Организация и методика проведения физкультурных занятий
Организация и методика проведения физкультурных занятий
Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.
Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация и методика проведения физкультурных занятий»
Оглавление
Введение 3
1 Комплекс ГТО как метод популяризации здорового образа жизни 6
1.1 Понятие и структура комплекса ГТО 6
1.2 ГТО и здоровый образ жизни 7
2 Практическое исследование влияния ГТО на популяризацию здорового образа жизни в общеобразовательной школе 9
2.1 Методика исследования 9
2.2 Результаты исследования 9
Заключение 14
Список литературы 15
Приложения 16
Приложение 1 Анкета 16
Приложение 2 Плакат 18
Введение
Возрождение комплекса ГТО в учебных организациях принципиально важно для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.
Актуальность исследования заключается в том, что ГТО является эффективным средством пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, что было доказано в ранние советские годы практики сдачи норм данного комплекса, так и в современности.
В связи с тем, что в наше время, время электронных технологий, компьютеров и прочих гаджетов, физическая подготовка молодежи, да и состояние здоровья, снизились, по сравнению с прошлыми годами, ГТО стали активно пропагандировать, что дает свои плоды.
При этом необходимо, чтобы молодежь знала о нормах ГТО, понимала необходимость стремления к здоровому образу жизни.
На мой взгляд, приобщение к ЗОЖ необходимо начинать с малых лет, еще в школе, тогда эффективность сдачи норм ГТО в пропаганде спорта и здоровья будет выше.
Проблема заключается в том, что в современном мире люди все меньше занимаются спортом, и все больше времени посвящают малоподвижным занятиям. А в это время государство делает все, чтобы граждане вели здоровый и активный образ жизни. Для этой цели было снова введено ГТО. Молодёжь должна знать преимущества сдачи нормативов ГТО для будущей жизни.
На основании вышеизложенного была выбрана тема исследования – «ГТО и его влияние на популяризацию здорового образа жизни в общеобразовательной школе».
Объект исследования: отношение школьников к сдаче нормативов ГТО.
Предмет исследования: влияние ГТО на популяризацию здорового образа жизни в общеобразовательной школе.
Субъект исследования: ученики 4Б класса МБОУ СОШ № 61 г. Челябинска.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у учеников 4Б класса сложилось позитивное мнение о влиянии комплекса ГТО на популяризацию здорового образа жизни, и они понимают важность и необходимость сдачи нормативов.
Цель работы: изучение отношения школьников к сдаче нормативов ГТО.
Задачи исследования:
1) изучить теоретическую информацию о комплексе ГТО;
2) провести практическое исследование влияния ГТО на популяризацию здорового образа жизни в общеобразовательной школе;
3) проанализировать полученные результаты, сделать выводы и сформулировать рекомендации.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ источников позволил изучить состояние проблемы исследования в теории и практике.
2. Анкетирование проводилось в открытой форме, ученикам было предложено ответить на пять вопросов разработанной нами анкеты.
3. По окончании исследования для анализа полученных данных использовались математические методы.
Организация исследования: исследование проводилось в три этапа.
На предварительном этапе исследования выполнен анализ информационных источников по теме; определены цель и задачи работы, сформулированы объект, предмет и субъект исследования.
На основном этапе исследования была разработана анкета и проведен опрос. В нем приняли участие ученики 4Б класса МБОУ СОШ № 61 г. Челябинска.
На заключительном этапе исследования полученные данные подверглись математическому анализу. На основании анализа и обобщения полученных материалов были сформулированы выводы и предложены рекомендации.
1 Комплекс ГТО как метод популяризации здорового образа жизни
1.1 Понятие и структура комплекса ГТО
Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» – программа физкультурной подготовки, существовавшая в нашей стране с 1931 по 1991 гг. и охватывающая население в возрасте от 10 до 60 лет. С ликвидацией Советского Союза комплекс ГТО прекратил свое существование. С 2014 г. происходит возрождение комплекса в условиях современной России.
Современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации [1].
Подготовка к выполнению государственных требований комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, в учреждениях дополнительного образования (спортивные клубы) и самостоятельно.
Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам.
I ступень – возрастная группа от 6 до 8 лет
II ступень – возрастная группа от 9 до 10 лет
III ступень – возрастная группа от 11 до 12 лет
IV ступень – возрастная группа от 13 до 15 лет
V ступень – возрастная группа от 16 до 17 лет
VI ступень – возрастная группа от 18 до 29 лет
VII ступень – возрастная группа от 30 до 39 лет
VIII ступень – возрастная группа от 40 до 49 лет
IX ступень – возрастная группа от 50 до 59 лет
X ступень – возрастная группа от 60 до 69 лет
XI ступень – возрастная группа от 70 лет и старше [2].
