Просмотр содержимого документа
«Концепция формирования физической культуры личности студентов»
Министерство образования Российской федерации
Сибирский Государственный университет
Кафедра экономики и управления бизнес процессами
СТАТЬЯ
на тему:
«Концепция формирования физической культуры личности студентов»
Выполнила:
Шарова Анастасия Андреевна
Руководитель:
Доктор педагогических наук, преподаватель
Мартиросова Татьяна Александровна
Красноярск
2018
Концепция формирования физической культуры личности студентов
В качестве целей физического воспитания студентов в вузах рассматривается физическая культура личности. В этой цели выражена идея о работе с обучающимися на перспективу, направленную на жизненное самоопределение в культуре в качестве субъектов собственной самостоятельной жизни. В физической культуре личности студента проявляются все структурные элементы его общей культуры: уровень культурного развития и разнообразная деятельность. Культурная деятельность студента рассматривается как самореализация личности и выступает чертой ее активности. Основанием для этого является весь образовательный процесс в вузе,направленный на развитие общей и физической культуры студентов, знаний, умений, качеств, норм поведения, организаций образа жизни. Физическая культура обращена к личности учащегося.
Структура физической культуры личности включает следующие компоненты:
Мотивационно-ценностный блок;
Операциональный компонент;
Практико-деятельностный компонент.
Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и кроме физического развития включают в себя и духовное. Так же и биологические факторы играют большую роль и становятся предметом отношения студента к своим физическим возможностям.
Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью проходят через самосознания и осваиваются на уровне личностного смысла. Далее проходя через реальную жизнедеятельность и опыт студента, ориентации разделяются на подтвержденные и неподтвержденные, т.е. на те, которые осуществляются в действиях и на те, которые просто хранятся в сознании. Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда эти самые ориентации, проверенные личным опытом, становятся реальными мотивами поведения людей. Этот процесс будет протекать интенсивнее, если ценностные ориентации в физической культуре сопряжены с жизненными планами личности.
Формирование потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании у студентов является ключевым звеном в образовательном процессе. Этот процесс предусматривает удовлетворение личных интересов, активизацию потребностно-мотивационной сферы. В целом же этот процесс целенаправлен, включает последовательное приближение к более высокой степени развития. В ряду индивидуальных показателей этого выступают система стремлений, желаний, целей, которые формируются во взаимодействии с биологическими склонностями и особенностями формирующей среды.[1]
Так же важно отметить, что все больше важным фактором является осознание физической культуры, как части общей культуры личности человека и общества в целом.
Цель физкультурного образования- это всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности- самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей с помощью физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. Развитие передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии биологических и психических процессов, происходящих в организме человека. Практика показала, что физическая культура так же способствует и умственному развитию и воспитывает ценные моральные качества. Учебные занятия являются основной формой обучения в вузах, в процессе этих занятий и изучается физическая культура.
Физкультурное образование всегда было связано с окружающей природной и социально-культурной средой, поэтому в высших учебных заведения проводятся занятия на природе и коллективом. Возрос и спрос на специалистов в области физкультурной деятельности, в следствие этого стали открываться специальности, на которых готовят таких специалистов. Вместе с тем стали появляться инновации в данной области: новое спортивное оборудование, новые разработанные физические упражнения и методики.[2]
Физическое воспитание проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Воплощение методики физического воспитания связано с разработкой современных технологий преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной готовности специалистов, выпускаемых вузами. Подход к профессиональной физической подготовке студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов. которые помогут быстро адаптироваться к условиям. Преподавание физической культуры должно осуществляться в настоящее время на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий. Поэтому должна быть разработана технология преподавания физической культуры с обеспечением высокой психофизической готовности выпускников. Эта технология должна обеспечить системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни.
Современная профессиональная деятельность требует от студента специальной психофизической подготовленности, поэтому разработка и реализация на практике психофизической модели выпускника высшего учебного заведения, рассчитанная на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, является главной целью, от достижения которой зависит конечный результат деятельности кафедр физического воспитания. В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе, студенты получают возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с созданной моделью выпускника, включающей требования к избранной специальности.
Но помимо вузовской программы занятий физкультурой есть еще и дополнительное физкультурно-оздоровительное образование. Именно в физкультурно-оздоровительной работе можно в относительно свободной среде сформировать потребность в занятиях физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни, влиять на досуг.
Так же особо нужно отметить такую форму работы, спортивно-массовой и оздоровительной работы со студентами на учебных практиках, позволяющую осуществлять спортивно-оздоровительную и воспитательную работу с учащимися вне рамок учебной программы вуза. Практика показывает, что один месяц проведения этой работы по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий физкультурой в стационарных условиях вуза. Организация спортивно-массовой и оздоровительной работы на учебных практиках позволяет не только увеличить физическую нагрузку, но и обеспечить комплекс необходимых восстановительных мер. Так же эти занятия помогают развивать такие качества, как трудолюбие, честность, коллективизм, волю и в целом развивают личность учащегося.
Физическая культура является важнейшим средством социального становления студентов- будущих специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Для высших учебных заведений базовая программа по физическому воспитанию студентов является нормативной. В этой программе выделяются три основные формы:
Первая форма- реализуется на академических занятиях в учебное время и включает в себя образовательную, воспитательную и оздоровительную направленность;
Вторая форма- предполагает занятия спортом во внеучебное время;
Третья форма- активный досуг студентов, т.е. организация самостоятельных занятий во внеучебное время.
[3]
Теперь поговорим о студентах с ослабленным здоровьем. В вузы поступает все большее количество таких студентов. Для них создаются специальные медицинские группы. Они включают в себя задачи повышения уровня здоровья и физической работоспособности учащегося, содействие устранению нарушений, связанных с заболеваниями, улучшение физического развития и воспитание основных жизненно необходимых физических качеств( выносливость, сила, гибкость) и двигательных навыков. Практический учебный материал для специальной медицинской группы носит оздоровительную и профилактическую направленность использования средств физического воспитания для устранения отклонений в здоровье, физическом развитии и функциональном состоянии организма.
Основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы являются учебные занятия, в процессе которых решаются задачи реабилитационного характера, а также повышения уровня физической и умственной работоспособности. Учебные занятия для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются обязательными в течение 1-4 курсов. Программа этих курсов включает в себя теорию, практический раздел, профессионально-прикладную физическую подготовку как специальное средство для устранения отклонений в состоянии здоровья и физического развития. Занятия по теоретическому разделу проводятся в виде лекций, бесед и консультаций, на которых уделяется внимание вопросам влияния физических упражнений на организм при различных отклонениях в здоровье, вопросам профилактики заболеваний и травматизма, режиму умственного труда с характеристикой физиологических особенностей организма.
При работе со студентами специальной медицинской группы используют три принципа:
Первый принцип- заключается в оздоровительной лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры, т.е. студенты устраняют приобретенные отклонения;
Второй принцип- дифференцированный подход к использованию средств физической культуры в зависимости от состояния здоровья студента;
Третий подход- профессионально-прикладная физическая подготовка как завершающий этап лечебно-профилактической работы в специальной медицинской группе.[4]
Важно отметить, что физическая культура- это педагогическая наука, а педагогика, в свою очередь, - это наука о воспитании и обучении.
Воспитание- один из основных видов педагогической деятельности преподавателя физической культуры, более широкий и сложный процесс, чем обучение двигательной подготовке. Оно отличается от случайных влияний окружения на человека наличием осознанной цели и задач, программы, применением специально разработанных средств, форм и методов воздействия. Организация воспитательного процесса проявляется в умении преподавателя обеспечить управляемое формирование личности студента в соответствии с целью и задачей их всестороннего развития. Управление формированием личности студента осуществляется в учебно-тренировочном процессе и требует от педагога знания способов воздействия на личность и умения оперировать этими знаниями в конкретных условиях.
Только на определенном уровне психического развития человек становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, появлением собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок, то есть появлением внутренней среды, внутренних требований к себе и внутренних санкций. Такое понимание личности диктует определенный психологический подход к воспитанию. Из этого следует, что сущность воспитания заключается в формировании всей личности у студента, а не отдельные ее черт.
Сложность воспитательного процесса в вузе состоит в том, что студенты, поступая туда уже имеют сложившееся мировоззрение к дисциплине «физическая культура». Это говорит о том, что процесс физического воспитания в вузе в первую очередь связан с изменением убеждений, связанных с двигательной активностью и ее значимостью для здоровья. Основу учебно-тренировочного процесса студентов должны составлять четкие определения целей и задач воспитания, принятие правильных исходных позиций с учетом индивидуальности каждого студента. В связи с этим особое значение приобретает планомерное и систематическое изучение студентов с елью определения отношения к физической культуре, выявление наиболее характерных свойств личности данного индивидуума. Результатом изучения личности студента должна стать разработка программы воздействия, предусматривающая образование новых отношений к здоровому образу жизни как основы здоровья. Управляя воспитанием личности студента, педагог должен знать, какие психолого-педагогические методы способствуют формированию тех или иных свойств личности, проектировать включение занимающихся в такие виды деятельности, которые ведут к образованию активной жизненной позиции по отношению к общему и здоровому образу жизни.[5]
Список литературы:
Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. ред. Е. В. Конеевой.- Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 558, [1] с. : ил. – (Высшее образование).
Бальсевич В.К. Онтокинезия человека: Монография. – М.: Теория и практика физической культуры и образования, 2006, - 275 с.
Пономарев, В. В. Физическая культура. Педагогические аспекты физической подготовки студентов вуза: учебное пособие к самостоятельному изучению дисциплины «Физическая культура» для студентов всех специальностей очной формы обучения/В.В. Пономарев, Т. А. Трифоненкова, Т. Н. Поборончук, А. А. Мельничук – Красноярск: СибГТУ, 2013.- 96с.
Пономарев, В. В. Физическое воспитание студентов вуза с ослабленным здоровьем, проживающих в условиях Крайнего Севера: теоретические и методические основы.- Красноярск: СибГТУ, 2012.- 151 с.
Физическое воспитание : учеб. Пособие для студентов подгот. учеб.-тренировоч. групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р. И. Купчинов. – Мн. : ТеатраСистемс , 2006. – 352 с.