kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция формирования физической культуры личности студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личности благодаря физической культуре

Просмотр содержимого документа
«Концепция формирования физической культуры личности студентов»

Министерство образования Российской федерации

Сибирский Государственный университет

Кафедра экономики и управления бизнес процессами













СТАТЬЯ

на тему:

«Концепция формирования физической культуры личности студентов»





Выполнила:

Шарова Анастасия Андреевна

Руководитель:

Доктор педагогических наук, преподаватель

Мартиросова Татьяна Александровна











Красноярск

2018

Концепция формирования физической культуры личности студентов

В качестве целей физического воспитания студентов в вузах рассматривается физическая культура личности. В этой цели выражена идея о работе с обучающимися на перспективу, направленную на жизненное самоопределение в культуре в качестве субъектов собственной самостоятельной жизни. В физической культуре личности студента проявляются все структурные элементы его общей культуры: уровень культурного развития и разнообразная деятельность. Культурная деятельность студента рассматривается как самореализация личности и выступает чертой ее активности. Основанием для этого является весь образовательный процесс в вузе,направленный на развитие общей и физической культуры студентов, знаний, умений, качеств, норм поведения, организаций образа жизни. Физическая культура обращена к личности учащегося.

Структура физической культуры личности включает следующие компоненты:

  • Мотивационно-ценностный блок;

  • Операциональный компонент;

  • Практико-деятельностный компонент.

Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и кроме физического развития включают в себя и духовное. Так же и биологические факторы играют большую роль и становятся предметом отношения студента к своим физическим возможностям.

Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью проходят через самосознания и осваиваются на уровне личностного смысла. Далее проходя через реальную жизнедеятельность и опыт студента, ориентации разделяются на подтвержденные и неподтвержденные, т.е. на те, которые осуществляются в действиях и на те, которые просто хранятся в сознании. Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда эти самые ориентации, проверенные личным опытом, становятся реальными мотивами поведения людей. Этот процесс будет протекать интенсивнее, если ценностные ориентации в физической культуре сопряжены с жизненными планами личности.

Формирование потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании у студентов является ключевым звеном в образовательном процессе. Этот процесс предусматривает удовлетворение личных интересов, активизацию потребностно-мотивационной сферы. В целом же этот процесс целенаправлен, включает последовательное приближение к более высокой степени развития. В ряду индивидуальных показателей этого выступают система стремлений, желаний, целей, которые формируются во взаимодействии с биологическими склонностями и особенностями формирующей среды.[1]



Так же важно отметить, что все больше важным фактором является осознание физической культуры, как части общей культуры личности человека и общества в целом.

Цель физкультурного образования- это всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности- самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей с помощью физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. Развитие передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии биологических и психических процессов, происходящих в организме человека. Практика показала, что физическая культура так же способствует и умственному развитию и воспитывает ценные моральные качества. Учебные занятия являются основной формой обучения в вузах, в процессе этих занятий и изучается физическая культура.

Физкультурное образование всегда было связано с окружающей природной и социально-культурной средой, поэтому в высших учебных заведения проводятся занятия на природе и коллективом. Возрос и спрос на специалистов в области физкультурной деятельности, в следствие этого стали открываться специальности, на которых готовят таких специалистов. Вместе с тем стали появляться инновации в данной области: новое спортивное оборудование, новые разработанные физические упражнения и методики.[2]



Физическое воспитание проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Воплощение методики физического воспитания связано с разработкой современных технологий преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной готовности специалистов, выпускаемых вузами. Подход к профессиональной физической подготовке студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов. которые помогут быстро адаптироваться к условиям. Преподавание физической культуры должно осуществляться в настоящее время на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий. Поэтому должна быть разработана технология преподавания физической культуры с обеспечением высокой психофизической готовности выпускников. Эта технология должна обеспечить системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни.

Современная профессиональная деятельность требует от студента специальной психофизической подготовленности, поэтому разработка и реализация на практике психофизической модели выпускника высшего учебного заведения, рассчитанная на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, является главной целью, от достижения которой зависит конечный результат деятельности кафедр физического воспитания. В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе, студенты получают возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с созданной моделью выпускника, включающей требования к избранной специальности.

Но помимо вузовской программы занятий физкультурой есть еще и дополнительное физкультурно-оздоровительное образование. Именно в физкультурно-оздоровительной работе можно в относительно свободной среде сформировать потребность в занятиях физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни, влиять на досуг.

Так же особо нужно отметить такую форму работы, спортивно-массовой и оздоровительной работы со студентами на учебных практиках, позволяющую осуществлять спортивно-оздоровительную и воспитательную работу с учащимися вне рамок учебной программы вуза. Практика показывает, что один месяц проведения этой работы по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий физкультурой в стационарных условиях вуза. Организация спортивно-массовой и оздоровительной работы на учебных практиках позволяет не только увеличить физическую нагрузку, но и обеспечить комплекс необходимых восстановительных мер. Так же эти занятия помогают развивать такие качества, как трудолюбие, честность, коллективизм, волю и в целом развивают личность учащегося.

Физическая культура является важнейшим средством социального становления студентов- будущих специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Для высших учебных заведений базовая программа по физическому воспитанию студентов является нормативной. В этой программе выделяются три основные формы:

  • Первая форма- реализуется на академических занятиях в учебное время и включает в себя образовательную, воспитательную и оздоровительную направленность;

  • Вторая форма- предполагает занятия спортом во внеучебное время;

  • Третья форма- активный досуг студентов, т.е. организация самостоятельных занятий во внеучебное время.

[3]



Теперь поговорим о студентах с ослабленным здоровьем. В вузы поступает все большее количество таких студентов. Для них создаются специальные медицинские группы. Они включают в себя задачи повышения уровня здоровья и физической работоспособности учащегося, содействие устранению нарушений, связанных с заболеваниями, улучшение физического развития и воспитание основных жизненно необходимых физических качеств( выносливость, сила, гибкость) и двигательных навыков. Практический учебный материал для специальной медицинской группы носит оздоровительную и профилактическую направленность использования средств физического воспитания для устранения отклонений в здоровье, физическом развитии и функциональном состоянии организма.

Основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы являются учебные занятия, в процессе которых решаются задачи реабилитационного характера, а также повышения уровня физической и умственной работоспособности. Учебные занятия для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются обязательными в течение 1-4 курсов. Программа этих курсов включает в себя теорию, практический раздел, профессионально-прикладную физическую подготовку как специальное средство для устранения отклонений в состоянии здоровья и физического развития. Занятия по теоретическому разделу проводятся в виде лекций, бесед и консультаций, на которых уделяется внимание вопросам влияния физических упражнений на организм при различных отклонениях в здоровье, вопросам профилактики заболеваний и травматизма, режиму умственного труда с характеристикой физиологических особенностей организма.

При работе со студентами специальной медицинской группы используют три принципа:

  • Первый принцип- заключается в оздоровительной лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры, т.е. студенты устраняют приобретенные отклонения;

  • Второй принцип- дифференцированный подход к использованию средств физической культуры в зависимости от состояния здоровья студента;

  • Третий подход- профессионально-прикладная физическая подготовка как завершающий этап лечебно-профилактической работы в специальной медицинской группе.[4]



Важно отметить, что физическая культура- это педагогическая наука, а педагогика, в свою очередь, - это наука о воспитании и обучении.

Воспитание- один из основных видов педагогической деятельности преподавателя физической культуры, более широкий и сложный процесс, чем обучение двигательной подготовке. Оно отличается от случайных влияний окружения на человека наличием осознанной цели и задач, программы, применением специально разработанных средств, форм и методов воздействия. Организация воспитательного процесса проявляется в умении преподавателя обеспечить управляемое формирование личности студента в соответствии с целью и задачей их всестороннего развития. Управление формированием личности студента осуществляется в учебно-тренировочном процессе и требует от педагога знания способов воздействия на личность и умения оперировать этими знаниями в конкретных условиях.

