Методическая разработка «Круговая тренировка на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»
Методическая разработка «Круговая тренировка на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»
В своей работе я решил показать, как с помощью круговой тренировки на уроках физической культуры можно работать над развитием двигательных качеств, как определяется дозировка физических упражнений,
как можно использовать круговую тренировку на различных по теме уроках, включая элементы гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр.
То, насколько успешно решается задача развития двигательных качеств, указывают результаты учебных нормативов, зачётных требований и разработанные мною и перенятые у других учителей нормативы по домашним заданиям (результаты приведены в приложении).
Нормативы по лёгкой атлетике принимаются в начале и конце учебного года, по домашним заданиям в конце каждой четверти.
Сравнивая результаты, полученные в сентябре и мае, можно наглядно увидеть насколько мы плодотворно и качественно работали в течение учебного года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Круговая тренировка на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» »
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №12
Методическая разработка раздела программы
«Круговая тренировка на уроках физической культуры
в общеобразовательной школе»
Выполнила
учитель физической культуры
Балюра Елена Александровна
Выкса, 2015
Оглавление
Введение
3
Организация круговой тренировки на уроках физической культуры
5
Определение максимального теста
8
Дозировка нагрузки в круговой тренировке на уроках физической культуры
10
Примерные комплексы круговой тренировки на уроках физической культуры
12
Выводы
13
Заключение
14
Список литературы
15
Приложение
16
Введение
Круговая тренировка – это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы, направленная на комплексное развитие физических способностей , на повышение физической подготовленности.
Организационную основу этой формы составляет циклическое проведение комплекса упражнений, подобранных в соответствии с определённой схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», расположенных в зале или на площадке по кругу Комплексы круговой тренировки составляются из упражнений гимнастики, а также лёгкой атлетики ,волейбола, баскетбола и др.. В методическом отношении круговая тренировка представляет собой процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха, четко установленным порядком изменения нагрузки и чередования её с отдыхом. Она имеет несколько методических вариантов, отличающихся динамикой нагрузок - непрерывной и прерывистой. Строгая регламентация процесса упражнения обеспечивается постоянным учётом выполняемой работы и объективной оценкой достигнутой работоспособности. Мера нагрузки устанавливается для всех занимающихся - строго индивидуально.
Добиться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает круговая тренировка.
В физическом воспитании круговая тренировка даёт возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.
Круговая тренировка обеспечивает равномерную нагрузку по возможности на все мышечные группы, а также нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. С помощью определённого метода дифференцированно развиваются двигательные качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), но главным образом такие комплексные качества, как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость.
При использовании одного из методов нагрузки в большей или меньшей степени совершенствуется выносливость. В целом же посредством применения любого варианта можно повысить физическую работоспособность и подготовленность.
Организация круговой тренировки на уроках физической культуры.
Цели и задачи работы
В своей работе решила показать, как с помощью круговой тренировки на уроках физической культуры можно работать над развитием двигательных качеств, как определяется дозировка физических упражнений,
как можно использовать круговую тренировку на различных по теме уроках, включая элементы гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр.
То, насколько успешно решается задача развития двигательных качеств, указывают результаты учебных нормативов, зачётных требований и разработанные мною и перенятые у других учителей нормативы по домашним заданиям (результаты приведены в приложении).
Нормативы по лёгкой атлетике принимаются в начале и конце учебного года, по домашним заданиям в конце каждой четверти.
Сравнивая результаты, полученные в сентябре и мае, можно наглядно увидеть насколько мы плодотворно и качественно работали в течение учебного года.
Тестирование проводилось с учащимися 6-ого класса.
Организация круговой тренировки на уроках физической культуры
Она возможна при наличии определённых условий, инвентаря, необходимостью предварительной подготовки и ознакомлением учащихся с новой организационной формой.
В условиях урока физкультуры круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
Круговая тренировка, введённая в урок физической культуры, повышает моторную плотность занятий, делая урок более разнообразным и интересным. В зависимости от количества станций укладывается в соответствующий лимит времени при большой моторной плотности.
В зависимости от поставленных задач круговую тренировку можно планировать в подготовительной и основной части урока.
