Методические рекомендации по организации работы тренировочного процесса через подвижные игры.
Методические рекомендации по организации работы тренировочного процесса через подвижные игры.
Играя, дети и подростки тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями. Но только ли дети? Перефразируя известные пушкинские слова, можно без преувеличения заметить, что «игре все возрасты покорны». Это, в частности, объясняется теми чертами игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, любимым видом работы. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд проходит через свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима. Однако мотивы игровой деятельности подчас сложнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации работы тренировочного процесса через подвижные игры.»
Методические рекомендации по организации работы
тренировочного процесса через подвижные игры.
Играя, дети и подростки тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями. Но только ли дети? Перефразируя известные пушкинские слова, можно без преувеличения заметить, что «игре все возрасты покорны». Это, в частности, объясняется теми чертами игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, любимым видом работы. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд проходит через свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима. Однако мотивы игровой деятельности подчас сложнее.
Подвижная игра – разновидность игровой деятельности. Основу ее составляют творчески разнообразные активные двигательные действия, мотивированные сюжетом (темой, идеей) игры, частично ограниченные правилами, в условиях изменяющейся обстановки, на преодоление различных трудностей, препятствий на пути к достижению поставленной цели.
Они представляют особенно благоприятные возможности для комплексного совершенствования и закрепления двигательных навыков и воспитания жизненно важных физических качеств человека.
Игры могут быть использованы для общей физической подготовки, в помощь обучению элементарной спортивной технике, ознакомлению с простейшими типичными для некоторых видов спорта тактическими действиями.
Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Не будет преувеличением отметить, что применение подвижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном и переходном), но объем игрового материала и его характер значительно изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки.
Поскольку задача начального этапа подготовительного периода связана с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а
также расширением круга его двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр можно включать как упражнения, сходные с избранным видом спорта, так и существенно отличающиеся от него.
Параллельно осуществляется морально - волевая подготовка занимающихся, ибо в играх для этого заложен значительный педагогический потенциал.
На втором этапе подготовительного периода ставится задача более углубленного освоения и совершенствования двигательных навыков именно в том виде, в каком они будут применяться в спортивных состязаниях. Это накладывает отпечаток и на характер игрового материала в тренировке. При подборе и проведении игр (как вспомогательного средства) усиливается избирательное, направленное их воздействие на развитие специальных качеств и навыков, необходимых спортсмену.
Совсем иные задачи преследует тренер, организуя игры в конце микроцикла подготовительного периода. Поскольку он завершается легким активным отдыхом, подвижные игры здесь преследуют задачу не общей или специальной подготовки, а сохранения эмоционального настроя на дальнейшую работу.
Нелишнее напомнить еще об одной важной роли игры в процессе подготовки к решающим спортивным поединкам. Неповторимый эмоциональный фон всегда отличает соревнование от тренировки. Каждый тренер желает, чтобы это была не стартовая апатия и не стартовая лихорадка, а чувство боевой готовности. Как утверждает один из ученых-медиков, «для некоторых спортсменов настройка на соревнование может проводиться по той формуле», что «соревнование — это всегда захватывающая игра, которую любили все знаменитые чемпионы».
Одной из форм, позволяющей осуществлять психологическую готовность к соревнованиям в системе тренировки (особенно во вне игровых видах спорта), является применение подвижных игр, где в условиях состязаний закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения. Такие игры являются своего рода моделью для формирования у спортсмена определенного психологического стереотипа. Ее можно назвать тренировкой эмоций, морально-волевым воспитанием, помогающим спортсмену впоследствии легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент состязания. В ходе включаемых в тренировку игр вырабатывается и то психологическое соответствие партнеров по коллективу, которое важно в условиях командных и лично-командных соревнований. Правильно построенная в подготовительном периоде система подготовки, в том числе и с применением подвижных игр помогает подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы, когда ощущается прилив сил, высокая работоспособность, появляется «чувство тела, дорожки, планки, мяча», неукротимое желание соревноваться и налицо очень хорошее восстановление даже после максимальных тренировочных нагрузок.
Формируемый в спорте навык реализуется, как правило, без игры, без участия эмоций. Более того, возникновение их способно только нарушить действия и затруднить достижение цели. Тренировочные же занятия, проводимые между соревнованиями, носят иной характер. С одной стороны, они направлены на сохранение и усовершенствование арсенала приемов, приобретенных ранее, что достигается, как правило, специальными средствами, с другой стороны, эти занятия направлены на активный отдых. Вот здесь-то едва ли не лучшим средством и является разнообразные, но не сложные, а скорее «забавные» коллективные игры, эстафеты и аттракционы.
