kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей  физического развития и физической подготовленности обучающихся и, тем самым, могут использоваться как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

3


МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вайнилов Василий Демьянович

учитель физической культуры

общеобразовательной школы I-III ступени № 18 города Тореза


В настоящее время проблема здоровья населения является одной из самых актуальных для нашего общества. Центральное место занимает проблема здоровья детей. И хотя образовательная функция является основным направлением деятельности школы, эффективное использование имеющихся резервов для воспитания здоровых детей остается основной задачей образовательного учреждения.

Для того, чтобы рассчитать уровень физического развития и подготовленности учеников в школе проводится мониторинг физического развития. Данная тема «Мониторинг физического развития обучающихся» довольно актуальна и позволяет учителю определить функциональное состояние и степень физического развития детей. Данная методика предполагает использование шести функциональных тестов (индексов), характеризующие состояние функциональных возможностей систем организма.

Для получения более верных результатов состояния систем организма функциональные пробы выполняются в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель - май). Помимо этого, они также помогают определить динамику развития функциональных систем. Тестирование следует проводить в спокойном состоянии до выполнения какой-либо физической нагрузки.

Данная методика даёт возможность получить интегральную оценку степени физического развития обучающихся и мальчиков, и девочек в возрасте от 6 до 18 лет. С помощью полученной оценки уровня физического развития можно определить каждый показатель, индекс и выявить «слабые стороны» организма школьника. А уже после этого, основываясь на полученных результатах, сформировать индивидуальные рекомендации оздоровительных мероприятии. Это сможет повысить интерес обучающихся и родителей к количественной оценке физического здоровья детей и её динамики. Благодаря такой деятельности, появляется возможность прогнозировать состояние здоровья школьников и создавать рациональную индивидуальную дозируемую тренировочную нагрузку.

Методика проведения функциональных проб для определения физического здоровья учеников достаточно проста и не требует для своего проведения специального оборудования. Рассмотрим более подробно характеристики каждой функциональной пробы.

Массо-ростовой индекс Кетле впервые увидел свет в 1835 году со страниц одного французского журнала, где была указана любопытная таблица на то время с параметрами среднего роста и веса мужчин и женщин в зависимости от возраста. Как оказалось, это была одна из первых публикаций работ Адольфа Кетле (Adolphe Quetelet 1796-1874), бельгийского ученого, астронома и математика, основателя Брюссельской обсерватории и основоположника современной статистики.

Индекс Кетле характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения. Длина тела или рост стоя измеряются с помощью ростомера или антропометра. Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах без обуви в спортивном костюме. Квадрат числа х - это результат умножения числа на себя: х*х=м2. Например, рост 128 см = 1,28 м2. Квадрат числа будет равен 1,28·1,28=1,64 м2.

Индекс массы тела =

Данный индекс важен для определения индивидуальной физической нагрузки конкретного ученика.

Индекс мощности Шаповаловой определяет развитие силы, быстроты и скоростной выносливости. Обследуемый лежит на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях под углом 90º, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, стопы зафиксированы или удерживаются партнером. По команде «Марш!» выполняется подъем туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в исходное положение до касания пола лопатками, локтями, затылком, время выполнения упражнения 60 секунд.

Индекс Шаповаловой =

Низкое значение индекса, кроме слабого развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости), также свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях кардио – респираторной системы. Проводимые в различное время года исследования (весна и осень), показывают, что осенью наблюдается ухудшение состояния кардио - респираторной системы у школьников.

Для количественной оценки энергопотенциала организма человека применяется показатель резерва – индекс Робинсона. Он используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме. 

По индексу Робинсона можно получить характеристику систолической работы сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышц сердца. По этому показателю косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом.

Для того чтобы подсчитать индекс Робинсона для организма, необходимы данные о частоте сердечных сокращений и систолическое артериальное давление ("верхнее").

  1. После 5-минутного отдыха в положении стоя определите частоту сердечных сокращений (пульс) за 1 минуту.

  2. Измеряйте свое давление и запомните его "верхнее" значение (систолическое).

Индекс Робинсона =

Дыхание - единый процесс, осуществляемый целостным организмом. Процесс дыхания состоит из трех неразрывных звеньев:

  1. внешнего дыхания или газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров, происходящего в легких;

  2. переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови;

  3. внутреннего (тканевого) дыхания, т. е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту.

Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания.

Например, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостаточности кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов – переносчиков кислорода, при заболеваниях легких наступает тахикардия.

При исследовании дыхательной системы пользуются различными инструментальными методами, в том числе определением дыхательных объемов – частоты, глубины ритма дыхания, жизненной емкости легких, выносливости дыхательных мышц и др.

При определении пробы Штанге, задержка дыхания на вдохе должна быть с «нейтральным» давлением в легких (одинаковое давление внутри лёгких и снаружи грудной клетки). В таком положении грудная клетка имеет максимальную расслабленность. Задержка на вдохе выполняется с объемом воздуха приблизительно равным 2/3 от возможного вдоха.

После небольшого отдыха (около 5 минут), необходимо сидя сделать несколько глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задержать дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Проба Руфье представляет собой несложное физическое испытание, по результатам которого можно судить о работе сердца во время физической нагрузки. Этот тест показывает, какой уровень нагрузки может выдержать человек без риска для своего здоровья.

Проба Руфье – основной показатель для распределения школьников по группам. На практике данный тест показывает, в какой группе по физкультуре должен и сможет по состоянию здоровья заниматься ребенок. На основании результатов теста Руфье школьнику выдают справку, где указана группа для занятий физической культуры:

  1. основная группа: могут посещать абсолютно здоровые дети – будущие чемпионы спортивных соревнований, у которых нет ни проблем с сердечно-сосудистой системой, ни жалоб на сердце;

  2. подготовительная группа: состоит из учеников на стадии реабилитации и с незначительными отклонениями в физическом развитии (например, диффузный зоб 1-2-ой степени, сколиоз 1-ой стадии), которые занимаются по основной программе, но не сдают нормативы по кроссу;

  3. специальная группа: включает школьников с хроническими патологиями, которые требуют индивидуального подхода при выполнении упражнений.

Если ребенку не удалось сделать 30 приседаний за 45 секунд, тест Руфье необходимо провести повторно через несколько месяцев, что безошибочно определить группу для занятий физкультурой.

Проба Руфье =

При изучении координационной функции нервной системы используют статические и динамические координационные пробы.

Для оценки статической координации применяется проба Ромберга. При выполнении пробы испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, а пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга определяется потерей равновесия. Как только начинается покачивание, дрожание пальцев, секундомер останавливается. Данную пробу необходимо использовать до и после занятий. Сокращение времени устойчивости можно наблюдать при усталости, при плохом самочувствии или перенапряжении.

Оценка уровня физического развития позволяет оценить каждый показатель, выявить «слабые места» организма школьника и на основе этих оценок дать индивидуальные рекомендации оздоровительных мероприятий. Она повышает интерес обучающихся и родителей к количественной оценке физического здоровья детей и ее динамике, дает возможность прогнозировать состояние здоровья обучающихся.

Для мониторинга уровня физической подготовленности школьников используются диагностические упражнения:

  1. в 1-4 классах - 4 упражнения,

  2. в 5-11 классах - 6 упражнений (бег 30 м – скорость, бег на выносливость, подтягивание, сила, наклоны вперёд из положения сидя, гибкость, челночный бег 4х9м, ловкость, прыжки в длину с места, скоростно – силовые способности).

Диагностические упражнения на скорость и выносливость выполняются в октябре, на силу и гибкость – во II четверти, на ловкость и скоростно – силовые качества – в III четверти. В мае выполняются все шесть диагностических упражнений.

Анализируя результаты мониторинга можно проследить динамику развития физических качеств. Как правило, к концу учебного года наблюдается положительная динамика результатов тестирования. Школьников, которые имеют положительную динамику результатов можно стимулировать дополнительными баллами при оценивании их учебных достижений. Это является дополнительной мотивацией обучающихся на уроках физической культуры.

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности обучающихся и, тем самым, могут использоваться как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого ученика.

Преподавание физической культуры с учётом индивидуального развития (по результатам мониторинга) помогает значительно повысить показатели физической подготовленности обучающихся, позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности, с учётом состояния здоровья, медицинский показателей современного ребёнка и, в конечном итоге, существенно способствует адаптации ребёнка в обществе.


Список литературы

  1. Аблов Е.М., Чурихин Е.А. «Мониторинг физического развития школьников», Екатеринбург, 2001

  2. Васильева О.Н., Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей среднего школьного возраста. // Новые исследования по возрастной физиологии. - 2000.

  3. Железняк Ю.Д. «Теория и методика обучения предмету Физическая культура» Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Макущенко И.В., Мельничук Ю.В., Хрип К.В. Программа для общеобразовательных организаций «Физическая культура 1-11 классы» Донецк: Истоки, 2015


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Вайнилов Василий Демьянович

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по физической культуре 6в класс"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaiaproghrammapofizichieskoikulturie6vklass"
    ["file_id"] => string(6) "308684"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458646071"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по физической культуре 3 класс по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-3-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "256105"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448043473"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "рабочая программа по физической культуре 2в класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-2v-klass"
    ["file_id"] => string(6) "235244"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443634074"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочаяя программа по физической культуре для 6 класса по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaiaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-6-klassa-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "251985"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447320817"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа по физической культуре для  5 класса (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-5-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "176973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424531726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства