Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе, игры, эстафеты мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов. Урок физической культуры обеспечивает ученикам овладение важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике, решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.»
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
Ковалев Виталий Олегович
учитель физической культуры
КГУ «Средняя школа № 26»
акимата города Усть - Каменогорска
Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе, игры, эстафеты мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов. Урок физической культуры обеспечивает ученикам овладение важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике, решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков. Современный урок – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого ребёнка, учить детей саморегуляции, адаптации, релаксации. Наши уроки – и для мышц, и для мозга. Ученики на уроке всегда готовы выступить активной стороной, определённым образом формирующей педагогический процесс. Но в одном случае дети могут приумножить вносимые педагогом усилия, а в другом – разрушить. Первое происходит, когда учитель систематически, от урока к уроку заботится о формировании детского творчества, расширяет содержательный потенциал ученической активности. Чем больше секретов физического совершенствования, тонкостей методики освоения двигательных навыков, техники выполнения физических упражнений раскроет учитель перед занимающимися, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе. Успешным может быть только такой урок, в котором соблюдены три главных условия: - интерес к нему учащихся, это можно проконтролировать, если хотя бы изредка советоваться с детьми, спрашивать, что им понравилось или не понравилось на только что закончившемся уроке. - урок должен быть полностью осмыслен занимающимися, понятным им по постановке цели и выбору средств. - урок – это место, где каждому выделено время, приобретать умения заниматься самостоятельно при высокой сознательной дисциплине. Учитель должен разъяснить в первую очередь, не то, чем надо заниматься и какие упражнения выполнять, а то, как следует заниматься и зачем нужно выполнять каждое упражнение. Дети не любят долго слушать объяснения, сидеть на скамейках в ожидании своей очереди. Ничто так не способствует развитию лени и недисциплинированности, как вынужденное безделье на уроке. Нетрадиционные формы обучения лишь дополняют традиционные, но являются очень эффективными. Они способствуют успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывают положительные эмоции, поддерживают высокую работоспособность учащихся на уроке. Процесс обучения с использованием нетрадиционных форм содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач на уроке.
В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:
- отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении;
- вовлечение всех обучающихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой, индивидуальной работы на уроке;
- занимательность и увлечение - основа эмоционального тона урока;
- поддержка альтернативности, учет множества мнений;
- развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия;
- «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям;
- использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
становимся на методике формирования ключевых компетенций через разнообразные нетрадиционные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, востребованных современным социумом.
Таблица 1- Виды нетрадиционных форм обучения на уроках физической культуры.
№
Виды нетрадиционных форм обучения
Результат
1
Уроки с использованием нестандартного оборудования.
Учащиеся с удовольствием выполняют задания.
2.
Танцы и танцевальные упражнения.
простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. Ученики танцуют с большой охотой. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.
3
Сюжетно – ролевые уроки
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей
4.
Народные игры.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребёнка.
5
Урок - праздник
Уроки-праздники проводятся в качестве нетрадиционных форм работ основном, в начальной школе
6
Спортивные развлечения и прогулки
К спортивным развлечениям относятся катание на санках, коньках, велосипедах, плавание, элементы бадминтона, настольного тенниса и др. Эти упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи со своеобразием их применения: без установки на спортивный результат.
К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести использование на уроках элементов восточных единоборств, нетрадиционной гимнастики, йоги, борьбы, шейпинга, спортивной аэробики, спортивных танцев, флешмоба.
Танцевальная аэробика для девушек старших классов сможет обеспечить в большей мере реализацию принципов личностно ориентированной педагогики, ибо они содействуют самосовершенствованию и самореализации личности девушек-старшеклассниц.
Ритмическая гимнастика, или аэробика, - это одна разновидность гимнастики. Это сложнокоординированный, эстетический вид спорта, который включает в себя органическое соединение спорта и искусства, творческий компонент и фактор новизны, единство движений и музыки.
Аэробика является доступным, высокоэффективным эмоциональным видом спорта и видом оздоровительной физической культуры. Кроме этого, она способствует повышению физической работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления, развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия не ослабевают, а укрепляются.
Сегодня считаются очень модными системами и популярными такие ее виды: фанк-аэробика и хип-хоп (танцевальная аэробика в стиле негритянских и бразильских танцев); слайд (аэробика, основанная на скользящем шаге); степ-аэробика (аэробика на специальной платформе); тай-бо и ки-бо (аэробика с элементами восточных единоборств); аква-аэробика (аэробика в воде); фитбол-аэробика (аэробика на больших специальных шарах), сайклинг (аэробика на велосипедах); пилатес (направление балетной гимнастики, в основе которой лежит постулат осознанности движения); капоэ́йра (бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой; и т.д. Количество новых видов аэробики растет с каждым годом (например: кор-аэробика, А-бокс, пилатес, боди-балет, силовой тренинг, тер-аэробика).
Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке Проанализировав методическую литературу по изучаемой теме, пришёл к выводу, что наиболее эффективными и вызывающими наибольший интерес у учащихся, являются: уроки с использованием нестандартного оборудования, сюжетно-ролевые уроки, уроки- праздники, уроки с использование танцевальных упражнений, народных игр, спортивных развлечений и прогулок на уроке .