Просмотр содержимого документа
«Основные понятия физической культуры и спорта»
27
Основные понятия физической культуры и спорта, их сущность и соотношение
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2
1.
Основные понятия теории и методики физической культуры
6
1.1
Понятие «физическая культура»
9
1.2
Понятие «физическое воспитание»
15
1.3
Понятие «физкультурное воспитание»
19
1.4
Понятие «физическая подготовка»
20
1.5
Понятие «физическое развитие»
22
1.6
Понятие «физическое совершенство»
25
1.7
Понятие «физкультурное движение»
27
1.8
Понятие «спорт»
28
Введение
В системе высших и среди их учебных заведений, готовящих физкультурно-спортивные кадры, в нашей стране традиционно сложилась достаточно обоснованная система специализированных учебно- научных дисциплин, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в любом звене физической культуры и спорта (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, средние и высшие учебные заведения, различные формы массово-оздоровительной физической культуры, существующие уровни спортивного движения).
По своему назначению в системе физкультурного образования все учебные дисциплины классифицируются на следующие типичные группы:
естественные науки, изучающие организм человека и его функционирование, в том числе в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
гуманитарные (общественные), рассматривающие различные аспекты духовной культуры человека и общества;
педагогические науки, выявляющие закономерности обучения и мое питания человека, включая теоретико-методические основы физического совершенствования человека;
• спортивные дисциплины, раскрывающие теоретико-методические особенности построения занятий в отдельных видах физической культуры и спорта.
В совокупности в процессе обучения в вузе студент должен освоить порядка 50 учебных предметов, необходимых и важных для осуществления чрезвычайно сложной профессиональной деятельности в области физической культуры. При этом каждая дисциплина в силу своей специфики раскрывает лишь отдельные объекты действительности. Получается, что человек как бы искусственно разрывается на части. В то время как специалисту в сфере физического воспитания предстоит иметь дело с единым целостным организмом и личностью занимающегося. Развивая мышцы, он должен представлять, что при этом происходит с вегетативными органами, психикой, сознанием упражняющегося .
Ситуация усугубляется тем, что полученные знания совсем не упорядочены, они разрозненны и мало связаны между собой. Великий русский педагог К.Д Ушинский в подобном положении отмечал: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».
Поэтому вся обширная информация разных научных дисциплин должна быть синтезирована и представлена в форме единой целостно- упорядоченной системы теоретико-методических положений, знание которых гарантировало бы педагогам плодотворную деятельность в сфере физической культуры. Подобную систематизацию профессиональных знаний, как известно, может осуществить соответствующая теория, основными источниками которой выступают фактически все отмеченные выше группы дисциплин, а также реальная физкультурно-спортивная практика.
Термин «теория» - как высшая форма научного знания о той или иной области действительности используется в науке, во-первых, чтобы отличать ее от практики, во-вторых - от гипотезы, т.е. недоказанного знания. Теория, как правило, не оперирует отдельными фактами, она их классифицирует и обобщает с помощью своего специфического языка - понятий, категорий, закономерностей, принципов, концепций, идей, моделей, тенденций, связей и т.п.
Для того чтобы обобщенно представить исторически накопленные знания в сфере физического воспитания, частично отраженные в трудах П.Ф. Лесгафта, Г. Демени, Г.А. Дюперона и др., и тем самым удовлетворить потребности бурно развивающейся в Советском Союзе физкультурно-спортивной практики в 20-30 гг. прошлого века в стране начала активно формироваться специальная педагогическая учебно-научная дисциплина — теория физического воспитания.
У истоков создаваемой дисциплины стояли выдающиеся специалисты, обладающие теоретическим складом мышления - В.В. Гори- невский, А.Д. Новиков, В.Е. Игнатьев, В.В. Белинович, В.Г. Яковлев, К.Х. Грантынь и др. Ими была заложена содержательная структура и логика построения предмета, которая в своей основе сохраняется и в ныне действующей дисциплине «Теория и методика физической культуры».
Предметом, т.е. областью специального изучения «Теории и методики физической культуры» является обобщённая система научных знаний о сущности физической культуры, её свойствах, возможностях и закономерностях управления процессом физического совершенствования человека, в рамках которого параллельно осуществляется также его духовное воспитание.
Из определения следует, что общая направленность предмета остается преимущественно педагогической, какой она и была сформулирована его основателями и последователями, а не акцентировано- культурологической, как предлагается в последнее время. Естественно, такой аспект в предмете может быть расширен и усилен на основе научно доказательной базы, а не декларативной. Ибо, даже существуя в рамках педагогической науки, теория физической культуры выявляет то существенно общее, что характеризует данный вид культуры в целом.
В связи с этим подчеркнем, что «Теория физической культуры» как учебный предмет, определяя общие закономерности физического воспитания, фиксирует и обосновывает лишь наиболее оптимальные способы его достижения в процессе практической деятельности.