Виды испытаний, входящие в состав ВФСК ГТО, направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Субъектам Российской Федерации предоставляется право дополнительно включать в комплекс ГТО на региональном уровне 2 вида испытаний, в том числе по национальным, военно-прикладным и по наиболее популярным в молодежной среде видам спорта. Государственные требования комплекса ГТО внутри каждой ступени делятся на обязательные и по выбору.
1.2 ГТО и здоровый образ жизни
Комплекс ГТО нацелен на оздоровление нации, при этом особое внимание уделяется молодому поколению граждан Российской Федерации. По мнению организаторов проекта ГТО возрождение комплекса в учебных заведениях очень важно для формирования у молодого поколения таких важных качеств как целеустремленность и уверенность в своих силах.
Комплекс ГТО также играет важную роль в формировании физической культуры и повышении уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений. Школьники в возрасте от 6 до 18 лет (I-V ступени нормы ГТО) имеют право пройти тестирование по выполнению испытаний (тестов) по комплексу ГТО. Вследствие этого важным представляется изучить уровень информированности школьников о возможности сдачи нормативов ГТО.
Сдавать нормативы ГТО необходимо для того, чтобы мотивировать население заниматься спортом и сдавать нормативы программы «Готов к труду и обороне», правительство планирует ввести льготы, сдавшим нормы ГТО.
На сегодняшний день действует только один бонус, касающийся абитуриентов. За значок ГТО к результатам ЕГЭ добавляют дополнительные баллы.
Рассматриваются следующие бонусы:
1. Награждение значком. Сам значок будет являться стимулом для прохождения комплекса и сдачи нормативов. Люди стремятся быть частью коллектива, группы, стремятся быть причастными к чему-то, особенно, если это будет престижно и модно. Для некоторых это уже само по себе станет стимулом.
2. Льготы на посещение спортивных сооружений и объектов. Увлекающихся спортом и любителей спортивных мероприятий привлечет это преимущество. Посещение тренажерного зала, стадиона или спортивного мероприятия станет для таких людей боле доступным.
3. Материальное вознаграждение. Тех, кто к спорту изначально равнодушен, можно привлечь премиями или дополнительными выплатами за прохождение нормативов. Для студентов это может быть прибавка к стипендии, для работающих – дополнительные дни к отпуску [3].
Также рассматриваются льготы при сдаче ГТО для работодателей, чьи сотрудники будут сдавать нормативы, например, снижение страховых взносов.
2 Практическое исследование влияния ГТО на популяризацию здорового образа жизни в общеобразовательной школе
2.1 Методика исследования
Практическое исследование влияния ГТО на популяризацию здорового образа жизни в общеобразовательной школе было проведено с помощью метода анкетирования.
В рамках исследования были опрошены школьники МБОУ СОШ № 61 г. Челябинска в возрасте 10-11 лет, обучающиеся в 4Б классе. Всего было опрошено 25 учеников, из них 10 девочек и 15 мальчиков.
Детям было предложено ответить на вопросы анкеты, состоящей из 5 вопросов, которая представлена в Приложении 1.
2.2 Результаты исследования
Школьников спросили, знают ли они о существовании комплекса ГТО. Ответы приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Информированность школьников о ГТО
Подавляющее большинство ребят (92%, 23 человека) оказались осведомлены о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Не знают о ГТО лишь 2 человека из класса (8%).
Важной задачей исследования также являлось выявление основных источников информации о возможности сдачи нормативов ГТО. Школьников попросили указать, из каких источников они получают информацию на тему возможности сдачи нормативов испытаний (тестов) ГТО. Ответы приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Источники информации о комплексе ГТО
Основным источником получения информации о комплексе ГТО, а именно о возможности сдачи нормативов, респонденты назвали учителей – так ответили 80% школьников (20 человек). Почти каждый пятый школьник (16%) получает необходимую информацию о комплексе ГТО из интернета. По 2 человека (8%) в качестве ответа на данный вопрос анкеты выбрали варианты «родители, друзья», «СМИ», «стенд информации в школе». 1 человек ответил, что информацию о ГТО предоставил тренер спортивной секции.
Наряду с определением уровня общей информированности школьников о существовании комплекса ГТО, важной задачей является выявление доли школьников, непосредственно принимавших участие в данной физкультурно-спортивной программе. Школьников спросили, сдавали ли они лично нормативные требования, предусмотренные комплексом ГТО. Ответы представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Участие школьников в сдаче нормативов ГТО
Большинство опрошенных школьников (40%, 10 человек) принимали участие в сдаче нормативов ГТО и при этом хотят сдать еще раз. Но также есть и те, кто сдавали, но больше не хотят сдавать – 4 человека (16%). Было много тех, кто еще не принимал участие в сдаче нормативов, но хотел бы сдать в будущем – 6 человек (24%). 3 человека (12%) не сдавали и не хотят сдавать, 2 человека (8%) затруднились ответить на данный вопрос.
Интересен тот факт, что многие школьники, уже участвовавшие ранее в мероприятиях комплекса, выразили желание сдавать нормативы ГТО и в дальнейшем. Это может являться важным моментом, свидетельствующим о формировании устойчивого интереса школьников к сфере физической культуры и спорта.
Школьникам, отрицательно ответившим на данный вопрос, было предложено указать причины, препятствующие сдаче нормативов. Ответы респондентов приведены на рисунке 4.
Переходя к рассмотрению основных причин, по которым респонденты не планируют участвовать в мероприятиях комплекса, стоит отметить, что на первое место дети поставили слабую физическую подготовку – так высказались 7 человек из 9 ответивших на данный вопрос (78%). Также среди причин нежелания школьников сдавать ГТО были отсутствие интереса (1 человек, 11%) и состояние здоровья (1 человек, 11%). Другие варианты ответов задействованы не были.
Рассматривая вопрос значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для школьников, стоит затронуть тему мотивации и мотивов, побуждающих их принимать участие в данной физкультурно-спортивной программе. Важным представляется понять, что движет детьми при принятии решения о прохождении всех требований, предъявляемых комплексом. Школьников спросили, какие они видят преимущества при сдаче нормативов ГТО и получении знака отличия комплекса ГТО. Ответы приведены на рисунке 5.
Рисунок 5. Преимущества ГТО по мнению школьников
Как видно, главным преимуществом для школьников в сдаче ГТО является радость и гордость за свои успехи – так ответили 6 человек из 14 (44%). Также по 4 человека (28%) выбрали варианты «поощрение со стороны родителей, учителей» и «оценка «отлично» по предмету «физическая культура».
Таким образом, в целом, можно сделать вывод о том, что школьники достаточно хорошо информированы о комплексе ГТО. Большинство учеников уже приняли участие в сдаче нормативов, многие только собираются это сделать. В целом, школьники верно понимают смысл, цели и преимущества данной программы.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить достаточно высокий уровень информированности школьников относительно комплекса ГТО.
Главным источником информации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» школьники назвали своих учителей физической культуры.
Об участии в мероприятиях по выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО указали 56% учеников.
В целом, полученные результаты отражают достаточно высокий интерес со стороны школьников к самой концепции и основным идеям Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» – формированию у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическому самосовершенствованию и ведению здорового образа жизни.
Итак, в качестве рекомендации по популяризации физической культуры и спорта среди подростков и их родителей можно предложить проведение на родительских собраниях информационных бесед на тему возможности принятия участия в мероприятиях, организуемых Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне».
Таким образом, можно отметить, что Всероссийский Комплекс «Готов к труду и обороне» имеет хорошую репутацию среди школьников, что положительным образом влияет на процесс популяризации и развития массового спорта в городе.
Итак, в данной работе была достигнута цель, решены необходимые для этого задачи, а также подтверждена гипотеза.
Готов к труду и обороне. – URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 11.10.2019).
Садыкова С.В., Кузьмин А.А. Роль и значение ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27308 (дата обращения: 11.10.2019).
Приложения
Приложение 1 Анкета
Дорогой друг! Просим тебя пройти опрос о твоем отношении к сдаче нормативов ГТО (комплекс «Готов к труду и обороне»). Твои ответы очень важны.
1. Знаешь ли ты о нормах ГТО?
- да,
- нет.
2. Из каких источников информации ты узнал о нормах ГТО?
- учителя,
- стенд информации в школе,
- СМИ (телевидение, радио, газеты),
- родители, друзья,
- интернет,
- тренеры спортивных секций,
- не получал(а) информации,
- затрудняюсь ответить.
3. Ты сдавал ГТО?
- да, сдавал(а) и больше не хочу,
- да, сдавал(а) и хочу еще,
- нет, но хотел(а) бы сдать,
- нет, и не хочу сдавать,
- затрудняюсь ответить.
4. Если в предыдущем вопросе ты ответил «нет», то почему? (Если ответил «да», то переходи к пятому вопросу).
- недостаточно физической подготовки,
- не интересно,
- не пригодится в дальнейшем,
- нехватка времени,
- по состоянию здоровья,
- недостаточно информации,
- затрудняюсь ответить.
5. Какие преимущества ты видишь в сдаче ГТО?
- радость и гордость за свои успехи,
- поощрение со стороны родителей, учителей,
- оценка «отлично» по предмету «физическая культура»,