Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре.»
Методическая разработка раздела образовательной программы
по физической культуре.
Тема: «Гимнастика» 6 класс.
Содержание
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Актуальность.
Психолого-педагогическое обоснование.
Ожидаемые результаты.
Используемые образовательные технологии.
Система знаний и система деятельности.
Контроль и коррекция результатов по данному разделу.
Мониторинг качества знаний по разделу «Гимнастика» за последние два года в 6 классе.
10.Поурочное планирование по разделу.
11.Разработка урока по разделу «Гимнастика» 6 класс.
12. Заключение.
13. Литература.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса составлена на основании Государственной программы В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» 2011г. Рабочая программа рассчитана на 2 и 3 часа в неделю. Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Содержит 4 раздела: спортивные игры, легкая атлетика, лыжная подготовка и гимнастика.
Используемый учебник Физическая культура.5-7 классы : под редакцией
М. Я. Виленского М. Просвещение, 2010.
Раздел гимнастика рассчитан на 18 часов и изучается во второй четверти учебного года. Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:
– использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;
– применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
– освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики;
– развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения учащихся к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;
– воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого учащегося, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности.
Разнообразие, многоструктурность и многофункциональность гимнастических упражнений позволяет многосторонне воздействовать на организм занимающихся и содействует решению целого круга задач.
Методические особенности гимнастики таковы:
1. Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела.
Локальное воздействие на отдельные части тела и слаборазвитые мышцы достигается подбором исходных положений и способов исполнения упражнений, использованием снарядов массового типа и различных предметов. Избирательное воздействие на различные части тела дает возможность исправлять дефекты осанки, обучать управлению движениями различными частями тела в пространстве и времени.
2. Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания.
Например, обучая лазанью по канату, можно: а) формировать прикладной навык; б) развивать силу рук и плечевого пояса; в) развивать ловкость, варьируя способы лазанья; г) развивать быстроту движений (при лазанье на время); д) развивать способность оценивать движения (при лазанье на заданное время). При обучении равновесию формируют прикладные навыки, правильную осанку, совершенствуют функциональную деятельность вестибулярного аппарата, развивают ее, воспитывают смелость и т.д.
3. Возможность постоянно повышать трудность двигательных действий, обучая одним и тем же упражнениям.
Гимнастическим упражнениям свойственно многообразие форм движений: лазанье по наклонно поставленным скамейкам выполняется различными способами, отличающимися по степени сложности; упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные учащимся 6-ых классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д. Эта методическая особенность дает возможность качественно и количественно изменять содержание занятий, повышать интерес учащихся и более эффективно решать задачи урока.
4. Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку, варьируя: а) подбор упражнений (трудные и более легкие); б) количество повторений; в) величину отягощений (сопротивление резины, партнера, вес предметов); г) способ выполнения упражнений; д) способ организации занятий (групповая форма дает обычно меньшую нагрузку, чем поточная, а игровая – большую, чем поточная).
Цели и задачи раздела
Цель: формирование разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Задачи раздела:
Образовательные:
- дать основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта;
- знания в профилактике травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах;
- научить выполнять акробатические элементы в комбинации (кувырок вперед, кувырок назад, мост, стойка на лопатках, равновесие );
- научить элементам опорного прыжка (наскок в упор и соскок прогнувшись).
Развивающие:
- формировать умения организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями;
- развитие всех физических качеств (гибкости, быстроты, ловкости, силы и выносливости).
Воспитательные:
- воспитание волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли;
- воспитание чувства ритма и красоты движений.
3. Актуальность
Жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гиподинамии. Практически никто не оспаривает положение о том, что основная причина многих заболеваний цивилизации – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии учащиеся. Занятия гимнастикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышения социального статуса ребёнка. Именно - гимнастика и её возможности позволяет не только физически окрепнуть детям, но и воспитать трудолюбие, упорство веру в себя. Эти важные качества играют большую роль в социальной адаптации и нахождении своего места в жизни.
Психолого - педагогическое обоснование.
В подростковом возрасте, к которому относится 6 класс, отмечается мощный подъем жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Происходит не только физическое созревание, но и формирование личности, переход от детства к юности. Для подростков характерна повышенная активность, они многое хотят знать. Они начинают ощущать свои собственные физические и духовные силы, способность ставить перед собой и самостоятельно решать некоторые практические задачи. С развитием самосознания возникает стремление к самовоспитанию, в процессе которого развиваются положительные и преодолеваются отрицательные качества, получает развитие чувство товарищества, потребность в дружеском общении, его глубокой мотивации, содержательности и устойчивости.
Так же переход младшего школьника в среднее звено характеризуется повышение уровня социальной тревожности, что определяет необходимость создания благоприятные условия для успешной адаптации учащихся. Научно доказано, что физическое упражнение само является средством снижения тревожности, но наш взгляд в раздел гимнастики в 6 классе целесообразно взять новую форму оздоровительного направления – дыхательная гимнастика. Дыхание используется во всех системах для оптимизации общего эмоционального состояния и снижения уровня тревожности, дыхательные упражнения выполняются в самых разных сочетаниях, как друг с другом, так и с другими физическими упражнениями. Дыхание взаимосвязано с эмоциональным состоянием человека, и при любой коррекции эмоционального фона обязательно использование дыхательных упражнений.
Наблюдения показывают, что к 11-12 годам мальчики и девочки становятся более выносливыми, скоростно-силовые качества остаются на прежнем уровне. В этот период наблюдается ухудшение координации и гибкости. Поэтому в освоении знаний, умений и навыков нужно учитывать их индивидуальные психологические и физиологические возможности, особенности каждого учащегося, их личностных качеств, в зависимости от пола, возраста, уровня физического развития, мышления, внимания, памяти, которые находятся в стадии активного формирования.
Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения подростков в активные занятия физическими упражнениями и спортом.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Учащиеся 6 класса должны:
Знать:
-влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
-формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
-требования безопасности на занятиях физической культурой;
-способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
Уметь:
- планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
- выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;
- преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы страховки и самостраховки;
- выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;
- выполнение комплекса дыхательной гимнастики.
проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
6.Используемые технологии, методы, приемы, формы
организации деятельности.
Принципом отбора содержания и организации учебного материала является принцип единства теории и практики. В центре внимания оказываются не только формирование комплекса знаний, но и формирование у учащихся комплекса практических умений. Для этой цели я пользуюсь различными образовательными технологиями.
Личностно – ориентированные технологии:
- технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебного процесса.
- технология разноуровнего обучения, в качестве теоретического обоснования используют теорию структуры личности, предполагают дифференцированное обучение с целью выполнения заданий по силам и продвижению каждого ученика вперед.
Здоровьесберегающие технологии.
Наличие эмоциональных разрядок на уроках.
Использование дыхательных упражнений.
Мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, «ты можешь»…) Целью ЗСТ должно выступать обеспечение условий физического, психологического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, их продуктивной учебно – познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Для реализации образовательных и воспитательных задач необходимо использовать групповые технологии: Упражнения в парах, тройках, командах – неотъемлемая часть уроков физической культуры.
В ходе проведения урока по гимнастики целесообразно использовать следующие методы организации работы:
- фронтальный
-сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;
- индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;
- поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.);
- поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;
- игровой.
В 6 классе желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.
7. Система знаний, система деятельности.
При изучении темы формируется система знаний:
Общенаучные знания:
- значение движения в жизни человека;
- потребность в упражнениях, расслабление и отдых;
- дыхательная система при занятиях физическими упражнениями;
Знания по данному предмету:
- правила лыжных соревнований;
- знание техники выполнения;
знание техники безопасности при катании на лыжах.
Система деятельности при изучения темы включает в себя,
практическую деятельность.
1.Общеучебная деятельность определяет методы учения, организацию учебного пространства, методы взаимообучения.
Навыки общения в игровой ситуации (словами и жестами).
2. Преобразующая деятельность:
- использование действий в игровой проблемной ситуации.
- самоопределение и поиск новых путей, связанных с решением проблемной ситуации.
3. Самоорганизационная деятельность:
- самостоятельные действия во время соревнования;
- самостоятельное принятие правильного решения.
