В старшем школьном возрасте происходит замедление темпов биологического развития — это его особенность. Кости утолщаются, мышечные волокна по своим биомеханическим и биохимическим параметрам мало отличаются от мышц взрослых. Наличие жировых прослоек в мышцах девушек обусловливает большее в сравнении с юношами содержание жировой ткани в общей массе тела. Такое соотношение жировой и мышечной ткани снижает у девушек уровень относительной силы. В то же время девушки превосходят юношей в точности и координации движений.
У этой возрастной группы продолжается процесс совершенствования аналитическо-синтетической деятельности коры, однако процессы возбуждения еще доминируют над торможением; заканчивается формирование механизмов кардиореспираторной системы. По таким показателям, как ЧСС, объем сердца, систолический и минутный объем крови, ЖЕЛ, МОД, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания, МПК и кислородный пульс, школьники 17—18 лет практически не уступают взрослым. Несколько снижены у них показатели кислородной емкости крови.
Формирование этих морфофункциональных структур расширяет адаптивные возможности юношей и девушек не только к работе умеренной и большой интенсивности, но и к нагрузке субмаксимальной мощности с образованием значительного кислородного долга. Для практики физического воспитания и массовых форм физической культуры важен учет и половых различий. У девушек в сравнении с юношами снижены показатели легочной вентиляции и экономичности кислородных режимов. Как следствие гипокинезии у них отмечается увеличение жировой ткани, что приводит к снижению относительных значений МПК.
Окончание процесса формирования основных органов и систем предопределяет и темпы развития физических способностей. В сравнении с предыдущими они значительно ниже.
Для воспитания ловкости у юношей и девушек необходимы условия, связанные с принятием альтернативных решений при дефиците времени. Здесь будут полезны неожиданные ситуации, приближенные к экстремальным. В тренировочный процесс следует включать эстафеты с дополнительными заданиями, лазанье и перелезание, бег спиной вперед и с поворотами, кувырки, жонглирование мячами др. Эти и другие средства применяются в режиме средней интенсивности.
Относительно небольшой объем часов для развития быстроты целесообразней использовать для увеличения скорости бега. Исходя из темпов прироста силовых способностей юношей, их тренировочный процесс следует ориентировать на воспитание динамической выносливости в упражнениях по преодолению веса собственного тела. К ним относятся: подтягивание, разгибание рук в упоре, приседание на одной ноге, наклоны с отягощением и т. п. Упражнения с околопредельным и предельным отягощениями будут способствовать росту динамической силы; изометрического характера — статической; метание снарядов весом 3—5 кг и прыжковые упражнения — «взрывной» силы. Учебно-тренировочный процесс девушек должен базироваться на воспитании «взрывной» силы. Кратковременные упражнения прыжкового характера и метание набивных мячей весом 1—3 кг из различных исходных положений — основные средства развития этого двигательного качества.
Упражнения в сопротивлении, сокращении мышц, близкие по характеру к изометрическим, будут развивать статическую силу, а более длительные — статическую выносливость.
Силовые упражнения следует сочетать с упражнениями на гибкость. Необходимость такого сочетания диктуется существующей зависимостью между этими качествами: рост силы мышц отрицательно сказывается на их эластичности и подвижности.
Наибольшее значение для человека имеет подвижность позвоночного столба, плечевых и тазобедренных суставов. Поддерживать амплитуду движений в этих суставах у юношей рекомендуется посредством активных и пассивных упражнений пружинящего характера. Маховые движения ногами и движения для позвоночного столба — основные средства воспитания гибкости у девушек.
Основной метод повышения анаэробной выносливости юношей и девушек — интервальный, «с жесткими» сокращающимися от занятия к занятию временными интервалами.
При этом повторный метод играет вспомогательную роль. Оба они предполагают режимы высокой и максимальной интенсивности, которые предъявляют высокие требования не только к вегетативным функциям, но и к психоэмоциональной сфере занимающихся. Поэтому средства учебно-тренировочного процесса должны быть разнообразны и эмоциональны. Наряду с бегом на дистанции 200— 1000 м можно рекомендовать упражнения, не сходные по своей биомеханической структуре с основным. Следует шире практиковать сочетание прыжков и бега, эстафетный бег, спортивные игры в высоком темпе с сокращающими интервалами отдыха, элементы соревнований между командами и участниками.
Снижение относительных величин МПК у 18-летних девушек предопределяет значительный (25%) объем средств на совершенствование аэробной выносливости. Для этих целей наряду с такими традиционными средствами, как медленный бег, следует практиковать упражнения со скакалкой, степ-тест, подвижные и спортивные игры (комплексы № 34—39). Удельный вес упражнений циклического характера для юношей может быть большим — до 50%. Основным тренировочным методом для юношей будет равномерный, девушек — повторный. И в том, и в другом случае применяются режимы средней и низкой интенсивности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круговая тренировка в старшем школьном возрасте»
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В старшем школьном возрасте происходит замедление темпов биологического развития — это его особенность. Кости утолщаются, мышечные волокна по своим биомеханическим и биохимическим параметрам мало отличаются от мышц взрослых. Наличие жировых прослоек в мышцах девушек обусловливает большее в сравнении с юношами содержание жировой ткани в общей массе тела. Такое соотношение жировой и мышечной ткани снижает у девушек уровень относительной силы. В то же время девушки превосходят юношей в точности и координации движений.
