kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные методы и интерактивные формы обучения на уроках физической культуры среди учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные изменения в образовании постепенно позволяют убеждаться в том, что интерактивные технологии обучения способны создать необходимые условия как для становления и развития компетентных учеников, так и для воспитания активных граждан с соответствующей системой ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы и интерактивные формы обучения на уроках физической культуры среди учащихся 1-4 классов»





ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Кудряшова Н.С.

учитель физической культуры

МОУ «Школа № 97 г.Донецка»

Постановка проблемы. Современные изменения в образовании постепенно позволяют убеждаться в том, что интерактивные технологии обучения способны создать необходимые условия как для становления и развития компетентных учеников, так и для воспитания активных граждан с соответствующей системой ценностей.

Анализ. Одним из основных объектов, на котором сконцентрировано внимание многих специалистов разных научных отраслей, есть взаимосвязь двигательных возможностей человека и состояния его здоровья. При этом здоровье рассматривается как психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений, функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях окружающей среды существования. В связи со сложностью феномена физической культуры в современных условиях появляются исследования относительно формирования новой системы представлений о физической культуре и ее ценностях. Отличительная черта таких исследований – философско-культурологический подход, что, прежде всего, предусматривает смещение акцента от физической подготовки в сторону наибольшей культурологизации, интеллектуализации процесса физического воспитания учеников [3].

В частности, Б.Шиян отмечает, что в процессе культурного развития человек действует последовательно в трех направлениях: усваивает культуру как объект ее влияния; создает новые культурные ценности, как субъект творческой деятельности; функционирует в культурной среде как носитель общественных и личных ценностей (“...культура интегрируется в сути самой личности...”) [1].

В. Якимович и А.Кондрашов представляют интеграцию человека в культуре как единственно возможное средство решения противоречий его развития. Авторы предлагают модель человека физически культурного. Это человек свободный, способный к самоопределению в мире культуры; гуманная, духовная, творческая и активная личность [2].

Сегодня в образовании ощутимый приоритет общечеловеческих ценностей. Согласно с личностно-деятельным подходом к организации учебного процесса, в центре его находится тот, кто учится. Формирование личности и ее становления происходят в процессе обучения при таких условиях: создание положительного настроя для учебы; ощущение равного среди равных; обеспечение положительной атмосферы в коллективе для достижения общей цели; осознание личностью ценности коллективно сделанных выводов; возможность свободно выразить собственное мнение и выслушать своего товарища; учитель – друг, советчик, старший товарищ. Всем этим условиям отвечают интерактивные технологии. Они относятся к инновационным, цель которых – сотрудничество в реализации общих задач.

Цель: раскрыть особенности интерактивных форм деятельности учеников на уроках физической культуры как предпосылку роста педагогической инноватики в контексте формирования физической культуры личности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

  • пробуждают у обучающихся интерес;

  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;

  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;

  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

  • формируют у обучающихся мнения и отношения;

  • формируют жизненные навыки;

  • способствуют изменению поведения.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

  • творческие задания;

  • работа в малых группах;

  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста);

  • социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы);

  • изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);

  • тренинги.

ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ

  • На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты

РАЗМИНКА

  • Разминка способствует развитию коммуникативных и физических навыков. Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Задания для разминки предполагают логическую цепочку из полученных знаний и умений, т.е. конструирование нового знания.



РОЛЕВАЯ ИГРА

  • Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

ТРЕНИНГ

  • Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

  • I этап – визуальный (1–2-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.

  • Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

  • II этап – технический (3-4-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».

  • У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

  • На III этапе – аналитическом (4-й классы) – учащиеся учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.

  • На уроках физкультуры школьники осваивают различные компьютерные технологии: программу «Flash», Интернет.

Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин. достаточно для усвоения техники двигательного действия. По мере необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.

Результаты. Анализ педагогического опыта учителей и собственного, собеседований с учителями, которые были членами областной творческой группы проблемы “Использования инновационных методов на уроках физической культуры” (2015 – 2017 гг.), позволили нам определить алгоритм внедрения интерактивных форм в процесс обучения учащихся предмета “Физическая культура”, состоящий из:

1. Разработка и использование дидактического материала, направленного на формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности для повышения уровня физической подготовленности, показателей здоровья.

2. Моделирование и проведение уроков (фрагментов), которые ориентируют деятельность учителя на активизацию познавательных интересов учеников в контексте формирования их личной физической культуры.

3. Использование методологических подходов к развитию инициативы и творческих способностей учеников в процессе урочной деятельности по физической культуре.

4. Подбор материалов с целью активного привлечения учеников разного уровня физической подготовленности, состояния здоровья к наиболее интересным средствам управления.

6. Использование разных видов тестирования, альтернативных форм оценивания, в основе которых положено индивидуальный рост, улучшение собственных результатов каждым учеником.

Выводы. Наблюдения за учениками во время процесса интерактивной формы деятельности на уроке позволили прийти к таким выводам:

• у всех учеников повышается уровень сознательной активности во время выполнения упражнений;

• каждый участник группы может избирать собственный темп выполнения упражнения, что позволяет индивидуализировать процесс управления;

• подобная форма деятельности учеников позволяет учителю определить уровень авторитета каждого среди своих ровесников, и в дальнейшем - способствовать его поддержанию или повышению.



Литература:

1. Шиян Б.М. Теория и методика физичного воспитания школиников. Часть 1. – Тернополь: Учебная книга – Богдан, 2001. – 269 с.

2. Якимович В.С., Кондрашов А.А. Цель физкультурного воспитания – человек культуры //Теория и практика физической культуры, №2. – 2003. – С.6-9

3.Аксенова О.П. Формирование физической культуры учащихся начальной школы в условиях дифференцированного обучения: теория и методика воспитания.-Запорожье, 2005.-226с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кудряшова Наталья Сергеевна

Дата: 04.09.2017

Номер свидетельства: 427263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства