Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «ПИОНЕРБОЛ»»
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 112 Кировского района Волгограда»
Рассмотрено на ШМО педагогов
дополнительного образования
Протокол № 1 от 2016г
Руководитель ШМО
__________/Мещерякова С.Н./
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СШ № 112
__________Т.Н.Кандаурова
« __ » _________ 2016г.
дополнительная общеразвивающая программа
«ПИОНЕРБОЛ»
для детей 8-11лет
Срок реализации 3 года
Составитель:
Седлецкая Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования
Волгоград
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы:
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа кружка «Пионербол» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Основными направлениямидеятельности учебно-спортивной работы являются:
• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
• воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
• развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
• участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Занятия в кружке по пионерболу во внеурочной деятельности для начальной школы разработаны для наиболее заинтересованных и физически подготовленных детей. Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол. Круглогодичные занятия пионерболом (волейболом) в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта(II) начального общего образования, Примерной программы общего образования и Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов; (В.И.Лях, А.А. Зданевич. – Москва: «Просвещение», 2012г).
Отличительные особенности программы:
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся. Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области пионербола. Программа рассчитана на количество часов, отводимые на изучение образовательной области «Физическая культура», базисным учебным планом и системой внеурочной деятельности.
Программа разделена по классам и реализуется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом.
Во втором классе учащиеся знакомятся с физическими упражнениями, преимущественно в игровой форме. Они должны понять важность правильного выполнения движений. В третьем классе они поэтапно разучивают и осваивают двигательные действия до уровня умений. В четвертом классе продолжается совершенствование двигательных умений до приобретения ими устойчивых навыков.
Программа основана на принципах:
1. Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
2. Возрастосообразность – на каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд задач, от решения которых зависит его личностное развитие.
3. Принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность основывается на общечеловеческих ценностях физической культуры или иных национальных культур, спортивных и оздоровительных традиций.
4. Принцип коллективности предполагает, что спорт и оздоровление в детско-взрослых коллективах даёт школьнику опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для позитивного самопознания, самоопределения в здоровом образ жизни и спортивной самореализации.
5. Принцип диалогичностипредполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и обучающихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта.
6. Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией.
7. Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в спортивно-оздоровительной деятельности - процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности. Приобретение школьниками опыта самоопределения происходит в совместной со сверстниками и взрослыми практике спортивных состязаний, в ходе открытой друг для друга практики «заботы о себе».
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на протяжении обучения в школе, формируя у обучающихся 2- 4 классов целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья, а главное, воспитывая личность, способную к самостоятельной творческой деятельности
При организации и проведении занятий физической культурой в образовательном учреждении следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности.
Программа рассчитана на детей 8-11 лет.
К внеурочным занятиям по пионерболу допускаются дети с основной и подготовительной группой здоровья, прошедшие медицинский осмотр.
Количество учащихся в группе: составляет 10-15 человек.
Формы обучения:
В рамках изучения программного материала занимающиеся получают теоретические знания о технике и тактике игры пионербол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекций занимающиеся знакомятся с основными правилами игры в пионербол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащиеся получают представления о судействе игры, о жестах судьи. На занятиях используется беседа с детьми, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении программы применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
метод регламентированного упражнения;
игровой метод;
соревновательный метод;
словесный метод;
сенсорный метод;
а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся.
Объём программы: 72 часа.
Занятия проводятся на воздухе (на спортивной площадке школы), в холодное время года – в спортивном зале.
Срок реализации: 3 года.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Цель программы:
Обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Задачи программы:
приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков;
развитие у школьников основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-3 год обучения)
№
Раздел. Тема.
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Основы знаний
5
5
1.1.
Понятие о техники и тактики игры
1
1
Опрос-игра,
тестирование
1.2.
Правила игры в пионербол
2
2
1.3.
Предупреждение травматизма
1
1
1.4
Правила соревнований
1
1
2.
Специальная физическая подготовка
12
12
Текущий, итоговый, соревновательный
3.
Технические и тактические приемы
55
3.1.
Подачи мяча
10
1
9
3.2.
Передачи
10
1
9
3.3.
Нападающий бросок
6
1
5
3.4.
Блокирование
6
1
5
3.5.
Комбинированные упражнения
12
12
3.6.
Учебно-тренировочные игры
7
7
Участие в соревнованиях
3.7.
Судейство игр
4
1
3
Помощь в судействе школьных соревнований
4.
Общая физическая подготовка
В процессе урока
Тестирование
Итого:
72 часа
10 часов
62 часа
Содержание программы.
Программа состоит из разделов:
1. Основы знаний о физической культуре и спорте.
2. Специальная физическая подготовка.
3. Технические и тактические приёмы.
4. Общая физическая подготовка.
Основы знаний – 5 часов
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований
В этом разделе представлен материал, который дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.
Специальная физическая подготовка – 12 часов
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
Технико-тактические приемы – 55 часов
1. Подача мяча – 10 часов
- техника выполнения подачи;
- прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи – 10 часов
- передачи внутри команды;
- передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок – 6 часов
- техника выполнения нападающего броска;
- нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование – 6 часов
- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;
5. Комбинированные упражнения – 12 часов
- подача – прием;
- подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
6.Учебно-тренировочные игры – 7 часов
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
-отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся. Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.
Принципы: от простого к сложному, от знакомого к неизвестному - на которых строятся учебные занятия, дают возможность последовательно, от класса к классу обучать детей новым, более сложным двигательным действиям.
Главной целью планирования является создание предпосылок для начального обучение волейболу. В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышением физических и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносила радость и удовольствие.
Планируемые результаты:
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом, сформировать первичные навыки судейства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса:
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Пионербол» являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Пионербол» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Пионербол» являются следующие умения:
представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками игру в пионербол и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игры пионербол;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой контрольные занятия для проверки степени освоения техники двигательных действий, тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также соревнования.
Проверка тестовых нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения и выявления динамики физического развития учащихся, а также с целью более правильного распределения нагрузки на занятиях.
Тестовые нормативы:
Нормативы
2 класс
3 класс
4 класс
"5"
"4"
"3"
"5"
"4"
"3"
"5"
"4"
"3"
1
Бег 30 м (сек.)
м
6,0
6,6
7,1
5,7
6,2
6,8
5,4
6,0
6,6
д
6,3
6,9
7,4
5,8
6,3
7,0
5,5
6,2
6,8
2
Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета времени)
м
+
+
+
+
+
+
+
+
+
д
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Челночный бег 3х10 м (сек.)
м
9,0
9,6
10,5
д
9,5
10,2
10,8
4
Прыжок в длину с места (см)
м
150
130
115
160
140
125
165
155
145
д
140
125
110
150
130
120
155
145
135
5
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)
м
70
60
50
80
70
60
90
80
70
д
80
70
60
90
80
70
100
90
80
6
Отжимания (кол-во раз)
м
10
8
6
13
10
7
16
14
12
д
8
6
4
10
7
5
14
11
8
7
Подтягивания (кол-во раз)
м
3
2
1
4
3
2
6
4
3
8
Метание т/м (м)
м
15
12
10
18
15
12
21
18
15
д
12
10
8
15
12
10
18
15
12
9
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
д
23
21
19
25
23
21
28
25
23
м
28
26
24
30
28
26
33
30
28
10
Приседания (кол-во раз/мин)
м
40
38
36
42
40
38
44
42
40
д
38
36
34
40
38
36
42
40
38
Оценка практической подготовленности
по контрольным упражнениям.
Технический
прием
Контрольное
упражнение
Возраст, лет
Оценка
Мальчики
Девочки
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Подача мяча
1. Подача мяча
(из 5 попыток)
9
10
11
2
3
4
1
2
3
-
1
2
2
3
4
1
2
3
-
1
2
2. Подача мяча по зонам
(из 3 попыток)
10
11
-
2
-
1
-
-
-
2
-
1
-
-
Прием мяча
1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток)
9
10
11
3
4
5
2
3
3
1
2
2
2
3
4
1
2
2
-
1
1
2.Прием мяча от сетки
(из 3 попыток)
10
11
1
2
-
1
-
-
1
2
-
1
-
-
Нападающий
бросок
1.Нападающий бросок с первой линии
(из 3 попыток)
10
11
-
2
-
1
-
-
-
2
-
1
-
-
2.Нападающий бросок со второй линии
(из 5 попыток)
10
11
1
3
-
2
-
1
1
2
-
1
-
-
Блокирование
Блокирование нападающего броска (из 5 попыток)
10
11
-
2
-
1
-
-
-
2
-
1
-
-
Условия реализации дополнительной образовательной программы.