Обращали ли вы внимание на то, как держатся в покое и движении различные люди? Одни из них, например, имеют хорошую «строевую» выправку: они держат свое туловище подчеркнуто прямо, голова их приподнята. Другие, например, артисты балета, люди, занимающиеся художественной гимнастикой, фигурным катанием на коньках, плаванием, имеют стройную фигуру, мягкие выразительные движения, они всегда держатся прямо, походка их грациозна. Люди же, проводящие длительное время за столом, мало занимающиеся физическим трудом, гимнастикой или спортом, держатся, несколько сгорбившись, голова у них опущена, плечи выдаются вперед, нередко одно плечо поднято выше другого, походка их некрасива.
Человек, который на месте и в ходьбе постоянно держит голову и туловище прямо, а плечи - слегка отведенными назад, обладает правильной осанкой.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития человека, а также учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями
Умение правильно держать свое тело не только определяет внешний вид, но имеет большое значение для здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Заключение. Профилактика -самый надёжный путь к цели 21
Приложение: упражнения для предупреждения нарушений осанки.
ЧТО НУЖНО СКАЗАТЬ ОБ ОСАНКЕ?
Обращали ли вы внимание на то, как держатся в покое и движении различные люди? Одни из них, например, имеют хорошую «строевую» выправку: они держат свое туловище подчеркнуто прямо, голова их приподнята. Другие, например, артисты балета, люди, занимающиеся художественной гимнастикой, фигурным катанием на коньках, плаванием, имеют стройную фигуру, мягкие выразительные движения, они всегда держатся прямо, походка их грациозна. Люди же, проводящие длительное время за столом, мало занимающиеся физическим трудом, гимнастикой или спортом, держатся, несколько сгорбившись, голова у них опущена, плечи выдаются вперед, нередко одно плечо поднято выше другого, походка их некрасива.
Человек, который на месте и в ходьбе постоянно держит голову и туловище прямо, а плечи - слегка отведенными назад, обладает правильной осанкой.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития человека, а также учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями
Умение правильно держать свое тело не только определяет внешний вид, но имеет большое значение для здоровья.
У людей с хорошей осанкой внутренние органы находятся в правильном положении; сердце, легкие, печень, желудок и кишечник работают в нормальных условиях; движения выполняются свободно, без лишнего напряжения. Таким людям легче работается, они меньше устают и хорошо себя чувствуют.
Плохая осанка может привести к ряду неблагоприятных изменений в организме и к ухудшению здоровья человека. В результате неправильного держания тела, особенно в детском возрасте, грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток отходят от позвоночника и торчат, как крылья, спина горбится, живот выпячивается вперед. Если не принимать никаких мер для исправления осанки, начинает искривляться позвоночник, может возникнуть его боковой изгиб (сколиоз) или значительная сутулость (круглая спина) и, наконец, это может явиться одной из причин образования горба. Все это, конечно, сильно вредит здоровью, так как затрудняет работу сердца и легких - дыхание становится поверхностным, не снижается жизненная емкость легких, убывают сила и выносливость, ухудшается самочувствие.
Необходимо отметить, что анатомо-физиологические разновидности осанки и отклонения ее от нормы определяются не только внешними признаками, но и функциональными особенностями организма человека, зависящими от сложного взаимодействия его с окружающей средой.
В разные периоды жизни человека под влиянием окружающей обстановки - условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями - осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону.
По внешнему виду осанка характеризуется формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног. С физиологической стороны осанка - это своеобразный навык, то есть определенное сочетание условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного держания тела.
Исходя из учения великого физиолога И. П. Павлова, осанку нужно рассматривать как определенную, приобретаемую в результате индивидуального развития и воспитания, двигательную привычку (динамический стереотип). Вырабатываемые в процессе воспитания и тренировки условные рефлексы правильной осанки образуются на основе безусловных, так называемых, рефлексов установки тела.
Как известно, сохранение равновесия и положения тела в пространстве, а также быстрое их восстановление нарушений обеспечивается сочетанием рефлексов установки тела (тонических рефлексов). Эти установочные рефлексы делят на две группы: статические, или разные, рефлексы, не связанные с перемещением тела в пространстве, и статокинетические рефлексы, являющиеся ответом на различные движения человека. Указанные группы рефлексов связаны с деятельностью органов чувств и возбуждением нервных окончаний в мышцах.
Выдающийся физиолог А. А. Ухтомский неоднократно подчеркивал в своих работах значение коры головного мозга для протекания рефлексов установки тела, обращая при этом внимание на связь ее с мозжечком, от которого в значительной степени зависит сохранение привычного положения тела, то есть осанка.
Изменения осанки с возрастом происходят в связи с улучшением или ухудшением работы опорно-двигательного аппарата (скелета и нервно-мышечной системы), управляемой центральной нервной системой - корой головного мозга.
Огромное влияние психического состояния на осанку человека можно наблюдать во всех случаях тяжелых нервных потрясений, которое обычно отрицательно сказывается на внешнем виде человека, и, прежде всего, на осанке: поникшая голова, опущенные плечи, согнутая спина - нередко делают фигуру неузнаваемой. Таким образом, мы видим, что осанка зависит не только от анатомо-физических особенностей человека, но и в значительной степени от центральной нервной системы.
Основным костным стержнем, на котором держится голова и туловище,. является позвоночник, фундаментом для которого служит таз, поэтому осанка во многом зависит от их положения. Она определяется в основном, натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб и таз. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то туловище и голова занимают прямое, красивое положение. Привычное положение плечевого пояса, рук и ног, также зависящее от степени развития и тонуса (напряжения) их мускулатуры, оказывает большое влияние на осанку.
Таким образом, основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. Интересно отметить, что нередко встречаются люди с очень мошной мускулатурой - грузчики, борцы, гимнасты, но с плохой осанкой из-за чрезмерного развития мышц-сгибателей.
Нарушение правильной осанки непатологического, то есть не болезненного, характера обычно выражается в ряде отклонений от нормального, прямо го положения тела и отдельных его частей. Наиболее часто встречается вредная привычка держать голову опущенной, а плечи, - выставленные вперед и ходить, сгорбившись, сутуля спину. Нередко встречаются люди с неровными плечами и крыловидными лопатками, когда углы их отходят от позвоночника и некрасиво выступают наружу. У некоторых людей, особенно у женщин, отмечается чрезмерное увеличение поясничного изгиба позвоночника впереди, сопровождающееся выпячиванием живота. Иногда у людей бывает привычное, несколько согнутое положение ног во время стояния и ходьбы; походка их
напоминает старческую, ноги шаркают по полу, что ведет к нарушению правильного держания тела.
Ввиду большого значения осанки для здоровья, внешнего вида и работоспособности человека правильное формирование ее с самого раннего возраста должно являться одной из важных задач физического воспитания.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ
Осанка начинает формировать с первого года жизни человека. В младенческом возрасте, как только ребенок садится, встает на ножки, пытается ходить, у него постепенно вырабатывается навык сохранять определенное положение тела в покое и движении. При этом огромное значение имеет установление для ребенка правильного двигательного режима, который обеспечивает хорошее развитие опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечной системы, играющей ведущую роль в удержании головы и туловища в прямом положении.
В эти годы особенно важно, чтобы физическое развитие ребенка было организовано правильно. Для этого необходимо в интересной, игровой форме давать детям простейшие гимнастические упражнения, приучающие их прямо держать позвоночник и голову, укрепляющие их мускулатуру туловища и улучшающие согласованность движений. Кроме того, надо проводить с ребенком различные подвижные игры с использованием малых и больших резиновых мячей, флажков, гимнастических палок, скамеек, лесенок и т.п.
В школьном возрасте, когда дети значительную часть времени - по 5-6 и более часов - сидят за партой в школе и за столом дома, осанка может изменяться в худшую сторону, особенно если у ребенка недостаточно развита мышечная система, или парта ему не по росту, или же он неправильно сидит за ней.
Родителям следует твердо помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в младшем возрасте, чем исправлять эти нарушения у старших школьников,
Огромное значение для здоровья детей, формирования и закрепления у них правильной осанки имеет строгое соблюдение гигиенического режима с включением в него систематических занятий физическими упражнениями. Закаливания свежим воздухом, водой и солнечными лучами, а также приучение детей к правильному стоянию, ходьбе, посадке за столом.
Для воспитания хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять и ходить. Надо вырабатывать у них привычку стоять, равномерно опираясь на обе ноги и часто чередовать опорную ногу, всегда держать голову и туловище прямо, а плечи слегка отводить назад. Такое
положение необходимо сохранять и во время ходьбы, не допуская сгибания туловища вперед или раскачивания его в стороны. Нужно стремиться ходить ритмично, не волоча ноги по полу, причем грудь должна быть слегка выставлена вперед, а живот несколько подтянут. При ношении предметов (сумки чемодана, портфеля) необходимо всегда чередовать руки для того, чтобы избегать одностороннего наклона туловища. Желательно, чтобы дети носили книги в школу в специальном ранце за плечами. Такой ранец очень удобен, пользование им хорошо укрепляет мышцы туловища, помогает формированию правильной осанки.
Огромное значение для школьников имеет правильное положение тела за столом или партой. При этом высота стула или сиденья парты должна быть такой, чтобы край стола был на 2-3 см выше локтя руки, согнутой под прямым углом. Ноги плотно стоят на полу, свободно помещаясь под крышкой стола. Высота сиденья может изменяться с помощью специального приспособления, плотной подстилки и т.п. Если ноги не достают пола, следует подставить под них скамеечку. Стул должен иметь широкую, удобную для опоры спинку. Садиться на него надо глубоко, вплотную к спинке, близко придвинув его к столу.
Читать рекомендуется сидя, опираясь на спинку стула и держа книгу несколько приподнятой над столом. Детям хорошо пользоваться при чтении специальной подставкой для книг - пюпитром. При письме плечи обязательно держать на одной высоте, не горбиться и не опускать низко голову. При чтении и письме расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см.
Нельзя допускать, чтобы дети, сидя за столом, опирались на него грудью, свешивали один локоть, поворачивали туловище боком к краю стола, поджимали под себя одну или обе ноги и опускали голову на одно плечо.
Очень большую роль в предупреждении нарушений осанки играет правильно е положение тела во время сна, занимающего у детей, в зависимости от возраста, 8-10 часов в сутки. Родителям надо укладывать детей спать на ровном, плотном и не чрезмерно мягком матраце, лучше всего на волосяном. И на одной невысокой подушке.
Если слабые или больные дети вынуждены по указанию врача долгое время проводить в постели, то никогда не разрешайте им читать в положении на боку. Можно читать, только полулежа на спине, положив под верхнюю часть спины и голову две подушки, держа книгу на уровне глаз на расстоянии 30-40 см.
Формирование осанки в основном происходит в детские годы. Однако даже у взрослых ее нельзя рассматривать как нечто постоянное и неизменное. Под влиянием окружающей среды - бытовых условий, особенностей труда и т.д. осанка до некоторой степени может измениться.
Нарушения осанки у взрослых бывают менее значительны, чем у детей, и обычно не приносят менее большого вреда, так как организм после 18-20 лет уже делается более устойчивым к неблагоприятным влияниям.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Младший школьный возраст (7-11 лет)
В этом возрасте у детей происходит замедление роста, в то же время продолжается развитие и укрепление организма, причем сопротивляемость ребенка вредным воздействиям окружающей среды становится сравнительно высокой.
Для этого периода характерно значительное развитие лобных долей головного мозга, благодаря чему действия ребенка становятся более сознательными. Все органы чувств усиленно развиваются; опорно-двигательный аппарат укрепляется, мышцы становятся более сильными; совершенствуется координация движения. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика, они быстро утомляются.
Длительные занятия в положении сидя в школе и дома при относительной слабости опорно-двигательного аппарата у младших школьников нередко ведут к разнообразным нарушениям осанки.
Основной формой физического воспитания в таком возрасте является игра.
Кроме того, в занятия с детьми ввожу гимнастические упражнения преимущественно игровым методом.
Особое значение имеют разнообразные имитационные движения, придающие эмоциональную окраску занятиям. В этом возрасте считаю недопустимыми упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости. Серьезное внимание стараюсь обращать на развитие координации движений ребенка и формирование у него двигательных навыков.
Особую роль отвожу корригирующим упражнениям, используемым для профилактики нарушений осанки и деформаций позвоночника, нередко возникающих в младшем возрасте. Такие упражнения обязательны в режиме дня младшего школьника - это и утренняя гимнастика, физкультурные паузы во время занятий в школе и дома, а также специальные упражнения во время уроков физического воспитания.
Великие русские ученые К. А. Тимирязев и И. П. Павлова в свое время указывали на то, что влияние внешних условий тем глубже, чем раньше они начинают действовать. Поэтому чем младше ребенок, тем полнее и глубже воздействуют на него все воспитательные мероприятия. Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает широко познавать окружающий его мир, в это время быстро развивается анализирующая и синтезирующая функции коры головного мозга, совершенствуются ее двигательные центры. укрепляется здоровье ребенка.
У маленьких детей легко вырабатываются положительные навыки, среди которых большое значение имеет привычка к чистоте, уходу за своим телом, к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела при письме и чтении, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование навыка правильной осанки должно осуществляться главным образом в младшем школьном возрасте.
Средний школьный возраст (12-15 лет)
В эти годы происходит усиленный рост тела подростка в длину. Рост костей в ширину невелик, процесс окостенения далеко еще не закончен; окостенение эпифизов позвонков обычно начинается только с 14 лет; позвоночник отличается большой гибкостью и пластичностью; грудная клетка несколько отстает в своем развитии. Продолжает развиваться и укрепляется мышечная система, однако рост мышечной ткани несколько отстает от развития костного скелета. Большая эластичность и податливость скелета, при все еще относительно слабом развитии мышц при неблагоприятных условиях могут явиться предрасполагающим моментом для возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника.
В процессе развития коры головного мозга все большее значение получает регулирующий «тормозной» контроль над эмоциональными реакциями.
В связи с повышением функций половых и щитовидных желез увеличивается возбудимость коры головного мозга, общая реактивность нервной системы становится более высокой. В период полового созревания происходит возмужание подростков, - они стремятся проявлять самостоятельность и демонстрировать силу, несмотря на то, что координация движений еще несовершенна; они неуклюжи, угловаты, а мышечная сила невелика.
В среднем школьном возрасте занятия гимнастикой имеют особенно большое значение. Они служат своеобразной «школой движения» для подростка. Гимнастика воспитывает сознательное отношение к движениям, совершенствует физические качества и двигательные _ навыки, способствует формированию правильной, красивой осанки.
Значительное место в физическом воспитании подростков начинает занимать спорт, в особенности спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.). Спортивные занятия вызывают у подростков большой интерес, увлекают их. Они обеспечивают развитие не только физических, но и волевых качеств, а также разнообразных прикладных навыков. Всевозможные спортивные развлечения на свежем воздухе - катание на коньках, лыжах, плавание, гребля и т.д. - для многих подростков становятся потребностью. Все это укрепляет здоровье, делая детей сильными, ловкими, закаляет волю и служит надежной профилактикой различных болезней.
В среднем школьном возрасте уже допустимы, правда, обычно строго дозированные, силовые упражнения; движения же, требующие большой выносливости, считаю, следует ограничивать.
Особое внимание уделяю осанке подростков, так как в том возрасте она может измениться в неблагоприятную сторону. В занятия гимнастикой с детьми школьного возраста обязательно включаю специальные корригирующие упражнения, воспитывающие и закрепляющие навык хорошей осанки.
Старший школьный возраст (16-18 лет)
В этот период у юношей и девушек в основном заканчивается период роста и полового созревания. Однако интенсивно идет рост, так сказать, в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процесс окостенения их еще не завершается. Позвоночник приобретает устойчивость; грудная клетка продолжает усиленно развиваться. Причем, в это время они уже менее подвержены деформациям и способны выдержать даже значительные нагрузки. Мышечная масса быстро увеличивается, и резко возрастает сила мышц.
В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы; анализаторно-синтетическая деятельность ее высшего отдела - коры головного мозга - значительно совершенствуется. Нервные процессы отличаются большей подвижностью, причем возбуждение все еще несколько преобладает над торможением. Развитие второй сигнальной системы достигает высокого уровня.
Значительные изменения наблюдаются в психическом развитии юношей и девушек. Для этого возраста характерно стремление к творчеству, состязаниям, подвигам. Молодые люди чувствуют прилив сил и пробуют применить их в различных областях деятельности - в учебе, искусстве, спорте и т.д.
Непрерывно совершенствуется физическое развитие: постепенно исчезает неуклюжесть в движениях юношей и девушек - они становятся согласованными и выразительными; повышается выносливость, появляется настойчивость в достижении поставленной перед собой цели; резко увеличивается стойкость организма по отношению к неблагоприятным влияниям окружающей среды; осанка стабилизируется, и коррекция ее недостатков в этом возрасте уже затруднительна.
ОСАНКА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ
Мы знаем, что осанкой обычно называют привычную позу непринужденно стоящего человека. Однако это определение слишком узко: человеку, прежде всего, свойственна определенно трудовая деятельность, связанная с различными движениями и изменениями положения тела. Поэтому понятие осанки значительно шире - его определяют как привычное положение нашего тела во время покоя и движения.
Если человек свободно, без излишнего напряжения держит прямо голову и туловище, а плечи его естественно опущены и слегка отведены назад, причем он сохраняет в основном это положение не только, когда стоит, но и во время ходьбы, в положении сидя и во время работы, то мы говорим. что у этого человека правильная осанка.
Необходимо отметить, что анатомо-физиологические вариации осанки и патологические отклонения ее от нормы определяются не только морфологическими признаками, но и функциональными факторами, зависящими от сложного взаимодействия нашего организма с окружающей средой.
Таким образом, можно сказать, что осанка - это, прежде всего, функциональное понятие, и ее нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению. В различные периоды жизни детей под влиянием окружающей обстановки (условия быта, учебы) осанка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, поэтому различные нарушения ее, особенно на ранних стадиях, могут быть полностью исправлены.
С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног. С физиологической стороны это своеобразный навык, то есть определенное сочетание условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела.
У детей осанка формируется в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций.
Основываясь на учении великого физиолога И. П. Павлова, осанку, как и разнообразные двигательные навыки, можно рассматривать как определенный динамический стереотип, приобретаемый в течение индивидуального развития и воспитания.
Основную роль в формировании правильной осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги. Интересно отметить, что нередко встречаются люди с очень мощной мускулатурой - грузчики, молотобойцы, борцы, штангисты и т.д., но с плохой осанкой из-за чрезмерного развития у них мышц-сгибателей. В то же время у людей со сравнительно слабой мускулатурой, например у эквилибристов, хорошая осанка, что объясняется равномерным развитием у них всех мышечных групп.
Главным костным стержнем, на котором держится голова и туловище, является позвоночник. Поэтому осанка в значительной степени зависит от его положения; а положение позвоночника определяется в основном натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то туловище и голова занимают прямое положение.
Формирование осанки - одна из важнейших задач физического воспитания. Хорошая осанка важна не только с эстетической точки зрения, но и физиологической, и в значительно большей степени. Создавая наилучшие условия для деятельности всего организма, она обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, способствует наименьшей затрате энергии, что значительно повышает работоспособность.
Нарушения осанки и деформация позвоночника выражаются в отклонениях от нормальных форм тела и правильного взаимоотношения отдельных его частей - головы, туловища, таза и конечностей. Эти отклонения обычно наблюдаются в двух плоскостях - сагиттальной и фронтальной. Их принято различать по направлению, форме, локализации, размерам, времени образования, а также по характеру развития. Среди нарушений осанки и искривлений позвоночника в сагиттальной плоскости наибольшую группу составляют деформации в виде круглой спины, в том числе тотальный кифоз и кифоз грудного отдела позвоночника. Круглую спину и кифоз принято описывать вместе, так как они имеют некоторое внешнее сходство, хотя этиологические значительно отличаются друг от друга.
Круглой спиной называется общий (тотальный) кифоз позвоночника. начиная от пятого поясничного позвонка и кончая шейным. При этом наблюдается сглаживание шейного и поясничного лордозов.
Кифоз - это чрезмерное искривление грудного отдела позвоночника сзади, вызывающее компенсаторное развитие поясничного лордоза и уплощение грудной клетки.
Нередко встречается кругло-вогнутая спина - для нее характерно увеличение физиологического кифоза грудных позвонков и одновременно усиление поясничного и шейного лордозов.
В ряде случаев наблюдается так называемая плоская спина. являющаяся следствием сглаживания физиологических изгибов позвоночника. Это чревато развитием боковых искривлений живота.
Среди нарушений осанки, обусловленных искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, первое место занимает сколиоз - боковое отклонение позвоночника от средней линии.
Сколиозы делят на простые (левосторонние и правосторонние) и сложные (S-образные). По локализации их подразделяют на шейно-грудные, грудные, грудопоясничные, поясничные и шейно-грудо-поясничные.
Кроме того, сколиозы принято различать по степени в зависимости от деформаций. Таких степеней три.
Первая степень - нарушения осанки и функциональные нефиксированные искривления позвоночника, которые при активном выпрямлении спины исчезают (позвоночник полностью выпрямляется).
Вторая степень - промежуточные формы искривления позвоночника, только частично преодолеваемые при активном вытяжении.
Третья степень - прочно фиксированные искривления позвоночника, которые не исчезают даже при насильственном выпрямлении и сопровождаются обычно деформацией грудной клетки и образованием горба.
Все нарушения правильной осанки обусловлены либо врожденными дефектами, либо дефектами приобретенными.
Врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата чаще всего являются: аномалии развития позвонков (сражение двух позвонков, spina bifida, клиновидная форма позвонков), увеличение их числа, например, наличие поясничных ребер, их сращение. В подобных случаях вопрос о применении лечебной гимнастики решает врач-ортопед.
Наиболее часто причиной функциональных нарушений осанки бывает слабость мышц туловища, преимущественно спины и брюшного пресса, причем решающую роль здесь играет неравномерное распределение «мышечной тяги». Отсутствие достаточно крепкого естественного «мышечного корсета» у ребенка предрасполагает к неправильному положению тела, поэтому на уроках уделяю время упражнениям на развитие мышц спины и брюшного пресса.
В ряде случаев преимущественное развитие могут получать мышцы одной стороны тела, например, при длительном ношении тяжести только в правой руке. Тогда мышечная «тяга» правой половины тела приводит к искривлению его в эту же сторону, в результате чего возникает отклонение позвоночника в сторону от прямой линии и образуется так называемый сколиоз. Бывают случаи, когда у подростка сильная мускулатура, но неравномерное ее развитие все же ведет к нарушениям осанки. Поэтому так важны упражнения на одинаковое равномерное развитие мышц.
Вообще, почти не бывает идеально прямых позвоночников, ибо естественное преобладание развития правой руки всегда ведет к некоторой асимметрии в работе, а, следовательно, к неравномерному развитию мышц правой и левой половин тела.
Все небольшие отклонения в положении тела (таза, позвоночника, плечевого пояса, головы), о которых мы говорили, носят чисто функциональный, а не патологический характер, и поэтому являются обратимыми, то есть поддаются коррекции при своевременном осуществлении специальных мероприятий (особого режима, гимнастики). Однако при неблагоприятных условиях такие функциональные дефекты могут приобретать стойкий характер, вести к деформациям костей скелета, особенно позвоночника, и постепенно переходить в патологическую форму.
К приобретенным дефектам опорно-двигательного аппарата относятся деформации, вызванные перенесенными заболеваниями: рахитом, полиомиелитом, детским спастическим параличом, гнойным плевритом и другими заболеваниями и различными травмами.
Среди приобретенных дефектов основную группу аппарата так называемые привычные формы нарушения осанки и деформаций позвоночника. В основе развития таких форм лежат нарушения нормальных условий статики и динамики ребенка. Большое значение при этом имеет общее состояние здоровья. Указанные формы чаще возникают у детей с пониженным общим физическим развитием, мышечной гипотонией, а также после перенесенных тяжелых болезней и при ослаблении организма, когда сохранение правильной осанки требует трудного для ребенка напряжения. Однако указанные формы можно иногда встретить и у детей с хорошим физическим развитием - это связано с изменениями в центральной нервной системе, обусловленными неблагоприятным влиянием окружающей среды.
Нарушение способности к правильному удержанию тела в различных позах и при движениях связано с формированием и закреплением неправильных статических и статокинетических рефлексов (неправильная посадка и ходьба), создающих динамические стереотипы в центральной нервной системе, которые в свою очередь закрепляют отклонения в статике и динамике опорно-двигательного аппарата.
Первым этапом в развитии так называемого привычного сколиоза, несомненно, являются функциональные нарушения, к которым вполне подошло бы понятие «сколиотической установки», предложенное когда-то А. Б. Гандельсманом для определения ранней стадии (предстадии) так называемых статических сколиозов. Таким образом, исходным моментом для образования привычного сколиоза вначале являются функциональные нарушения, которые, будучи предоставлены самим себе, постепенно переходят в структурные искривления позвоночника.
Следует отметить, что пребывание детей в школе обычно не является тем фактором, который обусловливает возникновение деформаций позвоночника. Истоки большинства деформаций надо искать не в «школьных перегрузках»; происходят они в значительно более раннем возрасте. Незначительные нарушения осанки и небольшие дефекты опорно-двигательного аппарата. имевшиеся до школы, могут резче выявиться в школе под влиянием ряда неблагоприятных условий. Большое значение может иметь плохая организация режима дня, длительное сидение в школе и дома за приготовлением уроков в неправильных позах, к которым ребенок невольно привыкает.
Значительную роль в образовании нарушений осанки и патологических искривлений позвоночника играют «дурные привычки» - горбиться, косо держать плечи и таз, неправильно сидеть за партой или столом и т.п.
Из-за неправильной посадки за слишком высоким или низким столом и ходьбы сгорбившись, возникают нарушения осанки вследствие образования и закрепления, неблагоприятных условий рефлексов. При этом длительные и повторяющиеся изменения угла наклона таза и положения плечевого пояса могут изменять конфигурацию позвоночника, образуя различные искривления спины.
Таким образом, создается порочный круг: нарушения правильной постановки те а при различных позах и движениях влекут за собой изменения в мышечной системе и костно-связочном аппарате, которые в свою очередь осиливают, и фиксируют дефекты осанки.
Вслед за позвоночником меняет нормальную конфигурацию грудная клетка, что и приводит, в конечном счете, к стойким, часто необратимым изменениям скелета. Поэтому так важно, чтобы учителям физкультуры и учителям предметники сообща боролись с причинами дефекта осанки, старались их устранять совместными усилиями.
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на формирование неправильной осанки и патологических искривлений позвоночника очень велико. К таким постоянно и длительно действующим (начиная с раннего детского возраста) фактором относится ношение ребенка на одной и той же руке, причем предплечье либо опускается. ибо поднимается, что вызывает косое положение таза, способствует образованию поясничного сколиоза с последующим развитием компенсаторного искривления позвоночника в грудном отделе в противоположную сторону; аналогичное влияние оказывает длительное держание ребенка во время прогулок за одну и ту же руку. Привычка носить портфель с книгами в одной руке также нарушает условия статики позвоночника. Длительное стояние с опорой на одну ногу влечет за собой косое положение таза и способствует развитию сколиоза. Привычка спать на одном и том же боку на мягкой постели и высокой подушке также может служить предрасполагающим моментом для бокового искривления позвоночника. Считаю важными профилактические беседы с родителями, необходимо привлекать к этой работе врачей, учителей физкультуры, классных руководителей.
Особенно неблагоприятно влияет на ребенка длительное сидение, так как при этом ослабляется связочно-мышечный аппарат и понижается его сопротивляемость по отношению к различным статическим отягощениям. Утомляясь, ребенок теряет способность поддерживать необходимое для прямого положения тела сокращение разгибателей спины. Он начинает горбиться, а затем невольно ищет для тела новое положение и находит его в асимметричном наклоне в позе, облегченной упором локтями в стол. При этом возникает условный рефлекс - принятие неправильной позы, которая становится привычной.
Довольно часто причиной искривлений позвоночника является рахит. Тогда слабость костно-мышечного аппарата не только способствует деформаuии позвоночника, но влечет за собой и нарушение формы грудной клетки и нижних конечностей.
Причины каждого нарушения осанки и деформаций скелета необходимо тщательно выявлять и по возможности устранять, так как это постоянно действующий фактор и от устранения его в значительной мере зависит эффективность лечения.
ПЛОСКОСТОПИЕ
Нарушениям осанки нередко сопутствует плоскостопие.
Плоскостопием называется деформация стопы, выражающаяся в выпрямлении продольного свода и фиксировании ее в бронированном, отведенном положении.
Плоскостопие - часто встречающаяся деформация нижних конечностей у детей. В результате уплощения стоп резко снижается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, что ведет к дефектам осанки, может вызывать деформацию позвоночника и снижать функции всего опорнодвигательного аппарата. Казалось бы, сравнительно небольшое изменение формы стоп может не только привести к локальному ухудшению их функции, но и распространиться на весь организм, ухудшая общее развитие ребенка и снижая его работоспособность. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Общий тонус их значительно снижается, что отрицательно влияет на развитие и жизненные про явления ребенка.
Простые профилактические мероприятия, ранее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение с помощью общедоступных гимнастических упражнений могут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, значительно уменьшить его.
Запущенное плоскостопие, то есть получившее уже ярко выраженную патологическую форму, может привести даже к инвалидности. Все же следует сказать, что и при тяжелых формах плоскостопия лечебная гимнастика дает прекрасные результаты, улучшая функции стоп. Поэтому наблюдение за правильной конфигурацией стопы ребенка и своевременное исправление замеченных нарушений являются обязательностью врачей, родителей и работников детских учреждений.
Приблизительно у 60-70 % детей, страдающих сколиозами, имеется плоскостопие.
Принято различать врожденные и приобретенные формы плоскостопия, как и при деформациях позвоночника.
Симптомы врожденной плоской стопы следующие: подошва очень плоская, из-за чего стопа кажется ненормально длинной; вся стопа находится в положении сильной пронации, несколько отведена и сильно согнута в тыльную сторону.
Приобретенное плоскостопие может быть:
Рахитическим, возникающим у детей вследствие мягкости костей и их пониженной сопротивляемости тяжести тела;
Травматическим, развивающимся результатом различных травм нижних конечностей;
Паралитическим, развивающимся вследствие паралича мышц, поддерживающих свод стопы;
Статическим, образующимся из-за нарушения равновесия между силой мышц и весом тела, которое они удерживают.
Самый распространенный вид плоскостопия - это статическая плоская стопа. Основными причинами возникновения ее бывают: слабость мышечного тонуса, чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием ребенка на ногах, несоответствие степени нагрузки его физическому развитию и недостаточность мускулатуры нижних конечностей.
Как мы уже говорили, связки пассивно скрепляют свод стопы. К активной же силе, поддерживающей его, относятся короткие сгибатели стопы и длинные мышцы: передняя большеберцовая, задняя большеберцовая, длинный сгибатель большого пальца и длинный сгибатель остальных пальцев. Ослабление их ведет к растяжению связочного аппарата и к уплощению свода стопы.
Внешними признаками плоскостопия являются удлинение стоп, расширение их в средней части, уплощение продольного свода, бронирование стоп с отходом пяток наружу.
Следует обратить внимание на то, что существует два основных вида деформации стопы - уплощение либо продольного, либо поперечного сводов. В соответствии с каждым конкретным случаем назначаются дополнительные лечебные процедуры.
ПРОФИЛАКТИКА - САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ ПУТЬ К ЦЕЛИ
Профилактика, то есть предупреждение различных заболеваний, главный принцип медицины, а ведущим моментом во всей оздоровительной работе с детьми является строгий индивидуальный режим.
Режимом называют определенный порядок жизни ребенка. Он включает правильное чередование сна, приемов пищи, учебы, отдыха, физических упражнений и гигиенических мероприятий (водных процедур, воздушных, солнечных ванн, прогулок и т.д.).
Режим - это своеобразный жизненный ритм, играющий огромную роль в росте, развитии и деятельности ребенка. Великий физиолог И. П. Павлов говорил: «Нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм», указывая на то, что любая функция имеет постоянную склонность переходить на установленный для нее режим.
Правильный режим служит для детей оздоровительным и воспитательным мероприятием. Ребенок, не имеющий определенного режима, обычно плохо ест, спит, учится, неровен в обращении с товарищами, капризен, отстает в физическом развитии и часто болеет.
Обязательным условием для укрепления здоровья детей является закаливание. Закаливание это система мероприятий. способствующих правильному развитию ребенка, укрепляющих его здоровье и повышающих сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Сущность закаливания заключается в том, что под влиянием различных раздражителей, получаемых ребенком из внешнего мира, в его организме вырабатывается способность без вреда для здоровья приспосабливаться к изменениям условий жизни. В частности, закаленный организм быстро приспосабливается к колебаниям внешней температуры - к жаре и холоду, к ветру, дождю, а также к изменениям физической нагрузки.
Здоровые и закаленные дети отличаются цветущим видом и высокой сопротивляемостью к различным заболеваниям. Их отличают живость движений, хороший аппетит, спокойный сон; они могут без вреда для здоровья даже зимой долго находиться на открытом воздухе.
Лучшими средствами для закаливания являются естественные факторы природы: свежий воздух, солнечные лучи и вода.
Главную роль в закаливании ребенка играет его центральная нервная система, особенно высший ее отдел - кора головного мозга, управляющая всеми жизненными процессами в организме.
Воздух, солнечные лучи, вода и изменения температуры - очень сильные раздражители коры головного мозга, и они ведут к образованию соответствующих условных рефлексов, при помощи которых организм ребенка и
приспосабливается к воздействиям внешней среды. Если температурные раздражители систематически и длительно воздействуют на детский организм, то характер его ответов на раздражители и деятельность различных органов постепенно изменяется.
Кора головного мозга, особенно у детей, обладает высокой пластичностью, то есть способностью приспосабливаться к самым различным раздражениям, поступающим из внешнего мира. Каждое раздражение, попадая через соответствующие воспринимающие нервные окончания (рецепторы) и нервные пути в кору мозга, вызывает более или менее заметное возбуждение определенного участка и оставляет там след. При последующих повторных раздражениях, например, холодным воздухом, солнечными лучами или водой, происходит как бы наслаивание следов и образование временных связей, то есть условных рефлексов. При этом организм приспосабливается к новым раздражителям, и мы говорим, что ребенок привыкает к холоду.
Таким образом, закаливание весьма положительно изменяет ответ (реакцию) организма на колебания температуры. При этом у детей образуются полезные условные рефлексы.
Большое внимание в профилактике нарушений осанки следует уделять борьбе с вредными привычками детей. К таким привычкам относится неправильная посадка при письме и чтении; ходьба с низко опущенной головой (сутулясь); ношение школьной сумки, портфеля или других предметов всегда в одной и той же руке; стояние с опорой на одну ногу; ходьба на слегка согнутых ногах - «старческая походка»; чтение лежа и пр.
Весьма эффективным средством для общего укрепления организма детей и предупреждения дефектов осанки являются физические упражнения. Физиологическое воздействие ежедневных физических упражнений на организм ребенка очень велико. В процессе выполнения различных упражнений в организме возникает большое количество условнорефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом. Мышечная работа, выполняемая детьми во время игр, гимнастики и занятий спортом, благотворно влияет на центральную нервную систему, улучшая ее деятельность. Ведь физическая работа, как указывал И. П. Павлов, уравновешивает напряжение умственных процессов, а школьникам приходится значительное время проводить за умственными занятиями, как в школе, так и дома. Положительное влияние мышечной работы на деятельность мозга объясняется воздействием на кору мозга потока импульсов, идущих от мышц и усиливающих так называемую доминанту, то есть господствующий участок возбуждения в коре.
Систематические занятия играми, гимнастикой, спортом тонизируют нервную систему, ведут к улучшению всей ее деятельности, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают общую работоспособность. Такие занятия воспитывают у детей очень важные волевые качества: инициативность, решительность, смелость, настойчивость и др. Кроме того, они формируют бодрое, веселое, жизнерадостное настроение.
Наконец, укрепление с помощью физических упражнений центральной нервной системы этого всеобъемлющего регулятора нашей жизни положительно влияет на деятельность всех без исключения органов и систем организма ребенка.
Физические упражнения очень хорошо развивают и укрепляют опорнодвигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма. Особенно благоприятное влияние оказывают специально подобранные гимнастические упражнения на позвоночник и грудную клетку: формируются естественные изгибы позвоночника, развивается его гибкость, укрепляется связочный аппарат; грудная клетка увеличивается, становится шире и приобретает выпуклую форму, дыхательная экскурсия возраста. Мышечная система прекрасно развивается и укрепляется; образуется «мышечный корсет», который удерживает позвоночный столб в правильном положении и предохраняет его от искривлений. В результате хорошего развития опорно-двигательного аппарата школьники любых возрастов при06рстают строI:rную фигуру, правильную осанку, четкие, ловкие движения.
Как известно, воздействие на все внутренние органы, физические упражнения особенно благоприятно влияют на сердечно-сосудистую систему и органы дыхания, значительно повышая их функциональные способности.
Под влиянием систематических занятий гимнастикой, спортом и играми в сочетании с закаливанием организма у детей улучшается регуляция деятельности желез внутренней секреции и общий обмен веществ.
Прекрасным профилактическим средством для детей школьного возраста является ежедневная утренняя гимнастика (зарядка) и физкультурные паузы во время учебных занятий в школе и дома с использованием корригирующих упражнений.
Особенно полезны для профилактики дефектов осанки в школьном возрасте систематические занятия не менее 7 часов в неделю двигательной деятельности кроме уроков физкультуры—ритмика, танцы, фитнес,.
Говоря о профилактике плоскостопия, необходимо подчеркнуть, что в раннем детском возрасте мало выраженные формы плоскостопия не дают болезненных симптомов. Однако по мере роста ребенка этот недостаток может прогрессировать и приобретать патологическую форму. Поэтому особое внимание следует обращать на предупреждение деформаций свода стоп, что достигается, прежде всего, организацией общего физического воспитания ребенка.
Осуществляя профилактику нарушений осанки в школьном возрасте, не следует забывать о том, что профилактические мероприятия обязательно должны проводиться комплексно на фоне общего оздоровления и укрепления организма детей.
На уроках физкультуры постоянно провожу упражнения для предупреждения искривлений осанки. При сверке данных с медработником школы выяснялась картина постепенного уменьшения степени развития сколиоза. Так, к старшим классам у ребят, у которых в 5-х классах была 2-я степень этого заболевания, стала 1 или искривление позвоночника перестало иметь место. Осанка многих ребят к 11-му классу претерпевает значительные изменения в лучшую сторону, в чем вижу и свою некоторую заслугу тоже, так как считаю исправление осанки детей одной из важнейших задач уроков физкультуры.
Упражнения для предупреждения нарушений осанки
Предлагаемый комплекс предназначен для профилактики нарушений осанки и деформаций позвоночника.
Темп при выполнении упражнении должен быть медленным или средним. Вдыхать рекомендуется только через нос, а вдыхать через нос и рот.
Напоминаем, что основная стойка - это ноги вместе, руки опущены.
Приводим примерные гимнастические упражнения для включения их в утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы в домашних условиях с целью профилактики нарушений осанки и деформаций позвоночника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная тема, приведенные упражнения и их система, которая раскрыта в докладе, очень актуальна.
Исследуя физическое состояние здоровья учащихся старших классов посредством медосмотра в 2011 году выявлены следующие факты: у 48 % учащихся 5-6-х классов имело место нарушение осанки. Разработав программу и внедрив ее в практику удалось добиться следующих данных: результаты медосмотра 202016 года показали, что у 35 учащихся с нарушением осанки имело место уже в 24 случаях, что на 15 % меньше, чем было.
Работа проводилась по следующим направлениям:
Беседы о ЗОЖ классных руководителей и учителей физкультуры на родительских собраниях, в классах.
Разработка и разучивание комплекса упражнений (учителя физкультуры).
Физкультминутки в классах (учителя начальных классов).
Спортивные секции (5-11 классы).
Индивидуальная работа с детьми и родителями (учителя физкультуры, классные руководители).
Выполнение учащимися домашних заданий.
Знакомство с достижениями в области спорта.
Таким образом, своей главной задачей, помимо учебных, считаю необходимость учить детей беречь и укреплять свое здоровье, всегда помнить, что хорошее здоровье - главная ценность человека.
Использованная литература:
В. М. Качашин, «Методика физического воспитания».
Газета «Спорт в школе»
В. С. Аров, «Воспитание правильной осанки»
Журналы «Физическая культура в школе»
Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича в соответствии ФГОС. Волгоград 2013 год.
Настольная книга учителя физической культуры 2013 год.