Формирование основ здорового образа жизнедеятельности средствами физической культуры
Формирование основ здорового образа жизнедеятельности средствами физической культуры
В современном мире, характеризующемся высокой степенью автоматизации и снижением физической активности, проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) становится особенно актуальной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ здорового образа жизнедеятельности средствами физической культуры»
Галка Наталья Олеговна,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА», учитель физической культуры
Формирование основ здорового образа
жизнедеятельности средствами физической культуры
Аннотация: Тезисы посвящены роли физической культуры в формировании здорового образа жизни у школьников. Рассматриваются основные компоненты ЗОЖ, методы и формы занятий физкультурой, их влияние на физическое и психоэмоциональное состояние.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, здоровье, школьники, двигательная активность.
Актуальность исследования: В современном мире, характеризующемся высокой степенью автоматизации и снижением физической активности, проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) становится особенно актуальной. Для школьников, чей организм активно развивается, а привычки только формируются, значение физической культуры трудно переоценить. Уроки физической культуры в школе – это не только занятия спортом, но и основа для привития культуры здоровья, понимания важности движения для полноценной жизни. Снижение двигательной активности среди учащихся приводит к росту числа заболеваний, ухудшению физических показателей и снижению общей работоспособности. Поэтому целенаправленное формирование основ ЗОЖ средствами физической культуры в школе является важнейшей задачей для обеспечения здоровья подрастающего поколения.
Анализ литературы: Исследования, посвященные здоровому образу жизни, подчеркивают его многокомпонентность. В работах [1, 2] выделяются такие составляющие ЗОЖ, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, гигиена, режим труда и отдыха, а также отказ от вредных привычек. Особое внимание уделяется физической культуре как одному из ключевых факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье. Специалисты в области физической культуры и спорта, такие как [3, 4], отмечают, что регулярные занятия спортом и физическими упражнениями способствуют профилактике многих заболеваний, укреплению иммунитета, развитию физических качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости, координации). Кроме того, физическая активность положительно влияет на когнитивные функции и психоэмоциональное состояние [5]. Важно отметить, что формирование ЗОЖ – это длительный процесс, требующий систематического подхода и педагогического сопровождения.
Цель работы - анализ роли физической культуры в формировании основ здорового образа жизнедеятельности у учащихся и выявление наиболее эффективных средств и методов ее реализации в рамках школьных занятий.
Результаты исследований: Формирование основ ЗОЖ средствами физической культуры в школе включает в себя несколько ключевых направлений:
Развитие двигательной активности: Уроки физической культуры являются основной площадкой для обеспечения необходимого уровня двигательной активности школьников. Помимо основных упражнений, важно включать подвижные игры, эстафеты, элементы различных видов спорта, которые способствуют развитию физических качеств. Например, в 10 классе мы уделяем особое внимание развитию выносливости через кроссовые тренировки и развитию силы через комплексы силовых упражнений с собственным весом.
Таблица 1. Основные направления развития физических качеств на уроках физкультуры.
Вид физической активности
Цели
Пример
Развитие выносливости
Укрепление сердечно-сосудистой системы, повышение ОФП
Бег на длинные дистанции (1000-3000 м), интервальные тренировки, плавание
Развитие силы
Укрепление мышечного корсета, формирование осанки
Отжимания от пола, подтягивания, упражнения с гантелями (легкий вес)
Комплексы на растяжку, упражнения на гибкость позвоночника
Формирование гигиенических навыков и закаливания: Важной частью ЗОЖ является соблюдение личной гигиены и закаливание. На уроках физкультуры мы не только занимаемся спортом, но и обсуждаем важность гигиенических процедур после занятий, правильного мытья рук, а также принципы закаливания (контрастный душ, воздушные ванны).
Психоэмоциональное развитие: Физическая активность оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние. Уроки физкультуры, особенно подвижные игры, помогают снять напряжение, улучшить настроение, развить навыки командного взаимодействия. Коллективные спортивные игры, такие как волейбол или баскетбол, способствуют развитию коммуникабельности и умению работать в команде.
Просветительская работа: На уроках физкультуры проводятся беседы о пользе физической активности, вреде курения и алкоголя, принципах здорового питания. Важно, чтобы учащиеся понимали, почему именно эти аспекты важны для их здоровья.
Выводы: Физическая культура является одним из ключевых средств формирования основ здорового образа жизнедеятельности у школьников. Она способствует не только физическому развитию, но и укреплению психоэмоционального состояния, развитию социальных навыков и формированию осознанного отношения к своему здоровью. Эффективное использование потенциала физической культуры на уроках физкультуры требует: 1)Систематического проведения занятий, направленных на развитие всех физических качеств; 2)Использования разнообразных форм и методов физической активности, учитывающих возраст и интересы учащихся; 3)Проведения просветительской работы по вопросам ЗОЖ; 4) Создания позитивной и мотивирующей атмосферы на занятиях.
Перспективы исследований в данной области могут стать:
Разработка рекомендаций по индивидуализации занятий физической культурой с учетом особенностей каждого ученика.
Изучение влияния новых видов спортивной активности (например, фитнес-технологий) на формирование ЗОЖ.
Исследование эффективности применения проектной деятельности на уроках физкультуры для популяризации ЗОЖ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский, Л. А. Горбань. – М.: Гардарики, 2007. – 271 с.
2.Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. – М.: Спорт, 2014. – 640 с.
3. Петров, В. К. Основы здорового образа жизни / В. К. Петров, Н. В. Котельникова. – М.: Кнорус, 2021. – 200 с.
4.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.