kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правильное питание

Нажмите, чтобы узнать подробности

особенности правильного питания спортсменов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правильное питание»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа №4»









Методическая разработка на тему :


«Методика обучения гимнастическим упражнениям

и предупреждение травм на занятиях аэробной гимнастикой»







Составитель:

Севостьянова Галина Юрьевна,

тренер-преподаватель

МБУ ДО ДЮСШ 4 г. Тамбова

по спортивной аэробике




















Тамбов 2020



Содержание:

  1. Цели, задачи и этапы обучения …………………........................................3

  2. Условия успешного освоения упражнений аэробной гимнастики……………………………………………………………….....3

  3. Дидактические принципы обучения ………………….…..........................4

  4. Методы обучения .........................................................………….................5

  5. Приемы обучения упражнениям………………………………………...…6

  6. Последовательность и характер действий при обучении упражнениям…………………………………………………………….....7

  7. Предупреждение травм на занятиях аэробикой …..…...........................9

  8. Меры по предупреждению травм……………………………………….…10

  9. Страховка и помощь .…..........................................…........…………..........10

  10. Обучение приемом страховки и помощи………………………………....11

  11. Врачебный контроль и самоконтроль как меры профилактики травматизма.....………………………………….............................………..11































Цели, задачи и этапы обучения



Цель обучения гимнастическим упражнениям, как любого педагогического процесса, это организация планомерной деятельности занимающихся под руководством преподавателя для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний.



В процессе обучения упражнениям спортивной аэробике решаются следующие основныезадачи:


  1. Формирование двигательных умений и навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся;

  2. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости;

  3. Формирование профессионально-педагогических навыков (у студентов специальных учебных заведений).


Частные задачи, решаемые в процессе обучения гимнастическим упражнениям, определяются в каждом конкретном случае на основе оценки особенностей структуры движения, условий его выполнения и уровня подготовленности студента.


Упражнения, которые осваиваются на занятиях гимнастикой, очень разнообразны - от простых движений отдельными звеньями тела, простых поз и положений, до сложных двигательных действий, связанных с максимальным проявлением физических и двигательных особенностей. Обучение конкретному гимнастическому упражнению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа.


Первый этап - создание общего предварительного представления о движении, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия (начальное обучение). В результате первичных сведений о новом движении (форме, амплитуде, направлении действия, отдельных положений и др.) и двигательного опыта, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие общее построение исходной программы предстоящих двигательных действий.


Второй этап - непосредственное овладение основами техники движения (углубленное разучивание упражнений). На данном этапе в результате активной совместной работы преподавателя и студента уточняются представления об упражнении, устраняются ошибки, обеспечивается самостоятельное выполнение упражнения при строгом контроле за действиями ученика.


Третий этап - закрепление и совершенствование техники движения. Это позволяет довести степень владения движением до уровня прочного автоматизированного навыка, благодаря которому занимающиеся выполняют упражнения в различных условиях (соревнования и выступления) на протяжении длительного промежутка времени. После завершения процесса обучения упражнению все действия могут быть направлены на выполнение вариантов освоенного упражнения; более сложных по технике упражнений, имеющих сходные детали с предыдущими; на изменение условий выполнения, например, в различных соединениях с другими упражнениями.



Условия успешного освоения аэробных упражнений


Первое условие успешной организации обучения аэробному упражнению - точная оценка степени готовности ученика. В связи с этим оценка потенциальных возможностей ученика проводится по следующим параметрам:


Двигательная подготовка (объем и характер освоенных движений, технические затруднения при разучивании движений и др.); физическая подготовка (уровень развития тех качеств, которые имеют решающее значение для овладения новым движением); 


Развитие психических качеств (смелости, решительности, реакции ученика на длительное нервное напряжение и других личностных качеств).


Второе условие - составление программы обучения на основе анализа структуры движения и знания индивидуальных особенностей ученика. Программа обучения представляется в форме алгоритмического предписания, линейной или разветвленной программы.

Третье условие - умелое управление процессом освоения упражнения, которое осуществляет преподаватель на основе анализа результатов действия ученика и выбора корректирующих команд и контрольных заданий.


Четвертое условие - наличие соответствующих условий и средств обучения. К ним относятся: помещение (класс, зал, площадка), основные и вспомогательные снаряды, методические средства обучения (схемы, рисунки, кинограммы, модели тела человека, методические разработки по технике и методике обучения и др., средства технического обеспечения (кино- и фотоаппаратура, измерительные устройства, приборы, магнитофоны, видеомагнитофоны, тренажеры и пр.)


Дидактические принципы обучения


При организации учебного процесса в гимнастике основным руководством к действию являются дидактические принципы обучения.

1.Принцип сознательности и активности. Гимнастические упражнения предъявляют высокие требования к физическим, двигательным и волевым качествам спортсменов. Принцип сознательности и активности в процессе освоения новых упражнений предусматривает, прежде всего, воспитание у учеников осмысленного овладения движением, заинтересованности и творческого отношения к решению поставленной задачи.

Для сознательного овладения двигательными навыками следует научить занимающихся:

  • Оценивать результаты собственных действий;

  • Описывать технику движения;

  • Преодолевать трудности, связанные с освоением нового движения;

  • Вести дневник и составлять планы освоения упражнений;

  • Помогать преподавателю в организации занятий и товарищам в изучении движений.


2.Принцип наглядности. Для достижения наглядности обучения преподаватель пользуется рядом средств и приемов:


  • Демонстрацией совершенного выполнения движения, показом кинофотоматериалов, видеопоказ с фиксацией отдельных положений и поз;

  • Словесным описанием техники отдельных двигательных заданий и сравнением с другими движениями;

  • Дополнительными сигналами (пространственные ориентиры, звуковое сопровождение действий, подталкивания и касания);

  • Воспроизведением техники изучаемого упражнения или ее элементов на тренажерных устройствах;

  • Созданием акцентированных двигательных ощущений в результате фиксации отдельных положений, имитации, проводки и других облегчающих двигательных действий.


3. Принцип доступности требует, чтобы перед занимающимися ставились задачи, соответствующие их силам. Он не исключает необходимости приучать спортсмена к преодолению трудностей. Принцип доступности тесно связан с дидактическими правилами:

  • От известного к неизвестному;

  • От легкого к трудному;

  • От простого к сложному.


4.Принцип систематичности предусматривает:


  • Определенную последовательность разучивания двигательных действий;

  • Регулярное совершенствование техники движения и изучения новых упражнений для развития способности решать различные двигательные задачи;

  • Чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности студентов.



Методы обучения


Под методами обучения следует понимать выбор определенных путей для решения поставленных задач.

Из всего многообразия методов обучения можно выделить четыре группы.

Первая группа включает:


  • Словесный метод, один из универсальных, который в процессе общения с учеником позволяет управлять обучением. Особое значение здесь приобретает использование гимнастической терминологии;

  • Метод сообщения сведений о технике движений раскрывается путем выполнения упражнения демонстрантом, показа наглядных пособий, предъявления звуковых и световых ориентиров, выполнения учеником элементов техники движения.


Данные методы обучения направлены в основном на создание и уточнение представления об основах техники упражнения и могут применяться на протяжении всего периода обучения.

Вторая группа методов обучения включает:


  • Метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Облегчение условий выполнения в данном случае возможно только за счет применения дополнительных средств помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, исполнения движения на тренажере и пр.

  • Метод подводящих упражнений, который подразумевает целостное выполнение ранее изученного движения, сходного по структуре с основным;

  • Метод расчлененного упражнения, заключающийся в целесообразном расчленении элемента и последующем соединении в целостное упражнение;

  • Метод решения частных двигательных задач, который характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих определенный элемент техники движения.


Данные методы обучения позволяют ученику получить информацию об упражнении и овладеть основами техники разучиваемого движения. Они способствуют уточнению представления о структуре движения, а также помогают исправлять ошибки.

Третья группа включает:


  • Метод стандартного упражнения, который характеризуется самостоятельным выполнением движения в условиях тренировочного занятия с целью закрепления двигательного навыка;

  • Метод переменного упражнения, связанный с созданием затрудненных условий: шум, изменение окружающей обстановки, изменение места элемента в комбинации, выполнение в состоянии утомления и пр.;

  • Игровой и соревновательный методы обучения, подразумевающие соперничество, ответственность за достижение определенного результата.


Данные методы обучения позволяют добиться устойчивости двигательных навыков.

Четвертую группу составляют:


Методы программирования, которые позволяют выбрать правильную тактику обучения новому движению и эффективную форму организации учебного процесса. Одним из видов программирования является алгоритмизация процесса обучения упражнению. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части и обучение этим заданиям-частям в строго определенной последовательности. Для этого все учебные задания должны быть взаимосвязанными, расположены последовательно по нарастания сложности.


Приемы обучения упражнениям


Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям очень разнообразны.

Наиболее эффективны из них:



1. Приемы создания и уточнения представления о технике движения:


а)Рассказ, беседа, объяснение и другие формы речевого общения преподавателя с учеником;

б)Показ наглядных пособий, выполнение упражнения преподавателем или демонстрантом, использование ориентиров и т.д.;


в)Моделирование элементов техники упражнения в виде графического изображения, воспроизведение отдельных параметров движения с помощью технических средств и пр.

2. Приемы помощи и страховки.


Способы оказания помощи ученику со стороны преподавателя довольно разнообразны. Это и речевое сопровождение выполнения упражнения, предварительная установка на результат или способ выполнения двигательного задания.

Особая группа приемов помощи и страховки связана с ситуацией совместных действий преподавателя и ученика. Когда ученик приступает к практическому выполнению двигательного задания, ему необходима физическая помощь и уверенность, что преподаватель обеспечит ему страховку (безопасность) при выполнении упражнения.

Эффективность применения данных приемов во время обучения во многом зависит от умения преподавателя выбрать лучший в данный момент прием, место около ученика и способ взаимных действий.


3. Применение дополнительных ориентиров позволяет уточнить представление о параметрах движения, содействует правильному выполнению двигательных действий, точной оценки результатов выполнения движения.


В качестве зрительных ориентиров обычно используются:


  • Отдельные части снарядов;

  • Звенья тела ученика;

  • Естественные окружающие ориентиры;

  • Дополнительные предметы;

  • Специально сделанные разметки;

  • Звуковые ориентиры (хлопок, свисток, короткий речевой сигнал) могут сопровождать движения или задавать темп и ритм;

  • Тактильные сигналы (прикосновения) также способствуют ученику уловить правильные моменты действий.


Применение технических средств обучения позволяет помимо качественной оценки результатов выполнения упражнения получить точные количественные данные, скорректировать программы предстоящих действий, а также исправит ошибки по ходу выполнения движения.

К техническим средствам относятся:


  • Простейшие измерительные приборы (секундомеры, линейки, угломеры и т.п.);

  • Регистрирующая и записывающая аппаратура;

  • Программная и контрольно-информационная аппаратура.





Последовательность и характер действий при обучении упражнениям спортивной аэробики


Процесс обучения гимнастическому упражнению складывается из последовательных действий преподавателя и ученика, которые определяются характером задач и условиями изучения движения на каждом этапе обучения.


1. В начале обучения преподаватель должен определить готовность ученика к освоению нового упражнения. Для этого он: 


  • Учитывает двигательный опыт и индивидуальные особенности, которые проявлял ученик в процессе изучения упражнений;

  • Наблюдает за поведением ученика, беседует с ним, оценивая его текущее состояние и настроение;

  • Изучает данные медицинских наблюдений для представления о возможностях функциональных систем ученика;

  • Подбирает контрольные задания для оценки одной из сторон подготовленности ученика (двигательной, физической или др.) или дает задание на повторение уже известных упражнений, сходных с новым.


2. На основании данных об ученике и знаний нового упражнения преподаватель составляет план, подбирает методы и приемы обучения.


3. Преподаватель знакомит ученика с новым движением. С этого начинается непосредственный контакт преподавателя и ученика в целях формирования двигательного навыка.

Для этого преподаватель:


  • Формирует общую задачу предстоящего обучения;

  • Определяет требования, которые предъявляются к ученику;

  • Отмечает из арсенала известных движений сходные с новым;

  • Указывает слабые и сильные стороны ученика;

  • Намечает план освоения упражнения.


4. Следующие действия преподавателя и ученика направлены на создание представления об основах техники изучаемого упражнения с помощью соответствующих приемов обучения:

  • Показа;

  • Объяснения;

  • Конструирования движения на моделях и др.


Такая подготовительная работа преподавателя и ученика создает базу для дальнейшего практического выполнения двигательных заданий.


5. Затем преподаватель предлагает ученику выполнить упражнение:

  • Проимитировать движение или отдельное положение;

  • Выполнить его медленно с проводкой для выделения отдельных фаз движения;

  • Воспроизвести движение в максимально облегченных условиях, например, на тренажере.


6. В процессе выполнения упражнения учеником преподаватель должен:

  • Следить за выполнением движений;

  • Оказывать помощь, используя различные способы и приемы;

  • Анализировать результаты выполнения задания;

  • Корректировать действия ученика в случае необходимости по ходу выполнения или, давая установку на следующее задание.


Основной задачей в этот период является своевременное исправление ошибок, которые появляются при выполнении движения.



Причинами их могут быть:


  • Неточное представление о технике движения;

  • Несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий;

  • Несоответствие сложности задания и возможностей ученика;

  • Отрицательное воздействие уже освоенных упражнений на новое;

  • Недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий.


Для исправления ошибок используется все многообразие приемов обучения.

7. Для закрепления и совершенствования техники упражнения ученик продолжает самостоятельное выполнение движения под руководством преподавателя.


Предупреждение травм на занятиях аэробикой


В занятиях аэробикой применяются сложные двигательные действия, редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике, что может быть причиной травмирования при выполнении этих сложных движений, особенно в процессе начального обучения.

К основным причинам травматизма относятся:


  1. Несоблюдение правил организации и методики занятий;

  2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря;

  3. Нарушение санитарно-гигиенических условий;

  4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля;

  5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.


В целях профилактики травматизма до занятий и соревнований необходимо:

  1. Подготовить учебную документацию;

  2. Проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивного костюма и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;

  3. Проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью или другими причинами, а также допуск к соревнованиям.


Во время занятий следует:


  1. Соблюдать все правила их организации;

  2. Проверять перед началом занятий на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;

  3. Использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.



Меры по предупреждению травм


Одна из распространенных причин травматизма - плохая организация занятий.

Преподавателю или тренеру рекомендуется:


  1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия;

  2. Воспитывать у занимающихся сознательную дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний;

  3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить с одного вида многоборья на другой;

  4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с такими интервалами, чтобы избежать столкновений занимающихся.



Страховка и помощь


Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.

Под страховкой понимают готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, "проводку" занимающегося по траектории исполняемого упражнения.

Страховка и помощь имеют немаловажное значение особенно при выполнении рискованных движений.

При освоении техники различных гимнастических упражнений физическая помощь способствует формированию у занимающихся четких двигательных представлений.

Основные разновидности помощи:


  • "Проводка" по движению;

  • Кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;

  • Поддержка в статических положениях.


При осуществлении "проводки" преподаватель должен приложить усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.

Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.

Поддержка осуществляется, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях.

По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.

В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.

Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.

Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).
При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.
Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.

Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:


  1. Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

  2. Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

  3. Знать индивидуальные особенности учеников.


Обучение приемам страховки и помощи


Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.


Врачебный контроль и самоконтроль как мера профилактики травматизма.


От состояния здоровья занимающихся зависит успех обучения.

Гимнасты обязаны не реже одного раза в год проходить медицинское обследование. Особое значение имеет самоконтроль, данные которого позволяют тренеру и гимнасту следить за состоянием здоровья.

Перед занятием преподаватель, опрашивая занимающихся, обязан выявить их настроение, самочувствие, желание тренироваться.

В случае жалоб на усталость и недомогание тренер обязан снизить нагрузку, исключить из плана обучение сложным движениям, направить ученика к врачу.

Переутомление может быть обнаружено и в процессе занятий.


К основным признакам переутомления относятся:


  • Снижение внимания, вялость;

  • Ухудшение качества выполнения упражнения;

  • Нарушение координации движений;

  • Побледнение, дрожание конечностей.


Если обнаружены эти признаки, то ученика необходимо отправить к врачу или на отдых.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правильное питание

Автор: Севостьянова Галина Юрьевна

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Консультация для родителей «Правильное питание для дошкольников»»"
    ["seo_title"] => string(71) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_pravil_noie_pitaniie_dlia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "402028"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490080207"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья" "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-dvie-niedieli-v-laghierie-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "107983"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403524328"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Классный час "Правильное питание - залог здоровья""
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyichaspravilnoiepitaniiezaloghzdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "301152"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456856146"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Игра по русскому языку «Правильное питание» "
    ["seo_title"] => string(45) "ighra-po-russkomu-iazyku-pravil-noie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "154593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421168971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства