kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы формирования мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваеться вопросы формирования мотивации к занятиям физической культурой учащихся старшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Методы формирования мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой»


"Егоркинская средняя общеобразовательная школа" Нурлатского Муниципального района Республики Татарстан










МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ


Методическая разработка для учителей физической культуры






Составитель:

Ендиряков Александр Владимирович,

учитель физической культуры

"Егоркинская средняя общеобразовательная школа"

Нурлатского Муниципального района Республики Татарстан



2018




В данной работе рассматриваются вопросы формирования мотивации к занятиям физической культурой учащихся старшего школьного возраста, необходимых знаний и умений для физического самосовершенствования, воспитания жизненной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Работа носит опытно-экспериментальный характер и адресована учителям физической культуры.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… с. 3

  1. Средства и методы формирования мотивационно-ценностных ориентаций школьников к физической культуре …………………. с.5

  2. Формирование интереса школьников к физической культуре …... с. 13

  3. Формирование необходимых знаний и умений для физического самосовершенствования школьников ……………………………….с.19

  4. Экспериментальная проверка методики формирования мотивационно-ценностных ориентаций старшеклассников к физической

культуре ……………………………………………………………… с.23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………с. 45

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………..с. 47











В В Е Д Е Н И Е


В целостном процессе воспитания физическое воспитание выполняет свои функции как учебный предмет «Физическая культура» и как направление системы комплексного воспитания. Физическая культура как учебный предмет предусматривает в основном овладение учащимися определённой системой знаний, двигательных умений, создание установок на активное приобщение к физической культуре, включение в процесс физического самосовершенствования и самообразования.

Физическое воспитание как направление комплексного воспитания обеспечивает всестороннее развитие личности, решает задачи непосредственного включения учащихся в физкультурно-спортивную деятельность, содействует развитию их творческой индивидуальности.

Связь и диалектическое взаимодействие этих двух сторон воспитания рассчитаны на формирование активной позиции личности в сфере физической культуры, обеспечение единства её сознания и деятельности.

О физической культуре личности невозможно судить лишь на основе её физического развития, подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Необходим учёт и таких компонентов, которые относятся к духовной сфере личности: содержание мыслей и чувств иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, убеждения, что в конечном счёте определяет социальную активность учащегося как гражданина. Всё то биологическое, что становится предметом отношения учащегося к своим физическим возможностям, преобразуется в социальное.

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из них не приобщились пока к ежедневным занятиям физическими упражнениями, спортом. А ключевым звеном в образовательно-воспитательной работе по физической культуре является формирование потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании у школьников, воспитание мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Цель нашего исследования – определить и проверить на эффективность педагогические методы, формирующие мотивацию старшеклассников к занятиям физической культурой, воспитание жизненной потребности в ней, системы знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность учащихся.

Объектом исследования был избран процесс формирования мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой в учебной деятельности.

Предмет исследования – цели, содержание, средства, методы, формы организации физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников на уроках физической культуры и во внеклассной работе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей физической культуры была выдвинута гипотеза исследования.

Формирование мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре будет успешным в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:

- в учебной деятельности использовать педагогические воздействия, стимулирующие компоненты, относящиеся к духовной сфере личности старшеклассника;

- процесс формирования мотивационно-ценностной ориентации учащихся к физической культуре осуществлять на основе внутренних результативных мотивов, создания психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в физическом самосовершенствовании.




1. Средства и методы формирования мотивационно-ценностных ориентаций школьников к физической культуре


Культурологический подход к содержанию образования как части совокупного социального опыта требует, чтобы в каждом учебном предмете, каждом виде деятельности учащихся происходило самоопределение личности, развёртывание её потенциальных возможностей в приближении к идеалу культуры, организация её жизнедеятельности, учёбы, отдыха и др.

Перевод физической культуры в школе на качественно новый уровень сопряжён с чётким определением её целевой направленности. Такой интегративной целью выступает физическая культура личности школьника как продукт развития этой культуры в индивиде, как часть его общей культуры.

В физической культуре личности школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры: уровень культурного развития как личности; способы достижения этого уровня; разнообразная деятельность, в которой проявляется достигнутый культурный уровень.

Культурная деятельность школьника может рассматриваться как самореализация личности, а также выступать её чертой активности и стимулом формирования. Основанием для этого является весь образовательно-воспитательный процесс в школе, ориентированный на развитие общей культуры учащихся в единстве знаний, умений, убеждений, навыков, качеств, творческих способностей, норм поведения, реализуемых в учёбе, труде, организации образа жизни, общественной деятельности и поведении. Культура обращена к личности учащегося.

К ценностям физической культуры относятся:

«1. Ценность получения конечного продукта (например, увеличение количества знаний, умений, навыков; повышение уровня здоровья; повышение уровня развития физических качеств).

2. Ценность процесса получения продукта (формы и методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, формы организации занятий и т.д.).

3. Ценность самоизменения, осмысления себя действующего (развитие рефлексивных способностей, усиление роли мышления в процессе занятия физической культуры, сознания, самосознания, самоорганизации).

4. Ценность саморазвития, то есть обеспечение своего самоизменения за счёт обращения к критериям, «хранящимся» в культуре (формирование интеллектуальной и духовной культуры» (4, с. 32).

В педагогической литературе отмечается, что «Наиболее важными показателями физической культуры личности являются: устойчивые интересы и мотивы личности к физическому самосовершенствованию; имеющийся уровень физкультурных знаний; объём освоенных двигательных умений и навыков; уровень развития основных физических качеств; гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своём здоровье, закаливании организма и физической подготовленности; соблюдаемый режим физической активности.» (4, с.5).

Отмечается также: «Наряду с выработкой двигательных умений, крайне важно формировать у них (школьников) знания о физических упражнениях, о влиянии их на организм учеников. Это станет со временем основой для формирования устойчивых мотивов систематического выполнения физических упражнений.» (1, с. 162).

«Физическая культура личности учащегося – это качественное, системное и динамическое образование личности, характеризующееся определённым уровнем её физического развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня и проявляемое в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом.» (6, с. 2-3).

