kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации работы тренировочного процесса через подвижные игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Играя, дети и подростки тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями. Но только ли дети? Перефразируя известные пушкинские слова, мож­но без преувеличения заметить, что «игре все возрасты покорны». Это, в частности, объясняется теми чертами игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, любимым видом работы. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд проходит через свои закономерности, то и игра связана с примене­нием правил, без которых она не осуществима. Однако мотивы игровой деятельности подчас сложнее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации работы тренировочного процесса через подвижные игры.»




Методические рекомендации по организации работы

тренировочного процесса через подвижные игры.




Играя, дети и подростки тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями. Но только ли дети? Перефразируя известные пушкинские слова, мож­но без преувеличения заметить, что «игре все возрасты покорны». Это, в частности, объясняется теми чертами игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, любимым видом работы. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд проходит через свои закономерности, то и игра связана с примене­нием правил, без которых она не осуществима. Однако мотивы игровой деятельности подчас сложнее.

Подвижная игра – разновидность игровой деятельности. Основу ее составляют творчески разнообразные активные двигательные действия, мотивированные сюжетом (темой, идеей) игры, частично ограниченные правилами, в условиях изменяющейся обстановки, на преодоление различных трудностей, препятствий на пути к достижению поставленной цели.

Они представляют особенно благоприятные возможности для комплексного совершенствования и закрепления двигательных навыков и воспитания жизненно важных физических качеств человека.

Игры могут быть использованы для общей физической подготовки, в помощь обучению элементарной спортивной технике, ознакомлению с простейшими типичными для некоторых видов спорта тактическими действиями.

Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Не будет преувеличением отметить, что применение под­вижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном и переходном), но объем игрового материала и его характер значитель­но изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки.

Поскольку задача начального этапа подготовитель­ного периода связана с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а

также рас­ширением круга его двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным со­держанием которых является содействие развитию си­лы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр можно включать как упражнения, сходные с избранным видом спорта, так и существенно отличаю­щиеся от него.

Параллельно осуществляется морально - волевая подготовка занимающихся, ибо в играх для это­го заложен значительный педагогический потенциал.



На втором этапе подготовительного периода ставит­ся задача более углубленного освоения и совершенство­вания двигательных навыков именно в том виде, в каком они будут применяться в спортивных состязаниях. Это накладывает отпечаток и на характер игрового ма­териала в тренировке. При подборе и проведении игр (как вспомогательного средства) усиливается избира­тельное, направленное их воздействие на развитие спе­циальных качеств и навыков, необходимых спортсмену.

Совсем иные задачи преследует тренер, организуя игры в конце микроцикла подготовительного периода. Поскольку он завершается легким активным отдыхом, подвижные игры здесь преследуют задачу не общей или специаль­ной подготовки, а сохранения эмоционального настроя на дальнейшую работу.

Нелишнее напомнить еще об одной важной роли игры в процессе подготовки к решающим спортивным поедин­кам. Неповторимый эмоциональный фон всегда отлича­ет соревнование от тренировки. Каждый тренер желает, чтобы это была не стартовая апатия и не стартовая ли­хорадка, а чувство боевой готовности. Как утверждает один из ученых-медиков, «для некоторых спортсменов настройка на соревнование может проводиться по той формуле», что «соревнование — это всегда захватываю­щая игра, которую любили все знаменитые чемпионы».

Одной из форм, позволяющей осуществлять психо­логическую готовность к соревнованиям в системе тре­нировки (особенно во вне игровых видах спорта), явля­ется применение подвижных игр, где в условиях состяза­ний закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения. Такие игры являются своего рода моделью для формирования у спортсмена определенного психо­логического стереотипа. Ее можно назвать тренировкой эмоций, морально-волевым воспитанием, помогающим спортсмену впоследствии легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент состязания. В ходе вклю­чаемых в тренировку игр вырабатывается и то психоло­гическое соответствие партнеров по коллективу, которое важно в условиях командных и лично-командных сорев­нований. Правильно построенная в подготовительном периоде система подготовки, в том числе и с примене­нием подвижных игр помогает подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы, когда ощущается прилив сил, высокая работо­способность, появляется «чувство тела, дорожки, план­ки, мяча», неукротимое желание соревноваться и налицо очень хорошее восстановление даже после максималь­ных тренировочных нагрузок.