Поскольку общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде хотя и вспомогательную, но очень важную роль (особенно, если соревновательный период продолжителен), вряд ли следует пренебрегать применением игрового материала с акцентированными физическими усилиями. Надо иметь в виду, что и такая сравнительно «нагрузочная» игра будет одновременно содействовать решению ряда вспомогательных задач, важных для соревновательного периода и связанных с активным отдыхом и сохранением морально-волевых качеств.
В ходе напряженной бескомпромиссной борьбы нервные, физические и волевые усилия сравнительно долго держатся на максимальной точке, что нередко является результатом срывов: спортсмен «перегорает», кажущаяся «сверхтренированность» переходит в свою противоположность, человек теряет спортивную форму и получает психическую травму. Установлено, что одной из причин подобных срывов является неумение вовремя снять нервную нагрузку. И здесь подвижная игра, подобно «разгрузочному дню» при сгонке веса, приходит на помощь, помогает снять тревогу и напряжение, вызывает положительные эмоции. Понятно, что разговор идет не только о начинающих спортсменах, но и о тех, кто составляет костяк сборных команд.
Особенно большое место могут занимать игры со спортсменами в наиболее легком по типу напряжения переходном периоде. Поскольку он является связующим между двумя другими периодами, в нем должны быть созданы условия для отдыха, завершения восстановительных процессов после напряженных тренировок и соревнований и в то же время созданы условия для сохранения тренированности. Если применение специальных упражнений оправдано лишь в той мере, при которой не возникает помех для полноценного активного отдыха, то ярко выраженная эмоциональная окраска занятий особенно необходима, равно как недопустимы в ходе их проведения однотипные, монотонные нагрузки.
Следует иметь в виду и то, что на игры, так же как и на все другие упражнения, распространяется закон о том, что как бы интересна и эмоциональна игра (или упражнение) ни была, если ее применять слишком часто, у занимающихся может притупиться к ней интерес. Понятно, что чем больше средств применяется в тренировочном занятии, тем он интереснее. Хороший тренер всегда сочетает тщательность, скрупулезность в подготовке занятия с творческим размахом в его организации, с гибкостью, умением подойти к каждому из учеников. Стихия личного творчества хороша в сочетании с большим опытом, тонким знанием своей специализации и игры как предмета.
Важнейшим средством совершенствования в соревновательном периоде являются сами состязания, которые требуют максимальной мобилизации всех физических и духовных сил.
Именно подвижные игры позволяют сделать тренировочный процесс необычным, подвижная игра рассматривается как основное средство формирования двигательных умений и навыков юных спортсменов на занятиях. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Подвижная игра представляет собой одно из действенных средств воспитания. Умелое пользование этим средством
является искусством, в котором тренер обязан постоянно совершенствоваться.
Высокая эмоциональность подвижных игр снижает психологическую напряженность тренировочных воздействий. Присутствие сюжетно-ролевой основы, возможность неоднозначно решать конкретную двигательную задачу с допустимой долей импровизации; в присутствие соперника и нежестко нормированная нагрузка позволяют моделировать
конкретные игровые ситуации и формируют психологический стереотип игровой деятельности. Каждая игра имеет свое содержание (сюжет, правила, набор двигательных действий) и форму (организацию действий участников). Форма игры непосредственно связана с содержанием. Тренер должен опираться на качественный состав двигательных действий, составляющих содержание каждой игры, и возможность широкого выбора способов достижения результата в игровой форме.
В процессе обучения игровой деятельности позволяют закрепить и совершенствовать двигательные умения. С помощью подвижных игр моделируются последовательно усложняющиеся игровые ситуации, требующие выборочного воспроизведения технико-физических компонентов подготовленности в сочетании с тактическими навыками, технико-тактических действий на фоне реализации физического потенциала и т.п. Тем самым создаются условия формирования многокомпонентных навыков игровой деятельности.
Последовательность применения игр должна быть спланирована, а процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени их трудности для занимающихся. Игры легкие, не требующие проявления усилий, так же неинтересны, как и слишком трудные. Для прочности усвоения приобретенных в подвижных играх навыков и умений очень важно эти игры систематически повторять.
Под каждым из положений, приведенных выше, значится большой кропотливый труд. Тренер обязан обогащать педагогическую практику, подбирая интересные, полезные игры и составляя новые. Необходимо проверять свои методические приемы, передавать личный опыт другим воспитателям. Не менее важно использовать игру для подготовки в помощь себе хорошего актива из числа занимающихся.
Закон педагогики, трактующий о том, что учить других надо только тому, что хорошо знаешь сам, имеет прямое отношение и к подбору и организации игр. Как уже упоминалось, выбор подвижной игры зависит в основном от тех педагогических задач, которые ставятся перед тренировочным уроком. Это положение основополагающее, оно преобладает над всеми остальными мотивами. Понятно, что данные задачи, в свою очередь, определяются местом урока в системе тренировочного цикла, его направленностью.
Многие и другие факторы определяют подбор игрового материала. Немаловажное значение имеет подготовленность группы, ее физическая и техническая оснащенность в плане тех задач, которые будут решаться игрой. Надо четко себе представлять, что занимающиеся могут и что еще не в их
силах.
Любую игру нужно объяснять в одном и том же плане по следующей схеме:
1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и расположение их на площадке;
3) ход игры;
4) цель игры (определение победителя);
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.
Руководство процессом игры. Прежде чем дать ряд методических советов, позволим себе привести чрезвычайно важные, не потерявшие значение, слова П. Ф Лес-гафта, обращенные к руководителю игры, который «должен сам хорошо понимать смысл и значение приведенных правил и не допускать со своей стороны ни малейшего произвола в своих размышлениях и действиях, а также уметь всегда, при всех объяснениях и во всех действиях оставаться по отношению к сортсменам вполне объективным... Чтобы занимающиеся при посредстве игры приучались к самостоятельной деятельности и чтобы поддержать между ними значение общественного мнения, товарищества, руководимого правдой, необходимо, чтобы они сами направляли ход игры и следили за точным исполнением принятых правил».
В отличие от судьи в спортивных играх при организации подвижных игр у ее руководителя больше прав. Он может остановить игру и сделать занимающимся указание по технике выполнения игровых действий, обратить внимание на тактику. Однако, наряду с этим, он представляет занимающимся максимум инициативы и остается беспристрастным, объективным судьей.
Обязанность тренера — начать игру, разумно ее дозировать и вовремя закончить. По ходу игры руководитель может упростить или усложнить отдельные правила (в зависимости от подготовки играющих). То же самое может относиться к размерам площадки, количеству препятствий, которые преодолевают игроки по ходу, например, той или иной эстафеты. Однако все это должно быть сделано организованно.
Продолжая разговор о методике руководства игрой, следует отметить, что в ходе игры (или перерыве) важно опросить помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Особенно нужно следить за правильным выполнением технического приема, на закрепление которого нацелена игра. Нельзя допускать пререканий, грубой игры. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели — важная забота руководителя игры.
Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий» и т. п. Неожиданное окончание, непредвиденный конец игры может вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение играющих.
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Объективный разбор приучает занимающихся к правильной самооценке. Если игра проводится впервые, можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок. К разбору полезно привлекать помощников и самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшей спортивной подготовке.
Не следует забывать, что характер эмоций в игре (стенический, активный) не способствует специальной выработке в ходе ее проведения новых точных, тонких, координированных движений, с чем связана спортивная техника. Вот почему подвижная игра может быть применена в тренировочном занятии (с включением элементов техники) в том случае, если эти элементы предварительно разучены. В игре же создаются предпосылки не только для точного, но и быстрого выполнения двигательных действий. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что сначала тренеру следует давать в игре задания: кто правильнее, кто точнее, кто меньше совершит ошибок, а уж после этого — кто быстрее, кто больше и т. п.
В процессе проведения разноплановых игр тренер может провести ряд важных для себя наблюдений за поведением занимающихся, уточнить особенности их характера, темперамента, физические возможности. Он может оценить:
4) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей);
5) проявление спортсменом инициативы и настойчивости;
6) проявление трусости, нерешительности;
7) отношение к соперникам по игре;
8) отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка);
9) отношение к собственным ошибкам, их исправление во время повторной игры;
10) общую дисциплинированность, требовательность к себе;
11) отношение к победе, поражению и т. п.
Эти наблюдения могут иметь значение для последующей работы тренера со спортсменом как в образовательном, так и в воспитательном плане.
Подвижные игры – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Занятия играми, обогащая участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями, тем самым способствуют развитию способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в занятиях физкультурой и спортом.
Подвижные игры – это игры в которых занимающийся развивает свои физические качества: силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Они всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение поставленной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр — их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в часто меняющихся условиях.
В них спортсмен устаёт намного меньше, чем если бы он просто бегал, прыгал. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др.
Игры, включающие в себя бег, прыжки, метания, элементы акробатики, составляют основу тренировочного процесса. Эти упражнения повышают эмоциональность занятий и одновременно комплексно решают задачи физического развития детей.
Подвижная игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы.
Анализируя выше сказанное об игре можно сделать следующие выводы
1.Подвижные игры определяют взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности.
2. Подвижная игра способствует проявлению творческих способностей, активности, инициативы.
3. Подвижная игра способствует формирование двигательных навыков, развитие и совершенствование жизненно – важных физических, умственных и морально – волевых качеств.
4. Подвижная игра имеет решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.
5. Подвижная игра способствует сближению и взаимообогащению национальной культуры.
6. Подвижная игра помогает активизировать отношения занимающихся на занятиях, более быстрое овладение двигательными навыками.