Использование разнообразных видов двигательной деятельности дошкольников в практике работы инструктора по физической культуре в соответствии с ФГОС ДО
Использование разнообразных видов двигательной деятельности дошкольников в практике работы инструктора по физической культуре в соответствии с ФГОС ДО
Процесс формирования здоровья детей - это многотрудный процесс, в нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех выше перечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с опорой на мотивацию здорового поведения ребенка, можно достигнуть успеха в этой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование разнообразных видов двигательной деятельности дошкольников в практике работы инструктора по физической культуре в соответствии с ФГОС ДО»
Использование традиционных и нетрадиционных видов занимательной двигательной деятельности в практике работы инструктора по физической культуре в соответствии с ФГОС ДО
Медведева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре
МБ ДОУ « Детский сад №37», г.Новокузнецк
Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей – одна из главных задач нашего педагогического коллектива, поэтому актуальным является выбор форм и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, а также приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Содержание работы с детьми определяется в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ( Таблица 1
Таблица 1 «Формы организации работы с детьми по физическому развитию»
НОД
Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов
Самостоятельная деятельность
Для воспитанников 3-5 лет
НОД по физическому воспитанию:
- сюжетно-игровые
-тематические
-классические
-тренирующее
В НОД по физическому воспитанию:
-тематические комплексы
-сюжетные
-классические
-с предметами
-подражательный комплекс
Физ.минутки
Динамические паузы
Обучающие игры по инициативе воспитателя
(сюжетно-дидактические),
развлечения
Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Утренняя гимнастика
Прогулка
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Занятия по физическому воспитанию на улице
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Гимнастика после дневного сна
Индивидуальная работа
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
День здоровья
Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал
Игра
Игровое упражнение
Сюжетно-ролевые игры
Для воспитанников 5-7лет
НОД по физическому воспитанию
В занятиях по физическому воспитанию
Физминутки
Динамические паузы
Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр
Развлечения, ОБЖ,
минутка здоровья
Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Утренняя гимнастика:
Прогулка
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Занятия по физическому воспитанию на улице
Занятие-поход (подготовительная группа)
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Гимнастика после дневного сна
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Индивидуальная работа
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
День здоровья
Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг, театрализованные игры
Игра
Игровое упражнение
Сюжетно-ролевые игры
Ведущее место в организации двигательного режимав работе с детьми дошкольного возраста отводится занимательной двигательной деятельности (далее ЗДД). Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды занимательной двигательной деятельности (Таблица2)
Таблица 2 « Виды занимательной двигательной деятельности по физической культуре в ДОУ»
1
Классическая ЗДД
(по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
2
Игровая ЗДД
(с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
3
ЗДД тренировочного типа
(ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
4
Сюжетные формы ЗДД
комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
5
Ритмическая гимнастика
занятия, состоящие из танцевальных движений).
6
Самостоятельная двигательная деятельность
(самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).
7
ЗДД серии «изучаем свое тело»
(беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
8
Тематическая ЗДД
(с одним видом физических упражнений).
9
Контрольно-проверочная ЗДД
(выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).
Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Однако издесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Организация правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
При планировании самостоятельной деятельности педагоги заботятся о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяют в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагоги в течение дня вносят различные физкультурные пособия и по-разному группируют их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей. Во всех группах ДОУ оборудованы физкультурные уголки на примере старшей группы проведем оценку организации предметно-пространственной среды по направлению «Физическое развитие».
Таблица 3 « Организации предметно-пространственной среды по направлению «Физическое развитие» в старшей группе ДОУ»
№
Критерии в соответствии с содержанием
РППС
Результат (оценка)
Соответствует
3 балла
Частично соответствует
2 балла
Не соответствует
1 балл
1
2
3
4
5
1
Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий (длина 1500 мм, диаметр 200 мм),коврики, дорожки массажные (180х40см),горка детская, шнур длинный, мешочки с песком
2
Оборудование для прыжков: мат, куб деревянный малый (ребро 15-30 см),обруч плоский, цветной (диаметр 40-50 см), палка гимнастическая длинная (длина 150 см, сечение 3 см), шнур короткий, плетеный (длина 75 см)
3
Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для мячей, мяч резиновый (диаметр 10-15 см),мяч-шар надувной (диаметр 40 см), обруч малый (диаметр 54-65 см), шарик пластмассовый (диаметр 4 см),набивные мячи
4
Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная, лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания (складирующиеся один в другой)
5.
Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8 см),мяч резиновый (диаметр 20-25 см),обруч плоский (диаметр 20-25 см),палка гимнастическая короткая ( длина 60-80 см),колечко с лентой (диаметр 5 см),кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см); кольцо резиновое большое (диаметр 18 см)
Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (для проведения упражнений только под контролем взрослого)
11
Наклонная лестница ,наклонная доска, скат
12
Массажеры механические, диски здоровья
13
Мягкие легкие модули, туннели
14
Горизонтальная мишень, вертикальная мишень
15
Пособия ( бумажные снежинки, вертушки) для дыхательной гимнастики
16
Коврики для массажа стоп, с наклеенными на основу формами из меха, кожи, резины, пуговиц разного диаметра, пробок от пластиковых бутылок
17
Гантели (150г)
18
Веревочные лестницы, канат, шест
19
Оборудование к спортивным играм » «Баскетбол», «Бадминтон», «Футбол», «Городки»: биты, ворота, воланы, ракетки, сетки
20
Доска гладкая с зацепами (длина 2500 мм, ширина 200мм,высота 30 мм)
21
Кольцеброс
22
Мешочки с грузом малые (масса 150-200 г), 20 штук
23
Мешочки с грузом большие ( масса 400г.)- 2шт.
В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Потому педагоги вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, играют в игры и пр.
При организации самостоятельной деятельности старших дошкольников педагоги используют личностно-индивидуальный подход У детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети), преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, Прыжки через короткую скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей.
У детей с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, игры с песком и со снегом, с кольцебросом, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (качание куклы, кормление, укладывание спать, обычная ходьба и т.д.). Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.
Для детей со средним уровнем ДА (оптимальный уровень ДА) характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.
Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ.
Индивидуальный подход к каждой семье
Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критике и самокритике.
Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Процесс формирования здоровья детей - это многотрудный процесс, в нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех выше перечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с опорой на мотивацию здорового поведения ребенка, можно достигнуть успеха в этой работе.
Литература
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
Государственный доклад Минздравсоцразвития России от 17.11.2011 «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год). http://www.garant.ru
Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ в 2012 г.».
Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
Основные тенденции здоровья детского населения России / Под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. М., 2011.
Приказ Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.