Просмотр содержимого документа
«Организация и методика проведения физкультурных занятий»
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.
Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части: вводную, основную и заключительную.
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями), бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одной ноге, на месте с продвижением), подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание («Найди себе пару», «Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»). Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы) сосудистой и дыхательной систем. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.
В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 основных видов движений (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количеств основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.
Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми одновременно. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Физкультурные занятия:
Традиционные;
Музыкально – ритмическая гимнастика;
Прогулки – походы;
Занятия по типу круговой тренировки;
Самостоятельные занятия;
Занятия, построенные на танцевальном материале;
Сюжетно – ролевые занятия;
Игровые занятия; и др.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ
Фронтальный.
Групповой.
Индивидуальный.
При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.
При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.
При индивидуальном способе, каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
На одном занятии можно чередовать способы организации детей.
Структурирование НОД по физической культуре:
В первой младшей группе (третий год жизни) 1. Построения и перестроения. 2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ): - исходные положения (стоя, сидя, лежа), - приседания, - простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами и без них. 3. Основные движения: - ходьба и бег в разных направлениях, - упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см), - бег в медленном и быстром темпе, - подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета, - катание мяча друг другу, перебрасывание мяча через предмет, бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль, - ползание на четвереньках. 4. Подвижные игры. - не сложные правила. Во второй младшей группе (четвертый год жизни) 1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте. 2. Общеразвивающие упражнения: - с предметами и без предметов, - в различных положениях (стоя, сидя, лежа). 3. Основные движения: - разные виды ходьбы с заданиями, - бег со сменой темпа и направления, - прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание), - прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля), бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль, - лазание приставным шагом, перелазание и пролазание через и под предметами. 4.Ритмические упражнения. 5. Спортивные упражнения: - катание на трехколесном велосипеде, - ступающий шаг и повороты на месте на лыжах, - скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. 6. Подвижные игры. Основные правила игр.
В средней группе (5-ый год жизни) 1. Порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты в движении). 2. Общеразвивающие упражнения: - исходные положения; - одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук; - темп (медленный, средний, быстрый). 3. Основные движения: - в беге – активный толчок и вынос маховой ноги; - в прыжках – энергичный толчок и мах руками вперед – вверх; - в метании – исходное положение, замах; - в лазании – чередующийся шаг при подъеме на гимнастическую стенку одновременным способом. 4. Подвижные игры: - правила игр; - функции водящего. 5. Спортивные упражнения: - на лыжах – скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору; 6. Ритмические движения: - танцевальные позиции (исходные положения); - элементы народных танцев; - ритм и темп движений; - элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу. В старшей группе (шестой год жизни) 1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 коллоны. 2. Общеразвивающие упражнения: - способы выполнения упражнений с различными предметами, - направления и последовательность действий отдельных частей тела. 3. Основные движения: - вынос маховой ноги вперед в скоростном беге, - равномерный бег в среднем и медленном темпе, - способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, - способы метания в цель и даль, - лазание одноименным и разноименным способом. 4. Подвижные и спортивные игры: - правила игр, - способы выбора ведущего. 5. Спортивные упражнения: - скользящий лыжный ход, В подготовительной к школе группе (7-ой год жизни) 1. Порядковые упражнения: способы перестроения. 2. Общеразвивающие упражнения: - разноименные и одноименные упражнения, - темп и ритм в соответствии с музыкальным сопровождением; - упражнения в парах и подгруппах; 3. Основные движения: - в беге – работу рук; - в прыжках – плотную группировку, устойчивое равновесие при приземлении; - в метании – энергичный толчок кистью, уверенные и разнообразные действия с мячом; - в лазании – ритмичность при подъеме и спуске. 4. Подвижные и спортивные игры: - правила игр; - способы контроля над своими действиями; - способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр. 5. Спортивные упражнения: - скользящий переменный шаг по лыжне, технику подъема и спуска в низкой и высокой стойке;
Учитывая временные рамки организации НОД по физической культуре в ДОУ, необходимо подобрать программный материал так, чтобы моторная плотность на занятии была достаточной. Существуют рекомендуемые нормы распределения частей НОД по физической культуре.
Часть занятия
% - время
при 30 мин. занятии
% - время
при 20 мин. занятии
Вводная часть занятия
20% - 6мин.
20% - 4 мин.
Основная часть занятия
66% - 20мин.
66% -13 мин.
Заключительная часть занятия
14% - 4мин.
14% - 3 мин.
Согласно методическим рекомендациям Т.И. Осокиной, в аналогичных рамках представлена структура НОД по физической культуре в ДОУ по возрастным группам.
Структура НОД по физической культуре
№
часть
урока
Группа
Содержание
младшая
средняя
Старшая
время
время
Время
1.
Вводная часть
2 – 4 мин.
3 – 5 мин.
4 – 6 мин.
-Построение, ходьба,
-Легкий бег,
-Упр. для формирования стопы,
-Упр. на внимание,
-Танцевальные шаги,
-Организующая игра,
-Перестроение для ОРУ.
2.
Основная часть
10 -15 мин.
15 -20
мин.
20 -25 мин.
- ОРУ,
- Ходьба,
-Бег,
-Прыжки,
-Бросание и ловля,
-Метание,
-Лазание и перелазание,
- Равновесие,
-Упр. на осанку,
-Подвижная игра большой подвижности,
- Танцы и пляски.
3.
Заключительная часть
2 -3 мин.
2- 4
мин.
2 - 4
мин.
-Спокойная ходьба,
-Малоподвижная игра,
-Хоровод,
-Дыхательные упр.,
-Анализ занятия.
Особенности организации частей занятия.
В вводной части необходимо было заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку.
В основную часть включались общеразвивающие упражнения (для того чтобы разогреть различные мышечные группы), основные движения и подвижная игра.
Заключительная часть преследовала снижение физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.
Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия. В вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего образовательные задачи:
1. разучивание строевых упражнений;
2. освоение разных способов ходьбы и бега;
3. закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);
4. использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;
5. развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
6. развитие динамической ориентировки в пространстве;
7. вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;
8. разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:
1. педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;
2. содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
3. применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.
Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физиологической нагрузки, для развития определенных физических качеств.
В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.
Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старшей, подготовительной - 25-30 мин.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ВОЗДУХЕ
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий на воздухе.
Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.
Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового методов организации детей при выполнении основных движений, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).
При проведении занятий необходимо не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи, тем более что занятия на воздухе создают для этого благоприятные возможности.
До начала занятий и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ НА ВОЗДУХЕ
Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.
Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.
Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании, дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой.
Или, дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между повторениями короткие.
В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.
Таким образом, процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались комплексно.
Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно - образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоциональный подъем. Занятия физкультурой способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.