Методика организации физкультурных занятий с учащимися в условиях перегрузки спортивных залов
Методика организации физкультурных занятий с учащимися в условиях перегрузки спортивных залов
В настоящее время школы переполнены, из этого следует, что количество учащихся в образовательном учреждении не соответствует материально-техническому оснащению. Большинство школ старого образца имеет один спортивный зал на всех учащихся, что приводит к перегрузке спортивных залов и спариванию уроков.
В связи с этой проблемой большинство школ пришли к выводу, что третий урок физической культуры следует проводить в другом формате.
Данная тема актуальна для учителей физической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
ДОКЛАД
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕГРУЗКИ СПОРТИВНЫХ ЗАЛОВ
Исполнитель: студент 441
Группы
Мерзляков Антон Алексеевич
(фамилия, имя, отчество полностью)
ДД
ММ
ГГГГ
(подпись)
Преподаватель:
Вахнина Надежда Николаевна
(фамилия, имя, отчество полностью)
ДД
ММ
ГГГГ
(подпись)
Сыктывкар, 2020
Введение
В настоящее время школы переполнены, из этого следует, что количество учащихся в образовательном учреждении не соответствует материально-техническому оснащению. Большинство школ старого образца имеет один спортивный зал на всех учащихся, что приводит к перегрузке спортивных залов и спариванию уроков.
В связи с этой проблемой большинство школ пришли к выводу, что третий урок физической культуры следует проводить в другом формате.
Данная тема актуальна для учителей физической культуры.
Методика организации физкультурных занятий с учащимися в условиях перегрузки спортивных залов
Основой инновационного подхода к разработке содержания третьего урока физической культуры является его оздоровительная направленность , т.е. использование средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Предусматривается решение следующих задач:
• понимание школьниками социальной роли физической культуры для развития их личности и подготовки к учебе; к повседневной жизни
• знание соответствующих теоретических и практических основ, используя которые можно эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового образа жизни;
• формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных способностей, качеств и свойств личности;
• обеспечение общей и профессионально – прикладной физической подготовленности учащихся, уровень которой будет достаточен для освоения будущей профессии.
Содержание третьего оздоровительного урока физической культуры предполагает дополнительный (к комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2007 год) перечень знаний, навыков и умений, которым необходимо овладеть школьникам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно – рекреационные (досуговые, восстановительные) задачи.
Особенностью третьего оздоровительного урока в 1-4 классах являются знакомство с основными понятиями физической культуры личности и овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера. На данном этапе очень важно заинтересовать ребенка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать её значимость. Для этого, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, необходимо научить младших школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию.
Основными разделами, которыми нужно овладеть младшим школьникам на третьем оздоровительном уроке служат основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации (расслабления), комплексы упражнений для психической регуляции, для профилактики нарушений осанки, упражнения на концентрацию внимания. Очень важно использовать игры и упражнения для формирования основ двигательных качеств, научить детей знаниям по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, включать в такие уроки систему профилактики простудных заболеваний и закаливания.
В 5-9 классах цель третьего оздоровительного урока несколько меняется. Здесь учащиеся не только знакомятся с основами физической культуры личности, но и активно её формируют, приспосабливая к своим индивидуальным особенностям. При этом акцент в используемых упражнениях переносится с познавательной на общеприкладную деятельность. Школьникам необходимо уже не только «давать знания», но и показывать, как использовать оздоровительные и развивающие упражнения в различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться учащийся. На этом этапе подготовки школьников используют комплексы дыхательной гимнастики, совершенствования навыков мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы различного характера, комплексы атлетической гимнастики и фитнеса для устранения недостатков телосложения, комплексы упражнений для психической регуляции, профилактики простудных заболеваний и закаливания.
Школьников обучают основам спортивной деятельности, эффективным упражнениям для формирования двигательных качеств, формируют знания по основам физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью.
Третий урок в 10 – 11 классах ориентирован на формирование физической культуры личности учащихся посредством овладения знаниями и умениями физкультурной деятельности со спортивно – рекреационной направленностью. На основе ранее полученных знаний, навыков и умений юноши и девушки используют упражнения оздоровительной физической культуры в спортивной и досуговой деятельности. На этом этапе перечень существенно расширяется. Старшим школьникам мало знать и уметь применять средства оздоровительной физической культуры в различных ситуациях – нужно знать еще и те процессы, которые происходят в организме при использовании таких средств. Это позволяет осмысленно подбирать и самостоятельно выполнять оздоровительные упражнения, оценивать их тренировочное влияние на организм.
Содержание третьего урока физической культуры у старших школьников можно охарактеризовать как спортивно – оздоровительное. Акцент делается на использование спортивных упражнений для устранения недостатков телосложения (элементы спортивной гимнастики и акробатики, стретчинг, фитнес, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, элементы единоборств, выполнение йоговских асан и другие). Используются комплексы дыхательной гимнастики различных систем (полное, очищающее, голосовое дыхание йогов, дыхание по А.Н.Стрельниковой), аутогенная тренировка, элементы медитации. Для развития двигательных качеств используются элементы видов спорта – легкой атлетики, единоборств, спортивных игр, гимнастики.
Данная схема отбора содержания третьего урока физической культуры позволяет охватить наиболее острые проблемы, касающиеся физического, психического и социального здоровья учащихся общеобразовательной школы. Основываясь на предложенном материале, учителя физической культуры смогут самостоятельно насытить третий урок конкретным содержанием и методикой его проведения. Это важно ещё и потому, что каждый учитель будет использовать материал в соответствии со своим видением проблемы, уровнем подготовленности учащихся, материальным обеспечением и другими условиями, в которых работает та или иная школа.
Третий урок физической культуры должен быть включен в общее расписание занятий общеобразовательной школы. При проектировании содержания данного курса соблюден принцип преемственности на всех ступенях общего образования.
В тематических планах указывается примерное количество учебных часов по темам программного материала. В каждом классе отдельно взятой ступени количество часов на тему одинаковое. См.табл.1-3.
В зависимости от возможностей и условий школы учитель физической культуры может вносить определенные коррективы в распределении количества учебных часов на те или иные темы, не выходя из общих задач курса.
В каждой ступени при переходе учащихся в следующий класс учитель вначале повторяет учебный материал, затем его закрепляет и совершенствует, повышая постепенно степень сложности, объем и интенсивность нагрузки.