Только на определенном уровне психического развития человек становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, появлением собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок, то есть появлением внутренней среды, внутренних требований к себе и внутренних санкций. Такое понимание личности диктует определенный психологический подход к воспитанию. Из этого следует, что сущность воспитания заключается в формировании всей личности у студента, а не отдельные ее черт.

Сложность воспитательного процесса в вузе состоит в том, что студенты, поступая туда уже имеют сложившееся мировоззрение к дисциплине «физическая культура». Это говорит о том, что процесс физического воспитания в вузе в первую очередь связан с изменением убеждений, связанных с двигательной активностью и ее значимостью для здоровья. Основу учебно-тренировочного процесса студентов должны составлять четкие определения целей и задач воспитания, принятие правильных исходных позиций с учетом индивидуальности каждого студента. В связи с этим особое значение приобретает планомерное и систематическое изучение студентов с елью определения отношения к физической культуре, выявление наиболее характерных свойств личности данного индивидуума. Результатом изучения личности студента должна стать разработка программы воздействия, предусматривающая образование новых отношений к здоровому образу жизни как основы здоровья. Управляя воспитанием личности студента, педагог должен знать, какие психолого-педагогические методы способствуют формированию тех или иных свойств личности, проектировать включение занимающихся в такие виды деятельности, которые ведут к образованию активной жизненной позиции по отношению к общему и здоровому образу жизни.[5]



Список литературы:

  1. Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. ред. Е. В. Конеевой.- Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 558, [1] с. : ил. – (Высшее образование).

  2. Бальсевич В.К. Онтокинезия человека: Монография. – М.: Теория и практика физической культуры и образования, 2006, - 275 с.

  3. Пономарев, В. В. Физическая культура. Педагогические аспекты физической подготовки студентов вуза: учебное пособие к самостоятельному изучению дисциплины «Физическая культура» для студентов всех специальностей очной формы обучения/В.В. Пономарев, Т. А. Трифоненкова, Т. Н. Поборончук, А. А. Мельничук – Красноярск: СибГТУ, 2013.- 96с.

  4. Пономарев, В. В. Физическое воспитание студентов вуза с ослабленным здоровьем, проживающих в условиях Крайнего Севера: теоретические и методические основы.- Красноярск: СибГТУ, 2012.- 151 с.

  5. Физическое воспитание : учеб. Пособие для студентов подгот. учеб.-тренировоч. групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р. И. Купчинов. – Мн. : ТеатраСистемс , 2006. – 352 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Концепция формирования физической культуры личности студентов

Автор: Шарова Анастасия Андреевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Концепция формирования физической культуры личности студента"
    ["seo_title"] => string(65) "kontseptsiia_formirovaniia_fizicheskoi_kultury_lichnosti_studenta"
    ["file_id"] => string(6) "494544"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547093913"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Концепция формирования физической культуры личности студентов"
    ["seo_title"] => string(66) "kontseptsiia_formirovaniia_fizicheskoi_kultury_lichnosti_studentov"
    ["file_id"] => string(6) "493586"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546490370"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Применение современных образовательных технологий на занятиях физической культурой."
    ["seo_title"] => string(80) "primienieniie_sovriemiennykh_obrazovatiel_nykh_tiekhnologhii_na_zaniatiiakh_fizi"
    ["file_id"] => string(6) "411343"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493048496"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "M?AS?R T?RB?Y? SISTEM?N?N V?Z?YY?T?  Современное состояние системы образования "
    ["seo_title"] => string(83) "muasir-t-rbiy-sisteminin-v-ziyy-ti-sovriemiennoie-sostoianiie-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151727"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420735661"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ."
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiiekachiestvavynoslivostiposriedstvomigrovykhpiedagogichieskikhtiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "289030"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454705710"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства