kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные понятия физической культуры и спорта

Нажмите, чтобы узнать подробности

основные понятия физической культуры. В данном документе даны определения понятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные понятия физической культуры и спорта»

27


Основные понятия физической культуры и спорта, их сущность и соотношение




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

1.

Основные понятия теории и методики физической культуры

6

1.1

Понятие «физическая культура»

9

1.2

Понятие «физическое воспитание»

15

1.3

Понятие «физкультурное воспитание»

19

1.4

Понятие «физическая подготовка»

20

1.5

Понятие «физическое развитие»

22

1.6

Понятие «физическое совершенство»

25

1.7

Понятие «физкультурное движение»

27

1.8

Понятие «спорт»

28















Введение


В системе высших и среди их учебных заведений, готовящих физкультурно-спортивные кадры, в нашей стране традиционно сложилась достаточно обоснованная система специализированных учебно- научных дисциплин, необходимых для эффективной профессиональ­ной деятельности в любом звене физической культуры и спорта (до­школьные учреждения, общеобразовательная школа, средние и выс­шие учебные заведения, различные формы массово-оздоровительной физической культуры, существующие уровни спортивного движения).

По своему назначению в системе физкультурного образования все учебные дисциплины классифицируются на следующие типичные группы:

  • естественные науки, изучающие организм человека и его функ­ционирование, в том числе в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

  • гуманитарные (общественные), рассматривающие различные аспекты духовной культуры человека и общества;

  • педагогические науки, выявляющие закономерности обучения и мое питания человека, включая теоретико-методические основы физического совершенствования человека;

• спортивные дисциплины, раскрывающие теоретико-методические особенности построения занятий в отдельных видах физической культуры и спорта.

В совокупности в процессе обучения в вузе студент должен осво­ить порядка 50 учебных предметов, необходимых и важных для осу­ществления чрезвычайно сложной профессиональной деятельности в области физической культуры. При этом каждая дисциплина в силу своей специфики раскрывает лишь отдельные объекты действитель­ности. Получается, что человек как бы искусственно разрывается на части. В то время как специалисту в сфере физического воспитания предстоит иметь дело с единым целостным организмом и личностью занимающегося. Развивая мышцы, он должен представлять, что при этом происходит с вегетативными органами, психикой, сознанием уп­ражняющегося .

Ситуация усугубляется тем, что полученные знания совсем не упорядочены, они разрозненны и мало связаны между собой. Великий русский педагог К.Д Ушинский в подобном положении отмечал: «Го­лова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не оты­щет».

Поэтому вся обширная информация разных научных дисциплин должна быть синтезирована и представлена в форме единой целостно- упорядоченной системы теоретико-методических положений, знание которых гарантировало бы педагогам плодотворную деятельность в сфере физической культуры. Подобную систематизацию профессио­нальных знаний, как известно, может осуществить соответствующая теория, основными источниками которой выступают фактически все отмеченные выше группы дисциплин, а также реальная физкультурно-спортивная практика.

Термин «теория» - как высшая форма научного знания о той или иной области действительности используется в науке, во-первых, чтобы отличать ее от практики, во-вторых - от гипотезы, т.е. недока­занного знания. Теория, как правило, не оперирует отдельными фак­тами, она их классифицирует и обобщает с помощью своего специфи­ческого языка - понятий, категорий, закономерностей, принципов, концепций, идей, моделей, тенденций, связей и т.п.

Для того чтобы обобщенно представить исторически накоплен­ные знания в сфере физического воспитания, частично отраженные в трудах П.Ф. Лесгафта, Г. Демени, Г.А. Дюперона и др., и тем самым удовлетворить потребности бурно развивающейся в Советском Союзе физкультурно-спортивной практики в 20-30 гг. прошлого века в стра­не начала активно формироваться специальная педагогическая учебно-научная дисциплина — теория физического воспитания.

У истоков создаваемой дисциплины стояли выдающиеся специа­листы, обладающие теоретическим складом мышления - В.В. Гори- невский, А.Д. Новиков, В.Е. Игнатьев, В.В. Белинович, В.Г. Яковлев, К.Х. Грантынь и др. Ими была заложена содержательная структура и логика построения предмета, которая в своей основе сохраняется и в ныне действующей дисциплине «Теория и методика физической культуры».

Предметом, т.е. областью специального изучения «Теории и ме­тодики физической культуры» является обобщённая система науч­ных знаний о сущности физической культуры, её свойствах, возмож­ностях и закономерностях управления процессом физического совер­шенствования человека, в рамках которого параллельно осуществля­ется также его духовное воспитание.

Из определения следует, что общая направленность предмета ос­тается преимущественно педагогической, какой она и была сформу­лирована его основателями и последователями, а не акцентировано- культурологической, как предлагается в последнее время. Естествен­но, такой аспект в предмете может быть расширен и усилен на основе научно доказательной базы, а не декларативной. Ибо, даже существуя в рамках педагогической науки, теория физической культуры выявля­ет то существенно общее, что характеризует данный вид культуры в целом.

В связи с этим подчеркнем, что «Теория физической культуры» как учебный предмет, определяя общие закономерности физического воспитания, фиксирует и обосновывает лишь наиболее оптимальные способы его достижения в процессе практической деятельности.

В данном учебном предмете сконцентрировано его основное со­держание. Если компактно структурировать содержание «Теории и методики физической культуры», то достаточно четко прослеживают­ся три взаимосвязанных уровня изложения материала.

1-й уровень - собственно теоретический включает следующие темы:

  • Предмет и основные понятия теории физической культуры.

  • Функции и формы физической культуры в обществе.

  • Система физического воспитания в России, ее цель, задачи и общие принципы.

  • Средства и методы физического воспитания.

  • Основные стороны и методические принципы физического вос­питания.

2-й уровень - теоретико-методический раскрывает наиболее су­щесвенные для специалиста проблемы:

  • Основы теории и методики обучения двигательным действиям.

  • Основы теории и методики воспитания физических качеств че­ловека.

  • Основы теории формирования осанки и регулирования массы тела.

  • Особенности формирования личности в процессе физического воспитания.

  • Формы построения занятий в физическом воспитании.

Планирование и педагогический контроль в физическом воспи­тании.

3-й уровень преимущественно методико-практический, пред­ставляет материал, в котором излагаются особенности использования физической культуры в различные возрастные периоды жизни чело­века, а именно:

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

  • Физическое воспитание детей и молодежи школьного возраста.

  • Физическое воспитание студенческой молодежи.

  • Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  • Физическая культура в системе рациональной организации труда.

  • Физическая культура в жизни трудящихся и людей пожилого и старшего возраста.

Названная проблематика в своей совокупности охватывает все основные стороны и аспекты практической деятельности специали­стов в сфере физической культуры и спорта, ибо теория и практика органически взаимосвязаны и друг без друга вперед двигаться не могут. Практику можно сравнить с неутомимо шагающим ходоком, не­сущим на своих плечах крылатую теорию с острыми глазами. Поэто­му ходок без таких глаз - это медленно идущий слепец, не знающий направления своего пути. Его реальное продвижение к поставленной цели совсем не гарантированно.

Если же рассматривать теорию физической культуры как науч­ную дисциплину, то, естественно, её рамки намного шире учебного предмета и она должна изучать, осмысливать и обобщать все стороны существования физической культуры в обществе, в том числе и куль­турологические. В частности, сферой научного интереса теории фи­зической культуры могут быть такие проблемы, как ее связи и отно­шения с общей культурой, философией, социологией, правом, эконо­микой, политикой, медициной и другими областями действительности.



1. Основные понятия теории и методики физической культуры

Изучение любой научной и учебной дисциплины, как правило, на­чинается с освоения ее азбуки - представлений, суждений и понятий. И если этот язык, имеющий свои специфические особенности, глубо­ко не изучить, то вряд ли удастся проникнуть в сущность данной дис­циплины, конкретной профессии. И это несмотря на то, что опреде­ленное поверхностное (или говорят обыденное) представление по многим реалиям имеют почти все люди. К примеру, язык врача, хотя и будет в какой-то степени понятен больному, но при этом некоторые важные аспекты могут остаться не вполне ясными. Миллионы людей знают, что аспирин способствует снижению повышенной температу­ры больного, но только специалист-врач представляет как его основ­ные, так и побочные свойства, кому нужна та или иная дозировка, при каких заболеваниях он противопоказан и т.д. Поэтому понятийный аппарат теории физической культуры является ее важнейшим разде­лом, т.к. в нем концентрированно выражена сущность данного пред­мета.

Понятие - это основная форма мышления, раскрывающая обоб­щенный смысл той или иной группы объектов окружающего нас ми­ра, обозначая при этом самые необходимые и существенные их свой­ства, признаки или стороны в определенных взаимосвязях.

Если в понятии должны обозначаться лишь сущностные призна­ки, то в представлениях могут присутствовать также второстепенные, случайные. Поэтому представления считаются начальным, неполным уровнем знания.

Особенно велико значение понятий в профессиональной и науч­ной деятельности:

-Современное научное понятие отражает достижение конкрет­ной науки, глубину ее проникновения в сущность явления, т.е. оно всегда выражает степень познания на определенный момент. Поэтому понятия не остаются неизменными, они постоянно совершенствуются и уточняются. По общему признанию они считаются основным язы­ком, прежде всего теоретических наук.

-Понятия помогают специалистам правильно ориентироваться в массе единичных явлений и фактов. Они дают возможность группи­ровать эти явления и факты по типичным свойствам, находить им ме­сто в какой-то системе знания для практического использования.

-Понятия являются необходимым средством общения и обмена информацией между специалистами той или иной отрасли науки или профессии, т.к. исключаются разные толкования терминов, естест­венно, пока не возникнет потребность их пересмотра и уточнения.

Поэтому чрезвычайно важно овладеть профессиональным поня­тийным аппаратом. Первоначальное усвоение понятий происходит в процессе обучения. Труд и усилия, потраченные на это, многократно окупаются. Преподаватель-тренер, не владеющий в совершенстве профессиональным языком, мало чем будет отличаться в вопросах физической культуры и спорта от любого обывателя с улицы.

Понятийный аппарат физкультурно-спортивной науки достаточно специфичен и многообразен, он насчитывает многие десятки специ­альных терминов. Все они будут осваиваться постепенно на протяже­нии всего курса обучения, как при изучении теории физической куль­туры, так и других практических и теоретических дисциплин.

При определении понятий, а это важнейшая функция именно тео­рии, чтобы добиться их содержательной и логической корректности, ученые сформировали ряд обязательных требований:

1. В начале определения должен быть указан ограничительный критерий, обозначающий соотношение определяемого понятия с вы­шестоящей системой. Таковыми могут быть термины типа - часть, класс, сторона, вид, род, уровень и др. К примеру, по отношению к физическому воспитанию вышерасположенной системой будет яв­ляться общее воспитание.

2.Во второй части определения указывается самый существен­ный признак (свойство), присущий определяемому объекту и отли­чающий его от других сходных или смежных явлений.

3.Третья часть определения в предельно сжатой форме должна отражать основное содержание определяемого объекта, не противоре­чащее первым двум критериям.

4.Дополнительные требования: при замене в определении содер­жательных слов синонимами не должна нарушаться сущность объек­та, т.е. какими бы словами не было сформулировано то или иное по­нятие, его смысл должен сохраняться. Кроме того, понятие желатель­но обозначать в краткой форме, в идеале одним предложением. Дета­лизировать и перечислять второстепенные свойства необязательно, ибо в этом случае осуществляется не определение понятия, а простое описание, характерное для начального этапа познания.

К основным понятиям теории физической культуры относятся следующие: 1) физическая культура; 2) физическое воспитание; 3) физкультурное воспитание; 4) физическая подготовка; 5) физичес­кое развитие; 6) физическое совершенство; 7) физкультурное движе­ние; 8) спорт; 9) система физического воспитания.

Кроме того, в разделе кратко обозначаются некоторые смежные или частично совпадающие понятия. Отметим при этом, что определения понятий осуществлено не с культурологических позиций, а с педагогически и методически содержательных, которые, как известно, направлены преимуществен­но на физическое совершенствование человека во взаимосвязи с ду­ховным.

    1. Понятие «физическая культура»

Физическая культура является цент­ральным понятием теории физической культуры, всего физкультурно­го образования. Термин встречается довольно часто не только в про­фессиональной конкретной сфере, но и в обычной жизни.

Однако прежде чем давать определение физической культуре необходимо выяснить, как толкуется категория «культура», являющаяся родовым понятием по отношению к другим ее видам (материальной, духовной, физической и т.д.).

В наиболее содержательно обобщающих определениях отечественных ученых культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых людьми в ре­зультате их созидательной деятельности для удовлетворения своих жизненных потребностей в качестве необходимых факторов и спо­собов совершенствования человека и общества. Следовательно, к культуре относится все то, что существует помимо природы. Преоб­разуя окружающую природу и самого себя как природного существа, человек тем самым создает культуру, в том числе и личную. Поэтому культуру следует рассматривать в качестве основного способа и ре­зультата развития физических и духовных качеств и способностей че­ловека.

В постижении смысла физической культуры происходит парадо­ксальная ситуация. Оказывается, чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином «физическая культура», тем дальше удаляемся в понимании ее истинной сущности, она как бы размывает- i и. К примеру, абсолютно некорректным является нередко встречаю­щееся в обиходе утверждение, что всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.), мож­но идентифицировать с физической культурой. В эхом случае вряд ли правомерно говорить о подлинно культурной деятельности, ибо не всякий груд или боевые действия развивают человека в гуманном на­правлении, как это свойственно подлинной культуре, нередко получа­ется наоборот.

Известно, что человек выделился из природы миллионы лет на­зад. И когда он начал приспосабливать окружающую природу и со­вершенствовать свое тело, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами - только такую его деятель­ность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда в самом мерном приближении физическая культура есть способ и мера физи­ческого преобразования человека, его собственной природы и двига­тельных способностей. Это описательное, предельно обобщенное оп­ределение физической культуры приведено с единственной целью - приблизиться к пониманию термина более корректно-содержательно.

Физическая культура - это вид культуры, сущностью которой напнется оптимальная двигательная деятельность, реализуемая по­средством физического упражнения на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека.

В данном определении обозначены три основных признака физи­ческой культуры:

1. Сущностный признак - это оптимальная двигательная дея­тельность, связанная с физическим упражнением.

2. Необходимыми условиями оптимизации двигательной дея­тельности служат материальные и духовные ценности.

3. Целевое назначение физической культуры заключается в фи­зическом совершенствовании человека.

Помимо этого в определении отмечено, что физическая культура является видом культуры, поэтому она, равно как и общая культура, состоит из двух частей - предметной и личностной. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных и духовных реа­лий, так и в форме личностного достояния человека, занимающегося физическими упражнениями.

Из определения также следует, что физическая культура достато­чно сложное социальное образование. В ее структуре выделены дея- тельностный, ценностный и результативный аспекты, нашедшие отра­жение в самой формулировке понятия. Рассмотрим их сущность.

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в резуль­тате физического упражнения, т.е. оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой, которая осуществляется по закономерностям физического воспита­ния, к примеру, по законам развития силы и выносливости, законам формирования техники движений и т.д.

В процессе жизни человек занимается многими видами деятель­ности, в той или иной степени связанными с двигательной активно­стью и значительными физическими нагрузками. Однако, как уже от­мечалось, далеко не все они могут идентифицироваться с физической культурой. Отсюда сущностным ядром физической культуры можно считать только оптимальную двигательную активность, связанную с обязательным использованием физических упражнений. Выполняе­мые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, за­висящие от поставленной человеком задачи — восстановить, под­держать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная дея­тельность, воздействующая положительным образом на психофизиче­скую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, предположим, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она направлена не на совершенствование самого себя, а на выполнение производственного задания, которое должно быть достигнуто любой ценой, даже сверхперенапряжением. Подобная ситуация к физичес­кой культуре в принципе не относится, она вредна и недопустима.

Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реа­лизуется и проявляется в результате выполнения человеком физичес­ких упражнений типа гимнастики, игры, спорта; при этом деятель­ность должна направляться на решение задач физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с его закономерностями.

В отличие от многих других видов физической активности чело­века, физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особен­ностей:

Во-первых, доля физических нагрузок в процессе физкультурных занятий должна находиться в оптимальных для решения конкретных задач пределах и в то же время способствовать достижению полезных для организма эффектов (оздоровительных, развивающих и т.д.). Только при этом физическая культура выполняет свое специфическое предназначение для человека и общества.

Во-вторых, деятельность в сфере физической культуры представ­лена наиболее рациональной техникой выполнения двигательных действий и методикой совершенствования физических качеств. При воспитании скоростных способностей, к примеру, методика будет су­щественно отличаться от таковой при развитии общей выносливости практически по всем параметрам, а техника спринтерского бега - от бега за уходящим автобусом.

В-третьих, физкультурная деятельность человека всегда направ­лена на совершенствование самого себя в аспекте овладения рацио­нальной техникой упражнения, воспитания физических качеств, фор­мирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, ле­жащие вне самого человека (к примеру производственные или пре­стижные), хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ве­дущими при этом не являются.

Все эти признаки в своей совокупности присущи только физичес­кой культуре. Для других видов двигательной деятельности в полном объеме они не свойственны.

Ценностный аспект физической культуры, как следует из опре­деления, представлен обширной совокупностью материальных и ду­ховных ценностей, специально созданных для оптимизации двигатель­ной деятельности с целью физического совершенствования человека.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (гимнастические и легкоатлетические снаряды, лыжи, мя­чи, тренажеры и т.д.). Физкультурное занятие без таких предметных ценностей менее эффективно либо просто невозможно, к примеру, вряд ли зимой можно научиться плавать при отсутствии бассейна.

Духовные ценности физической культуры представлены истори­чески отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, с ее гро­мадным набором упражнений, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности. При этом физическое упражнение, зафикси­рованное на бумаге, представляет духовную ценность, а реально вы­полняемое человеком — скорее является его материально-духовным воплощением.

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры по пра­ву относятся накопленные практикой и наукой специальные физкуль­турные знания, отраженные как в общей теории физической культуры и спорта, так и в различных методических пособиях, учебниках, мо­нографиях, научных статьях, справочниках достижений, правилах со­ревнований, идеях олимпизма, спортивной этике и т.д.

При этом важно отметить, что все эти предметные материальные, а также духовные ценности значимы не сами по себе, а лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной деятельности людей. К приме­ру, бассейн для человека, не желающего в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой приме­няют, а по возможности и развивают.

Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных достижений, которые человек приоб­ретает в процессе целенаправленной физкультурной деятельности.

К ним можно отнести полученные в результате физкультурных занятий двигательные умения и навыки; саму способность быстро oвладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий; возросшую физическую работоспособность и окрепшее здоровье; пропорциональное, но развитое телосложение и осанку; физкультурные знания; нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.

Данный аспект правомерно отождествляют с понятием «личная физическая культура», которое стало нередко использоваться в научной и учебной литературе.

В первом приближении понятие «физическая культура личности» можно определить как процесс индивидуального освоения чело веком сущностных ценностей физической культуры для удовлетворения личных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании, а также достигнутые при этом уровни физического развития, подготовленности и здоровья.

Исходя из этого определения, основными признаками личной физической культуры являются:

  • степень приобщенности человека к реальной физкультурно -спортивной деятельности, в процессе которой удовлетворяются личные физкультурные интересы, запросы, потребности;

  • степень владения специальными физкультурно-спортивным! знаниями, двигательными и организационно-методическими умения ми, позволяющими решать индивидуальные задачи физического самосовершенствования;

  • достигнутые в процессе физкультурно-спортивной деятельности уровни в состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Если эти признаки у человека имеются, и они достаточно выражены, то его вполне можно считать физически культурным. И вряд ли уместно относить к данной категории людей, по-настоящему не занимающихся физической культурой и спортом.

Таким образом, физическая культура одновременно существует i виде материальных и духовных ценностей, в форме оптимальной дви­гательной деятельности, а также в качестве внутреннего достояния человека, воплощенного в его знаниях, умениях, навыках, физических способностях и т.д. Стержневым, или говорят системообразующим фа­ктором физического совершенствования человека в рамках трех рассмотренных аспектов физической культуры, безусловно, является деятельностный, который и определяет ее целевое назначение в обществе.

Таково в целом современное представление о физической культу­ре и основных аспектах, ее характеризующих.


1.2. Понятие «физическое воспитание»

Прежде чем перейти к определению и сжатой характеристике этого понятия, есть смысл кратко остано­виться на вопросе о причинах появления физического воспитания в обществе.

Имеются данные (Н.И. Пономарев и др.), что элементы физичес­кого воспитания возникли в первобытном обществе. Первоначально физическая подготовка человека осуществлялась в процессе самой жизни, в процессе его труда. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье и т.д. и в ходе этой естественной, необходимой дея­тельности спонтанно, стихийно происходило совершенствование фи­зических способностей — силы, выносливости, быстроты и др.

Самого физического воспитания в его современном представле­нии как вида специально организованного и управляемого педагоги­ческого процесса в этот период, естественно, не существовало.

В ходе исторического процесса наблюдательные люди замечали, что все члены их племени отличались друг от друга по силе, выносли­вости, работоспособности. И более развитым в этом плане оказывался гот, кто вел активный, подвижный образ жизни, кто многократно пов­торял те или иные физические действия, проявлял физические усилия. Люди оценили полезность физических усилий в жизни, их при клад- иость и необходимость. Свойство полезности физических нагрузок явилось главной предпосылкой зарождения физического воспитания.

Так постепенно произошло осознание, понимание людьми явле­ния упражняемости (повторяемости действий) и его полезности (прикладности) в жизни. Именно явление упражняемости стало фун­даментальной основой физического воспитания. Таким остается оно и до сего времени, и можно с уверенностью полагать останется навсег­да, ибо упражняемость органов, систем и функций человека представляет собой всеобщую исторически непреходящую и универсальную закономерность развития и совершенствования абсолютно любых его способностей (музыкальных, шахматных, спортивных и т.д.).

В дальнейшем, естественно, этот стержневой фактор физического воспитания совершенствовался, приобретая ту или иную специфику по отношению к разным физическим качествам, к разным частным за­дачам физического воспитания.

Кроме этого в ходе исторического развития человечеством было осознано столь же значимое и не менее важное положение физическо­го воспитания - это явление так называемой предварительной подго­товки человека к жизни. Выяснилось, что значительно лучший эф­фект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начи­нает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его го­товят к жизни и труду предварительно, до наступления зрелости. К примеру, научить ребенка плавать в 5-летнем возрасте намного легче и быстрее, чем в зрелом. Это объясняется в настоящее время тем, что детский возраст характеризуется так называемой повышенной чувст­вительностью и пластичностью ЦНС к освоению движений. А древ­ние люди эту закономерность, естественно, осознали интуитивно-эмпирическим путем.

Осознание человечеством этих трех положений и установление связи между ними послужило исходным пунктом появления необхо­димых основ физического воспитания, а точнее, физической подго­товки. Следовательно, первоначальные признаки (черты) физической подготовки как предвестницы физического воспитания проявились лишь тогда, когда люди, оценив полезность и прикладность физиче­ских упражнений, путем многократной повторяемости стали их соз­нательно использовать с целью развить свои физические способности и тем самым лучше подготовить себя к жизни.

Таким образом, современные представления о появлении физиче­ского воспитания в обществе в сжатом выражении выглядят следую­щим образом.

Тяжелые материальные условия существования людей в древно­сти требовали от них хорошей физической подготовленности. Эти по­требности, будучи постепенно осознаны человеком, привели к пони­манию необходимости предварительной подготовки подрастающего поколения к жизни в результате упражняемости, т.е. фактически пу­тем физического воспитания.

Такова сущность и причины возникновения физического воспита­ния в обществе. Само понятие «физическое воспитание» в настоящее время можно определить так:

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение физкультурными знаниями в органи­ческом единстве с духовным совершенствованием личности человека.

В самом начале приведенной формулировки отмечается, что фи­зическое воспитание является видом общего воспитания, из чего сле­дует, что оно, как и все другие виды воспитания, по своей природе есть педагогический процесс. Стало быть ему присущи все основные педагогические признаки, такие как ведущая роль педагога, организо­ванный и плановый его характер, учет методических принципов и то­му подобные педагогические установки.

Кроме того, являясь относительно самостоятельным видом обще­го воспитания, физическое воспитание в пределах своей специфики обладает его основными функциями, т.е. способствует умственному, нравственному, трудовому и эстетическому совершенствованию. И в этом плане оно справедливо считается важным и необходимым сред­ством всестороннего развития личности занимающегося.

Далее в определении понятия физического воспитания подчерки­вается его содержательная специфика, т.е. те существенные признаки, которые его отличают от других видов воспитания. Выделены сле­дующие типичные особенности физического воспитания:

Во-первых, это обучение движениям, т.е. овладение рациональ­ной техникой выполнения различных двигательных действий (бега, ходьбы, прыжков, метаний, игры с мячом, передвижения на лыжах, плавания и т.д.). По степени освоенности двигательное действие мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо термина «обучение движениям» используют словосочетание «формирование двигательных умений и навыков».

Во-вторых, это воспитание физических качеств, таких как сила, скоростные и координационные способности, выносливость и гиб­кость. При этом следует иметь в виду, что все эти двигательные спо­собности (физические качества) являются врожденными, т.е. даны че­ловеку в виде природных задатков и являются функцией многих, тес­но взаимосвязанных систем - ЦНС, ССС, дыхательной, мышечной, шергообеспечивающей и др. Но как и любые природные задатки, их необходимо развивать, совершенствовать. А когда к процессу естественного развития добавляются специально организованные, т.е. педа­гогические воздействия, то многие специалисты посчитали, что корректнее говорить не развитие, а воспитание физических качеств. Впрочем, вот уже более полувека по поводу этих терминов не затиха­ет дискуссия противоборствующих сторонников.

Третий специфический признак физического воспитания связан с необходимостью вооружения занимающихся специальными физкуль­турными знаниями, необходимыми как для более эффективного обу­чения движениям, так и для воспитания физических качеств. Знания делают процесс физкультурных занятий более грамотным и в силу этого более результативным. Поэтому, если данный аспект в полной мере педагогом систематически не реализуется, то подобные занятия приобретают форму элементарного тренинга, но не всестороннего, осмысленного физического воспитания.

Отметим при этом, что в процессе физического воспитания должна в полной мере реализовываться и такая его обязательная сторона, как формирование осознанной потребности в физкультур­ных занятиях, т.к. в обществе нет другой равноценной силы, способ­ной побудить человека приобщиться к реальным ценностям физичес­кой культуры. Любые потребности социального плана глубже осозна­ются и формируются, как известно, только в процессе соответствую­щей деятельности. И если этой стороне, равно как и остальным, препо­даватель уделяет должное внимание, то тогда процесс физкультурных занятий правомерно считать полноценным физическим воспитанием.

Выше речь шла о физическом воспитании как педагогическом яв­лении, где были обозначены его основные специфические признаки. Но нередко в литературе, в том числе и учебной, к физическому вос­питанию авторы относят разные формы физкультурных занятий, в ко­торых эти педагогические признаки нередко отсутствуют. Подобное чрезмерно расширительное использование термина «физическое вос­питание» следует признать не вполне корректным.


1.3. Понятие «физкультурное воспитание»

Процесс воспитания, направленный на формирование физической культуры личности с целью непосред­ственного приобщения человека к занятиям физической культурой и спортом.

Различие в терминах «физическое» и «физкультурное» воспита­ние состоит в том, что в физическом воспитании обозначено содер­жание этого вида (из чего оно складывается). Физкультурное воспи­тание указывает пути приобщения человека к физкультурным заняти­ям, в том числе и самостоятельным.

Важнейшими путями физкультурного воспитания человека мно­гие специалисты признают:

  • формирование положительного мотивационно-ценностного от­ношения человека к физкультурно-спортивной деятельности, а также потребности практического использования основных ценностей физи­ческой культуры (двигательных, духовных, материальных);

  • освоение разнообразных двигательных умений и навыков как совершенно необходимого фактора включения человека в практичес­кую физкультурно-спортивную деятельность;

  • развитие физического потенциала человека, повышение его фи­зической работоспособности и укрепление здоровья;

  • формирование организационно-методических знаний, умений и навыков построения собственной физкультурно-спортивной деятель­ности и соблюдение здорового образа жизни.

Основную нагрузку в реализации всех перечисленных направле­ний физкультурного воспитания должны нести физкультурно-спортивные кадры, особенно в системе общего, среднего и высшего обра­зования, где предмет «Физическая культура» является обязательным для всех обучающихся. Отсюда следует, что физкультурное воспита­ние во многом может реализоваться посредством физического воспи­тания.

1.4. Понятие «физическая подготовка»

Данный термин по своему содержа­нию имеет два значения - широкое и узкое. В значительной мере «физическая подготовка» совпадает с понятием «физическое воспита­ние», но полностью ему не тождественна.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как про­цесс совершенствования физических качеств и формирования двига­тельных умений и навыков, необходимых в профессиональной, в том числе физкультурно-спортивной деятельности.

Основное различие в реальных процессах физического воспита­ния и физической подготовки обусловлено главным образом их со­держательной направленностью. Если физическое воспитание ориентировано на общее физическое образование и совершенствование человека, то физическая подготовка направлена преимущественно на развитие специальной работоспособности (трудовой, военной, спортивной).

При этом, когда физическая подготовка по таким параметрам, как двигательные умения и физические качества приобретает ярко выра­женный специфический характер, применяют термин «специальная физическая подготовка». Если физическая подготовка не является уз­коспециализированной, а носит более широкую, комплексную напра­вленность, то уместен термин «общая физическая подготовка».

Еще одно отличие этих понятий состоит в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а «физическая под­готовка» может осуществляться также и вне педагогически- организованного процесса в различных индивидуальных, самостоя­тельных формах занятий.

Понятие «физическая подготовка» в широком понимании полу­чило значительное распространение в таких формах, как производст­венная и массово-оздоровительная физическая культура. Здесь он употребляется для подчеркивания прикладной направленности физ­культурных занятий по отношению к различным видам деятельности. К примеру, говорят - физическая подготовка солдата, геолога, ком­байнера и т.д.

Термин «физическая подготовка» в узком смысле применяется прежде всего в теории и практике спорта. В них для различения от­дельных сторон подготовки спортсмена (технической, тактической и др.) понятие «физическая подготовка» трактуется преимуществен­но как процесс совершенствования двигательных способностей (си­лы, выносливости и др.).

Наряду с понятием «физическая подготовка» в науке и практике пользуются термином «физическая подготовленность». Их также следует различать. Если физическая подготовка отражает главным об­разом процессуальную сторону деятельности, то физическая подгото­вленность являет собой результат данного процесса (физической под­готовки), который может оцениваться в конкретной количественной форме (килограммы, метры, секунды, баллы и т.п.).

1.5. Понятие «физическое развитие»

В строгом смысле данный термин не яв­ляется специфичным для теории физической культуры, он разрабаты­вается биологическими науками. Однако в связи с тем, что физичес­кое воспитание имеет дело, прежде всего с физической сущностью че­ловека, необходимо иметь целостное представление об этой катего­рии.

Физическое развитие понимается как процесс изменения биоло­гических форм и функций организма человека, протекающий под вли­янием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности, а также его результат, зафиксированный на тот или иной период жизни.

Несколько слов о биологических формах и функциях организма человека.

Для оценки физического развития человека на определенный период его жизни специалисты используют комплексы соответствующих крите­риев, обобщенно характеризующих результат физического развития:

1.Показатели телосложения - такие как длина тела, масса тела, осанка, размеры, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Они характеризуют, прежде всего, биологичес­кие формы, т.е. морфологию человека.

2.Показатели развития физических качеств (силы, быстроты, гиб­кости, выносливости), в большей мере отражающие, кроме прочего, функции мышечной системы организма.

3.Важнейшим показателем физического развития человека счи­тается здоровье. Оно, как известно, обусловлено комплексом биоло­гических форм и функций организма, а также работой мышечной системы. При этом решающее влияние на здоровье человека оказывают процессы обмена веществ, функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. Таковы основные мор- фофункциональные критерии физического развития, которые в прин­ципе поддаются измерению и соответствующей оценке. Уместно в связи с этим напомнить, что нередко в теории и практике физического воспитания и медицины вместо словосочетания «физическое развитие пик результат» (вторая часть определения) используется термин «физическое состояние», являющееся по сути его аналогом.

Но физическое развитие, согласно определению, рассматривается но только в качестве достигнутого результата, но главным образом оно понимается как происходящий во времени биологический процесс монофункционального изменения организма. Для человека в онтогенезе характерна следующая кривая процесса физического развития:

Примерно до 25 лет многие морфологические структуры увеличиваются в размерах, совершенствуются также функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие относительно стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем по мере старения функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться и формы, такие как длина тела, мышечная масса и т.п.

Далее о факторах, оказывающих влияние как на процесс, так и на результат физического развития.

Вполне естественно, что физическое развитие каждого конкретно­го человека зависит от многих воздействующих факторов. Однако наиболее типичными, определяющими среди них специалисты выде­ляют наследственность, среду и двигательную активность.

Наследственность. Этот объективный фактор оказывает громад­ное влияние на формы и функции организма, а также на здоровье че­ловека в целом. В частности, наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты физического развития. Причем, генетически наследственная предрас­положенность в большей мере определяет потенциальные возможно­сти или предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма (роста, си­лы, здоровья и т.д.) будет зависеть также от условий жизни (среды) и характера двигательной активности человека.

Среда. Она существенно влияет как на процесс самого развития (как он разворачивается во времени), так и на его уровень в период расцвета физического развития. Среди факторов среды наиболее зна­чимыми для физического развития выступают питание (его калорий­ность, сбалансированность, режим, характер), условия проживания (благоприятные или неблагоприятные), медицинское обслуживание, отсутствие или наличие у человека вредных привычек (курение, алко­голь, наркотики и т.д.), соблюдение правил здорового образа жизни. Определенную роль в физическом развитии человека играют климато-географическая среда и особенно экологические условия проживания.

Двигательная активность. Образ жизни человека, профессия, ве­личина и характер его двигательной деятельности, вид спорта, кото­рым он занимается, также в значительной степени влияют на многие морфофункциональные показатели физического развития. Примеров этому предостаточно.

Под влиянием тренировочных занятий человек может существен­но улучшить практически все двигательные способности. Возможности данного фактора и его роль в физическом развитии несомненна. Целый ряд врожденных аномалий типа сутуловатости, плоскостопия и тому подобных недостатков телосложения успешно устраняются средствами физической культуры, такими как корригирующая гимна­стика, ЛФК и т.д.

Таково общее представление о физическом развитии человека.


1.6. Понятие «физическое совершенство»

По своему содержанию это комп­лексное понятие. Многие его структурные компоненты совпадают с показателями физического развития, в частности, здоровье, формы и функции организма. Ряд признаков содержится в понятии «физичес­кая подготовленность».

Физическое совершенство - это исторически обусловленный высший уровень всестороннего физического развития и двигательной подготовленности человека, оптимально приспособленного к требо­ваниям и условиям жизнедеятельности.

Представление людей о физическом совершенстве человека соз­дается, прежде всего, общественным сознанием, а выразить его в форме определенной идеи могут только те общественные или госу­дарственные деятели, ученые, педагоги, практики, которые хорошо разбираются в требованиях и тенденциях общественного развития, производства, военного дела. И только тогда идея о физически со­вершенном человеке начинает внедряться в систему подготовки лю­дей к жизни через образование, воспитание, приобщение к организо­ванной или самостоятельной физкультурной деятельности.

Смысл исторической обусловленности физического совершенства объясняется тем, что в процессе развития производства, военной практики, типичной для той или иной исторической эпохи, от челове­ка требуются такие физические качества, способности и двигательная подготовленность, которые бы максимально соответствовали выпол­нению его жизненно необходимых обязанностей. И при этом не ущемлялась бы сама гуманная сущность его жизни в плане достижения всестороннего гармонического развития, укрепления здоровья и т.д. Поэтому выдающиеся основоположники теории физического воспита­ния именно эти идеи сконцентрировали в качестве основных принци­пов построения отечественной системы физического воспитания.

Поэтому для каждой исторической эпохи характерен свой уро­вень физической подготовленности, свой идеал физического развития. Так, в древности человек, наделенный большой физической си­лой, считался достаточно совершенным, т.к. его жизнь была наполне­на противоборством с конкурентами и борьбой за выживание. В на­стоящее время требования к физическому развитию и подготовленно­сти существенно изменились с акцентом на всесторонность и гармо­ничность, с хорошо развитыми координационными и скоростными способностями. Именно такие качества требует современная жизнь с ее автоматизированным производством, авиацией, военным делом и т.д. Следовательно, требования к физическим кондициям человека всегда детерминированы исторической необходимостью и будучи в силу этого динамичными должны выражаться в количественных и ка­чественных показателях (А.Д. Новиков).

Отметим при этом, что абсолютно физически совершенным чело­веком стать практически невозможно, т.к. его развитие не успевает полностью соответствовать новым требованиям жизни. Поэтому к высшему уровню физического совершенства можно лишь прибли­жаться и в наибольшей степени это удается человеку, если у него:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее возможность безболезнен­но и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагопри­ятным условиям жизни, труда, быта;

  2. достаточно высокая общая физическая работоспособность, поз­воляющая добиваться значительной специальной дееспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  4. всесторонне и гармонически развитые двигательные способно­сти, исключающие однобокое развитие;

  5. владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигатель­ные действия;

  6. физкультурная грамотность, достаточная как для развития фи­зических способностей, так и эффективного их использования в своей жизнедеятельности, труде, спорте;

  7. оптимальное гармоничное единство духовно-нравственных и психофизических структур личности как необходимое условие стрем­ления к совершенству.

Таким образом, к физическому совершенству приближается лишь тот человек, который обладает вышеобозначенными ценностями, многие из которых приобретаются только с помощью физической культуры.


1.7. Понятие «физкультурное движение»

Для вовлечения всех ценностей фи­зической культуры в жизнь общества и превращения ее если не во всенародную, как это декларировалось в СССР, то хотя бы в массо­вую, необходимы усилия многих людей. К таковым следует отнести деятельность штатных и общественных тренеров, преподавателей, ме­тодистов, инструкторов, спортивных судей, организационно-управ­ленческого аппарата, специалистов по подготовке физкультурно-спортивных кадров и т.п. Естественно, сюда же включаются все зани­мающиеся физической культурой и спортом, т.е. тот реальный кон­тингент, ради которого трудятся многочисленные физкультурно-спортивные кадры. Всю эту разностороннюю деятельность людей, так или иначе связанную с функционированием и развитием физической культуры в стране, и называют физкультурным движением.

Таким образом, понятие «физкультурное движение» представ­ляет собой универсальную форму функционирования физической культуры в обществе, в которой осуществляется совместная дея­тельность людей по ее использованию и развитию.

Термины «физическая культура» и «физкультурное движение» между собой тесно взаимосвязаны. Сама по себе физическая культу­ра, особенно ее материальные и духовные ценности, образно может быть уподоблена малополезному богатству, если она не включена в Жизнь человека. А когда эти ценности начинают использоваться людьми — это и есть физкультурное движение. Следовательно, его главная цель в стране предназначена главным образом для вовлечения Возможно большего числа людей в активные физкультурно-спортивные занятия.

Физкультурное движение в обществе существует в различных Конкретных формах. Наиболее существенными из них являются: физическое воспитание (базовая физическая культура), массово-оздоровительная физическая культура ( рекреа­ционная, ЛФК и др.), а также спорт.


1.8. Понятие «спорт»

Как форма физической культуры представляет собой соревновательную деятельность, реализуемую на основе специальной Подготовки и установленных норм и правил, направленную на максимальное развитие телесных качеств и способностей человека в из­бранном предмете специализации.

Соревновательный характер спортивной деятельности человека основан на его стимулирующей возможности постоянно совершенст­вовать свои способности. Поэтому спорт зародился в обществе в ка­честве наиболее эффективного средства и метода развития человечес­ких способностей, а также их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство и т.д.), в кото­рых нередко применяются соревновательные начала, используются главным образом для производства материальных и духовных ценно­стей, а не для совершенствования человека. Соревновательные эле­менты в них предназначены, прежде всего, для стимулирования того же производства, искусства и т.д. Отсюда соревнования, к примеру, парикмахеров или комбайнеров к спорту непосредственного отноше­ния не имеют.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте, как известно, осуществляется главным образом в форме спор­тивной тренировки. Сама же тренировка для эффективного развития человеческих способностей в предмете избранной специализации строится по тем закономерностям, которые выводят спортсмена на все более высокие достижения. Поэтому вся система спорта построе­на на таких его глобальных установках, как углубленная специализа­ция, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения и т. д. Все это служит объективной основой продвижения спортсмена по все возрастающим ступеням мастерства.

Что касается норм, правил и обусловленных ими взаимоотноше­ниями в спортивной деятельности, то они в рамках спорта приобре­тают характер исключительной конкретности и определенности. В ча­стности, тщательно разрабатываются положения о соревнованиях, са­ми состязания осуществляются по установленным единым, обязатель­ным для всех участников правилам. Их нарушение спортсменом недо­пустимо и немедленно ведет к наказанию. Взаимоотношения с сопер­никами также детально обозначены. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, возрастные категории, пол, дис­танция и т.д.).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные понятия физической культуры и спорта

Автор: Архипов Илья Александрович

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России""
    ["seo_title"] => string(72) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossii"
    ["file_id"] => string(6) "265584"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России""
    ["seo_title"] => string(73) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossii1"
    ["file_id"] => string(6) "265585"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996762"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в Российской Федерации""
    ["seo_title"] => string(88) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossiiskoifiedieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "265586"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по физической культуре 5,6,7 классы "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-5-6-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "115346"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411929536"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по физической культуре ( 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia_programma_po_fizicheskoi_kulture_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474100"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1529734668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства