(заключительный этап)
Контрольные испытания и нормативы. Соревновательные элементы и соревнования. Подведение итогов.
май
Руководитель
VII.Планируемые результаты.
К концу года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча;
- выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
- выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре;
- перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева;
- уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке;
- иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет;
- активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности.
Оценочные и методические материалы.
1.Формы педагогического контроля
Текущий: наблюдение, тестирование, учебная игра
Общефизическая подготовка: бег 30 м, челночный бег 3*10,прыжок в длину с места.
Техническая подготовки:испытания на точность,испытания на точность подач.
Уровень физической и тактической подготовленности
Наименование технического приема
Кол-во ударов
Возрастная группа
Оценка
Набивание мяча ладонной стороной ракетки
60-45
младшая
Зачет
Набивание мяча тыльной стороной ракетки
60-45
младшая
Зачет
Поочередно ладонной и тыльной сторонами ракетки
60-45
младшая
Зачет
Игра накатами справа по диагонали
10-15
младшая
Зачет
Игра накатами слева по диагонали
10-15
младшая
Зачет
Сочетание наката справа и слева в правый угол стола
8-13
младшая
Зачет
Выполнение наката справа в правый и левый угол стола
8-13
младшая
Зачет
Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин.)
9-12
младшая
Зачет
Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин.)
13-15
младшая
Зачет
Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток)
4
младшая
Зачет
Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (из 10 попыток)
5
младшая
Зачет
2.Критерии отслеживания усвоения программы
Основной объективной оценкой эффективности работы являются открытые учебные занятия, участие в соревнованиях различного уровня, сдача промежуточных нормативов.
3.Условия реализации программы
Занятия проводит педагог дополнительного образования. Для реализации программы будут использоваться: спортивный зал, игровые площадки; следующее оборудование: теннисные столы 3шт, теннисные сетки, теннисные наборы 25шт.
4.Воспитательная работа
Формирование здорового образа жизни средствами настольного тенниса. Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Укрепление и сохранение здоровья, развитие специальных психофизических качеств (реакция, внимание, мышление), воспитание гармонично-развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности. Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Литература
Теория и методика настольного тенниса (Г.В. Борчукова, В.М.М. Богушас, О.В. Матыцин)- Физическая культура и спорт. Издательский центр «Академия», 2008 г.
Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым. - “Виста Спорт”, 2007 г.
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2009г.
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2012г.
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 2009г.