Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по физической культуре "Лёгкая атлетика. Бег"»
Методическая разработка
по физической культуре
раздел «Легкая атлетика.
Бег на короткие дистанции»
Составил: Учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 516
Габдрахманова Татьяна Вадимовна
Санкт-Петербург
2022 г.
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Бег на короткие дистанции.
2. 1 Последовательность обучения технике низкого старта.
2.2 Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта.
2.3 Последовательность обучения техники стартового разгона.
2.4 Последовательность обучения бегу по дистанции.
2.5 Последовательность обучения финишированию.
2.6 Литература
Пояснительная записка
Легкая атлетика занимает большое место в программе по физическому воспитанию. Объединяет таких физические упражнения, как бег, прыжки, метание различного вида.Бег занимает центральное место в легкой атлетике. С помощью систематической тренировки в беге можно добиться развития таких важных качеств, как быстрота, выносливость и др.
На уроках физической культурой преподаватель формирует у учащихся знания о технике спортивных движений, способа двигательных задач. Образовательные задачи будут решаться успешнее в том случае, когда учитель совместно с учениками рассмотрит двигательное действие, кинематику и динамику частей движения.
Необходимым элементом каждого урока, на котором изучается, закрепляется и совершенствуется техника основных легкоатлетических видов, является работа над ошибками.
Для школьников существуют следующие основные виды: бег на короткие
дистанции(30м., 60м.,100м., и 400м.), бег на средние дистанции (от 500м. до 1000м.),
бег на длинные дистанции (2000м.,3000м.) по пересеченной местности, эстафетный бег, прыжок в длину способом “согнув ноги”, в высоту способом
“перешагивания”, метание гранат
2. Тема: Бег на короткие дистанции.
Бег на короткие дистанции по интенсивности нервно-мышечного напряжения и кратковременности работы является типичным упражнением на быстроту. Правильная техника бега характеризуется мощным задним толчком, эффективным углом выноса маховой ноги и отсутствием тормозных усилий при постановке ее на опору несколько впереди линии общего центра тяжести тела. При этом туловище принимает прямое или несколько наклонное положение, а руки совершают быстрые и экономные движения. Все указанное выше позволяет бегуну преодолевать дистанцию свободно и непринужденно на высокой скорости.
На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия – прыжки в длину и в высоту с разбега, метание
гранаты с разбега, подвижные игры и эстафеты. Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи обучения технике бега.
1. Старты из разных положений (из упора присева, наклона вперед, выпада,из упора лежа и т.д.).
2.Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.
3. Выполнение команд ”На старт!” и “Внимание!”. Учитель проверяет правильность принятия стартовых поз всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.
4. Бег с низкого старта (без сигнала и по сигналу)
5.Установка стартовых колодок. Передняя колодка для сильнейшей (толчковой ноги) устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя 1-1,5 стопы от передней (или расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 – 50,задняя 60- 80. По ширине расстояние между колодками обычно равно10-12 см.
6. Выполнение команд “ На старт!”, “ Внимание!”, «Марш!”. Выталкивание из стартовых колодок. Движение при выходе со старта выполняется максимально быстро. Двигательная установка для учащихся должна быть направлена не на сильное отталкивание от колодок, а на быстрое выполнение первого шага.
2.2 Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта
Упр. №1. Из положения руки в упоре (туловище вертикально) оттолкнуться руками от опоры выполняя ими беговое движение.
Упр. №2. И.п. стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнута в колене. По команде резкая смена ног.
Упр.№3. И.п. стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой (толчковой) ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой.
Упр.№4. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу учителя резкое движение вперед головой и плечами.
Упр.№5. Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу учителя быстро перейти на бег.
Упр.№.6. И.п. стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.
Упр.№7.Прыжки в длину с места из положения низкого старта: а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки;
Упр.№8. Старты из разных положений: сидя на полу лицом (спиной) вперед, лежа на животе, лежа на спине головой (или ногами) к линии старта
.
Упр.№9. Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.
Упр.№10 .И.п. полу присед или присед. Бросок мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.
2.3 Тема: Последовательность обучения технике стартового разгона.
Упр.№1. Выбегание с низкого старта под “ воротами “, сделанными из веревочки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту.
Упр.№2.Выбегание с низкого старта, с преодолением сопротивления. Партнер
удерживает стартующего резиновой лентой, наложенной на пояс или грудь и пропущенной под мышками бегущего.
Упр.№3.Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление партнера. Партнер упирается прямыми руками в его плечи.
Упр.№4. Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального наклона туловища.
Упр.№5. Бег с низкого старта через расставленные на первых пяти-шести шагах набивные мячи, с учетом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага. На первом шаге мяч не ставится.
2.4 Тема: Последовательность обучение технике бега по дистанции.
После стартового разгона бегун переходит к бегу по дистанции. Передним стоит важная задача удержать развитую горизонтальную скорость. Это достигается сохранением длины и частоты шагов.
Упр.№1.Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на пояс или опущены вниз. Туловище прямо (не отклоняется).
Упр.№2.Бег с высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку и выполняя различные указания:
а) поднимать бедро выше;
б) быстрее опускать и ставить ногу;
в) чаще работать бедрами;
г) выше держаться на стопе.
Упр.№3.Освоение прямолинейности движения, стопы без разворота носков. Бег по коридору (узкой дорожке) шириной 20-30см., сделанному из резиновой ленты, затем 5см. (стопы ставятся по линии и параллельно)
Упр.№4. Бег прыжками с ноги на ногу. Это упражнение. способствует выработке широкого шага. Нога в момент отталкивания полностью выпрямляется во всех суставах, а другая, согнута в коленном суставе, выносится вперед-вверх, туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах и работают так же, как во время бега.
Упр.№5.Бег с высоким подниманием бедра 10-15м. с переходом в бег по дистанции.
Упр.6. Бег прыжками 10-15м. с переходом в бег по дистанции.
Упр.№7. Бег в ровном, спокойном темпе, с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя.
Упр.№8.Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости).
Упр.№9.Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением по инерции.
Упр.№10. Бег на время с хода.(20-30м.)
2.5 Тема: Последовательность обучения финишированию.
Основной задачей бегуна при подходе к финишу является сохранение высокой скорости бега. Для этого следует усилить задний толчок и, увеличив темп движения рук, на большей частоте преодолеть финишную линию. Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку грудью.
Упр.1. И.п. стоя в шаге, левая нога впереди, правая сзади, руки опущены вниз. Выполнять быстрый наклон туловища вперед с отведением рук назад и выставлением правой ноги вперед:
а) без натягивания финишной ленты;
б) с натягиванием финишной ленты;
Упр.2. То же, но стоя в шаге правая нога впереди, левая сзади.
Упр.3. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.
Упр.4.Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге.
Упр.5.Бег на 20-30 м. с пробеганием финишной линии, не замедляя скорости бега.
Упр.6. Бросок на линию грудью вперед небольшими группами по 3-4 человека с ускоряющегося бега.
При обучении финишированию важно приучить учащихся заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешного обучения следует проводить упражнения парами, небольшими группами (3-4 человека), подбирая учащихся, равных по силам.
Литература
Аракелян Е.Е., В.П.Филин, А.В.Коробов, А.В.Левченко - Бег на короткие дистанции (спринт). – М.: Инфра-М.: 2002.
А. В. Коробов - Школа легкой атлетики - 2 изд., М., 1998
3. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы. - М.: Просвещение, 1987.
4. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
6. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. М., «Физкультура и спорт», 1969.