Просмотр содержимого документа
«Меры безопасности и предупреждения травматизма в спорте»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №1» ТАМБОВСКОГО РАЙОНА
Методическая работа
«Меры безопасности и предупреждения травматизма в спорте»
ТАМБОВ-2020
Меры безопасности и предупреждения травматизма в спорте
Велосипедный спорт относится к категории циклических моноструктурных локомоций, характеризующихся максимальной, субмаксимальной и большой мощностью физических нагрузок, предъявляющих к организму спортсмена высокие требования в условиях больших скоростей передвижения с удержанием посадки в седле в полусогнутом положении, при больших статических нагрузках на мышцы верхних конечностей и спины.
– знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений;
– разработка мер по предупреждению спортивных травм.
Травмы в велосипедном спорте могут возникать при различном сочетании внешних и внутренних факторов. Несомненно, возможны и несчастные случаи, когда травма возникает вследствие трагического стечения обстоятельств и причин, которые трудно предвидеть. Тем не менее, основные факторы, влияющие на возникновение и характер травм, необходимо систематизировать для выработки принципиальных мер безопасности, направленных на их устранение.
Внешние факторы спортивного травматизма:
— методические ошибки тренера при проведении учебно-тренировочных занятий;
— нарушение велосипедистами дисциплины и установленных правил во время проведения учебно-тренировочных занятий;
— неправильная общая организация тренировочных занятий;
— неудовлетворительное состояние трасс, мест занятий, велосипедов, оборудования и экипировки гонщика;
— неблагоприятные санитарно-гигиенические условия при проведении тренировочных занятий.
К неправильной организации тренировочных занятий относятся:
- проведение тренировочного занятия с большим числом велосипедистов, превышающим установленные нормы;
— неправильная организация направления движения гонщиков в процессе выполнения тренировочных упражнений;
— проведение занятий без тренера или необходимого сопровождения;
— проведение занятий в условиях интенсивного автомобильного движения и др.
При планировании и проведении тренировочных занятий тренер обязан учитывать организационные условия проведения занятий и в случае необходимости незамедлительно вносить в них коррекцию.
К ошибкам в методике учебно-тренировочных занятий следует отнести, в частности, проведение их по одной программе с велосипедистами, имеющими разную степень квалификации и технической подготовленности.
В велосипедном спорте достаточно часто приходится сталкиваться со случаями получения травм из-за недостаточного овладения техникой езды на велосипеде и плохой тактической подготовленностью.
Недопустимо построение занятий без соблюдения дидактических принципов: постепенности и последовательности в овладении двигательными навыками, доступности и индивидуализации подхода к занимающимся и др. Двигательные задачи, не соответствующие уровню подготовленности гонщика — одна из главных причин получения травм велосипедистами.
Очень часто приводит к падению неправильная посадка на велосипеде. Особенно опасна потеря гонщиком обзора вследствие чрезмерного опускания головы. Этот технический недостаток, к сожалению, часто приводит к очень серьезным травмам.
Необходимо следить, чтобы нагрузки соответствовали уровню подготовленности и возрастным возможностям велосипедистов. Вероятность получения травмы значительно увеличивается, когда спортсмен находится в состоянии глубокого утомления или эмоционального напряжения.
Нарушение велосипедистами дисциплины и установленных правил во время тренировочных занятий и соревнований составляют примерно около одной трети от общего количества травм.
Несоблюдение правил дорожного движения, установленных правил при проведении занятий на треке и других требований, направленных на обеспечение безопасности занимающихся велосипедным спортом, очень часто становится причиной травм и несчастных случаев, приводящих в отдельных случаях к гибели спортсменов.
Например, неоправданным техническим приемом, к которому прибегают гонщики для сокращения дистанции, является прохождение левого закрытого поворота по внутренней стороне шоссе, рискуя столкнуться со встречным автотранспортом.
Наибольшее количество падений и травм во время гонок с общим стартом участников (групповые гонки, гонки-критериум) происходит из-за грубого нарушения гонщиками правила прямолинейности движения.
К отдельной группе факторов, обусловливающих получение травм, можно отнести неудовлетворительное состояние мест занятий, трасс, велосипедов и экипировки гонщиков. Низкое качество покрытия шоссейных трасс становится причиной падений и травм.
Несмотря на постоянное совершенствование велосипедов и оборудования, значительное количество травм связано с использованием недоброкачественного инвентаря, плохой его подготовкой или неправильной эксплуатацией.
Очень опасны поломки передней вилки, выноса руля, трубы руля, шатунов, осей педалей, подседельного штыря. Тяжелые травмы могут получить гонщики при падении, ударяясь о незащищенные пробкой края трубы руля. Избежать этих дефектов может помочь только постоянный контроль за техническим состоянием велосипеда и своевременное его техническое обслуживание.
Существенной мерой профилактики травматизма в велосипедном спорте является обязательное использование шлема.
К числу распространенных травм у велосипедистов можно отнести различного рода потертости в области промежности и внутренней поверхности бедер, воспаления кожного покрова, полученные вследствие использования некачественной экипировки (трусы, майки).
В процессе тренировок и соревнований на шоссе рекомендуется использовать защитные очки. К неблагоприятным санитарно-гигиеническим и метеорологическим условиям при проведении тренировочных занятий относятся жара, холод, ветер, пыльные бури, перепады атмосферного давления, метеорологические осадки и др.
Иногда травмы возникают в результате плохого естественного или искусственного освещения зала или трека, недостаточной вентиляции, избыточной влажности или сухости воздуха, слишком высокой или низкой температуры. Сочетание ряда таких внешних неблагоприятных факторов увеличивает риск получения травмы.
Помимо внешних воздействий при профилактике спортивного травматизма следует учитывать и внутренние факторы.
Внутренние факторы спортивного травматизма:
— состояние утомления и переутомления;
— наличие врожденных и хронических заболеваний;
— изменение функционального состояния организма велосипедиста, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.
Оценить эти факторы позволяет надлежащий уровень организации врачебного и педагогического контроля за состоянием гонщика. Грубейшим нарушением правил профилактики спортивного травматизма является участие велосипедиста в тренировке и тем более в гонках без полноценного медицинского осмотра. Нарушение правил врачебного контроля приводит к спортивным травмам примерно в 10% случаев. Чаще всего это выражается в несвоевременности и недостаточной тщательности профилактических медицинских осмотров, в возвращении велосипедистов к тренировочному процессу без предварительного медицинского осмотра, в несоблюдении рекомендаций врача, в недостатках диспансеризации велосипедистов после перенесенных ими травм, заболеваний или функциональных сдвигов.
Хронические перенапряжения во время тренировок создают «предрасположение» к травме, особенно в сочетании с ошибками организационного и методического характера. Важное значение имеет врачебное заключение о рекомендованных сроках возобновления тренировки после перенесенных травм и заболеваний. Преждевременное возобновление тренировок со значительными нагрузками, а тем более участие в соревновании обуславливает обострение болезни и может привести к новой более серьезной травме.
Меры профилактики травм и заболеваний можно разделить на общие, связанные с основными особенностями воздействия велосипедного спорта на организм спортсмена, и на частные, которые зависят от индивидуальных особенностей, отклонений, реакций данного спортсмена.
Основные методы предупреждения травматизма в велоспорте — грамотное построение тренировочного процесса. Основой в велосипедном спорте является профилактика травматизма и заболеваний.
Процесс профилактики травматизма в велоспорте сложен и многогранен. Он касается не только общей физической подготовки и специальной тренировочной методики, но также включает в себя знания и умения тренера и каждого спортсмена в области медицины, питания, последних достижений в области спортивной медицины.
Источники:
Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт М.: Физкультура и спорт, 1990.