Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Региональный компонент на уроках физической культуры "»
Региональный компонент на уроках физической культуры
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, -это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получение внешней информации.
Игра, как средство и метод физического воспитания
Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. В игре имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра связана с чувством удовлетворения, удовольствия. Один лишь перечень игр говорит о разнообразии сюжетов и соответствии двигательных действий, что привлекает детей, представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей ещё и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределённости. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия её участников неповторимы. Она всегда проходит по новому и таит в себе много неожиданностей. Т.о., уже одно предвкушение игры вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, причём это проявляется перед началом игры не зависимо от будущего результата: будет победа или поражение.
С помощью игрового метода можно быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность.
Место и задачи регионального компонента
Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности. Такие, например, как салки, городки, лапта, жмурки, “Прятки”, “Чижик”, “Ручеёк”, “12 палочек”, бег на перегонки, игры в воде, “Собачки”, “Ворота”, “Кошки – мышки”, “Третий лишний”, “Иголка, нитка и узелок”, борьба на снегу, взятие высоты, катание на салазках, катание с горок “паровозиком” (на санках и лыжах ) и другие.
По количественному составу играющих подвижные игры различаются на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных играх каждый игрок намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменяет их. В коллективных играх могут одновременно участвовать, как небольшие группы участников, так и целые школьные классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на команды и игры с разделением на команды.
Благодаря разнообразию игр участник сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовыми, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.
Особенно широко надо включать народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников, фестивалей в учебных заведениях. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Проводы зимы”, “Встреча Весны” и т.п. Возможно проведение театрализованных физкультурных праздников и фестивалей с различными видами художественной самодеятельности, привлечением фольклорных ансамблей, показательными выступлениями мастеров народных промыслов из числа учащихся.
Применение национально-регионального компонента содействует всестороннему гармоничному развитию личности и решает.
ЗАДАЧИ:
Укрепление здоровья.
Развитие двигательных способностей: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
Обучение важным умениям и навыкам.
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
Умение быстро ориентироваться в окружающей действительности.
Способствуют умственному развитию ребёнка.
Воспитывают потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Игры на уроках лыжной подготовки
При совершенствовании в играх лыжной техники или её элементов важно соблюдать условия, при которых она легче выполняется и контролируется. При работе над развитием, в играх, определённых двигательных качеств нужно следить за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим способом. Так, в играх на развитие быстроты длина отрезка, преодолеваемого школьниками должна быть для 1-4 классов – 25м, 5-8 классов – 60 м, 9-11 классов – 100м, отдых между отрезками не менее 2-3 минут. Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств должны носить чётко выраженный силовой характер, но не быть слишком продолжительными. Они должны проводиться на пологом или крутом спуске, по глубокому снегу, с сопротивлением. В играх на развитие выносливостинужно следить за тем, чтобы, напряжённость, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку, можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя, её условия.
Даже если урок спаренный, не следует давать более двух игр - это перевозбуждает учащихся. В зависимости от задачи урока игра может быть включена в ту или иную его часть. Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть, уверен, что эти параметры соответствуют возрасту и уровню физической подготовленности учеников.
Программой лыжной подготовки для учащихся 1-4 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двух - шажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъёмами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Ниже предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся начальной школы по совершенствованию элементов техники лыжника. Направленные на закрепление техники скользящего шага – одноопорное скольжение: “ Кто лучше?”, “ Кто дальше?”. По совершенствованию скользящего шага, развитию силовых качеств учащихся, прежде всего силы отталкивания ногами: “Шире шаг”, “Накаты”, “Самокат”, “Веер”, “Зигзаги”. Развитие быстроты, скоростных качеств лыжника: “Быстрый спуск”, “Гонка с гандикапом”, “Быстрая команда”. Для развития сноровки, равновесия, координации движений, быстроты реакции, ловкости: “Салки”, “Подними предмет”, “Эстафета с воротами”, прыжки через препятствия, круговая эстафета и другие.
Раздел лыжная подготовка в 5-9 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов, преодоление подъёмов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии всех двигательных качеств. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости – сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда важность развития этих качеств и для технической подготовки лыжника. Выбор игр обширен. Можно с успехом повторить игры 1-4 классов, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Также можно использовать игры тренирующие, развивающие специальные качества: скоростную, силовую и общую выносливость: “Лисий след”, “Скользи дальше”, “Карусель”, “Выручалки”, “Ёлочкой”, “Буксиры”, “Слалом на равнине”, “Повороты”, “Гонка с выбыванием” и др. Программой лыжной подготовки для учащихся 10-11 классах предусматривается обучение переходам с одновременных ходов на попеременные и наоборот, преодолению препятствий, обгону на дистанции и финишированию. Можно использовать большую часть игр, при необходимости усложняя их условия. Так, например, игру “Кто лучше?” можно проводить как соревнования на лучшую технику смены ходов, оценивая правильность смены в баллах. Совершенствуя полуконьковый и коньковый ходы, игры можно проводить с их использованием: “Эстафета с препятствиями”, “Попади в цель”, “Лучший гонщик”.
Учащиеся с удовольствием занимаются на таких уроках, т.к. они необычны по содержанию, не стандартны по своей форме, интересны, нравятся ребятам доступностью, разнообразием двигательной деятельности, возможностью проявить индивидуальные качества, инициативу.