Поиск путей повышения интереса учащейся молодежи к занятиям физической культурой
Поиск путей повышения интереса учащейся молодежи к занятиям физической культурой
статья посвящена вопросу изучения отношения обучающихся к традиционным формам занятий физическими упражнениями и возможности их изменения путем внедрения в учебно-воспитательном процессе современных ритмо-пластических видов гимнастики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поиск путей повышения интереса учащейся молодежи к занятиям физической культурой»
ПОИСК ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Бабешко Александр Петрович,
Луганское отделение медицинского колледжа
ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки»
Аннотация. Статья посвящена изучению отношения обучающихся к традиционным формам занятий физической культурой в медицинском колледже и возможности их изменения путем внедрения в учебный процесс современных ритмо-пластических технологий.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, физкультурная деятельность, ритмо-пластические технологии
Молодежь – будущее республики, поэтому она должна быть здоровой и физически закаленной. Однако технизация условий труда и жизни, гиподинамия стимулируют "омоложение" многих заболеваний, которые раньше были присущи людям старших возрастных групп.
Особую обеспокоенность вызывает здоровье обучающихся в колледжах, поскольку обучение сопровождается дефицитом двигательной активности, нервным перенапряжением, которые связаны с необходимостью усвоения и переработки ими большого количества информации.
Доказано, что одним из средств снятия нервно-эмоционального напряжения является занятие физическими упражнениями. Занятия физической культурой и внеаудиторная работа (спортивные секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия) способствуют улучшению не только уровня здоровья, но и психологического климата обучающихся [2, с. 71-72].
Сегодня в физической культуре четко сформировался базовый подход к реализации цели отрасли – оздоровительная направленность физкультурной деятельности [4, с. 131].
В трудах И.С. Барчукова, В.К. Бальсевича, О.М. Вацебы, Т.Ю. Круцевич, Ю.В. Петрушина, Е.Н. Приступы, показано, что в физической культуре учащейся молодежи существует ряд нерешенных проблем. Одной из них является снижение интереса к традиционным занятиям физической культуры, а также вопроса их замены на современные новейшие технологии [1;2;3;4]. Исследование возможностей использования различных видов физкультурной деятельности на занятиях по физической культуре оздоровительной направленности – немногочисленны, поэтому изучение процесса их внедрения, влияние на формирование мотивации девушек к регулярным посещениям занятий по физической культуре актуально.
Цель исследования – повысить интерес обучающихся к занятиям физической культурой за счет введения в учебный процесс новейших ритмо-пластических технологий.
Задачи исследования: осуществить анализ исследуемой проблемы; изучить мотивацию обучающихся к посещению занятий физической культуры; определить пути внедрения эффективности новейших технологий в учебный процесс по физическому воспитанию колледжей.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; анкетирование; методы математической статистики.
С целью изучения интересов обучающихся Луганского отделения медицинского колледжа к занятиям физической культурой проведено анкетирование, в котором приняли участие 97 респондентов, обучающихся на 1 курсе. Опрос проводился в сентябре 2021 года. Респондентам была предложена анкета из 15 вопросов. Полученные данные обработаны методами математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. На основании результатов опроса определено отношение обучающихся к традиционному содержанию занятий по физической культуре. Выяснено, что только 14% девушек положительно относятся к традиционным занятиям физической культурой, а количество тех, которые относятся негативно – втрое больше (57%). Неопределенным свое отношение считают 29% опрошенных.
Самая главная причина неудовлетворения занятиями физической культуры – это однообразие (32,2 %), девушки считают содержание занятий неинтересным для себя (21,3 %), а также называют причиной недовольства отсутствие видов двигательной активности, которые им нравятся (21,1%), чрезмерные физические нагрузки – 12,8%, плохой спортинвентарь – 12,6%. Можем предположить, что разнообразие содержания занятий по физической культуры за счет тех видов физических упражнений, которые нравятся большинству, повысит их интерес к занятиям физической культурой. Необходимо заметить, что ни одна из опрошенных девушек не указала на недостаточную физическую нагрузку как причину неудовлетворения.
На вопрос: "Как часто вы пропускаете занятия физической культуры?" – ответы респондентов были такими: никогда – 10 %, регулярно – 12 %, уволена по болезни – 18 % и иногда – 60 %. Эти результаты свидетельствуют о том, что действующая учебная программа, которая предусматривает всего два часа физической культуры в неделю и не обеспечивает необходимого объема двигательной активности, также не интересна для девушек.
Поэтому преподаватель должен направить свои усилия так, чтобы постепенно необходимость девушек в движениях превратилась в интересную, упорядоченную, осознанную деятельность на занятиях.
Анализ ответов на вопрос: "Занимаетесь ли вы физической культурой и спортом, и если да, то почему?" свидетельствует о том, что основным мотивом является желание иметь хорошую фигуру (32,6% ответов) и крепкое здоровье (28,3%). Не менее важным мотивом к занятиям физическими упражнениями является также необходимость получить более высокую оценку по дисциплине "Физическая культура" (12,4%). Нами установлено, что наибольшее влияние на формирование интереса девушек занятиям физической культурой и спортом оказывают современные средства массовой информации – телевидение и журналы (26,7% ответов). У 24,0% опрошенных интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями сформировался под влиянием друзей.
В ходе опроса выяснены недельные объемы двигательной активности. Дополнительно регулярно занимаются физическими упражнениями только 12,8% девушек; 30,6 % – эпизодически, а 56,6 % опрошенных не занимаются дополнительно, поскольку считают достаточным недельный объем своей двигательной активности.
Подвергая сомнению реальность задекларированных объемов, отметим, что минимальной нормой недельной двигательной активности, способствующей поддержанию надлежащего уровня физической подготовленности и здоровья, специалисты называют 8-10 часов. Следовательно, более половины опрошенных девушек не имеют оптимальных объемов недельной двигательной активности. Это, безусловно, отрицательно сказывается на состоянии здоровья девушек и является предпосылкой снижения работоспособности и роста заболеваемости в будущем.
В процессе опроса предполагалось выбрать наиболее привлекательный для каждой девушки вид занятий и было предложено – назвать один или несколько видов занятий, которые, по их мнению, могут дополнить или заменить содержание традиционных школьных уроков.
Результаты исследования показали, что значительное количество девушек желают заниматься степ-аэробикой (53%), супер-стронгом – 21% девушек, спортивными играми –14%, разными видами спорта–12%.
Результаты опроса обучающихся выявили их неудовлетворенность традиционным содержанием физкультурных занятий (57%), отсутствие интереса к занятиям физической культуры, современную девушку интересует формирование имиджа: хорошая фигура, походка, элегантность. Поэтому целесообразно ввести такие формы занятий, которые, по их мнению, помогут избавиться от недостатков фигуры, лишней массы тела, приобрести правильную осанку, походку, красоту движений. Это вероятно повысит посещение занятий физической культуры и будет способствовать повышению уровня физической подготовленности девушек. Всем указанным признакам отвечают комплексы степ-аэробики, система физических упражнений супер-стронга, которые можно и целесообразно внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию колледжей.
Список литературы
Актуальные проблемы теории и методики физического воспитания / Под ред. О.М. Вацебы, Ю.В. Петрушина, Е.Н. Приступы. – СПб, 2005. – 296с.
Барчуков И.С.Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. – М.: Юнити, 2016. – 295 с.
Бальсевич В.К. Физическая активность человека /В.К. Бальсевич. – М.: ФиС,1997. – С.37.
Круцевич Т.Ю. Социально-педагогические аспекты системы физического воспитания /Т.Ю. Круцевич // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: Т. 1. /36. научн. трудов ВГУ. – Луцк, 2002. – С. 125-131.