Структура физической культуры включает три взаимосвязанных компонента:

мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре, сформированную жизненную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности;

физическое совершенство личности, определяющее состояние её здоровья, психофизиологические и физические возможности как фундамент активно преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки, необходимые и достаточные для этого;

деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне физкультурно-спортивной активности (познавательной, пропагандистской, организаторской, судейской, по самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию).

Механизм процесса формирования мотивационно-ценностных ориентаций учащихся схематически состоит в следующем (6).

Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью (на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности), проходят через своеобразный фильтр самосознания и дифференцируются на уровне «значения» или «личностного смысла». Далее, преломляясь в условиях реальной жизнедеятельности и опыта школьников, они разделяются на подтверждённые и неподтверждённые, на реально управляющие их действиями и поступками и на те, которые просто хранятся в сознании, позволяя ориентироваться в системе тех нормативных требований, которые предъявляют им учителя, коллектив, товарищи, семья и др.

Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда ценностные ориентации, проверенные личным опытом, превращаются в реальные мотивы поведения личности. Этот процесс будет протекать интенсивнее, если ценностные ориентации в физической культуре сопряжены с жизненными планами личности.

Физическое совершенство как важнейшая ценность физической культуры личности школьника и её необходимое качество определяет динамическое состояние личности, характеризующее её стремление к всестороннему целостному развитию в физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей условия для раскрытия индивидуальных физических способностей. Процесс достижения этого – практическое движение от менее к более совершенному состоянию, обусловленному во многом собственной активностью личности.

Поэтапно характер данного процесса схематично можно представить так.

На первом этапе разрушаются негативные стереотипы поведения учащихся в этой сфере с опорой на их интересы и потребности; повышается эмоциональный фон занятий; педагогические воздействия носят яркий, впечатляющий характер, соответствующий внутреннему настроению школьников, причём цели деятельности должны быть им понятны и относительно доступны; содержание деятельности способствует устранению у учащихся чувства собственной ограниченности, что достигается адекватной самооценкой и поощрением их усилий.

На втором этапе происходит развитие выявленных у учащихся способностей, что придаёт их деятельности личностно значимый смысл; они обеспечиваются содержательной информацией о результативности своей деятельности; учитель способствует превращению потенциальных способностей каждой личности в реализуемые.

На третьем этапе при осознании личной и общественной значимости физического совершенства, формировании его индивидуального образа учащиеся проявляют инициативу, ставят перед собой повышенные цели, чему способствует возросший уровень знаний и накопленный практический опыт.

Специфическим ядром практической стороны физической культуры являются те отношения, которые складываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности, - развивающие духовную и физическую сферу личности, обогащающие её идеалами, нормами поведения, ценностными ориентациями и др. Все виды данной деятельности – это созданные человечеством ценности, в которых выражен размах индивидуальных или совокупных творческих сил и способностей. При всём многообразии физкультурно-спортивной деятельности каждый индивид определяет и присваивает себе единичное, тем самым приобщаясь к ценностям физической культуры.

Удовлетворяя потребности общества, данная деятельность служит способом развития самого субъекта деятельности – школьника, его культуры. Критерием развития является физкультурно-спортивная активность учащихся с проявлением в ней такого отношения, как преимущественно активное, созерцательное, пассивное, стабильное или непостоянное. Формы реализации этой деятельности могут различаться по охвату – массовые (в масштабах школы), групповые (в параллели классов или в одном классе), индивидуальные; по специфике задач – ориентированные на познание и восприятие физической культуры (зрелища, вечера, викторины и др.), направленные на творчество и т.п.

Процесс формирования физкультурно-спортивной активности учащихся предусматривает удовлетворение общественных и личных интересов; активизацию потребностно-мотивационной сферы; эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов деятельности; учёт индивидуально-психологических особенностей, уровня активности; расширение информационно-познавательной и коммуникативно-регулятивной функции деятельности, обеспечивающих процессы самопознания, самоуправления, эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

В целом формирование физической культуры личности школьника означает целенаправленное, постепенное и последовательное приближение к более высокой степени развития всей системы её качеств, способностей, свойств и возможностей в соответствии с возрастными и другими особенностями.

В старших классах общеобразовательной школы формируется уровень углублённой образованности в области физической культуры личности, который отражает:

личную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни; дифференцированное использование физической культуры, спорта как средств самовоспитания для реализации жизненных и профессиональных планов и намерений, для развития способностей, саморазвития и самоопределения;

знания, обеспечивающие грамотное использование средств физической культуры в формировании личностных и профессионально значимых качеств, физического совершенствования, здорового образа жизни в учебной, трудовой деятельности, досуге, семейной жизни, необходимые для руководства самодеятельными занятиями физическими упражнениями;

практические умения по методически грамотному проведению самостоятельных занятий, владение навыками спортивной и военно-прикладной подготовки, приёмами спасания на воде, оказания первой помощи при травмах; осознанное использование теоретических знаний в учебно-тренировочном процессе, направленном на формирование жизненно важных профессиональных, военно-прикладных, спортивных умений и навыков, физических качеств; умение на практике применять средства физической культуры и спорта в процессе умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического и правового воспитания.

Решение этих задач требует особой ориентации педагогической деятельности учителя, обращённой к личности ученика, определяющей упреждающее формирование у него тех качеств, свойств и способностей, которые содействуют его желательному будущему в жизни и социально-профессиональной деятельности.

Такая цель требует от учителя сбалансированных педагогических воздействий на интеллектуальную, нравственную, эмоционально-волевую и практическую деятельность учащихся. Ключ к воспитанию личности лежит во включении её в личностно значимые виды деятельности, в которых будет осуществляться её саморазвитие. Лишь в этих условиях сформируется потребностно-мотивационная сфера личности учащегося, а физическая культура станет его личной ценностью, превратится в путеводный жизненный ориентир.

Учителю необходимо помочь учащимся определить свою жизненную программу, для выполнения которой необходимы интеллектуальные и физические силы. Чем она шире, сложнее, социально значимее, тем больше возрастают требования к личности. Вот почему учителю надо оказывать помощь учащемуся в определении таких перспектив личности, достижение которых требует опоры на её физическое самовоспитание и самосовершенствование. Такая программа потребует от учащихся наличия высокоразвитой общественной активности, целенаправленной воли в достижении осознанной и принятой перспективы.

Программа деятельности личности лишь тогда даст толчок развитию её способностей, станет мощным импульсом движения её интеллектуальных и физических сил, когда учащийся поймёт значение своей деятельности для других людей и для самого себя, когда в связи с этим разовьётся его эмоционально-волевая сфера, проявятся настойчивость и упорство для достижения осознанной перспективы. Отсюда необходимость широкого включения учащихся в физкультурно-спортивную деятельность, создание условий для проявления в ней инициативы, самоорганизации, самодеятельности.

Нельзя мириться с тем, что учащиеся довольствуются неосознанными знаниями по физической культуре, механическим выполнением предложенной им деятельности. В дальнейшем это становится источником их некомпетенции, необразованности в сфере физической культуры.

Содержание физического образования учащихся, исходя из концепции И.Я.Лернера, можно представить так:

1. Система знаний, отражающая причинно-следственные связи и зависимости, возникающие при выполнении различных способов физкультурно-спортивной деятельности. Принципиально важно, чтобы при передаче знаний не было неизменных и абсолютных образцов, стандартов, шаблонов, чтобы к знаниям воспитывалось мотивационно-ценностное отношение, понимались их относительность, изменчивость, чтобы учащиеся вовлекались в процесс их постоянного обновления. А сами знания должны характеризоваться полнотой и глубиной, конкретностью и обощённостью, осознанностью и прочностью, оперативностью и гибкостью. Ведь право решать и компетентно действовать у учащихся выступает только как следствие полноты знаний.

2. Наличие опыта осуществления известных способов физкультурно-спортивной деятельности, отражённых в умениях и навыках личности.

3. Опыт творческой физкультурно-спортивной деятельности по овладению новыми методами, способами, приёмами, связанными с поиском её новых решений, выполнения в изменяющихся условиях.

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Только при таком сочетании знаний и опыта, содержание физического образования будет выступать как общественная и личная ценность, обеспечивающая развитие индивидуальных творческих задатков и способностей, как один из общественно значимых процессов, обеспечивающих становление личности.

Творческая индивидуальность учащихся может проявляться в переносе основных знаний, умений и опыта в новую ситуацию, отражаться во всех видах физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому в процессе учебной деятельности целесообразно знакомить учащихся с возможно более широким кругом двигательных действий и подходов к их реализации, а во внеучебное время предлагать широкий спектр физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей проявление индивидуальных способностей и их развитие.

  1. Формирование интереса школьников к физической культуре

В педагогическом процессе формирования физической культуры личности школьника необходимо учитывать взаимосвязь общего, особенного и единичного.

Общее отражает закономерные процессы становления физической культуры, опосредованные социальной средой, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, их жизненным опытом, уровнем постановки учебно-воспитательной работы в школе, компетентным участием родителей в физическом воспитании молодёжи.

Особенное определяется региональными, национальными, местными условиями и традициями развития культуры, отражёнными в педагогических отношениях, формах и содержании процесса формирования физической культуры, степени развития учебно-материального обеспечения.

Единичное раскрывает ту конкретную методику воспитания и обучения, которая учитывает индивидуальность учащегося, свободу выбора им форм, средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, обеспеченность его перспективной программой физического самовоспитания и самосовершенствования.

Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию различают как внутреннюю, так и внешнюю.

Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию.

Успешная реализации мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.

Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, необходимо объяснить, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что овладеть им очень важно, потому что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.

На уроках физической культуры необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требовании, то есть оптимальные режимы мотивации.

Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой.

Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.

Помимо удовлетворённости уроком, у школьников имеется ещё и отношение к физической культуре как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного отношения к физической культуре.

Главными же причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Не удовлетворённые уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А учащиеся, испытывающие состояние удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования.

Мотивы посещения школьниками уроков физической культуры влияют на учебную активность учащихся, в свою очередь и она в большей мере зависит от удовлетворённости школьников уроками. Удовлетворённые качеством и результатами уроков проявляют на них большую активность, чем не удовлетворённые.

Формирование интереса к занятиям физической культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности.

Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре играет вид интереса, который называют познавательным. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес – это интерес к глубокому, осмысленному познанию.

Так как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс освоения учебного материала различными своими сторонами: во-первых, выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активизации всего процесса; во-вторых, действовать как мотив познания, существенно влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами.

Учитывая это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию познавательных интересов. Основные направления такой стимуляции: стимуляция познавательных интересов при помощи содержания изучаемого материала; стимуляцией познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности.

Педагогические исследования показывают, что интерес к физической культуре можно формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом. Однако в мотивационной сфере школьников всё взаимно связано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.

Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.

Конкретный вид и уровень результат зависит от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат спортивной игры, учебный норматив, норма спортивного разряда, определённое место в спортивных соревнованиях, конкретные показатели в тестах, возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.

Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, достижение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.

Педагогическая практика и научные исследования показывают, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникает внутренняя мотивация, вдохновение успехом.





  1. Формирование необходимых знаний и умений для физического самосовершенствования школьников

В нашей работе мы использовали перечень знаний и умений, которыми необходимо овладеть школьнику, чтобы успешно проводить самостоятельные занятия физической культурой с целью физического самосовершенствования (Копылов Ю.А., 2005). Такой перечень состоит из семи «шагов».

Шаг 1 – «Самопознание».

Иметь представление о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).

На уроках при обучении мы объясняем учащимся, для чего выполняется то или иное упражнение, какой эффект может принести его регулярное выполнение. При этом каждый учащийся должен чётко представлять себе, насколько хорошо развито у него то или иное двигательное качество.

Результаты контрольных упражнений (тестов) обсуждаются со школьниками, и в этой беседе учащиеся получают реальную картину своей подготовленности. Это делается для того, чтобы каждый смог целенаправленно и по своей воле, а не из-под палки улучшать развитие отстающего двигательного качества.

Мы также объясняем учащимся, как контролировать тренировочную нагрузку. Сообщаем, что каждый человек уникален, и поэтому реакция на физическую нагрузку у каждого занимающегося своя собственная, отличная от других. Значит, надо использовать свою шкалу нагрузок, например, по величине пульса во время работы и при восстановлении.

Каждый из старшеклассников узнет свой текущий уровень развития двигательных качеств, особенности своей реакции на тренировочную нагрузку.



Шаг 2 – «Знания».

Это очень важный компонент в формировании мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре.

Учащиеся должны знать правила поведения на спортивных сооружениях (принципы межличностного общения, навыки управления вниманием), выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля над состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой.

Знать следующие методики: развития двигательных качеств; проведения восстановительных процедур; выполнения оздоровительных упражнений (зрение, осанка, дыхание), а также правила: проведения спортивных игр; режима дня; межличностного общения; составления комплексов общеразвивающих упражнений; профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями; оказания первой доврачебной помощи при царапинах и ссадинах, потёртостях и ушибах.

Шаг 3 – «Планирование».

Учащиеся должны уметь провести планирование занятия, а именно: поставить цель занятия и его задачи; выбрать для этого время в режиме дня, а также необходимые физические упражнения (в соответствии с целью и задачами занятия); определить частоту занятий в неделю, продолжительность одного занятия, дозировку нагрузки при выполнении разных физических упражнений, средства контроля за состоянием организма (ЧСС и частота дыхания во время и после выполнения тренировочной работы, оценка самочувствия по скорости движений, потоотделению, а также по нарушению координации движений).

Мы объясняем учащимся, что только правильное и обоснованное планирование позволит получить максимальный эффект от самостоятельных занятий.



Шаг 4 – «Двигательные умения».

Учащиеся должны уметь выполнять доступные по возрасту и подготовленности физические упражнения: оздоровительные – для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний; для развития двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные; для профилактики нарушения зрения.

Основная цель 4-го шага – обучить школьников прочным навыкам выполнения физических упражнений, что позволит им без затруднений использовать эти средства физической культуры на самостоятельных занятиях.

Мы стремимся к тому, чтобы выполнение учащимися упражнений было осмысленным, так как помимо прочного усвоения техники движений школьники должны чётко понимать, для чего они выполняют то или иное упражнение, какие отклонения в технике являются допустимыми, а какие – нет. У учащихся должно присутствовать желание выполнять физические упражнения. Без этого компонента нельзя говорить о полноценном занятии физической культурой.

Шаг 5 – «Организационные умения».

Учащиеся должны уметь подготовить место проведения занятия: выбрать место занятия (дома, на спортивной площадке, на необорудованной площадке, в рекреационном помещении школы); обеспечит безопасность занятия (отсутствие опасных предметов – выступов стен в спортивном зале, повреждений пола; на свежем воздухе – ям, движения автомобилей и др.); подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивная одежда и обувь).

Перед началом урока мы поручаем двум-трём старшеклассникам подготовить место для занятия – выбрать место в спортивном зале, подготовить необходимый инвентарь, обеспечит безопасность проведения урока.

Шаг 6 – «Методические умения».

Учащиеся должны уметь провести занятие физическими упражнениями, в том числе: выполнение разминки; выполнение основной части урока и заключительной.

Методические умения – это умения выполнить освоенные ранее физические упражнения в целостном занятии, в определённой последовательности, которая диктуется задачами разных частей урока (подготовительной, основной и заключительной).

Для овладения методическими умениями мы формируем у школьников чёткие представления: что такое подготовительная (вводная), основная и заключительная части занятия физической культурой, а также какие цели достигаются при выполнении этих частей. При проведении тренировочного занятия мы говорим учащимся, что всё, чему они были обучены на предыдущих этапах, должно найти своё практическое применение.

Чтобы овладеть этим разделом подготовки (6-м шагом), требуется уверенное владение знаниями и умениями, представленными в шагах 1-5, и многократное выполнение самостоятельных тренировочных занятий.

На этапе обучения использованию методических умений занятия проводятся в группах школьников под непосредственным наблюдением учителя физической культуры. По мере формирования методических умений контроль учителя постепенно уменьшался. В конце опытно-экспериментальной работы юноши-старшеклассники проводили занятия физической культурой самостоятельно.

Шаг 7 – «Гигиенические умения».

Школьники должны уметь выполнять гигиенические мероприятия (утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, самомассаж биологически активных точек, дыхательные упражнения), оценку функционального состояния (по ЧСС, частоте дыхания), восстановительные процедуры, режим дня (основные моменты).

Приведённые «шаги» старшеклассники должны осваивать в определённой последовательности. Прежде всего необходимо реализовать принцип сознательности. Для самостоятельных занятий физической культурой понимание смысла выполняемой тренировочной работы является для школьников совершенно необходимым компонентом.



  1. Экспериментальная проверка методики формирования мотивационно-ценностных ориентаций старшеклассников к физической культуре

Содержательные характеристики и критерии педагогической оценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре


В нашем исследовании мы придерживались концепции академика Андреева В.И. (2) – мотивационно-творческая активность и направленность личности являются внутренним побуждением, значимым мотивом, основой достижения высоких результатов в творческой деятельности. Мотивационно-ценностные ориентации личности тесно связаны с интересами, желаниями, наклонностями, чувствами, стремлениями и проявляются особенно ярко только в тех видах деятельности, которые вызывают интерес, привлекают, захватывают.

В работах Андреева В.И. (2,3), Яковлева А.Л. (3) в структуре мотивационно-творческой активности личности выделяются компоненты, стимулирование которых положительно влияет на результативность её творческой деятельности (стремление к успеху, стремление к лидерству, любознательность и др.).

На основе анализа вышеперечисленных исследований мы выделили ряд компонентов, которые на наш взгляд существенно влияют на формирование мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре учащихся старшего школьного возраста.

Любознательность, познавательно-творческий интерес характеризуется вдумчивым целеустремлённым отношением личности к какому-либо объекту её потребности и проявляется в пытливости, склонности к приобретению новых знаний, стремлении глубоко вникнуть в суть познаваемого.

Критериями оценки являются характер вопросов, их количество за определённое время в ситуациях познавательного характера; степень желания и стремления узнать как можно больше об интересующем объекте, проникнуть в его сущность.