В данном учебном предмете сконцентрировано его основное содержание. Если компактно структурировать содержание «Теории и методики физической культуры», то достаточно четко прослеживаются три взаимосвязанных уровня изложения материала.
1-й уровень - собственно теоретический включает следующие темы:
Предмет и основные понятия теории физической культуры.
Функции и формы физической культуры в обществе.
Система физического воспитания в России, ее цель, задачи и общие принципы.
Средства и методы физического воспитания.
Основные стороны и методические принципы физического воспитания.
2-й уровень - теоретико-методический раскрывает наиболее сущесвенные для специалиста проблемы:
Основы теории и методики обучения двигательным действиям.
Основы теории и методики воспитания физических качеств человека.
Основы теории формирования осанки и регулирования массы тела.
Особенности формирования личности в процессе физического воспитания.
Формы построения занятий в физическом воспитании.
Планирование и педагогический контроль в физическом воспитании.
3-й уровень преимущественно методико-практический, представляет материал, в котором излагаются особенности использования физической культуры в различные возрастные периоды жизни человека, а именно:
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
Физическое воспитание детей и молодежи школьного возраста.
Физическое воспитание студенческой молодежи.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура в системе рациональной организации труда.
Физическая культура в жизни трудящихся и людей пожилого и старшего возраста.
Названная проблематика в своей совокупности охватывает все основные стороны и аспекты практической деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта, ибо теория и практика органически взаимосвязаны и друг без друга вперед двигаться не могут. Практику можно сравнить с неутомимо шагающим ходоком, несущим на своих плечах крылатую теорию с острыми глазами. Поэтому ходок без таких глаз - это медленно идущий слепец, не знающий направления своего пути. Его реальное продвижение к поставленной цели совсем не гарантированно.
Если же рассматривать теорию физической культуры как научную дисциплину, то, естественно, её рамки намного шире учебного предмета и она должна изучать, осмысливать и обобщать все стороны существования физической культуры в обществе, в том числе и культурологические. В частности, сферой научного интереса теории физической культуры могут быть такие проблемы, как ее связи и отношения с общей культурой, философией, социологией, правом, экономикой, политикой, медициной и другими областями действительности.
1. Основные понятия теории и методики физической культуры
Изучение любой научной и учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее азбуки - представлений, суждений и понятий. И если этот язык, имеющий свои специфические особенности, глубоко не изучить, то вряд ли удастся проникнуть в сущность данной дисциплины, конкретной профессии. И это несмотря на то, что определенное поверхностное (или говорят обыденное) представление по многим реалиям имеют почти все люди. К примеру, язык врача, хотя и будет в какой-то степени понятен больному, но при этом некоторые важные аспекты могут остаться не вполне ясными. Миллионы людей знают, что аспирин способствует снижению повышенной температуры больного, но только специалист-врач представляет как его основные, так и побочные свойства, кому нужна та или иная дозировка, при каких заболеваниях он противопоказан и т.д. Поэтому понятийный аппарат теории физической культуры является ее важнейшим разделом, т.к. в нем концентрированно выражена сущность данного предмета.
Понятие - это основная форма мышления, раскрывающая обобщенный смысл той или иной группы объектов окружающего нас мира, обозначая при этом самые необходимые и существенные их свойства, признаки или стороны в определенных взаимосвязях.
Если в понятии должны обозначаться лишь сущностные признаки, то в представлениях могут присутствовать также второстепенные, случайные. Поэтому представления считаются начальным, неполным уровнем знания.
Особенно велико значение понятий в профессиональной и научной деятельности:
-Современное научное понятие отражает достижение конкретной науки, глубину ее проникновения в сущность явления, т.е. оно всегда выражает степень познания на определенный момент. Поэтому понятия не остаются неизменными, они постоянно совершенствуются и уточняются. По общему признанию они считаются основным языком, прежде всего теоретических наук.
-Понятия помогают специалистам правильно ориентироваться в массе единичных явлений и фактов. Они дают возможность группировать эти явления и факты по типичным свойствам, находить им место в какой-то системе знания для практического использования.
-Понятия являются необходимым средством общения и обмена информацией между специалистами той или иной отрасли науки или профессии, т.к. исключаются разные толкования терминов, естественно, пока не возникнет потребность их пересмотра и уточнения.
Поэтому чрезвычайно важно овладеть профессиональным понятийным аппаратом. Первоначальное усвоение понятий происходит в процессе обучения. Труд и усилия, потраченные на это, многократно окупаются. Преподаватель-тренер, не владеющий в совершенстве профессиональным языком, мало чем будет отличаться в вопросах физической культуры и спорта от любого обывателя с улицы.
Понятийный аппарат физкультурно-спортивной науки достаточно специфичен и многообразен, он насчитывает многие десятки специальных терминов. Все они будут осваиваться постепенно на протяжении всего курса обучения, как при изучении теории физической культуры, так и других практических и теоретических дисциплин.
При определении понятий, а это важнейшая функция именно теории, чтобы добиться их содержательной и логической корректности, ученые сформировали ряд обязательных требований:
1. В начале определения должен быть указан ограничительный критерий, обозначающий соотношение определяемого понятия с вышестоящей системой. Таковыми могут быть термины типа - часть, класс, сторона, вид, род, уровень и др. К примеру, по отношению к физическому воспитанию вышерасположенной системой будет являться общее воспитание.
2.Во второй части определения указывается самый существенный признак (свойство), присущий определяемому объекту и отличающий его от других сходных или смежных явлений.
3.Третья часть определения в предельно сжатой форме должна отражать основное содержание определяемого объекта, не противоречащее первым двум критериям.
4.Дополнительные требования: при замене в определении содержательных слов синонимами не должна нарушаться сущность объекта, т.е. какими бы словами не было сформулировано то или иное понятие, его смысл должен сохраняться. Кроме того, понятие желательно обозначать в краткой форме, в идеале одним предложением. Детализировать и перечислять второстепенные свойства необязательно, ибо в этом случае осуществляется не определение понятия, а простое описание, характерное для начального этапа познания.
К основным понятиям теории физической культуры относятся следующие: 1) физическая культура; 2) физическое воспитание; 3) физкультурное воспитание; 4) физическая подготовка; 5) физическое развитие; 6) физическое совершенство; 7) физкультурное движение; 8) спорт; 9) система физического воспитания.
Кроме того, в разделе кратко обозначаются некоторые смежные или частично совпадающие понятия. Отметим при этом, что определения понятий осуществлено не с культурологических позиций, а с педагогически и методически содержательных, которые, как известно, направлены преимущественно на физическое совершенствование человека во взаимосвязи с духовным.
Понятие «физическая культура»
Физическая культура является центральным понятием теории физической культуры, всего физкультурного образования. Термин встречается довольно часто не только в профессиональной конкретной сфере, но и в обычной жизни.
Однако прежде чем давать определение физической культуре необходимо выяснить, как толкуется категория «культура», являющаяся родовым понятием по отношению к другим ее видам (материальной, духовной, физической и т.д.).
В наиболее содержательно обобщающих определениях отечественных ученых культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых людьми в результате их созидательной деятельности для удовлетворения своих жизненных потребностей в качестве необходимых факторов и способов совершенствования человека и общества. Следовательно, к культуре относится все то, что существует помимо природы. Преобразуя окружающую природу и самого себя как природного существа, человек тем самым создает культуру, в том числе и личную. Поэтому культуру следует рассматривать в качестве основного способа и результата развития физических и духовных качеств и способностей человека.
В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Оказывается, чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином «физическая культура», тем дальше удаляемся в понимании ее истинной сущности, она как бы размывает- i и. К примеру, абсолютно некорректным является нередко встречающееся в обиходе утверждение, что всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.), можно идентифицировать с физической культурой. В эхом случае вряд ли правомерно говорить о подлинно культурной деятельности, ибо не всякий груд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, как это свойственно подлинной культуре, нередко получается наоборот.
Известно, что человек выделился из природы миллионы лет назад. И когда он начал приспосабливать окружающую природу и совершенствовать свое тело, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами - только такую его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда в самом мерном приближении физическая культура есть способ и мера физического преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей. Это описательное, предельно обобщенное определение физической культуры приведено с единственной целью - приблизиться к пониманию термина более корректно-содержательно.
Физическая культура - это вид культуры, сущностью которой напнется оптимальная двигательная деятельность, реализуемая посредством физического упражнения на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека.
В данном определении обозначены три основных признака физической культуры:
1. Сущностный признак - это оптимальная двигательная деятельность, связанная с физическим упражнением.
2. Необходимыми условиями оптимизации двигательной деятельности служат материальные и духовные ценности.
3. Целевое назначение физической культуры заключается в физическом совершенствовании человека.
Помимо этого в определении отмечено, что физическая культура является видом культуры, поэтому она, равно как и общая культура, состоит из двух частей - предметной и личностной. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных и духовных реалий, так и в форме личностного достояния человека, занимающегося физическими упражнениями.
Из определения также следует, что физическая культура достаточно сложное социальное образование. В ее структуре выделены дея- тельностный, ценностный и результативный аспекты, нашедшие отражение в самой формулировке понятия. Рассмотрим их сущность.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате физического упражнения, т.е. оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой, которая осуществляется по закономерностям физического воспитания, к примеру, по законам развития силы и выносливости, законам формирования техники движений и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, в той или иной степени связанными с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако, как уже отмечалось, далеко не все они могут идентифицироваться с физической культурой. Отсюда сущностным ядром физической культуры можно считать только оптимальную двигательную активность, связанную с обязательным использованием физических упражнений. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленной человеком задачи — восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, предположим, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она направлена не на совершенствование самого себя, а на выполнение производственного задания, которое должно быть достигнуто любой ценой, даже сверхперенапряжением. Подобная ситуация к физической культуре в принципе не относится, она вредна и недопустима.
Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется и проявляется в результате выполнения человеком физических упражнений типа гимнастики, игры, спорта; при этом деятельность должна направляться на решение задач физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с его закономерностями.
В отличие от многих других видов физической активности человека, физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
Во-первых, доля физических нагрузок в процессе физкультурных занятий должна находиться в оптимальных для решения конкретных задач пределах и в то же время способствовать достижению полезных для организма эффектов (оздоровительных, развивающих и т.д.). Только при этом физическая культура выполняет свое специфическое предназначение для человека и общества.
Во-вторых, деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональной техникой выполнения двигательных действий и методикой совершенствования физических качеств. При воспитании скоростных способностей, к примеру, методика будет существенно отличаться от таковой при развитии общей выносливости практически по всем параметрам, а техника спринтерского бега - от бега за уходящим автобусом.
В-третьих, физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствование самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека (к примеру производственные или престижные), хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других видов двигательной деятельности в полном объеме они не свойственны.
Ценностный аспект физической культуры, как следует из определения, представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для оптимизации двигательной деятельности с целью физического совершенствования человека.
Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (гимнастические и легкоатлетические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.). Физкультурное занятие без таких предметных ценностей менее эффективно либо просто невозможно, к примеру, вряд ли зимой можно научиться плавать при отсутствии бассейна.
Духовные ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, с ее громадным набором упражнений, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности. При этом физическое упражнение, зафиксированное на бумаге, представляет духовную ценность, а реально выполняемое человеком — скорее является его материально-духовным воплощением.
Кроме того, к духовным ценностям физической культуры по праву относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные как в общей теории физической культуры и спорта, так и в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, научных статьях, справочниках достижений, правилах соревнований, идеях олимпизма, спортивной этике и т.д.
При этом важно отметить, что все эти предметные материальные, а также духовные ценности значимы не сами по себе, а лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной деятельности людей. К примеру, бассейн для человека, не желающего в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.
Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных достижений, которые человек приобретает в процессе целенаправленной физкультурной деятельности.
К ним можно отнести полученные в результате физкультурных занятий двигательные умения и навыки; саму способность быстро oвладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий; возросшую физическую работоспособность и окрепшее здоровье; пропорциональное, но развитое телосложение и осанку; физкультурные знания; нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.
Данный аспект правомерно отождествляют с понятием «личная физическая культура», которое стало нередко использоваться в научной и учебной литературе.
В первом приближении понятие «физическая культура личности» можно определить как процесс индивидуального освоения чело веком сущностных ценностей физической культуры для удовлетворения личных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании, а также достигнутые при этом уровни физического развития, подготовленности и здоровья.
Исходя из этого определения, основными признаками личной физической культуры являются:
степень приобщенности человека к реальной физкультурно -спортивной деятельности, в процессе которой удовлетворяются личные физкультурные интересы, запросы, потребности;
степень владения специальными физкультурно-спортивным! знаниями, двигательными и организационно-методическими умения ми, позволяющими решать индивидуальные задачи физического самосовершенствования;
достигнутые в процессе физкультурно-спортивной деятельности уровни в состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Если эти признаки у человека имеются, и они достаточно выражены, то его вполне можно считать физически культурным. И вряд ли уместно относить к данной категории людей, по-настоящему не занимающихся физической культурой и спортом.
Таким образом, физическая культура одновременно существует i виде материальных и духовных ценностей, в форме оптимальной двигательной деятельности, а также в качестве внутреннего достояния человека, воплощенного в его знаниях, умениях, навыках, физических способностях и т.д. Стержневым, или говорят системообразующим фактором физического совершенствования человека в рамках трех рассмотренных аспектов физической культуры, безусловно, является деятельностный, который и определяет ее целевое назначение в обществе.
Таково в целом современное представление о физической культуре и основных аспектах, ее характеризующих.
1.2. Понятие «физическое воспитание»
Прежде чем перейти к определению и сжатой характеристике этого понятия, есть смысл кратко остановиться на вопросе о причинах появления физического воспитания в обществе.
Имеются данные (Н.И. Пономарев и др.), что элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Первоначально физическая подготовка человека осуществлялась в процессе самой жизни, в процессе его труда. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье и т.д. и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно, стихийно происходило совершенствование физических способностей — силы, выносливости, быстроты и др.
Самого физического воспитания в его современном представлении как вида специально организованного и управляемого педагогического процесса в этот период, естественно, не существовало.
В ходе исторического процесса наблюдательные люди замечали, что все члены их племени отличались друг от друга по силе, выносливости, работоспособности. И более развитым в этом плане оказывался гот, кто вел активный, подвижный образ жизни, кто многократно повторял те или иные физические действия, проявлял физические усилия. Люди оценили полезность физических усилий в жизни, их при клад- иость и необходимость. Свойство полезности физических нагрузок явилось главной предпосылкой зарождения физического воспитания.
Так постепенно произошло осознание, понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий)и его полезности (прикладности) в жизни. Именно явление упражняемости стало фундаментальной основой физического воспитания. Таким остается оно и до сего времени, и можно с уверенностью полагать останется навсегда, ибо упражняемость органов, систем и функций человека представляет собой всеобщую исторически непреходящуюи универсальную закономерность развития и совершенствования абсолютно любых его способностей (музыкальных, шахматных, спортивных и т.д.).
В дальнейшем, естественно, этот стержневой фактор физического воспитания совершенствовался, приобретая ту или иную специфику по отношению к разным физическим качествам, к разным частным задачам физического воспитания.
Кроме этого в ходе исторического развития человечеством было осознано столь же значимое и не менее важное положение физического воспитания - это явление так называемой предварительной подготовки человека к жизни. Выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и труду предварительно, до наступления зрелости. К примеру, научить ребенка плавать в 5-летнем возрасте намного легче и быстрее, чем в зрелом. Это объясняется в настоящее время тем, что детский возраст характеризуется так называемой повышенной чувствительностью и пластичностью ЦНС к освоению движений. А древние люди эту закономерность, естественно, осознали интуитивно-эмпирическим путем.
Осознание человечеством этих трех положений и установление связи между ними послужило исходным пунктом появления необходимых основ физического воспитания, а точнее, физической подготовки. Следовательно, первоначальные признаки (черты) физической подготовки как предвестницы физического воспитания проявились лишь тогда, когда люди, оценив полезность и прикладность физических упражнений, путем многократной повторяемости стали их сознательно использовать с целью развить свои физические способности и тем самым лучше подготовить себя к жизни.
Таким образом, современные представления о появлении физического воспитания в обществе в сжатом выражении выглядят следующим образом.
Тяжелые материальные условия существования людей в древности требовали от них хорошей физической подготовленности. Эти потребности, будучи постепенно осознаны человеком, привели к пониманию необходимости предварительной подготовки подрастающего поколения к жизни в результате упражняемости, т.е. фактически путем физического воспитания.
Такова сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Само понятие «физическое воспитание» в настоящее время можно определить так:
Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение физкультурными знаниями в органическом единстве с духовным совершенствованием личности человека.
В самом начале приведенной формулировки отмечается, что физическое воспитание является видом общего воспитания, из чего следует, что оно, как и все другие виды воспитания, по своей природе есть педагогический процесс. Стало быть ему присущи все основные педагогические признаки, такие как ведущая роль педагога, организованный и плановый его характер, учет методических принципов и тому подобные педагогические установки.
Кроме того, являясь относительно самостоятельным видом общего воспитания, физическое воспитание в пределах своей специфики обладает его основными функциями, т.е. способствует умственному, нравственному, трудовому и эстетическому совершенствованию. И в этом плане оно справедливо считается важным и необходимым средством всестороннего развития личности занимающегося.
Далее в определении понятия физического воспитания подчеркивается его содержательная специфика, т.е. те существенные признаки, которые его отличают от других видов воспитания. Выделены следующие типичные особенности физического воспитания:
Во-первых, это обучение движениям, т.е. овладение рациональной техникой выполнения различных двигательных действий (бега, ходьбы, прыжков, метаний, игры с мячом, передвижения на лыжах, плавания и т.д.). По степени освоенности двигательное действие может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо термина «обучение движениям» используют словосочетание «формирование двигательных умений и навыков».
Во-вторых, это воспитание физических качеств, таких как сила, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость. При этом следует иметь в виду, что все эти двигательные способности (физические качества) являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков и являются функцией многих, тесно взаимосвязанных систем - ЦНС, ССС, дыхательной, мышечной, шергообеспечивающей и др. Но как и любые природные задатки, их необходимо развивать, совершенствовать. А когда к процессу естественного развития добавляются специально организованные, т.е. педагогические воздействия, то многие специалисты посчитали, что корректнее говорить не развитие, а воспитание физических качеств. Впрочем, вот уже более полувека по поводу этих терминов не затихает дискуссия противоборствующих сторонников.
Третий специфический признак физического воспитания связан с необходимостью вооружения занимающихся специальными физкультурными знаниями, необходимыми как для более эффективного обучения движениям, так и для воспитания физических качеств. Знания делают процесс физкультурных занятий более грамотным и в силу этого более результативным. Поэтому, если данный аспект в полной мере педагогом систематически не реализуется, то подобные занятия приобретают форму элементарного тренинга, но не всестороннего, осмысленного физического воспитания.
Отметим при этом, что в процессе физического воспитания должна в полной мере реализовываться и такая его обязательная сторона, как формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, т.к. в обществе нет другой равноценной силы, способной побудить человека приобщиться к реальным ценностям физической культуры. Любые потребности социального плана глубже осознаются и формируются, как известно, только в процессе соответствующей деятельности. И если этой стороне, равно как и остальным, преподаватель уделяет должное внимание, то тогда процесс физкультурных занятий правомерно считать полноценным физическим воспитанием.
Выше речь шла о физическом воспитании как педагогическом явлении, где были обозначены его основные специфические признаки. Но нередко в литературе, в том числе и учебной, к физическому воспитанию авторы относят разные формы физкультурных занятий, в которых эти педагогические признаки нередко отсутствуют. Подобное чрезмерно расширительное использование термина «физическое воспитание» следует признать не вполне корректным.
1.3. Понятие «физкультурное воспитание»
Процесс воспитания, направленный на формирование физической культуры личности с целью непосредственного приобщения человека к занятиям физической культурой и спортом.
Различие в терминах «физическое» и «физкультурное» воспитание состоит в том, что в физическом воспитании обозначено содержание этого вида (из чего оно складывается). Физкультурное воспитание указывает пути приобщения человека к физкультурным занятиям, в том числе и самостоятельным.
Важнейшими путями физкультурного воспитания человека многие специалисты признают:
формирование положительного мотивационно-ценностного отношения человека к физкультурно-спортивной деятельности, а также потребности практического использования основных ценностей физической культуры (двигательных, духовных, материальных);
освоение разнообразных двигательных умений и навыков как совершенно необходимого фактора включения человека в практическую физкультурно-спортивную деятельность;
развитие физического потенциала человека, повышение его физической работоспособности и укрепление здоровья;
формирование организационно-методических знаний, умений и навыков построения собственной физкультурно-спортивной деятельности и соблюдение здорового образа жизни.
Основную нагрузку в реализации всех перечисленных направлений физкультурного воспитания должны нести физкультурно-спортивные кадры, особенно в системе общего, среднего и высшего образования, где предмет «Физическая культура» является обязательным для всех обучающихся. Отсюда следует, что физкультурное воспитание во многом может реализоваться посредством физического воспитания.
1.4. Понятие «физическая подготовка»
Данный термин по своему содержанию имеет два значения - широкое и узкое. В значительной мере «физическая подготовка» совпадает с понятием «физическое воспитание», но полностью ему не тождественна.
Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс совершенствования физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, необходимых в профессиональной, в том числе физкультурно-спортивной деятельности.
Основное различие в реальных процессах физического воспитания и физической подготовки обусловлено главным образом их содержательной направленностью. Если физическое воспитание ориентировано на общее физическое образование и совершенствование человека, то физическая подготовка направлена преимущественно на развитие специальной работоспособности (трудовой, военной, спортивной).
При этом, когда физическая подготовка по таким параметрам, как двигательные умения и физические качества приобретает ярко выраженный специфический характер, применяют термин «специальная физическая подготовка». Если физическая подготовка не является узкоспециализированной, а носит более широкую, комплексную направленность, то уместен термин «общая физическая подготовка».
Еще одно отличие этих понятий состоит в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а «физическая подготовка» может осуществляться также и вне педагогически- организованного процесса в различных индивидуальных, самостоятельных формах занятий.
Понятие «физическая подготовка» в широком понимании получило значительное распространение в таких формах, как производственная и массово-оздоровительная физическая культура. Здесь он употребляется для подчеркивания прикладной направленности физкультурных занятий по отношению к различным видам деятельности. К примеру, говорят - физическая подготовка солдата, геолога, комбайнера и т.д.
Термин «физическая подготовка» в узком смысле применяется прежде всего в теории и практике спорта. В них для различения отдельных сторон подготовки спортсмена (технической, тактической и др.) понятие «физическая подготовка» трактуется преимущественно как процесс совершенствования двигательных способностей (силы, выносливости и др.).
Наряду с понятием «физическая подготовка» в науке и практике пользуются термином «физическая подготовленность». Их также следует различать. Если физическая подготовка отражает главным образом процессуальную сторону деятельности, то физическая подготовленность являет собой результат данного процесса (физической подготовки), который может оцениваться в конкретной количественной форме (килограммы, метры, секунды, баллы и т.п.).
1.5. Понятие «физическое развитие»
В строгом смысле данный термин не является специфичным для теории физической культуры, он разрабатывается биологическими науками. Однако в связи с тем, что физическое воспитание имеет дело, прежде всего с физической сущностью человека, необходимо иметь целостное представление об этой категории.
Физическое развитиепонимается как процесс изменения биологических форм и функций организма человека, протекающий под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности, а также его результат, зафиксированный на тот или иной период жизни.
Несколько слов о биологических формах и функциях организма человека.
Для оценки физического развития человека на определенный период его жизни специалисты используют комплексы соответствующих критериев, обобщенно характеризующих результат физического развития:
1.Показатели телосложения - такие как длина тела, масса тела, осанка, размеры, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Они характеризуют, прежде всего, биологические формы, т.е. морфологию человека.
2.Показатели развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости), в большей мере отражающие, кроме прочего, функции мышечной системы организма.
3.Важнейшим показателем физического развития человека считается здоровье. Оно, как известно, обусловлено комплексом биологических форм и функций организма, а также работой мышечной системы. При этом решающее влияние на здоровье человека оказывают процессы обмена веществ, функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. Таковы основные мор- фофункциональные критерии физического развития, которые в принципе поддаются измерению и соответствующей оценке. Уместно в связи с этим напомнить, что нередко в теории и практике физического воспитания и медицины вместо словосочетания «физическое развитие пик результат» (вторая часть определения) используется термин «физическое состояние», являющееся по сути его аналогом.
Но физическое развитие, согласно определению, рассматривается но только в качестве достигнутого результата, но главным образом оно понимается как происходящий во времени биологический процесс монофункционального изменения организма. Для человека в онтогенезе характерна следующая кривая процесса физического развития:
Примерно до 25 лет многие морфологические структуры увеличиваются в размерах, совершенствуются также функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие относительно стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем по мере старения функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться и формы, такие как длина тела, мышечная масса и т.п.
Далее о факторах, оказывающих влияние как на процесс, так и на результат физического развития.
Вполне естественно, что физическое развитие каждого конкретного человека зависит от многих воздействующих факторов. Однако наиболее типичными, определяющими среди них специалисты выделяют наследственность, среду и двигательную активность.
Наследственность. Этот объективный фактор оказывает громадное влияние на формы и функции организма, а также на здоровье человека в целом. В частности, наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты физического развития. Причем, генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности или предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма (роста, силы, здоровья и т.д.) будет зависеть также от условий жизни (среды) и характера двигательной активности человека.
Среда. Она существенно влияет как на процесс самого развития (как он разворачивается во времени), так и на его уровень в период расцвета физического развития. Среди факторов среды наиболее значимыми для физического развития выступают питание (его калорийность, сбалансированность, режим, характер), условия проживания (благоприятные или неблагоприятные), медицинское обслуживание, отсутствие или наличие у человека вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и т.д.), соблюдение правил здорового образа жизни. Определенную роль в физическом развитии человека играют климато-географическая среда и особенно экологические условия проживания.
Двигательная активность. Образ жизни человека, профессия, величина и характер его двигательной деятельности, вид спорта, которым он занимается, также в значительной степени влияют на многие морфофункциональные показатели физического развития. Примеров этому предостаточно.
Под влиянием тренировочных занятий человек может существенно улучшить практически все двигательные способности. Возможности данного фактора и его роль в физическом развитии несомненна. Целый ряд врожденных аномалий типа сутуловатости, плоскостопия и тому подобных недостатков телосложения успешно устраняются средствами физической культуры, такими как корригирующая гимнастика, ЛФК и т.д.
Таково общее представление о физическом развитии человека.
1.6. Понятие «физическое совершенство»
По своему содержанию это комплексное понятие. Многие его структурные компоненты совпадают с показателями физического развития, в частности, здоровье, формы и функции организма. Ряд признаков содержится в понятии «физическая подготовленность».
Физическое совершенство - это исторически обусловленный высший уровень всестороннего физического развития и двигательной подготовленности человека, оптимально приспособленного к требованиям и условиям жизнедеятельности.
Представление людей о физическом совершенстве человека создается, прежде всего, общественным сознанием, а выразить его в форме определенной идеи могут только те общественные или государственные деятели, ученые, педагоги, практики, которые хорошо разбираются в требованиях и тенденциях общественного развития, производства, военного дела. И только тогда идея о физически совершенном человеке начинает внедряться в систему подготовки людей к жизни через образование, воспитание, приобщение к организованной или самостоятельной физкультурной деятельности.
Смысл исторической обусловленности физического совершенства объясняется тем, что в процессе развития производства, военной практики, типичной для той или иной исторической эпохи, от человека требуются такие физические качества, способности и двигательная подготовленность, которые бы максимально соответствовали выполнению его жизненно необходимых обязанностей. И при этом не ущемлялась бы сама гуманная сущность его жизни в плане достижения всестороннего гармонического развития, укрепления здоровья и т.д. Поэтому выдающиеся основоположники теории физического воспитания именно эти идеи сконцентрировали в качестве основных принципов построения отечественной системы физического воспитания.
Поэтому для каждой исторической эпохи характерен свой уровень физической подготовленности, свой идеал физического развития. Так, в древности человек, наделенный большой физической силой, считался достаточно совершенным, т.к. его жизнь была наполнена противоборством с конкурентами и борьбой за выживание. В настоящее время требования к физическому развитию и подготовленности существенно изменились с акцентом на всесторонность и гармоничность, с хорошо развитыми координационными и скоростными способностями. Именно такие качества требует современная жизнь с ее автоматизированным производством, авиацией, военным делом и т.д. Следовательно, требования к физическим кондициям человека всегда детерминированы исторической необходимостью и будучи в силу этого динамичными должны выражаться в количественных и качественных показателях (А.Д. Новиков).
Отметим при этом, что абсолютно физически совершенным человеком стать практически невозможно, т.к. его развитие не успевает полностью соответствовать новым требованиям жизни. Поэтому к высшему уровню физического совершенства можно лишь приближаться и в наибольшей степени это удается человеку, если у него:
крепкое здоровье, обеспечивающее возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта;
достаточно высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиваться значительной специальной дееспособности;
пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
всесторонне и гармонически развитые двигательные способности, исключающие однобокое развитие;
владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
физкультурная грамотность, достаточная как для развития физических способностей, так и эффективного их использования в своей жизнедеятельности, труде, спорте;
оптимальное гармоничное единство духовно-нравственных и психофизических структур личности как необходимое условие стремления к совершенству.
Таким образом, к физическому совершенству приближается лишь тот человек, который обладает вышеобозначенными ценностями, многие из которых приобретаются только с помощью физической культуры.
1.7. Понятие «физкультурное движение»
Для вовлечения всех ценностей физической культуры в жизнь общества и превращения ее если не во всенародную, как это декларировалось в СССР, то хотя бы в массовую, необходимы усилия многих людей. К таковым следует отнести деятельность штатных и общественных тренеров, преподавателей, методистов, инструкторов, спортивных судей, организационно-управленческого аппарата, специалистов по подготовке физкультурно-спортивных кадров и т.п. Естественно, сюда же включаются все занимающиеся физической культурой и спортом, т.е. тот реальный контингент, ради которого трудятся многочисленные физкультурно-спортивные кадры. Всю эту разностороннюю деятельность людей, так или иначе связанную с функционированием и развитием физической культуры в стране, и называют физкультурным движением.
Таким образом, понятие «физкультурное движение» представляет собой универсальную форму функционирования физической культуры в обществе, в которой осуществляется совместная деятельность людей по ее использованию и развитию.
Термины «физическая культура» и «физкультурное движение» между собой тесно взаимосвязаны. Сама по себе физическая культура, особенно ее материальные и духовные ценности, образно может быть уподоблена малополезному богатству, если она не включена в Жизнь человека. А когда эти ценности начинают использоваться людьми — это и есть физкультурное движение. Следовательно, его главная цель в стране предназначена главным образом для вовлечения Возможно большего числа людей в активные физкультурно-спортивные занятия.
Физкультурное движение в обществе существует в различных Конкретных формах. Наиболее существенными из них являются: физическое воспитание (базовая физическая культура), массово-оздоровительная физическая культура ( рекреационная, ЛФК и др.), а также спорт.
1.8. Понятие «спорт»
Как форма физической культуры представляет собой соревновательную деятельность, реализуемую на основе специальной Подготовки и установленных норм и правил, направленную на максимальное развитие телесных качеств и способностей человека в избранном предмете специализации.
Соревновательный характер спортивной деятельности человека основан на его стимулирующей возможности постоянно совершенствовать свои способности. Поэтому спорт зародился в обществе в качестве наиболее эффективного средства и метода развития человеческих способностей, а также их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство и т.д.), в которых нередко применяются соревновательные начала, используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей, а не для совершенствования человека. Соревновательные элементы в них предназначены, прежде всего, для стимулирования того же производства, искусства и т.д. Отсюда соревнования, к примеру, парикмахеров или комбайнеров к спорту непосредственного отношения не имеют.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте, как известно, осуществляется главным образом в форме спортивной тренировки. Сама же тренировка для эффективного развития человеческих способностей в предмете избранной специализации строится по тем закономерностям, которые выводят спортсмена на все более высокие достижения. Поэтому вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения и т. д. Все это служит объективной основой продвижения спортсмена по все возрастающим ступеням мастерства.
Что касается норм, правил и обусловленных ими взаимоотношениями в спортивной деятельности, то они в рамках спорта приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, тщательно разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по установленным единым, обязательным для всех участников правилам. Их нарушение спортсменом недопустимо и немедленно ведет к наказанию. Взаимоотношения с соперниками также детально обозначены. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, возрастные категории, пол, дистанция и т.д.).