Включение её в подготовительную часть урока носит подводящий характер. Применение в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки. Попеременная нагрузка на основные мышечные группы выражается с помощью графической схемы круговой тренировки. Символ указывает, что нагрузка на основные группы мышц на разных станциях изменяется. На одной из них определённая группа мышц работает наиболее активно, а на следующей - получает активный отдых. Упражнения подбираются согласно символу - для мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Степень нагрузки на сердечно - сосудистую и дыхательную системы зависит от объёма общей нагрузки и методического варианта круговой тренировки. Этим достигается не только развитие двигательных качеств, но и укрепление внутренних органов, что и является особенностью цели применения круговой тренировки.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определённые группы мышц. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из различных исходных положений влияет на развитие определённых двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путём серийных их повторений даёт возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.
В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 - 8 групп по 2- 3 человека.
Заранее размечают места для выполнения упражнений. Для более чёткой организации занятий у каждой станции ставят указатель с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте.
Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале.
Упражнения на каждой станции используются многократно, однако не произвольно, а установленное число раз или определённое время. В одних случаях ученики выполняют весь комплекс непрерывно, дважды или трижды подряд, в других - с остановками для отдыха. Чтобы разумно чередовать выполнение упражнений с отдыхом, используют различные методические варианты круговой тренировки. Одни из них основаны на непрерывном выполнении заданного объёма тренировочной нагрузки (метод длительной работы), другие - на чередовании упражнений с перерывами для отдыха (метод интервальной работы).
Круговая тренировка на уроках физической культуры хорошо увязывается с программным материалом по лёгкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
Любые упражнения надо проводить так, чтобы они укрепляли здоровье школьников. Это осуществимо лишь в одном случае - если упражнения выполняются с тем минимумом интенсивности, который вызывает в человеческом организме импульсы развития. А это значит, что нагрузку в процессе упражнения надо устанавливать оптимальную. А она не одинакова для каждого из учеников.
2. Определение максимального теста
Одна из важнейших особенностей круговой тренировки и предусматривает удачное сочетание жёсткого нормирования нагрузки с ёё индивидуализацией. Индивидуальная нагрузка определяется с помощью так называемого максимального теста ( МТ ) – испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включённому в комплекс круговой тренировки (Гуревич И.А. «1500 упр. для моделирования круговой тр-ки».Мн.1980)
Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время – 30 - 45 сек, стараясь преодолеть его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2 - 3 минут для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учёта результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 - 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т. Д.
Личная карточка учёта результатов
Фамилия, имя, класс
№
п\п
Вид упражнения
Кол-во
раз
1
Прыжки через короткую скакалку
2
Сгибания рук в упоре лёжа от пола
3
Прыжки через гимн. скамёйку из стороны в сторону
4
Приседания на одной ноге с опорой
5
Поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой
6
Подтягивание из виса(мальчики), из виса лёжа(девочки)
После определения максимального теста для каждого устанавливается
индивидуальная нагрузка: половина МТ( МТ/2 ), или четверть ( МТ/4 ) – в зависимости от подготовленности.
3. Дозировка нагрузки в круговой тренировке на уроках физической культуры
На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Начиная с 8 класса, на первых порах применяются наиболее простые варианты.
Каждое упражнение комплекса выполняется (один круг) данное число раз в обусловленное время (30 – 45с) как можно точнее.
Весь комплекс выполняется (один круг) за строго обусловленное время, каждое упражнение повторяется в индивидуальной дозировке (установленное число раз).
Организм учеников постепенно приспосабливается к дозируемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать её, увеличивая дозировку упражнений. Например, половину МТ и плюс два
повторения и т. д. Это обозначается так: МТ/2 +1; МТ/2 + 2 и т.д. в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменения на 4-5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы были видны сдвиги.
Обычно комплекс из 8 - 10 упражнений выполняется примерно за
10 - 12 минут (время на каждое упражнение – 45сек, на паузы для отдыха – 30сек)
Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает ученикам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Учителю нужен секундомер для регулирования времени.
Первое занятие по круговой тренировке занимает 45 минут, а остальные: примерно 10 минут -если комплекс повторяется 1 раз; 20 минут -если 2 круга; и 30 минут - если 3 круга.
Упражнения с дозировкой «один круг» целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в «два круга» - в последние 20 минут; в «три круга» - в последние 35 минут урока.
Комплекс упражнений, выполняемый по методу круговой тренировки, обычно повторяется без изменения на 4-5 уроках. В дальнейшем целесообразно не заменять все упражнения, а лишь усложнять некоторые так, чтобы комплекс более разносторонне воздействовал на организм.
Определение максимального теста рекомендуется начинать с 8 класса.
В 5 - 7 классах проводится собственно не круговая тренировка, а занятие по типу круговой тренировки, точнее – упражнения выполняются мелко-групповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения остаётся в пределах 30-45 с, дозировка их зависит от пола, возраста, подготовленности ученика, характера предложенных движений и определяется учителем для каждой группы отдельно или всего класса в целом. В 5 - 7 классах приемлем такой вариант выполнения упражнений: прохождение круга с заданием выполнить каждое упражнение в обусловленное время в произвольном темпе, но по возможности более точно.
В этих классах нужно очень осторожно относиться к дозировке упражнений, не следует предлагать учащимся максимальные нагрузки. Количество повторений упражнений должно быть на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения для данного класса. Например, половина норматива домашнего задания.
Комплекс упражнений круговой тренировки
4.Примерный комплекс упражнений круговой тренировки для учащихся 5-7 классов
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Девочки – руки на гимнастической скамейке; мальчики – ноги на гимнастической скамейке.
Прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперёд из стороны в сторону на двух ногах. Девочки - с промежуточным прыжком.
Приседания на одной ноге с опорой.
Поднимание туловища из положения сидя на гимнастической скамейке, ноги закреплены за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки за головой.
Поднимание согнутых ног из виса на гимнастической стенке.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа сзади на гимнастической скамейке.
Прыжки через скакалку.
Выводы
Комплекс планируется на уроки второй четверти, разучивается на одном из первых уроков. На последующих уроках ученики выполняют количество упражнений на станциях М Т + 2. Так постепенно увеличивается нагрузка.
Комплексы круговой тренировки можно использовать на уроках в течение всего учебного года, меняя подбор упражнений в зависимости от планирования.
В данном случае, в школе № 12 ученики 6 классов в конце каждой четверти сдают нормативы по домашним заданиям, которые включают в себя: прыжки через скакалку за 1 минуту; прыжок в длину с места; подтягивание из виса на перекладине - мальчики и поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой - девочки; сгибание -разгибание рук в упоре лёжа; приседания на одной ноге с опорой. Некоторые виды заданий учащиеся не могут выполнять в домашних условиях, поэтому в круговой тренировке целесообразно применять упражнения, способствующие подготовке к сдаче зачётов.
Чтобы повысить заинтересованность учащихся в выполнении заданий используется метод оценки их работы на каждой станции.
После сигнала, учащиеся начинают выполнять задания на станциях. Учитель проходит и наблюдает за работой учеников, исправляет ошибки. Если ученик хорошо выполняет задание, то учитель даёт ему один балл за выполнение упражнения на каждой станции
В конце урока ученики подсчитывают количество полученных баллов.
Если в круговой тренировке 10 станций, а ученик набрал 9 баллов, то получает оценку «5», 7-8 баллов-«4», тройки и двойки не ставятся..
Заключение
Исходя из результатов сдачи зачётов по домашним заданиям, можно сказать, что проведение круговой тренировки на уроках, способствует развитию физических качеств.
Кроме физической подготовки на уроках преследуются и образовательные задачи. Учитель объясняет правильное выполнение упражнений и влияние на определённую группу мышц.
На уроке поддерживается дисциплина и порядок.
Уроки проходят организованно и чётко, учащиеся заинтересованно выполняют задания.
Список литературы:
1. Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры», М. «ФиС»,2000 г.
2.Романенко В.А., Максимович В.А. «Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой», М., «Ф и С», 1986г.
Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки – девочки; в упоре лёжа, ноги на скамейке – мальчики.
Прыжки через гимнастическую скамейку на двух из стороны в сторону (девочки с промежуточным прыжком).
Метание малого мяча в цель с 6-ти метров.
Передвижение в низком приседе, руки за головой.
Бег с выбрасыванием вперёд прямых ног, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени (по прямой).
Поднимание туловища из положения сидя на гимнастической скамейке, руки за головой.
Многоскок (бег в шаге – по прямой).
Приседание на одной ноге с опорой.
Из виса на гимнастической стенке лицом, отведение прямых ног назад
Урок спортивных игр (баскетбол)
Прыжки через короткую скакалку.
Ведение мяча бегом (по прямой).
Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки – девочки; в упоре лёжа от пола, ноги на скамейке – девочки.
Броски мяча в корзину с места.
Приседания на оной с опорой .
Передача двумя от груди в парах, тройках, со сменой мест.
Поднимание туловища из положения сидя на гимнастической скамейке, руки за головой.
Подтягивание из виса – мальчики, из виса лёжа – девочки.
Приведённые комплексы могут быть использованы на уроках в 5 – 7 классах, для других классов упражнения можно усложнить и изменить согласно программе. На каждой станции упражнения выполняются 30- 45 сек.