Просмотр содержимого документа
«Оздоровительный тренинг "Гимнастика мозга"»
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Городское методическое объединение
инструкторов по физической культуре
Оздоровительный тренинг
«Гимнастика мозга»
Подготовила
Руководитель ГМО
инструкторов по физической культуре
Кирпичева Марина Николаевна
22 сентября, 2016г.
Гимнастика мозга.
«Гимнастика мозга» - специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Воспроизводя эти движения, человек получает возможность изменить свои поведенческие схемы и найти более верное решение возникающих проблем.
Упражнения просты, не требуют много времени и сил для выполнения, они доступны и взрослым и детям. Несколько минут (2-3минуты) занятий дают заряд энергии. «Гимнастика мозга» снимает стрессовые телесные зажимы, помогает активизировать и интегрировать различные отделы мозга с другими частями тела.
Упражнения из «Гимнастики мозга» объединены в четыре группы.
Первая группа включает в себя движения, пересекающие среднюю линию тела (образованную его левой и правой половинами). Такие движения способствуют взаимодействию между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию информации («Перекрёстный шаг», «Ленивые восьмёрки»).
Вторая группа – упражнения, растягивающие мышцы тела. Они снимают напряжение с сухожилий и мышц тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии, и, следовательно, о его готовности к познавательной работе («Сова»).
Третья группа – представляет собой упражнения, повышающие энергию тела. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками головного мозга («Думательная шапка»).
Четвёртая группа – упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, так как влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют нервные процессы организма («Марионетки»).
Инструктора по физической культуре, воспитатели, работавшие с упражнениями «Гимнастики мозга» отмечают изменения у детей:
- сон становится здоровым и в детском саду, и дома;
- меньше кричат (начинают разговаривать обычным голосом);
- выравнивается аппетит;
- лучше понимают, что именно им говорят (читают) взрослые;
- общий фон настроения выравнивается;
- появляется желание сотрудничать и т.д.
Можно с уверенностью сказать, что «Гимнастика мозга», выравнивая первичные рефлексы ребёнка, помогает формированию аспектов его здоровья: физического, психического и духовного.
Практика.
«Ленивая восьмёрка»
Вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд зафиксировать на ногте большого пальца. Нарисовать в воздухе лежачую восьмёрку (как знак бесконечности). Начинать рисунок всегда налево и вверх. Середина восьмёрки – на уровне переносицы. Приблизительно минуту делать манипуляции правой рукой.
Затем поменять руку на левую. Так же смотреть на ноготь. Восьмёрка идет налево и вверх. Выполнять примерно минуту.
Соединить руки в замок. Смотреть на ноготь (один большой палец положить на другой). Выполнять «Ленивую восьмёрку» двумя руками. Делать упражнение приблизительно минуту.
В целом технику можно повторять с ребёнком или группой детей многократно в течение дня: до начала познавательной деятельности, в процессе или после.
Технику можно выполнять и в тех случаях, если усталость уже наступила. Данное упражнение хорошо помогает при профилактике зрения.
Будет лучше, если для маленьких детей название техники будет звучать проще, например: «Бабочка», «Стрекоза», «Самолет».
«Думательная шапка»
Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) ушные раковины. Указательный палец – на внешней части ушной раковины. Большой палец – на внутренней части ушной раковины. Выполняется 1 минуту. Массаж начинают сверху и идут вниз.
Техника помогает сосредоточится на собственоом слухе и процессе слушания, снимает напряжение в мышцах головы.
«Перекрёстный шаг»
Техника похожа на шаги на месте. Необходимо делать движения противоположными руками и ногами навстречу друг другу. Выполнять упражнение 1-2 минуты. Техника уместна до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.
«Марионетки»
Если вышеизложенные техники применяют для активации тела и познавательных процессов, то технику «Марионетки» выполняют с противоположной целью – для расслабления. Это упражнение предлагают для выполнения перед тихим часом (непосредственно перед укладыванием в постель или уже в постели).
Взрослый просит ребёнка одновременно поднять правую руку и правую ногу (рука согнута на уровне локтя, кисть доходит до лица и выше; нога согнута в колене) и задержать их на некоторое время в неподвижном состоянии (3-7 секунд). Потом поменять руку и ногу, проделывая все то же самое левой рукой и ногой. Движения выполняют медленно в течение примерно 1 минуты.
«Сова»
Ладонью правой руки помассировать область шеи и плеча с противоположной стороны. Делать сжатия ладонью, словно вы месите тесто. Голова должна двигаться в направлении противоположного плеча, имитируя движения птицы совы. Каждый нажим на плечо и легкий поворот головы совмещать со звуком «ух». Проделать то же самое с другой стороны.
Возможен групповой вариант работы. Воспитанники могут встать цепочкой друг за другом и массировать область плеч впередистоящему; можно ходить по кругу.
Ни одного человека нельзя заставлять выполнять движения, если он чувствует, что они неестественны для него и создают дискомфорт. Каждый ребёнок может и должен работать в рамках своих собственных возможностей. Ребёнка надо поощрять и никогда нельзя принуждать к выполнению упражнений, но нужно понимать, что если ребёнок отказывается выполнять упражнения – есть проблема. Задача взрослого понять, почему ребёнок отказывается от выполнения: это функциональная невозможность выполнения каких-либо движений, нежелание ребёнка идти на контакт со взрослым, педагогическая запущенность, проявление стресса или что-то ещё. Ведь в норме естественное состояние ребёнка – движение.
Поэтому взрослому (воспитателю, родителю) необходимо в мягкой форме убеждения, в игровой ситуации и т.п. добиться выполнения упражнений. Очень важно привить привычку выполнять данный комплекс, желательно на собственном примере!