Контроль и коррекция результатов по разделу.
Формы, способы и средства проверки и оценки
результатов обучения
Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся являются важнейшей составной частью педагогического процесса. Учащиеся должны знать, что любое обучение сопровождается проверкой, в ходе которой устанавливается насколько прочно и хорошо усвоен учебный материал. Для этого контролирующие мероприятия проводятся не стихийно, а систематически, каждый раз осуществляется анализ результатов, и принимаются соответствующие меры для своевременной коррекции знаний, умений и навыков.
Для отслеживания результатов освоения раздела можно использовать следующие виды контроля:
Первоначальный (первичная коррекция при освоении движения).
Промежуточный контроль (оценка техники выполнения отдельных элементов).
Итоговый контроль (применение всех полученных знаний, умений, навыков).
Здесь эффективно использовать следующие приёмы:
самоконтроль, взаимоконтроль;
итог соревновательной деятельности;
устный опрос;
тестовый контроль;
проверка терминологического словаря;
контроль физической подготовленности;
Контроль техники выполнения упражнений;
Критерии оценивания различных видов работ.
Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – Практический курс:
осуществляется следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Итоговые оценки
Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестировании.
Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу:
«5» - ставится если:
- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;
- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
«4» - выставлена тогда когда:
- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.
«3» - ставится если:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий не достаточно четкие;
- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;
- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий
«2» - получает тот кто:
- не раскрыл основное содержание учебного материала;
- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;
- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.
Мониторинг качества знаний по разделу «Гимнастика» за последние два года в 6 классе. По разделу «Гимнастика» предусмотрено проведение контрольных уроков и тестов. Вывод: данные представленные в диаграмме показывают, что обучающиеся в течение ряда лет не теряют интереса к гимнастике. Это достигается путём совершенствования методов обучения, применения современных технологий.
10. Поурочное планирование по главе.
Гимнастика с элементами акробатики
1 урок
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.
2 урок
Перестроение из колонны по два в колонну по одному.
3 урок
Ходьба на месте и в движении. К.
4 урок
Висы согнувшись и прогнувшись (мальчики). Подтягивание из виса лежа.
5 урок
Подтягивание в висе (из виса лежа).
6 урок
Подтягивание в висе (из виса лежа).
7 урок
Поднимание прямых ног в висе. К.
8 урок
Кувырок вперед.
9 урок
Кувырок вперед.
10 урок
Кувырок вперед и назад.
11 урок
Кувырок вперед и назад. К.
12 урок
Стойка на лопатках.
13 урок
Стойка на лопатках. К.
14 урок
ОРУ без предметов и с предметами.
15 урок
ОРУ с повышенной амплитудой.
16 урок
ОРУ. Эстафеты и игры со скакалкой. К.
17 урок
Кувырок вперед и назад.
18 урок
Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. К
11.Разработка урока по разделу «Гимнастика» 6 класс.
«Кувырок вперёд в стойку на лопатках»
Цель урока:
1. Разучивание техники выполнения кувырок вперёд в стойку на лопатках.
2. Воспитывать чувство коллективизма, чувство дружбы и культурного поведения.
3. Упражнения в ходьбе: - Ходьба на носках (руки вверх)
- Ходьба на пятках (руки на поясе)
- Ходьба в полуприсяде (руки за головой)
- Ходьба в полном присяде (руки на коленя)
4. Упражнения в беге:
- Бег с захлёстом голени (руки на ягодицах)
- Бег с высоким подниманием колена (руки на поясе)
- Бег по диагонали с подскоками (руки произвольно)
- Бег спиной вперёд (руки произвольно)
Общеразвивающие упражнения на месте:
1. - И.п., узкая стойка, руки на поясе.
на 1-наклон головы вперёд,
на 2- наклон головы назад,
на 3- наклон головы вправо,
на 4- наклон головы влево.
2. - И.п., узкая стойка, руки на поясе.
на 1,2- вращение головы вправо,
на 3,4 –вращение головы влево.
3. - И.п., узкая стойка, руки к плечам.
на 1,2- вращение рук вперёд,
на 3,4- вращение рук назад.
4. - И.п., широкая стойка, наклон вперёд, руки в стороны. Упражнение «Мельница».
5. – И.п., сед упор сзади.
на 1- наклон туловища к правой ноге,
на 2- И.п.,
на 3- наклон туловища к левой ноге,
на 4- И.п.
6. – И.п., сед упор сзади.
на 1- наклон туловища к правой ноге,
на 2- наклон туловища в середину,
на 3- наклон туловища к левой ноге,
на 4- И.п.
3 мин.
2 мин.
10 мин.
4-5 раз.
4-5 раз.
4-5 раз.
4-5 раз.
4-5 раз.
4-5 раз.
Держать равновесие.
Спина прямая, смотреть прямо перед собой.
Доставать пятками до ладоней.
Дышать спокойно и ритмично (вдох через нос, выдох через рот).
Смотреть через правое плечо.
Держать равновесие.
Выполнять упражнения под счёт учителя.
Не выполнять резких наклонов.
Основная часть 25 минуты.
Кувырок вперёд в стойку на лопатках.
1. Подводящие упражнения:
- упор присев
- положение группировки
- перекаты на спину в группировке
- выполнение кувырка
- выполнение стойки на лопатках
- взаимная страховка обучающихся при выполнении упражнения
2. Объяснение техники выполнения кувырка вперёд в стойку на лопатках.
3. Выполнение техники выполнения кувырка вперёд в стойку на лопатках.
5 мин.
5 мин.
15 мин.
Строго контролировать положение головы в группировке и при выполнении стойки на лопатках.
Учитывать технику выполнения группировки.
Заключительная
часть 5 минут.
1. Игра «Перестрелка»
2. Построение, подведение итогов.
3. Домашнее задание.
4. Организованный уход.
3 мин.
1 мин.
1 мин.
Игра на развитие координационных способностей.
Выставление оценок.
Два кувырка вперёд слитно.
12. Заключение.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организма огромны, а реализовать их не всегда удаётся. И наиболее доступным средством увеличения потенциалов здоровья является занятия гимнастикой. Благодаря гимнастическим упражнения дети учатся правильным двигательным навыкам ходьбы, прыжков, преодолению препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, гибкость, сила, быстрота точность, красота движений. Занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно - двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно – сосудистой системы. Занятия гимнастикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
При разработке данной программы учитывалось большое количество факторов:
психолого-педагогические особенности обучающихся,
специфика материала,
взаимосвязь материала раздела с другими науками.
Это способствует наиболее эффективному раскрытию материала раздела. Использование в работе различных образовательных методов позволяет привлечь внимание к материалу не только тех учеников, учение для которых интересно само по себе, но и отстающих учащихся. Это осуществляется путем применения дифференцированного обучения.
Использование на уроках групповых форм организации деятельности оказывается очень эффективным, в силу особенностей возраста – подросткового – когда для ребенка очень важно общение со сверстниками, соревновательный момент способствует активации даже неорганизованных учащихся. Групповая форма организации деятельности учащихся также повышает самооценку каждого школьника, а также развивает общие способности к коммуникации.
Основной целью деятельности системы образования всегда считалось создание условий для получения знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств учащихся. Главной целью образования является создание условий для подготовки учащихся к жизни в обществе.
Можно считать, что программа по гимнастике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек, поддержанию высокой работоспособности учащихся утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.
13. Литература.
Справочник учителя физической культуры / авт.- сост. П.А.Киселёв , С. Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с. Спортивные и подвижные игры /авт.- сост. Ю.И. Портных, - Москва: Физкультура и спорт, 1984.- 344 с. Физкультура 6 класс ,поурочные разработки / авт. – сост. Г.В. Бондаренкова, Н. И. Ковалько, А.Ю. Уточкин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 156 с. Поурочные разработки по физкультуре:. 5-9 классы / авт.- сост. В. И. Ковалько, - Москва: ВАКО, 2007. - 400 с. Нестандартные уроки физкультуры 6 класс. / сост. Н. Ю. Никифорова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 128 с. Физическая культура: учебник для учащихся 5-7 кл. / авт. – сост. М. Я. Веленский. – Москва: Просвещение, 2007. – 156 с. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич, - Москва: Просвещение, 2011. – 124 с.