Чем выше уровень развития физических качеств, тем успешнее двигательная деятельность ребёнка. Поэтому необходимо развиввать скоростные и координационные способности у дошкольников. В этом поможет использование координационной лестницы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей»
Консультация для воспитателей
«Координационная лестница»
Дошкольный возраст является периодом, когда происходит «пуск» механизмов развития всех физических качеств ребёнка (Н.В. Бубнов, 2001). Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование физических качеств именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника. По данным Е.Н. Вавиловой, для развития скоростных качеств, следует использовать упражнения в быстром и медленном беге; развитие ловкости связано с развитием координации.
Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, согласованность движений, тем успешнее двигательная деятельность ребенка.
Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям по физической культуре, к игровым занятиям.
Одним из путей решения данной проблемы считаю использование координационных (скоростных) лестниц в физическом воспитании в ДОУ. Координационная лестница является ничем иным как тренажёром, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных навыков при выполнении движений на коротких дистанциях, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков.
Существует несколько вариантов лестниц. В детском саду используется плоская «скоростная (координационная) лестница».
Лестница состоит из строп и 4, 6, 8, и т.д. гибких пластиковых поперечных перекладин, которые абсолютно плоские по отношению к земле.
В этой лестнице, как правило, регулируемые перекладины, поэтому инструктор по физкультуре или воспитатель может менять их положение от 37 до 50 см. Для детей дошкольного возраста размер ячейки равен 37x37 для выполнения упражнений. Для ползания, подлезания, метания размер ячейки равен 40x40 и более. Количество ячеек в лестнице не более 10. Лестница работает по принципу развития общих спортивных навыков, которые могут быть перенесены уже в какую-то особую спортивную отрасль, тем самым развивать координационные способности у дошкольников. Цель: Развитие у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести, ориентировки в пространстве.
Задачи: Оздоровительные:
Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.
Развивающие:
Развитие физических способностей (координационных, скоростных и выносливости) ловкость, быстроту, прыгучесть.
Образовательные: 1. Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.
2. Учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением направления. 3. Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера, сохранять равновесие.
Воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурной, дружеские взаимоотношения.
2. Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.
Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно выделить такие, как:
- вариативность (в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов),
- мобильность (компактная, легкая),
- доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста),
- безопасность, простота в использовании.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений с координационными лестницами следует провести небольшой инструктаж: - правильная постановка ног, выполнение упражнений в спортивной обуви помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов;
- не наступать на планки лестницы;
- начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.
Правильная техника важнее, чем скорость.
- начинать выполнять упражнение, когда первые три клетки будут свободны.
При выполнении упражнения дистанция 1-3 клетки (зависит от упражнения).
Начинать выполнять упражнение с прыжками через клетки после выполнения впереди стоящего ребенка двух прыжков.
- обязательна разминка перед выполнением упражнений;
- лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них;
- избегайте утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног;
Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения.
Сначала нужно выполнять упражнение технически правильно, а потом можно увеличивать темп или усложнить при выполнении этого упражнения добавляя упражнения для рук, со спортивным инвентарем.
При выполнении упражнений на скорость работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками — с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой. В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще.
В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет Высота центра тяжести: Практически все изменения направления движения связаны с понижением центра тяжести. Старайтесь делать эти упражнения не на , прямых ногах, а на согнутых, спину всегда держать прямо, выполнять упражнение с ‘ поднятой головой, смотреть не вниз, а перед собой.
Выполнение упражнений, на этапе совершенствования можно выполнять под музыку.
Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, задает ритм и темп движениям.
Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа.
На первом этапе разучиваем упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе уделяем не скорости, а правильности выполнения движений.
На втором этапе закрепляем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп.
На третьем этапе совершенствуем и используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности.
На занятиях по физической культуре «скоростную (координационную) лестницу» можно применять начиная с младшей группы для формирование основных двигательных умений и навыков.
В подготовительной к школе группе добавляются упражнения на развитие координации. Занятия могут проводиться поточно, по группам. В подготовительной к школе группе при выполнении основных видов движения поточно, упражнения на координацию движения выполняются первыми.
Дети, которые хорошо справляются с заданием встают первыми, кто плохо последними. Это нужно для того, чтобы не было затора при выполнении упражнения и необходимо помочь ребенку правильно выполнить его. При выполнении упражнений в подгруппах можно применить дифференцированный подход.
Дети в группах могут подбираться по уровню здоровья или по уровню физической подготовленности. На занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности в группе или на прогулке можно использовать фото упражнения или карты-схемы, которые выступают в качестве наглядных опорных сигналов для детей.
Перед каждым последующим занятием по физической культуре детям нужно напоминать какая должна быть дистанция при выполнении упражнения; наступать на пластины лестницы нельзя; при выполнении упражнений спину держать прямо.
Использовать лестницу можно, как для разминок (утренняя гимнастика, вводная часть ОД), так и для развития основных видов движений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Поэтому предлагаю пополнить спортивный уголок координационной лестницей, где каждый ребенок имеет возможность: выбрать упражнение (по схеме), придумать свое, найти партнера для игры, научить другого тому, что умеет сам!