Формируемый в спорте навык реализуется, как пра­вило, без игры, без участия эмоций. Более того, возник­новение их способно только нарушить действия и за­труднить достижение цели. Тренировочные же занятия, проводимые между соревнованиями, носят иной харак­тер. С одной стороны, они направлены на сохранение и усовершенствование арсенала приемов, приобретенных ранее, что достигается, как правило, специальными средствами, с другой стороны, эти занятия направлены на активный отдых. Вот здесь-то едва ли не лучшим средством и является разнообразные, но не сложные, а скорее «забавные» коллективные игры, эстафеты и аттракционы.



Поскольку общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде хотя и вспомога­тельную, но очень важную роль (особенно, если сорев­новательный период продолжителен), вряд ли следует пренебрегать применением игрового материала с акцен­тированными физическими усилиями. Надо иметь в виду, что и такая сравнительно «нагрузочная» игра бу­дет одновременно содействовать решению ряда вспомо­гательных задач, важных для соревновательного пе­риода и связанных с активным отдыхом и сохранением морально-волевых качеств.

В ходе напряженной бескомпромиссной борьбы нерв­ные, физические и волевые усилия сравнительно долго держатся на максимальной точке, что нередко является результатом срывов: спортсмен «перегорает», кажущая­ся «сверхтренированность» переходит в свою противопо­ложность, человек теряет спортивную форму и получает психическую травму. Установлено, что одной из причин подобных срывов является неумение вовремя снять нервную нагрузку. И здесь подвижная игра, подобно «разгрузочному дню» при сгонке веса, приходит на по­мощь, помогает снять тревогу и напряжение, вызывает положительные эмоции. Понятно, что разговор идет не только о начинающих спортсменах, но и о тех, кто составляет костяк сборных команд.

Особенно большое место могут занимать игры со спортсменами в наиболее легком по типу напряжения переходном периоде. Поскольку он является связующим между двумя другими периодами, в нем должны быть созданы условия для отдыха, завершения восстанови­тельных процессов после напряженных тренировок и со­ревнований и в то же время созданы условия для сохра­нения тренированности. Если применение специальных упражнений оправдано лишь в той мере, при которой не возникает помех для полноценного активного отдыха, то ярко выраженная эмоциональная окраска занятий особенно необходима, равно как недопустимы в ходе их проведения однотипные, монотонные нагрузки.

Следует иметь в виду и то, что на игры, так же как и на все другие упражнения, распространяется закон о том, что как бы интересна и эмоциональна игра (или упражнение) ни была, если ее применять слишком час­то, у занимающихся может притупиться к ней интерес. Понятно, что чем больше средств применяется в трени­ровочном занятии, тем он интереснее. Хороший тренер всегда сочетает тщательность, скрупулезность в подго­товке занятия с творческим размахом в его организации, с гибкостью, умением подойти к каждому из учеников. Стихия личного творчества хороша в сочетании с боль­шим опытом, тонким знанием своей специализации и игры как предмета.

Важнейшим средством совершенствования в сорев­новательном периоде являются сами состязания, кото­рые требуют максимальной мобилизации всех физичес­ких и духовных сил.

Именно подвижные игры позволяют сделать тренировочный процесс необычным, подвижная игра рассматривается как основное средство формирования двигательных умений и навыков юных спортсменов на занятиях. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Подвижная игра представляет собой одно из действенных средств воспитания. Умелое пользование этим средством



является искусством, в котором тренер обязан постоянно совершенствоваться.

Высокая эмоциональность подвижных игр снижает психологическую напряженность тренировочных воздействий. Присутствие сюжетно-ролевой основы, возможность неоднозначно решать конкретную двигательную задачу с допустимой долей импровизации; в присутствие соперника и нежестко нормированная нагрузка позволяют моделировать

конкретные игровые ситуации и формируют психологический стереотип игровой деятельности. Каждая игра имеет свое содержание (сюжет, правила, набор двигательных действий) и форму (организацию действий участников). Форма игры непосредственно связана с содержанием. Тренер должен опираться на качественный состав двигательных действий, составляющих содержание каждой игры, и возможность широкого выбора способов достижения результата в игровой форме.

В процессе обучения игровой деятельности позволяют закрепить и совершенствовать двигательные умения. С помощью подвижных игр моделируются последовательно усложняющиеся игровые ситуации, требующие выборочного воспроизведения технико-физических компонентов подготовленности в сочетании с тактическими навыками, технико-тактических действий на фоне реализации физического потенциала и т.п. Тем самым создаются условия формирования многокомпонентных навыков игровой деятельности.

Последовательность применения игр должна быть спланирована, а процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Немаловажное значение име­ет подбор игр по степени их трудности для занимающих­ся. Игры легкие, не требующие проявления усилий, так же неинтересны, как и слишком трудные. Для прочнос­ти усвоения приобретенных в подвижных играх навыков и умений очень важно эти игры систематически повто­рять.

Под каждым из положений, приведенных выше, зна­чится большой кропотливый труд. Тренер обя­зан обогащать педагогическую практику, подбирая интересные, полезные игры и составляя новые. Необхо­димо проверять свои методические приемы, передавать личный опыт другим воспитателям. Не менее важно использовать игру для подготовки в помощь себе хоро­шего актива из числа занимающихся.

Закон педагогики, трактующий о том, что учить других надо только тому, что хорошо знаешь сам, имеет прямое отношение и к подбору и организации игр. Как уже упоминалось, выбор подвижной игры зави­сит в основном от тех педагогических задач, которые ставятся перед тренировочным уроком. Это положение основополагающее, оно преобладает над всеми осталь­ными мотивами. Понятно, что данные задачи, в свою очередь, определяются местом урока в системе трениро­вочного цикла, его направленностью.

Многие и другие факторы определяют подбор игро­вого материала. Немаловажное значение имеет подго­товленность группы, ее физическая и техническая осна­щенность в плане тех задач, которые будут решаться игрой. Надо четко себе представлять, что занимающиеся могут и что еще не в их

силах.



Любую игру нужно объяснять в одном и том же плане по следующей схеме:

1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);

2) роли играющих и расположение их на площадке;

3) ход игры;

4) цель игры (определение победителя);

5) правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.

Руководство процессом игры. Прежде чем дать ряд методических советов, позволим себе привести чрезвычай­но важные, не потерявшие значение, слова П. Ф Лес-гафта, обращенные к руководителю игры, который «дол­жен сам хорошо понимать смысл и значение приведен­ных правил и не допускать со своей стороны ни малей­шего произвола в своих размышлениях и действиях, а также уметь всегда, при всех объяснениях и во всех действиях оставаться по отношению к сортсменам вполне объективным... Чтобы занимающиеся при посредстве игры приучались к самостоятельной деятельности и что­бы поддержать между ними значение общественного мне­ния, товарищества, руководимого правдой, необходимо, чтобы они сами направляли ход игры и следили за точ­ным исполнением принятых правил».

В отличие от судьи в спортивных играх при организа­ции подвижных игр у ее руководителя больше прав. Он может остановить игру и сделать занимающимся указа­ние по технике выполнения игровых действий, обратить внимание на тактику. Однако, наряду с этим, он пред­ставляет занимающимся максимум инициативы и остает­ся беспристрастным, объективным судьей.

Обязанность тренера — начать игру, разумно ее дозировать и вовремя закончить. По ходу игры руководи­тель может упростить или усложнить отдельные правила (в зависимости от подготовки играющих). То же самое может относиться к размерам площадки, количеству пре­пятствий, которые преодолевают игроки по ходу, напри­мер, той или иной эстафеты. Однако все это должно быть сделано организованно.

Продолжая разговор о методике руководства игрой, следует отметить, что в ходе игры (или перерыве) важно опросить помощников о замеченных ошибках, дисципли­не в командах. Особенно нужно следить за правильным выполнением технического приема, на закрепление кото­рого нацелена игра. Нельзя допускать пререканий, грубой игры. Воспитание выдержки, справедливости, взаимо­выручки, настойчивости в достижении цели — важная за­бота руководителя игры.

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не пе­реутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий» и т. п. Неожиданное окон­чание, непредвиденный конец игры может вызвать от­рицательную реакцию, неудовлетворение играющих.







Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет боль­шое воспитательное значение. При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Объективный разбор приучает занимающихся к правильной самооцен­ке. Если игра проводится впервые, можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было мень­ше ошибок. К разбору полезно привлекать помощников и самих занимающихся. Это приучает участников крити­чески мыслить, повышает сознательную дисциплину, уси­ливает интерес к дальнейшей спортивной подготовке.

Не следует забы­вать, что характер эмоций в игре (стенический, актив­ный) не способствует специальной выработке в ходе ее проведения новых точных, тонких, координированных движений, с чем связана спортивная техника. Вот почему подвижная игра может быть применена в трени­ровочном занятии (с включением элементов техники) в том случае, если эти элементы предварительно разучены. В игре же создаются предпосылки не только для точного, но и быстрого выполнения двигательных действий. В свя­зи с вышесказанным, можно сделать вывод, что сначала тренеру следует давать в игре задания: кто пра­вильнее, кто точнее, кто меньше совершит ошибок, а уж после этого — кто быстрее, кто больше и т. п.

В процессе проведения разноплановых игр тренер может провести ряд важных для себя наблюдений за по­ведением занимающихся, уточнить особенности их ха­рактера, темперамента, физические возможности. Он мо­жет оценить:

1) общее физическое развитие спортсмена;

2) степень развития отдельных физических качеств;

3) способность сочетать качественные показатели спортивного двигательного акта (сила, быстрота, вынос­ливость) ;

4) способность концентрировать внимание (при нали­чии посторонних раздражителей);

5) проявление спортсменом инициативы и настойчи­вости;

6) проявление трусости, нерешительности;

7) отношение к соперникам по игре;

8) отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка);

9) отношение к собственным ошибкам, их исправле­ние во время повторной игры;

10) общую дисциплинированность, требовательность к себе;

11) отношение к победе, поражению и т. п.

Эти наблюдения могут иметь значение для последую­щей работы тренера со спортсменом как в образователь­ном, так и в воспитательном плане.

Подвижные игры – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Занятия играми, обогащая участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями, тем самым способствуют развитию способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в занятиях физкультурой и спортом.





Подвижные игры – это игры в которых занимающийся развивает свои физические качества: силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Они всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение поставленной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр — их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в часто меняющихся условиях.

В них спортсмен устаёт намного меньше, чем если бы он просто бегал, прыгал. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др.

Игры, включающие в себя бег, прыжки, метания, элементы акробатики, составляют основу тренировочного процесса. Эти упражнения повышают эмоциональ­ность занятий и одновременно комплексно решают задачи физичес­кого развития детей.

Подвижная игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы.



Анализируя выше сказанное об игре можно сделать следующие выводы

1.Подвижные игры определяют взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности.

2. Подвижная игра способствует проявлению творческих способностей, активности, инициативы.

3. Подвижная игра способствует формирование двигательных навыков, развитие и совершенствование жизненно – важных физических, умственных и морально – волевых качеств.

4. Подвижная игра имеет решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

5. Подвижная игра способствует сближению и взаимообогащению национальной культуры.

6. Подвижная игра помогает активизировать отношения занимающихся на занятиях, более быстрое овладение двигательными навыками.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Фомина Оксана Ивановна

Дата: 27.08.2017

Номер свидетельства: 426404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа по общей физической  подготовке(ОФП)для учащихся 8-17 лет "
    ["seo_title"] => string(83) "proghramma-po-obshchiei-fizichieskoi-podghotovkie-ofp-dlia-uchashchikhsia-8-17-liet"
    ["file_id"] => string(6) "117553"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412836333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства