Просмотр содержимого документа
«Комплексный подход на уроках физического воспитания (педагогическое эссе)»
Компетентностный подход на уроках физического воспитания
(из опыта работы)
Амосов С.В. преподаватель физической культуры
МАОУ СОШ № 36 г. Златоуста
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности и это ощущается многими участниками образовательного процесса, как учителями, так и учениками.
Учителя говорят, что изменились дети, их отношение к учёбе, они стали другие и учить стало труднее. Ученики говорят, что не испытывают интереса к школьному учению, им скучно, всё одно и тоже, а потому и нет мотивации на занятиях. Но ведь иногда и учителя годами не меняют стиль работы, дают один и тот же материал. Выпускники физкультурных ВУЗов и факультетов физической культуры бывает, оказываются недостаточно подготовленными к современным реалиям в работе с детьми. Кроме того, учебные планы и программы факультетов физического воспитания не учитывают меняющихся интересов подрастающего поколения к различным видам спорта и ориентированы только на изучение школьной программы.
Поэтому современное образование должно быть сориентировано на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов, готовых принять собственное решение и не бояться взять ответственность на себя.
Таким образом, происходящие в мире и нашей стране изменения в области экономики и педагогики вызывают необходимость постановки вопроса обеспечить образование более полным, личностно и социально интегрированным выпускником. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования и выступило понятие «компетенция/компетентность».
Компетентностный подход, который является отличительной особенностью стандартов третьего поколения, выражается в представлении результатов обучения не в виде требований к уровню подготовленности по отдельным циклам дисциплин в формате «знать, уметь», а в виде компетентности как способности выполнять определенную деятельность в соответствии с заданными требованиями, что предполагает перестройку технологий разработки методического обеспечения. Традиционное образование основывается на идее педагогики требований, авторитарного руководства (учитель всегда прав).
В компетентностно-ориентированном образовании можно говорить о педагогике возможностей, в основе которой лежит мотивация и ориентация на перспективные цели развития личности.
Позиция учителя в традиционном образовании – позиция старшего, судьи.
В компетентностно-ориентированном образовании – учитель занимает позицию организатора, консультанта, «администратора сети», он лишь организует процесс.
Позиция ученика в традиционном образовании – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий, в компетентностно-ориентированном образовании – ученик сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития. В процессе обучения ученики занимают разные позиции внутри педагогического взаимодействия.
Компетенции в принципе неотделимы от знаний и умений, поскольку их формирование невозможно без обучения в какой-либо области или по, какой-либо дисциплине. Компетенции классифицируются как общие (общекультурные) и профессиональные, которые сформулированы в соответствии с рекомендациями разработчиков макета ФГОС и представлены в соответствии с видами деятельности. В физическом воспитании, спорте, двигательных умениях и навыках компетенции включают в себя различные двигательные умения и практический опыт, желание применить инновационную и стандартную технику при формировании личности занимающихся, грамотное планирование своей работы, проведение различных видов занятий, корректирование своей профессиональной деятельности на основе результатов контроля состояния занимающихся, обеспечение безопасности занятий. В организационной деятельности компетенции характеризуют практический контекст и переносимые умения, обеспечивают решение задач организации физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, работы спортивных секций, использования и разработки программной и нормативной документации. Так же компетенции выражаются в способности рассуждать, мыслить и выражать свою точку зрения, осуществлять поиск, анализ и синтез необходимой информации, принимать решения, умении адаптироваться в различных коллективах, быть способным стать лидером, работать как в команде, так и самостоятельно. В научно-исследовательской деятельности компетенции характеризуют когнитивные и переносимые умения, обеспечивают решение задач выявления актуальных вопросов отрасли физической культуры и спорта, планирование и проведение научных исследований, презентацию их результатов. Новым видом деятельности при подготовке выпускников является культурно-просветительская, что обусловлено влиянием средств массовой информации на подрастающее поколение в современных условиях. Формируемые здесь компетенции направлены на практический контекст, проведение пропагандистских и информационных кампаний по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, здоровый образ жизни, поддержание работоспособности, активного долголетия, привлечение детей и молодежи к занятиям спортом или просто укрепления здоровья.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Подразумевается, что студент сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. У обучающихся формируется свой собственный опыт, который, в свою очередь, должен стать предметом исследования и оценки. Развитие субъектной позиции студента предполагает опору на деятельностный подход в обучении, формирование устойчивого познавательного интереса как средства повышения качества подготовки специалиста.
Для того чтобы успешно осуществить свою миссию педагога, быть примером для своих воспитанников и окружающих, специалист по физической культуре должен быть компетентным в своём предмете, вести здоровый образ жизни и пропагандировать его.
Поэтому в настоящее время отмечается процесс смены ориентации в образовании от подготовки узкопрофессионального специалиста к подготовке разностороннего профессионала, обладающего высоким уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамического общества.
В этих условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности для приобщения подрастающего поколения к физической культуре человечества (в широком смысле этого слова).
Подготовка таких специалистов осуществляется на факультетах физического воспитания педагогических университетов и колледжей. Программа обучения тесно связана с такими дисциплинами учебного плана как анатомия, психология, педагогика, методика воспитательной работы, теория и методика физического воспитания (ТиМФВ), валеология. На этих занятиях студенты знакомятся с компетентностным подходом в, составлении, организации и проведении комплексов общеразвивающих упражнений, подвижных игр, спортивных праздников и соревнований, планов-конспектов урока.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы, что компетентностный подход направлен:
- на свободное мышление учителя и ученика;
- на формирование надпредметных знаний и умений, которые готовят выпускников к социальным условиям общества;
- на самостоятельное добывание информации и осознавание её необходимости для себя;
- на формирование лидерских качеств, навыков хорошего организатора в раскрытии не только личных качеств, но и потенциальных возможностей всех членов группы;
- интеграцию теоретической и практической подготовки в процессе образования, обеспечивающую адаптацию выпускника к рынку труда
Применение компетентностного подхода в физкультурном образовании
Задания во время уроков.
В ходе уроков по физической культуре учащиеся делятся на группы и получают задание в течение 5 минут составить и провести комплекс упражнений по развитию силы на различные группы мышц. Можно использовать различный инвентарь из имеющегося в спортзале. Например: Надо составить и провести комплекс по развитию прыгучести: 1группа разрабатывает комплекс, используя гимнастические лавочки, 2 группа – использует гимнастические маты, а 3 группа – скакалки.
Комплекс по развитию мышц плеча: 1группа разрабатывает комплекс используя гантели, 2 группа – использует гимнастическую перекладину, а 3 группа – применяет упражнения без предметов
В данных заданиях развиваются коммуникативные компетентности, которые проявляются в умении слышать друг друга, договариваться, поведении, деятельности, позволяют решать практические ситуации по составлению и проведению комплексов заданий.
В этом случае компетентностный подход позволяет ученикам максимально проявить и реализовывать себя в своей группе.