Стремление к успеху характеризуется устойчивой потребностью в достижении высокого результата, высокой оценки своей деятельности, в каждой ситуации достигнуть новых успехов, стремлением не останавливаться на достигнутом.

Критериями оценки являются степень проявления направленности на достижение высоких результатов в деятельности, способность мобилизовать свои возможности и способности, сосредоточиться; реагирование на похвалу, поощрения, неудачи.

Стремление к лидерству характеризуется проявлением инициативы и стремления взять на себя ведущую роль в выполнении коллективных действий, своей активностью и авторитетом мобилизовать коллектив на достижение общей цели (разработка и предложение планов совместной деятельности, распределение обязанностей между членами коллектива, команды и др.).

Критериями оценки являются степень проявления инициативы, стремления руководить, взять на себя ведущую роль, завоевать авторитет.

Чувство неудовлетворённости уровнем своего физического развития характеризуется высокой требовательностью к себе, к результатам своей деятельности, объективной их оценкой, неуспокоенностью достигнутым, стремлением совершенствовать содержание и формы физкультурно-спортивной деятельности, завтра сделать лучше, чем сегодня.

Критериями оценки является степень и частота проявления этого качества.

Потребность в самовыражении характеризуется стремлением личности реализовать в определённой деятельности свои актуальные и потенциальные возможности и способности, воплотить собственные идеи и замыслы.

Критериями оценки являются степень и частота проявления этого качества.

Стремление к физическому самосовершенствованию характеризуется совокупностью внутренних побуждений, установок личности, направленных на изменение, развитие своих двигательных способностей, физических качеств.

Критериями оценки является уровень желания, стремления личности к физическому самосовершенствованию, систематичность и планомерность этого процесса.

С целью определения уровней развития компонентов мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре была использована методика их педагогической оценки (диагностика), в основу которой был положен метод обобщения независимых характеристик.

Педагогическая оценка осуществлялась следующими методами:

1. Анкетный опрос и беседа с учащимся.

2. Анкетный опрос и беседа с классным руководителем.

3. Анкетный опрос и беседа с учителем физкультуры.

4. Педагогическое наблюдение за учащимися на уроках.

Результаты самооценки ученика и оценки учителей каждого компонента суммировались и выводилась средняя арифметическая оценка отдельно взятого компонента.

Затем суммировались оценки отдельного компонента и делились на количество учащихся. Таким образом выводился средний показатель уровня развития того или иного компонента мотивационно-ценностной ориентации учащихся экспериментального и контрольного классов.

Педагогическую оценку мы осуществляли по 5-и балльной шкале:

5 баллов – высокий уровень;

4 балла - выше среднего;

3 балла - средний уровень;

2 балла – ниже среднего;

1 балл – низкий уровень.


Организация и проведение педагогического эксперимента

Педагогический эксперимент проводился в школе № 72 г. Казани в течении 2013-2014 учебного года с учащимися 10-11 классов.

В экспериментальной группе было 52 учащихся.

В контрольной – 49 учащихся.

С целью определения уровней развития компонентов мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре с помощью методов диагностики (см. стр. 25) мы посчитали необходимым выяснить:

а) как часто и какие по характеру вопросы задаёт ученик, когда сталкивается с незнакомыми не встречающемся ранее в его практике ситуациями, стремится ли глубже понять что-либо новое для него;

б) какую роль предпочитает в совместных делах, как часто сверстники выбирают его руководителем, организатором (капитаном команды и т.п.);

в) в полную ли силу своих возможностей, способностей учится; стремится ли к получению высокой оценки, признанию успеха в других видах деятельности;

г) как часто испытывает неудовлетворённость достигнутыми результатами в учебной, спортивной и других видах деятельности;

д) испытывает ли потребность в самовыражении, реализации своих способностей и возможностей в учебной, спортивной и других видах деятельности;

е) стремится ли развивать свои физические, интеллектуальные, нравственные и другие качества и способности.

На этапе диагностики мы провели анкетный опрос учащихся контрольного и экспериментального классов, классных руководителей и учителя физической культуры.

Мы учитывали то, что самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации. Поэтому предварительные беседы с учащимися и учителями были направлены на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и объективные ответы на интересующие нас вопросы анкеты. И с другой стороны, в свою очередь, стремились так сформулировать вопросы, чтобы опрашиваемые могли без затруднений ответить на них.

После чего данные анкетирования уточнялись в индивидуальной беседе с опрашиваемым, целью которой было расширить представление о каждом ученике, собрать некоторый дополнительный фактический материал, т.е. получить более глубокое представление об уровне развития компонентов мотивационно-ценностной ориентации опрашиваемого, уточнить сомнительные ответы, чтобы получить возможно достоверные данные.

Анкета для самооценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре юношей-старшеклассников была составлена из вопросов, требующих качественного анализа и количественной оценки соответствующих качеств и способностей личности.

Вопросы содержат набор ответов, позволяющих количественно выразить ориентировочный уровень развития того или иного компонента опрашиваемого.

А Н К Е Т А


для самооценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации личности к физической культуре

С помощью анкеты изучается твоё отношение к физической культуре. Это очень важно знать и тебе для того, чтобы более целенаправленно воспитывать в себе положительное отношение к физической культуре и преодолевать свои недостатки.

Помни! Чем более объективны и искренни будут ответы, тем более ценные сведения ты получишь о себе.

Обведи кружком или подчеркни один из вариантов ответа.


Ф.И. ученика _____________________________________________


Школа ________


Класс _________


Дата заполнения ______________________


1. Как часто по проблемам физической культуры и спорта ты ищешь ответ на заинтересовавший тебя вопрос в специальной литературе?


Очень редко 1 2 3 4 5 очень часто


2. Знакомо ли тебе стремление взять на себя ведущую роль, руководить, быть первым в каком-либо начинании среди товарищей?


1) нет;

2) такое желание испытываю крайне редко;

3) когда как;

4) часто;

5) очень часто.


3. Как ты считаешь, ты учишься в полную силу своих способностей и возможностей?


1) совсем не прилагаю усилий;

2) не в полную силу;

3) когда как;

4) периодически;

5) да, в полную силу.


4. Как часто ты испытываешь неудовлетворённость достигнутыми результатами в учёбе, спорте или другой деятельности?


1) никогда;

2) редко;

3) иногда;

4) довольно часто;

5) постоянно.


5. Испытываешь ли ты потребность в самовыражении, в реализации своих возможностей и способностей?


Скорее нет 1 2 3 4 5 скорее да


6. Испытываешь ли ты стремление развивать свои двигательные способности, физические качества?


1) думаю, что нет;

2) очень незначительно;

3) когда как;

4) достаточно часто;

5) постоянно испытываю такое стремление..


Перед анкетированием и ученик, и учитель предварительно были ознакомлены с характеристиками и критериями оценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре.

Учителю предлагалось оценить компоненты в «полярной анкете». Очень высокий уровень развития того или иного компонента оценивался 5-ю баллами, очень низкий – 1 баллом. Опрашиваемый отмечал соответствующий балл, характеризующий уровень развития отдельного компонента мотивационно-ценностной ориентации ученика к физической культуре.















А Н К Е Т А

для оценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации учащегося учителем

Ф.И. ученика _____________________________________________

Школа, класс _____________________

Дата заполнения __________________

Ф.И.О. учителя ___________________________________________

Любознательность


1 2 3 4 5


Стремление к лидерству


1 2 3 4 5


Стремление к успеху


1 2 3 4 5


Чувство неудовлетворённости


1 2 3 4 5


Потребность в самовыражении


1 2 3 4 5


Стремление к физическому самосовершенствованию


1 2 3 4 5

Полученная таким методом диагностическая информация позволила нам получить довольно полное представление об уровне развития мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре каждого старшеклассника и на этой основе разработать систему педагогических воздействий её формирования.

После систематизации результатов диагностики с каждым учеником обсуждались полученные данные. Обращалось внимание на наименее развитые компоненты, которые следует воспитывать в себе, и на наиболее развитые, на которые следует опираться в этой работе, давались рекомендации по вопросам физического самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания.

Анализ полученной диагностической информации предусматривает принятие определённых педагогических решений, выработку стратегии формирования мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре старшеклассника. Полученная диагностическая информация позволяет выявить такие компоненты, которые наиболее и наименее развиты у учащегося. Эти данные, в свою очередь, позволяют учителю определить конкретные цели педагогического процесса: какие компоненты нужно развивать в первую очередь и на какие из более сформированных опираться в этой работе.

Следовательно, критерием отбора целей в формировании мотивационно-ценностной ориентации учащихся к физической культуре является актуальный уровень развития тех или иных компонентов, знание индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика. От правильного выбора целей зависит выбор средств, методов и форм обучения, способствующих их достижению.

Исходя из поставленных целей разрабатывается чёткая система педагогических воздействий, содержание которой насыщается ситуациями, стимулирующими формирование наименее развитых компонентов и дальнейшее развитие компонентов более высокого уровня сформированности.

В проведённом исследовании в работе с экспериментальной группой с целью формирования мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре мы использовали следующие педагогические воздействия.

Любознательность, познавательно-творческий интерес личности формируется в разнообразной деятельности, стимулирующей пытливость, интерес, вдумчивое отношение к познаваемому, стремление глубже понять, вникнуть в суть. Чем любознательнее учащийся, тем больше больше он замечает вокруг, тем глубже пытается понять наблюдаемое. Раздумывая над новыми фактами, он ищет им объяснение, устанавливает между ними связи. Нужно формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, освоении новых умений и навыков в обдасти физической культуры и спорта.

Развивая любознательность мы использовали такие приёмы, как:

стимулирование учащихся к постановке вопросов познавательного характера;

создание ситуаций, вызывающих познавательный интерес, желание как можно больше узнать о новых аспектах в области физической культуры и спорта (физическое самосовершенствование, самообразование, самовоспитание, самоконтроль и др.), ранее не встречавшихся в их практике;

создание проблемных ситуаций и постановка вопросов, требующих нового подхода, анализа;

анализ парадоксальных явлений, противоречий между жизненным опытом и практикой;

собирание литературы по проблемам физической культуры и спорта.

Стремление к успеху проявляется в отношении личности к результатам своей деятельности. Одни безразличны к оценке своих действий, другие – наоборот, глубоко переживают неудачи в учёбе, спорте. Поэтому необходимо всячески стимулировать стремление ученика к успешному выполнению любого, как трудного, так и лёгкого для него задания, будить в нём чувство ответственности, неудовлетворённости достигнутым.

На уроках мы использовали такие приёмы, как:

выполнение освоенного двигательного действия на оценку с последующим анализом и обсуждением;

самооценка выполненного двигательного действия и оценка выполнения других учащихся;

задания типа: «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п.;

ситуации состязания в процессе освоения учебной программы;

задания для развития определённых двигательных способностей, существенно влияющих на освоение какого-либо упражнения.

Результаты нашей экспериментальной работы свидетельствуют о том, что особенно эффективно стремление к успеху проявляется в ситуациях, когда качество выполнения задания и конечный результат от активности каждого и влияют на итог командной борьбы.

Например, учащиеся делятся на команды. Задание: выполнить какое-либо двигательное действие на оценку (бросок мяча в корзину заданным способом, подъём переворотом на перекладине и т.п.). Критерий оценки – качество (техника) выполнения.

Сначала учащиеся одной команды выполняют задание на оценку, затем другой (или поочерёдно: из одной, потом – из другой). Учитель (или кто-либо из учеников) оценивает выполнение каждого и оценки членов команды суммируются. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме баллов команды.

В таких ситуациях каждый стремится выполнить задание как можно лучше, получить высокую оценку, чтобы не подвести команду. Воспитывается чувство сопереживания, ответственности за свои действия.

Стремление к лидерству мы стимулировали путём создания ситуаций, в которых ученику предоставляется возможность пробовать свои силы в руководящей, ведущей роли. Это может быть возложение обязанностей организатора каких-либо физкультурно-спортивных мероприятий; поручения распределить обязанности между членами коллектива при выполнении каких-то совместных действий (спортивные и подвижные игры, соревнования); выполнение роли капитана команды и т.п.

Как показывают наблюдения, проявления старшеклассников в учебной, физкультурно-спортивной и других видах деятельности далеко не одинаковы. Одни стремятся взять на себя инициативу, побуждают товарищей к совместной деятельности, как правило, в любом деле активны; другие же – чаще пассивны, предпочитают не проявлять инициативу, склонны подчиняться авторитету других. Таких нерешительных, а порой и робких, застенчивых по характеру учащихся, следует чаще привлекать к руководящим ролям, предоставлять им возможность развивать организаторские способности, чувство уверенности в собственных силах и возможностях. И в случаях успеха обязательно поощрять проявление инициативы и самостоятельности.

Чувство неудовлетворённости достигнутыми результатами воспитывается путём воздействия на духовную сферу личности: путём формирования постоянной направленности на критический анализ выполненной работы, неуспокоенности достигнутыми результатами.

Каждый старшеклассник должен осознавать, что нельзя останавливаться на достигнутом (в уровне физического развития, учёбе и других видах деятельности), нужно постоянно двигаться вперёд, к новым достижениям. Это относится не только к результатам деятельности, но и к процессу самовоспитания физических, личностных качеств и способностей.

На уроках мы использовали такие средства педагогических воздействий, как коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, целью которых было формирование сознания, что не все резервы в физическом развитии учащегося исчерпаны, что есть определённый их запас для достижения более высоких результатов.

С целью воспитания потребности в самовыражении мы стремились всячески стимулировать стремление учащихся реализовать свои актуальные и потенциальные возможности и способности, взгляды и убеждения, реализовать своё собственное «я», свою индивидуальность.

С этой целью мы использовали индивидуальные беседы, анализ достигнутых результатов учащихся в различных видах двигательной деятельности, причины успехов или неудач в учебной, физкультурно- спортивной деятельности и т.п.

Стремление к физическому самосовершенствованию проявляется в овладении знаниями, умениями, навыками организации и проведения занятий физической культурой для улучшения здоровья, повышения функционального состояния организма и ведения здорового образа жизни.


Анализ и обобщение экспериментальной работы


Педагогическая оценка уровней развития компонентов мотивационно-ценностной ориентации учащихся показала, что в начале опытно-экспериментальной работы уровни их развития и в экспериментальной и в контрольной группах были на одном уровне. В конце эксперимента уровень мотивационно-ценностной ориентации учащихся экспериментальной группы к физической культуре стал значительно выше (таблица 1).

Они стали более осознанно относиться к занятиям физической культурой, значительно повысилась их двигательная активность на уроках.

У учащихся сложилось чёткое представление о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).

Они освоили правила выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля над состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой. Стали правильно использовать следующие методики: развития двигательных качеств и способностей, проведения восстановительных процедур, а также правила: проведения спортивных и подвижных игр, режима дня, межличностного общения, составления комплексов утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений с предметами (с гантелями, набивными мячами, с гимнастической палкой и др.), профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказания первой доврачебной помощи.

На уроках физической культуры выполнение школьниками упражнений стало более осмысленным, учащиеся стали чётко понимать, для чего они выполняют то или иное упражнение, быстрее и качественнее стали осваиать двигательные умения и навыки в рамках программного материала по физической культуре. И самое важное – у них появилось явно выраженное желание выполнять физические упражнения.


Педагогическая оценка уровней развития компонентов мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников после экспериментальной работы показала, что у учащихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, уровень развития всех компонентов значительно повысился: любознательность, познавательно-творческий интерес на 1,0 балл; стремление к лидерству на 1,0 балл; стремление к успеху на 0,7 балла; чувство неудовлетворённости достигнутыми результатами в физическом развитии на 1,0 балл; потребность в самовыражении на 1,3 балла; стремление к физическому самосовершенствованию на 1,5 балла.









Таблица 1

Педагогическая оценка уровней развития компонентов мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников до и после экспериментальной работы



Компоненты


( в баллах)

Контрольная

группа


Экспериментальная

группа


Разность

результатов

после

эксперимента

До

экс-та


После

экс-та


До

экс-та

После

экс-та

Любознательность,

познавательно-творческий интерес


2,4


2,6


2,5


3,6

1,0

Стремление к

лидерству


3,1


3,3


3,1


4,3


1,0

Стремление к успеху


3,0


3,3


3,1


4,0


0,7

Чувство

неудовлетворённости


2,1


2,2


2,1


3,2


1,0

Потребность в

самовыражении


1,8


1,8


1,7


3,1


1,3

Стремление к физическому самосовершенствованию.


2,8


3,0


2,9


4,5


1,5




С целью оценки степени достоверности установленных различий мы с помощью математических методов провели статистическую обработку результатов педагогической оценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре учащихся экспериментальной группы до и после экспериментальной работы.

Математический аппарат включал в себя подсчёт средней арифметической и её ошибки (М ± м). Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента (1,с. 198-201). Результаты обработки представлены в таблице 2.





















Таблица 2

Результаты педагогической оценки уровней развития компонентов мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре старшеклассников экспериментальной группы до и после экспериментальной работы


К о м п о н е н т ы

(в баллах)

До

экспер-та

( М ± м )

После

экспер-та


( М ± м )



t



Р

Любознательность,

познавательно-творческий

интерес


2,5



3,6


2,96


0,01


Стремление

к лидерству



3,1


4,6


2,09


0,05


Стремление к успеху


3,1


4,0


2,87


0,01

Чувство неудовлетворённости

достигнутыми

результатами


2,1


3,2


2,57


0,05



Потребность в

самовыражении


1,7


3,1


2,84



0,01

Стремление к

физическому

самосовершенствованию


2,9


4,5


3,16


0,01



По всем показателям после экспериментальной работы значения t - критерия оказались больше граничного значения, что свидетельствует о том, что различия между средними арифметическими достоверны.

Любознательность, познавательно-творческий интерес – t = 2,96 (граничное значение – 2,82). Вероятность того, что полученные различия между средними арифметическими носят случайный характер равна 1%.

Стремление к лидерству в физкультурно-спортивной деятельности – t = 2,09. (граничное значение – 2,07). Вероятность случайного характера полученных различий равна 5%.

Стремление к успеху – t = 2,87 (граничное значение – 2,82). Вероятность случайного характера полученных различий равна 1%.

Чувство неудовлетворённости достигнутыми результатами – t = 2,57 (граничное значение – 2,07). Вероятность случайного характера различий равна 5%.

Потребность в самовыражении – t = 2,84 (граничное значение – 2,82). Вероятность случайного характера полученных различий равна 1%.

Стремление к физическому самосовершенствованию – t = 3,16 (граничное значение – 2,82). Вероятность случайного характера полученных различий равна 0,01%.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют говорить о том, что апробированные нами педагогические условия формирования мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре достаточно эффективны.








Анализ мотивации старшеклассников к физической культуре


В процессе проведенного исследования мы попытались выявить мотивы посещения учащимися старших классов уроков физической культуры, их отношения к физической культуре в целом как основному средству укрепления и сохранения здоровья.

Учащимся 10-11-х классов было предложено ответить на вопрос: «Для чего я посещаю уроки физической культуры?» и 10 вариантов ответов на этот вопрос.

Анализ ответов показал следующее.

69,2% девушек хотят укрепить здоровье; 56,4% - сформировать красивое телосложение, осанку; 41,9% - интересно заниматься физическими упражнениями; 38,5% стать сильными, ловкими, выносливыми; 35,8% - приобщиться к здоровому образу жизни; 20,5% - добиться высоких спортивных результатов; 12,8% - проявить себя смелой, решительной; 12,8% - чтобы не было проблем с родителями из-за пропусков уроков; 10,2% - для высокой оценки в аттестате; 7,7 – улучшить рельефность мускулатуры.

68,4% юношей – интересно заниматься физическими упражнениями; 57,8% - укрепить свое здоровье; 42,1% - стать сильным, ловким, выносливым; 42,1% - приобщиться к здоровому образу жизни; 26,3% - сформировать красивое телосложение, осанку; 21,0% - добиться высоких спортивных результатов; 21,0% - улучшить рельефность мускулатуры; 10,5% - для высокой оценки в аттестате; 5,3% - проявить себя смелым, решительным; 5,3% - чтобы не было проблем с родителями из-за пропусков уроков.






Данные проведенного опроса свидетельствуют о том, что учащиеся старших классов правильно понимают ценности физической культуры, ее роль в укреплении здоровья. Ведущими мотивами занятий физической культурой для них являются: укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, интерес к занятиям физическими упражнениями, желание стать сильными ловкими, выносливыми.

Формирование мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре будет успешным в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:

- в учебной деятельности использовать педагогические воздействия, стимулирующие компоненты, относящиеся к духовной сфере личности старшеклассника;

- процесс формирования мотивационно-ценностной ориентации учащихся к физической культуре осуществлять на основе внутренних результативных мотивов, создания психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в физическом самосовершенствовании.














З А К Л Ю Ч Е Н И Е


Проведённое нами опытно-экспериментальное исследование показало, что успешное формирование мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре старшеклассников может быть успешным, если в учебной деятельности использовать педагогические воздействия, стимулирующие компоненты, относящиеся к духовной сфере учащихся: любознательность, познавательно-творческий интерес; стремление к лидерству, к успеху в физкультурно-спортивной деятельности; чувство неудовлетворённости достигнутыми результатами в физическом развитии; потребности в самовыражении; стремление к физическому самосовершенствованию.

Наше исследование показало также, что процесс формирования мотивационно-ценностной ориентации учащихся к физической культуре может быть успешным, если его осуществлять на основе внутренних результативных мотивов, создания психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в физическом самовоспитании.

В структуре физической культуры личности важное значение имеют мотивационно-ценностные ориентации на активно-положительное отношение к физической культуре, сформированную жизненную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности.

Уровень углублённой образованности в области физической культуры личности предполагает:

личную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни; умение использовать физическую культуру, спорт как средства физического самосовершенствования;

знания, обеспечивающие грамотное использование средств физической культуры для физического самовоспитания, здорового образа жизни;

практические умения по методически грамотному проведению самостоятельных занятий физической культурой.

Решение этих задач предполагает особую ориентацию педагогической деятельности учителя физической культуры, использование педагогических воздействий на интеллектуальную, эмоционально-волевую, нравственную, мотивационно-ценностную сферу учащегося.

Важное значение имеет интерес школьников к физической культуре, который является одним из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации.

Обязательным педагогическим условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на положительный результат двигательная активность учащихся неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической подготовки школьников.

Результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются положительных сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных способностей в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникает внутренняя мотивация, вдохновение успехом.

Только осознание личной значимости физической культуры как ценностей получения конечного продукта (повышение уровня физических качеств, здоровья), получения положительного результата, самоизменения (самосознания, самоорганизации), саморазвития формирует устойчивые интересы и мотивы личности школьника к физическому самосовершенствованию.





Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). – Казань, изд-во «Майбугат йорты», 2002.

  2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: изд-во Казанского университета, 1988.

  3. Андреев В.И., Яковлев А.Л. Программно-целевой подход к изучению и формированию творческих способностей младших школьников: Метод. рекомендации для учителей. – Казань, 1987.

  4. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для педагогического колледжа. – Казань: РИЦ «Школа», 2000.

  5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ-в пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1973.

  6. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. – Физическая культура в школе. – 1990, № 12, с. 2-7.

  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986.

  8. Копылов Ю.А. Учить физкультурной самостоятельности. – Физическая культура в школе, 2005, № 2, с. 27-32.

  9. Котляровский-Зубченко А.А. Всё начинается с урока. – Физическая культура в школе, 2005, № 8, с. 28-30.

  10. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знвание, 1974.

  11. Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре. – Физическая культура в школе. – 2005, № 4, с. 10-16.

  12. Савченко В.И. Мотивация, старание, результат. – Физическая культура в школе. – 2001, № 7, с. 54-61.

  13. Физическая культура: Программа для средних общеобразовательных учреждений. – Казань: Магариф, 2005.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методы формирования мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой

Автор: Ендиряков Александр Владимирович

Дата: 06.10.2018

Номер свидетельства: 479763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "спортивные традиции "
    ["seo_title"] => string(21) "sportivnyie-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "128441"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415515367"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Программа здоровьесбережения у учащихся на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-zdorov-iesbieriezhieniia-u-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "194279"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427740404"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства