Просмотр содержимого документа
«Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры»
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры
Зайнутдинова Юлия Александровна,
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №36
Аннотация. Применение на уроках физической культуры нетрадиционных методов преподавания дает возможность учителю повысить уровень мотивации учащихся.
Ключевые слова: нетрадиционные формы обучения, разминка, спортивные танцы, ритмическая гимнастика.
В одном из своих многочисленных значений педагогика - наука об отношениях, развивающихся по следующим направлениям: «учитель - учащиеся»; «учитель - родители учащихся»; «родители - учащиеся». Несомненно, нас, как учителей физкультуры, интересует больше всего направление «учитель - учащиеся». Считается, что чем больше секретов физического самосовершенствования, тонкостей методики освоения двигательных навыков, техники выполнения тех или иных физических упражнений раскроет учитель перед занимающимися, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе.
Всем нам с детства знаком «маршрут» школьного урока физкультуры: разминка, упражнения, сдача нормативов и игра (волейбол, футбол, баскетбол и т.д). Со временем это не только приедается ученикам, но и становится каторгой. Дети либо отказываются идти на урок, либо КПД их деятельности в течение 40 минут практически равен нулю. Что мы можем сделать для изменения сложившейся ситуации? Первое, что приходит на ум – введение нестандартных форм проведения уроков для повышения мотивации учащихся. О них и пойдет речь в нашей статье.
Никто ведь не говорит о том, что физкультура должна ограничиваться одним лишь спортом? На наш взгляд, метапредметные связи как нельзя кстати подходят к творческому типу урока физической культуры. Принимая во внимание тот факт, что в школах проводятся предметные недели, учителя физкультуры могут смело проводить уроки-сказки (русский язык, литература), уроки-путешествия (география, биология), уроки-праздники (обществознание, история) и т.д, совмещая умственную деятельность и физические нагрузки. Также стоит упомянуть один из вариантов начала для творческого урока - проводить разминку в движении, с различными предметами, в парах, командную, круговую, угловую, по диагонали, дугами, звездочкой, индивидуально, классом по очереди и чаще всего под музыкальное сопровождение.
К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести также использование на уроках элементов нетрадиционной ритмической гимнастики, спортивных танцев. Ритмическая гимнастика является общедоступным, высокоэффективным эмоциональным видом спорта и видом оздоровительной физической культуры. Кроме этого, она способствует повышению физической работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления, развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия не ослабевают, а укрепляются и все это приводит к ситуации успеха на уроке.
Уроки, включающие в себя спортивное ориентирование или маршрутные листы, могут также стать тем фактором, который заинтересует учащихся на уроках физкультуры. Подобная деятельность развивает у ребят ориентацию на местности, развивает память, мышление, уверенность в себе, самостоятельность. Во время работы делятся на группы по три человека. Каждой группе предлагается карточка с графическим изображением порядка прохождения трех видов с использованием: мяча, обруча, ленты, скакалки или выполнение парно – групповой или индивидуальной акробатики. По сигналу преподавателя группы расходятся по видам, указанным в их карточках первыми. На всех местах занятий имеются карточки – схемы с графическим изображение предлагаемых упражнений. Как правило, все эти упражнения хорошо знакомы детям из предыдущих уроков. Для работы на каждом виде отводится от трех до пяти минут. Затем дети переходят к следующему месту занятий согласно своим маршрутным картам. После прохождения последнего вида, предлагаю ребятам заняться самостоятельным творчеством, т.е. составить под предложенную музыку небольшую композицию с предметом, указанным в карточке третьим. На это отводится не более трех минут. На протяжении всего урока в зале звучит легкая музыка. Как правило, такие уроки проходят эмоционально и очень нравятся детям.
Подводя итог, можно смело утверждать - использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры является одним из путей улучшения школьной системы проведения уроков. Включение в урок соревновательного эффекта выполнения упражнений немаловажно, ведь соревнования очень близки по своему содержанию к спортивной деятельности, что ведет к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
Никифорова О. А., Федоров А. М., Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. /Кемерово 2003 год.
Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования./Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2006, - № 1. - С. 53-58.