Инновационные методы и интерактивные формы обучения на уроках физической культуры среди учащихся 1-4 классов
Инновационные методы и интерактивные формы обучения на уроках физической культуры среди учащихся 1-4 классов
Современные изменения в образовании постепенно позволяют убеждаться в том, что интерактивные технологии обучения способны создать необходимые условия как для становления и развития компетентных учеников, так и для воспитания активных граждан с соответствующей системой ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы и интерактивные формы обучения на уроках физической культуры среди учащихся 1-4 классов»
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Кудряшова Н.С.
учитель физической культуры
МОУ «Школа № 97 г.Донецка»
Постановка проблемы. Современные изменения в образовании постепенно позволяют убеждаться в том, что интерактивные технологии обучения способны создать необходимые условия как для становления и развития компетентных учеников, так и для воспитания активных граждан с соответствующей системой ценностей.
Анализ. Одним из основных объектов, на котором сконцентрировано внимание многих специалистов разных научных отраслей, есть взаимосвязь двигательных возможностей человека и состояния его здоровья. При этом здоровье рассматривается как психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений, функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях окружающей среды существования. В связи со сложностью феномена физической культуры в современных условиях появляются исследования относительно формирования новой системы представлений о физической культуре и ее ценностях. Отличительная черта таких исследований – философско-культурологический подход, что, прежде всего, предусматривает смещение акцента от физической подготовки в сторону наибольшей культурологизации, интеллектуализации процесса физического воспитания учеников [3].
В частности, Б.Шиян отмечает, что в процессе культурного развития человек действует последовательно в трех направлениях: усваивает культуру как объект ее влияния; создает новые культурные ценности, как субъект творческой деятельности; функционирует в культурной среде как носитель общественных и личных ценностей (“...культура интегрируется в сути самой личности...”) [1].
В. Якимович и А.Кондрашов представляют интеграцию человека в культуре как единственно возможное средство решения противоречий его развития. Авторы предлагают модель человека физически культурного. Это человек свободный, способный к самоопределению в мире культуры; гуманная, духовная, творческая и активная личность [2].
Сегодня в образовании ощутимый приоритет общечеловеческих ценностей. Согласно с личностно-деятельным подходом к организации учебного процесса, в центре его находится тот, кто учится. Формирование личности и ее становления происходят в процессе обучения при таких условиях: создание положительного настроя для учебы; ощущение равного среди равных; обеспечение положительной атмосферы в коллективе для достижения общей цели; осознание личностью ценности коллективно сделанных выводов; возможность свободно выразить собственное мнение и выслушать своего товарища; учитель – друг, советчик, старший товарищ. Всем этим условиям отвечают интерактивные технологии. Они относятся к инновационным, цель которых – сотрудничество в реализации общих задач.
Цель: раскрыть особенности интерактивных форм деятельности учеников на уроках физической культуры как предпосылку роста педагогической инноватики в контексте формирования физической культуры личности.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
творческие задания;
работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы);
изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
тренинги.
ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ
На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты
РАЗМИНКА
Разминка способствует развитию коммуникативных и физических навыков. Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Задания для разминки предполагают логическую цепочку из полученных знаний и умений, т.е. конструирование нового знания.
РОЛЕВАЯ ИГРА
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
ТРЕНИНГ
Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
I этап – визуальный(1–2-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.
Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.
II этап – технический (3-4-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».
У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
На III этапе – аналитическом (4-й классы) – учащиеся учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.
На уроках физкультуры школьники осваивают различные компьютерные технологии: программу «Flash», Интернет.
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин. достаточно для усвоения техники двигательного действия. По мере необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.
Результаты. Анализ педагогического опыта учителей и собственного, собеседований с учителями, которые были членами областной творческой группы проблемы “Использования инновационных методов на уроках физической культуры” (2015 – 2017 гг.), позволили нам определить алгоритм внедрения интерактивных форм в процесс обучения учащихся предмета “Физическая культура”, состоящий из:
1. Разработка и использование дидактического материала, направленного на формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности для повышения уровня физической подготовленности, показателей здоровья.
2. Моделирование и проведение уроков (фрагментов), которые ориентируют деятельность учителя на активизацию познавательных интересов учеников в контексте формирования их личной физической культуры.
3. Использование методологических подходов к развитию инициативы и творческих способностей учеников в процессе урочной деятельности по физической культуре.
4. Подбор материалов с целью активного привлечения учеников разного уровня физической подготовленности, состояния здоровья к наиболее интересным средствам управления.
6. Использование разных видов тестирования, альтернативных форм оценивания, в основе которых положено индивидуальный рост, улучшение собственных результатов каждым учеником.
Выводы. Наблюдения за учениками во время процесса интерактивной формы деятельности на уроке позволили прийти к таким выводам:
• у всех учеников повышается уровень сознательной активности во время выполнения упражнений;
• каждый участник группы может избирать собственный темп выполнения упражнения, что позволяет индивидуализировать процесс управления;
• подобная форма деятельности учеников позволяет учителю определить уровень авторитета каждого среди своих ровесников, и в дальнейшем - способствовать его поддержанию или повышению.
Литература:
1. Шиян Б.М. Теория и методика физичного воспитания школиников. Часть 1. – Тернополь: Учебная книга – Богдан, 2001. – 269 с.
2. Якимович В.С., Кондрашов А.А. Цель физкультурного воспитания – человек культуры //Теория и практика физической культуры, №2. – 2003. – С.6-9
3.Аксенова О.П. Формирование физической культуры учащихся начальной школы в условиях дифференцированного обучения: теория и методика воспитания.-Запорожье, 2005.-226с.