«Гимнастика с элементами акробатики в начальной школе» (из опыта работы)
«Гимнастика с элементами акробатики в начальной школе» (из опыта работы)
Акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков в различных видах спорта. Акробатика способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов. Необходимо придавать акробатике в начальной школе большое значение. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм обучающихся. С их помощью совершенствуются ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, ориентировка в пространстве и чувство равновесия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Гимнастика с элементами акробатики в начальной школе» (из опыта работы)»
«Гимнастика с элементами акробатики в начальной школе»
(из опыта работы)
Автор: Паршикова Елена Ивановна
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №36
Акробатика - в переводе с греческого: «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм занимающихся. С их помощью совершенствуются ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, ориентировка в пространстве и чувство равновесия. Акробатические упражнения разнообразны, эмоциональны, не требуют специального оборудования.
Акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков в различных видах спорта. Акробатика способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов. Необходимо придавать акробатике в начальной школе большое значение. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм обучающихся. С их помощью совершенствуются ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, ориентировка в пространстве и чувство равновесия. Акробатические упражнения разнообразны, эмоциональны и не требуют специального оборудования.
Проблема начального физкультурного образования со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и вызывает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов в соответствии с требованиями средней школы.
Этап начального физкультурного образования охватывает 1-4 классы, решает задачи приобщения младших школьников к физической культуре, прививает интерес к уроку “физическая культура”, создает основы двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
В практике начальной школы акробатические упражнения используются почти во всех разделах учебного материала по физической культуре. Следовательно, акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков различных видов спота. Таким образом, акробатика, как “ядро” двигательной активности и координационной подготовки младших школьников, способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов.
В начальной школе, как правило, для развития физических качеств используются, в основном, общеразвивающие упражнения, а средства акробатики применяют лишь для формирования двигательной культуры младших школьников. Таким образом, физическая подготовка, как составная часть всего учебного процесса по физической культуре, основанная на акробатических упражнениях, является актуальной.
Известно, что учащиеся младшего школьного возраста имеют различные исходные уровни развития физических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности в процессе учебного года. Следовательно, разработка учебной программы начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся 1-4 классов становится современной.
Не будет откровением утверждение, что многие учителя физической культуры не жалуют акробатику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоопасность плюс некоторые другие моменты, из-за которых не используется с достаточной эффективностью это ценнейшее средство разностороннего воздействия на занимающихся.
Между тем, необходимо придавать акробатике большое значение и отводить этому разделу учебной программы почетное место. И это естественно, поскольку в ее арсенале такие упражнения (искусственно выделенные из различных сфер человеческой деятельности и специально придуманные), которые позволяют в ходе уроков тонко регулировать нагрузки занимающихся, избирательно включать в работу практически любые группы мышц и суставы.
Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм занимающихся. С их помощью совершенствуются ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, ориентировка в пространстве и чувство равновесия. Акробатические упражнения разнообразны, эмоциональны, не требуют специального оборудования. Динамические акробатические упражнения (кувырок вперед, кувырок назад и др.) должны выполняться только в одном направлении, указанном учителем). Выполнение в противоположном направлении (навстречу движению) во избежание столкновения категорически запрещается.
Для занятий используют специальные акробатические дорожки или плотно уложенные гимнастические маты. Не следует укладывать маты в одну линию по всей длине зала. Рациональнее размещать их небольшими дорожками по 2 - 4 мата в каждой, тогда в поле зрения учителя будут все учащиеся, и он сможет своевременно оказывать им необходимую помощь.
Обучать кувыркам вперед и назад слабых учащихся рекомендуется на наклонной плоскости, гимнастическом мостике, накрытом матом или акробатической дорожкой. Упражнение под «горку» осваивается значительно успешнее (12).
При освоении таких акробатических упражнений, как мост, стойка, целесообразно оказывать помощь вдвоем. Партнеров подбирают соответствующего роста и веса.
Кувырок лучше совершенствовать поточным способом, в направлении, указанном учителем.
Группировка - положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу.
Группировка сидя на полу — согнуть ноги в коленях, ступни поставить слегка врозь, руками захватить снаружи верхние части и плотно подтянуть ноги к груди, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка лежа на спине - согнуть ноги, захватить руками голени и подтянуть колени к плечам, а плечи к коленям, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка из положения упора присев - из стойки ноги врозь (на ширине одной ступни), ступни параллельно, глубоко присесть и принять положение упора присев (сначала на носках, а потом на всей ступне), затем одновременно наклонить туловище к коленям, а руками захватить голени, и плотнее притянуть туловище к коленям, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка - основное подводящее упражнение к перекатам и кувыркам. В начале обучения выполнять ее следует медленно (13).
Начинать обучение необходимо с упражнений, подготовительных группировкам.
Сильные наклоны туловища вперед, к ногам.
Глубокое приседание на всей ступне с захватом голеней обеими руками.
Лежа на спине, сгибание ног к груди.
Сидя с прямыми ногами, наклоны туловища вперед, к ногам.
Сидя с прямыми ногами, одновременно сгибание ног к груди и наклон туловища к ногам.
То же с захватом голеней руками.
Перекаты — движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, применяются как подводящие упражнения и как прием самостраховки при падениях. Перекат в сторону из упора стоя на коленях (с опорой предплечьями) выполняется вправо или влево. Последовательно касаясь пола плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, возвратиться в и. п. При перекате ноги и руки максимально сгибать и прижимать к туловищу, колени держать вместе (кисти тыльной поверхностью должны быть обращены к лицу).
Перекат вправо (влево) из упора стоя на правом (левом) колене, левая (правая) в сторону на носок. Кистями опираться о пол точно под плечевыми суставами. Последовательно опираясь предплечьем и плечом правой (левой) руки, лечь на правый (левый) бок, перекатиться на спину, затем на левый (правый) бок, встать на левое (правое) колено, правую (левую) отвести в сторону на носок; руки опустить вниз.
Кувырок вперед. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову. Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова не касалась пола, толчок ногами был бы направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, сгруппироваться и, сделав перекат вперед, принять положение упора присев.
Выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения. Предварительно следует освоить группировку и перекаты в группировке вперед и назад. Целесообразно систематически выполнять кувырки в течение ряда уроков (по 5—6 кувырков в каждом). Во время выполнения кувырков необходимо следить за самочувствием учащихся. Возможны легкие
головокружения или даже тошнота. Таким ученикам необходимо временно прекратить выполнение упражнения, а если подобное повторится, то следует посоветоваться с врачом.
Кувырок назад. Из упора присев (руки впереди стоп на расстоянии 15 - 30 см) перекат назад в группировке, поставить руки на пол на уровне головы (пальцами к плечам), опираясь ими, перевернуться через голову (не разгибая ног) и прийти в упор присев.
Успех проведения урока и освоения упражнений во многом зависит от проявления учениками интереса к занятиям. Возникновение интереса связано в первую очередь с мастерством педагога. Его требовательность и заинтересованность, умение образно объяснить задание вместе с готовностью ободрить и исправить ошибки гарантируют устойчивый интерес. Не менее важное значение имеет рациональный подбор и чередование упражнений.
Изучение акробатических упражнений осуществляется при помощи методов расчленение-конструктивного и целостногообучения. Более широкое применение имеет расчлененно-конструктивный метод. Он заключается в том, что изучаемый элемент расчленяется на составные части, которые последовательно осваиваются занимающимися.
Метод целостного обучения используется при изучении технически несложных элементов и соединений, а также в случаях, когда формируемый навык не поддается расчленению без существенного искажения структуры действия. В практике нередки случаи, когда этот метод применяется в сочетании с расчлененно-конструктивным.
При совершенствовании техники выполнения акробатических упражнений широко используется целостный метод, в том числе многократное повторение элемента без изменения структуры и прилагаемых усилий; варьирование усилий и скорости в различных подходах (прыжки с места, подскок, разбег); введение соревновательной мотивации.
Существенно облегчает и ускоряет процесс формирования двигательного навыка использование подводящих упражнений, дополнительных ориентиров, варьирование условий и другие методические приемы
Процесс обучения двигательным действиям условно делится на три этапа:
1) этап создания предварительного представления об изучаемом упражнений;
2)этап детализированного разучивания;
3) этап закрепления и совершенствования двигательного навыка.
Первый этап соответствует стадии иррадиации, второй - концентрации, третий - стабилизации нервных процессов.
Этап создания предварительного представления. Об основной массе акробатических упражнений, подлежащих изучению, ученики чаще всего имеют весьма поверхностное представление. Перед преподавателем на этой фазе обучения стоят две задачи: во-первых, доходчиво поставить перед учеником двигательную задачу и, во-вторых, максимально облегчить поиск наиболее рационального варианта ее решения, т. е. помочь ученику составить программу действий.
Ознакомление с изучаемым упражнением осуществляется путем показа или объяснения. Показ преследует цель создания представления об образе действия, т. е. о пространственно-временных его параметрах. Учитывая, что первые пробные попытки ученика основаны на стремлении к подражанию, показ должен быть максимально точным. Демонстрация упражнения осуществляется учителем или одним из наиболее подготовленных учеников. Во втором случае учитель может прибегнуть к помощи, облегчающей решение двигательной задачи. Последнее время в спортивной практике широко применяется моделирование упражнения. Представление о последовательности и характере - действий отдельных звеньев тела создается при помощи моделирования их на специально изготовленной фигурке человека, имеющей все основные суставы.
Объяснение основ техники разучиваемого упражнения должно быть образным, лаконичным, основанным на приобретенных ранее знаниях и умениях.
Абсолютно неприемлемо перечисление всех или большинства компонентов упражнения. Необходимо концентрировать внимание занимающихся на одном, максимум двух главных компонентах.
Двигательный акт, согласно концепции П. Я. Гальперина, состоит из главных и второстепенных компонентов. Главные компоненты определяют конечный результат действия и подлежат особо тщательной отработке. Ориентировка на них обеспечивает более полную концентрацию внимания, форсируя решение двигательной задачи.
Например, главными компонентами переворота вперед являются опора (толчок) руками, интенсивное отталкивание одной ногой и мах с последующим торможением другой; точное приземление. По мере освоения техники при изолированной отработке главные компоненты синтезируются в целостное действие.
Пристального внимания заслуживает идея создания условий, исключающих выполнение упражнения с ошибкой. Важным является умение тренера превратить каждое задание урока в оптимально трудное для занимающихся. Достигается это варьированием условий выполнения упражнения, направленным на облегчение или усложнение двигательной задачи. Нецелесообразно, однако, облегчать условия, если они не стимулируют главные усилия или побуждают к сокращению их.
Не следует злоупотреблять физической помощью. Многократные повторения с помощью приучают учащихся прикладывать ровно столько усилий, сколько необходимо для выполнения упражнения с помощью.
Завершается этап первоначального разучивания на стадии возникновения двигательного умения.
Этап детализированного разучивания.
Задачей этого этапа является выработка тонких дифференцировок в двигательном анализаторе и установление четкой системности в протекании нервных процессов. Ведущее место при решении этой задачи занимает дидактический принцип активности.
Старательность, стремление больше узнать и глубже осмыслить повышают уровень возбудимости нервных клеток, ускоряя процесс образования двигательного стереотипа.
Уровень активности произволен от доступности изучаемого упражнения, методов обучения и индивидуальных особенностей занимающихся.
В подборе учебного материала и обеспечении высокого уровня активности занимающихся ведущая роль принадлежит учителю. Наряду с ясным представлением о наиболее целесообразной последовательности изучения упражнений учителю необходимо умение индивидуализировать подход к занимающимся на основе учета их психофизических особенностей.
Этап детализированного разучивания знаменуется совершенствованием техники исполнения главных компонентов упражнения. Ведущую роль приобретает метод отработки компонентов в целостном двигательном акте.
Успешность отработки компонентов еще более возрастает, если учителю удается создать условия, активизирующие действия ученика.
На этом этапе можно широко использовать соревновательный метод. В качестве требований следует избирать технически правильное исполнение главных компонентов изучаемого упражнения: точность группировки или поворота, сохранение или увеличение темпа серии прыжков, высоты прыжка или точности приземления. Второй этап соответствует стадии уточнения двигательных представлений и начальной фазе формирования навыка.
Этап закрепления и совершенствования двигательного навыка имеет свои, сугубо специфические, задачи, такие, как:
1) постепенная автоматизация двигательного навыка, которая заключается в сужении внимания на крайне ограниченном количестве главных компонентов упражнения;
2) стабилизация навыка, которая выражается в умении многократно повторять упражнение без ошибок и существенных отклонений от нормы, в том числе и в соревновательной обстановке;
3) создание предпосылок дальнейшего роста спортивного мастерства за счет усложнения и модификации упражнения.
Процесс закрепления и совершенствования двигательного навыка предполагает многократное повторение изучаемого упражнения. При этом изменяется уровень осознания его, приобретается уверенность, совершенствуется координация, развивается ловкость, сила, быстрота и другие физические качества. В свою очередь, воспитание этих качеств при помощи других подготовительных упражнений ускоряет процесс формирования двигательного навыка, обеспечивает более высокий уровень технического мастерства. Таким образом, совершенствование двигательного навыка достигается повышением двигательных возможностей у учащихся. Это осуществляется на всех этапах обучения в процессе выполнения акробатических упражнений, а также средствами общей и специальной физической подготовки.
В комплексной программе физического воспитания учащихся начальной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Перечень упражнений невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на уроках гимнастики в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата.
Большое значение акробатические упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, прыгучесть.
Процесс обучения отдельному упражнению, а, следовательно, содержание и последовательность применяемых методов и методических приемов можно представить в виде трех тесно связанных друг с другом этапов. Каждый этап имеет свои методические задачи.
Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемых упражнениях. Учащиеся должны познакомиться с гимнастической терминологией (упор присев, вис, упор лежа, упор сидя сзади и т.д.) На этом этапе большое значение имеет словесный метод и метод показа. Показ упражнения должен быть безошибочным, т.е. образцовым. Перед показом учитель обращает внимание учащихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время исполнения они знали, на что обратить внимание.
Основной задачей второго этапа обучения, этапа разучивание акробатических упражнений, наибольшее распространение получил метод целостного выполнения упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике исполнения элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению. На этом этапе важен выбор наиболее эффективных методов обучения, уточнение представлений об изучаемом упражнении и устранении ошибок.
Каким бы полным ни было предварительное представление, оно не может быть абсолютно точным при исполнении. В первых попытках оно уточняется в результате непосредственно воспринимаемых ощущений. С этой целью применяется страховка. С помощью специальных приемов учитель помогает ученику получить правильное ощущение, осознать своевременность и интенсивность главных усилий.
На этом этапе используется метод, подводящих упражнений. Он заключается в выполнении ранее изученных движений, которые входят в содержание выполняемого движения. Например, кувырок вперед можно разделить на ряд составных движений: упор присев (1), перекат вперед (2), группировка (3), упор присев (4), основная стойка (5).
Эти элементы изучают как отдельные, самостоятельные упражнения, а при обучении кувырку вперёд как “подводящие упражнения”.
Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения, что даёт возможность перейти к третьему этапу обучения – этапу закрепления и совершенствования упражнения, возможность его выполнения в сочетании с другими элементами.
Наряду с обучением гимнастическим упражнениям перед учителем стоит другая, не менее важная задача - развитие физических качеств: силы, гибкости, координационных способностей.
Развитие физических качеств связано с формированием двигательных
навыков, закреплением и совершенствованием двигательных умений.
Уровень их развития может быть оценен только при выполнении двигательных действий.
Именно в младшем школьном возрасте наиболее успешно развиваются выше названные физические качества.
Наиболее распространенными упражнениями для развития силы являются упражнения без предметов для различных групп мышц рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса. К ним относятся висы на прямых, согнутых руках, подтягивание, упоры, лёжа с прямыми, согнутыми руками, наклоны вперёд из различных исходных положений (стоя, сидя, лёжа), сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от скамейки, пола.
Список литературы
1. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики : учебник : в 2 томах / Ю.К. Гавердовский. — Москва : Советский спорт, [б. г.]. — Том 1 — 2014. — 368 с. — ISBN 978-5-9718-0679-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/69824
2. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики : учебник : в 2 томах / Ю.К. Гавердовский, М.В. Смолевский. — Москва : Советский спорт, [б. г.]. — Том 2 — 2014. — 231 с. — ISBN 978-5-9718-0700-1. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/69825 Дополнительная литература
3. Алаева, Л.С. Гимнастика. Общеразвивающие упражнения : учебное пособие / Л.С. Алаева, К.Г. Клецов, Т.И. Зябрева. — Омск : СибГУФК, 2017. — 72 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/107589
4. Дугина, В.В. Терминология в гимнастике : учебное пособие / В.В. Дугина. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. — 88 с. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/74481
5. Загревский, О.И. Гимнастика в 1–4-х классах. (методические рекомендации для студентов, преподавателей, учителей физической культуры) : методические рекомендации / О.И. Загревский, А.И. Загревская. — Томск : ТГУ, 2009. — 62 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/44217
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(181) "Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры "
["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-eliemientov-natsional-nykh-vidov-sporta-narodov-sieviera-na-zaniatii-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "134308"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1416734026"
}
}