У этой возрастной группы продолжается процесс совершенствования аналитическо-синтетической деятельности коры, однако процессы возбуждения еще доминируют над торможением; заканчивается формирование механизмов кардиореспираторной системы. По таким показателям, как ЧСС, объем сердца, систолический и минутный объем крови, ЖЕЛ, МОД, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания, МПК и кислородный пульс, школьники 17—18 лет практически не уступают взрослым. Несколько снижены у них показатели кислородной емкости крови.
Формирование этих морфофункциональных структур расширяет адаптивные возможности юношей и девушек не только к работе умеренной и большой интенсивности, но и к нагрузке субмаксимальной мощности с образованием значительного кислородного долга. Для практики физического воспитания и массовых форм физической культуры важен учет и половых различий. У девушек в сравнении с юношами снижены показатели легочной вентиляции и экономичности кислородных режимов. Как следствие гипокинезии у них отмечается увеличение жировой ткани, что приводит к снижению относительных значений МПК.
Окончание процесса формирования основных органов и систем предопределяет и темпы развития физических способностей. В сравнении с предыдущими они значительно ниже.
Для воспитания ловкости у юношей и девушек необходимы условия, связанные с принятием альтернативных решений при дефиците времени. Здесь будут полезны неожиданные ситуации, приближенные к экстремальным. В тренировочный процесс следует включать эстафеты с дополнительными заданиями, лазанье и перелезание, бег спиной вперед и с поворотами, кувырки, жонглирование мячами др. Эти и другие средства применяются в режиме средней интенсивности.
Относительно небольшой объем часов для развития быстроты целесообразней использовать для увеличения скорости бега. Исходя из темпов прироста силовых способностей юношей, их тренировочный процесс следует ориентировать на воспитание динамической выносливости в упражнениях по преодолению веса собственного тела. К ним относятся: подтягивание, разгибание рук в упоре, приседание на одной ноге, наклоны с отягощением и т. п. Упражнения с околопредельным и предельным отягощениями будут способствовать росту динамической силы; изометрического характера — статической; метание снарядов весом 3—5 кг и прыжковые упражнения — «взрывной» силы. Учебно-тренировочный процесс девушек должен базироваться на воспитании «взрывной» силы. Кратковременные упражнения прыжкового характера и метание набивных мячей весом 1—3 кг из различных исходных положений — основные средства развития этого двигательного качества.
Упражнения в сопротивлении, сокращении мышц, близкие по характеру к изометрическим, будут развивать статическую силу, а более длительные — статическую выносливость.
Силовые упражнения следует сочетать с упражнениями на гибкость. Необходимость такого сочетания диктуется существующей зависимостью между этими качествами: рост силы мышц отрицательно сказывается на их эластичности и подвижности.
Наибольшее значение для человека имеет подвижность позвоночного столба, плечевых и тазобедренных суставов. Поддерживать амплитуду движений в этих суставах у юношей рекомендуется посредством активных и пассивных упражнений пружинящего характера. Маховые движения ногами и движения для позвоночного столба — основные средства воспитания гибкости у девушек.
Основной метод повышения анаэробной выносливости юношей и девушек — интервальный, «с жесткими» сокращающимися от занятия к занятию временными интервалами.
При этом повторный метод играет вспомогательную роль. Оба они предполагают режимы высокой и максимальной интенсивности, которые предъявляют высокие требования не только к вегетативным функциям, но и к психоэмоциональной сфере занимающихся. Поэтому средства учебно-тренировочного процесса должны быть разнообразны и эмоциональны. Наряду с бегом на дистанции 200— 1000 м можно рекомендовать упражнения, не сходные по своей биомеханической структуре с основным. Следует шире практиковать сочетание прыжков и бега, эстафетный бег, спортивные игры в высоком темпе с сокращающими интервалами отдыха, элементы соревнований между командами и участниками.
Снижение относительных величин МПК у 18-летних девушек предопределяет значительный (25%) объем средств на совершенствование аэробной выносливости. Для этих целей наряду с такими традиционными средствами, как медленный бег, следует практиковать упражнения со скакалкой, степ-тест, подвижные и спортивные игры (комплексы № 34—39). Удельный вес упражнений циклического характера для юношей может быть большим — до 50%. Основным тренировочным методом для юношей будет равномерный, девушек — повторный. И в том, и в другом случае применяются режимы средней и низкой интенсивности