Доклад по теме: «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»
Доклад по теме: «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»
Всем хорошо известно, что проблемой в наши дни является недостаточная двигательная активность людей, в том числе и детей. Безусловно, на состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние такие факторы, как: неблагоприятные социальные и экологические условия, резко отрицательная экологическая обстановка, дискомфортные условия для проживания (быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры), наследственность. Забота о здоровье детей, снижение заболеваемости важна для нормального физического и общего развития ребенка. И только от совместных усилий педагогов и родителей зависит, каким будет здоровье подрастающих детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»»
Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 27 бөбекжай – бақшасы» Мемлекеттік Коммуналдық Қазыналық Кәсіпорны. Государственное Коммунальное Казенное Предприятие «Ясли - сад № 27 акимата г. Костаная отдела образования акимата г. Костаная».
Доклад по теме:
«Обучение плаванию детей дошкольного возраста»
Инструктор по плаванию: Карагулова С.Т.
г Костанай.
Всем хорошо известно, что проблемой в наши дни является недостаточная двигательная активность людей, в том числе и детей. Безусловно, на состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние такие факторы, как: неблагоприятные социальные и экологические условия, резко отрицательная экологическая обстановка, дискомфортные условия для проживания (быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры), наследственность. Забота о здоровье детей, снижение заболеваемости важна для нормального физического и общего развития ребенка. И только от совместных усилий педагогов и родителей зависит, каким будет здоровье подрастающих детей
Одной из ведущих форм в системе физического воспитания детей детском саду является плавание как средство обучения, оздоровления организма и его закаливания. Навык плавания для любого человека настолько же природный, как ходьба, бег, прыжки
Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде, они в значительной мере способствуют повышению уровня развития психических качеств, а также оздоровлению организма в целом.
Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере детей, является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности
Плавание же, как ни какой другой из видов физических упражнений, способствует развитию координации движений. Врачи рекомендуют заниматься плаванием с младенчества
Доказано, что у детей после бассейна крепче сон, улучшается аппетит, повышается иммунитет, общий тонус организма и выносливость.
Очень важным на сегодняшний день является, формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью, с помощью приобщения его к здоровому образу жизни. Поэтому, занятия в бассейне на мой взгляд, является одним из эффективных факторов укрепления здоровья и физического развития ребенка. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличиваются двигательные возможности организма, не перегружая детский организм, тренируется максимальное количество органов и систем. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды
Основная цель моей работы:
охрана и укрепление детского организма;
обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
предоставление детям возможности научиться плавать;
преодоление чувства страха и боязни воды.
В соответствии с данной целью решаю следующие задачи:
обучение навыкам плавания;
бережного отношения к своему здоровью;
навыков личной гигиены;
воспитание физических качеств;
безопасного поведения на воде.
Создание здоровьесберегающей среды ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка, является главным приоритетом в моей работе. Бассейн детского сада, как раз и есть то место, где создаются условия, при которых каждый ребенок способен получить не только навык плавания, но и навык привития здорового образа жизни. Научиться плавать – большое счастье, но и большой труд, научить ребенка плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. На этапах начального обучения плаванию, на детей действует множество факторов, которые не встречаются им при наземном передвижении, это прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде земля-воздух, адаптация с новым способом опоры о воду и передвижение в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка дыхания, замена вертикального положения на горизонтальное, дети не в состоянии сразу адаптироваться к влиянию всех этих факторов.
Поэтому, я пришла к выводу, что дети нуждаются в особых технологиях обучения по плаванию. С учетом этого я разработала модель организации физкультурно - оздоровительной работы в бассейне, используя традиционные и нетрадиционные средства обучения.
Модель обучения плаванию детей дошкольного возраста
Нетрадиционные средства обучения
Традиционные средства обучения
упражнения для разучивания техники с опорой и без
использование музыкальных фонограмм
развлечения и досуги;
массаж
дыхательная гимнастика с элементами Ха – йоги
упражнения с элементами гидроаэробики
подготовительные упражнения на воде
прыжки в воде
игры на воде
общеразвивающие упражнения
Чтобы обучение плаванию было успешным, я использовала игровую мотивацию на занятиях, так как применение игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействующих более быстрой адаптации организма к воде. Многие считают, что основная задача - научить плавать, при этом применяют только спортивные подходы к занятиям с дошкольниками. Я же используя в обучении плаванию дошкольников разнообразные игры, игровые задания, сделала вывод: что игровой метод, повышает интерес детей к занятиям, облегчает обучение, а значит, является актуальным и эффективным в дошкольном образовании. Игры на воде вносят в учебную деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствуют разучиванию упражнений, играя, ребенок не утомляется от многократного повторения одних и тех же движений. Посредством игры ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию. Увлекаясь игрой, дети свободно без напряжения выполняют нужные движения. Успешно мне в этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами: такие как «Крокодилы на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусель», «Бегом за мячом», «Фонтаны», «Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» и т.д. Постепенно усложняя физические нагрузки, сочетаю двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами: ходьба и бег по массажным коврикам, ходьба по камешкам и пробкам. Включаю в комплексы физических упражнений, элементы дыхательной гимнастики - упражнения с успокаивающим эффектом: «Отдых», «Передышка», « «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Насос». Упражнения с тонизирующим эффектом: «Замок», «Ха-дыхание», - включаю в комплексы физических упражнений упражнения для повышения выносливости: «Кто быстрее», «Эстафета плавающих досок», «Ловцы Жемчуга», «Доплыви» и т.д. Многократное повторение разных игр при обучении плаванию способствует созданию у занимающихся динамичного стереотипа движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в воде. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к активному выполнению упражнений. На своих занятиях я закрепляю знания и навыки, полученные детьми на других занятиях: знания цвета, счета, геометрических фигур, ориентировку в пространстве, включаю в работу элементы сенсорики, литературные стихи и тексты. Порою сложные на первый взгляд задания превращаю в интересную игру: надо не просто проплыть, а помочь при этом потерявшимся зверушкам добраться до дома. Детям нравится выполнять имитационные движения, они с удовольствием ходят как цапли и крокодилы, прыгают как лягушки, лежат на воде как морские звёзды и т.д. Из имитационных движений составляются различные сюжетные игры, такие как «Зоопарк», «Лягушачья дискотека», «Цапли на болоте», «Мы спортсмены» и другие. Если ребенок боится брызг, учу его опускать лицо в воду, боится упасть - учу вставать, боится захлебнуться - учу правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку - учу нырять и т.д. Хорошей тренировке и закреплению навыков плавания помогают игры на воде: «Поймай меня» (бег в воде на мелком месте), «Резвый мяч» (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ныряния для доставания предметов со дна). Использую также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, на которых малыши плывут, подгребая руками. Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направляю на обучение подныривания, под различные предметы: детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу. Включаю также в занятия по обучению детей плаванию элементы гидроаэробики в воде под музыку, Занятия под музыку развивают у детей чувство ритма, пластику движений, находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так и с ними. Например, с мячами, гимнастическими палками, обручами или игрушками. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции на воде для развлечений и праздников. Прежде всего, ребенку надо помочь преодолеть чувство страха при погружении в воду лица, всего тела. В результате осваивания ребенок начинает чувствовать себя в воде совершенно непринужденно, легко и свободно передвигаться в ней. В то же время он знакомится с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей, выталкивающей силой. Во время игр я смотрю за правильностью выполнения задания и соблюдением правил игры. Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники и развлечения на воде, которые способствуют всестороннему развитию. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность Важным направлением в моей работе при формировании у детей основ здорового образа жизни, является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, многофункциональной, для этого я использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, это всегда дополнительный стимул активации физкультурно – оздоровительной работы. Предметно-развивающая среда в бассейне представлена многообразием инвентаря и наличием нестандартного оборудования (палки для катания детей, верёвка с колокольчиками для подплывания под ней, погремушки из пластиковых бутылок, заполненные гремящими предметами, доски из пенопласта, тонущие предметы яркого цвета, ожерелья из киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки, обручи, варежки- рыбки и т.д.) Стараюсь разнообразить игры различным инвентарем, таким образом, заинтересовывая детей к играм на воде.
Нестандартное спортивное оборудование помогает мне в целенаправленной деятельности, где ребенок овладевает назначением предметов и обобщенными действиями с ними. Вместе с тем, это хорошее средство обучения и совершенствования таких навыков, как ходьба и бег в заданном направлении, ходьба на носочках, перешагивания, действия с мячиками. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой. Таким образом - обучение плаванию детей дошкольного возраста не только дает ребенку один из очень ценных навыков, который потом не раз ему пригодится в жизни, плавание – это еще и полноценная физкультура, полезные физические нагрузки, которые так важны для растущего организма. Плавание - как водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать
Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее
При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста стараюсь придерживаться следующих правил:
Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста параметрам.
Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".
Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом"
Плавание - является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Так, во время плавания обеспечивается своеобразный водный «массаж», за счет чего снимается напряжение (как нервное, так и физическое) и утомление, улучшается сон и отлаживается эмоциональный фон.
Для более интенсивного воздействия на организм ребенка использую нетрадиционные закаливающие средства, такие, как контрастные водные процедуры. С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов путем тренировки механизмов терморегуляции создаются условия для повышения резистентности организма. Контрастные ножные ванны могут проводится, путем попеременного опускания ног в две емкости, имеющие контрастную температуру. От начального контраста +37-38 градусов до +30-31 градуса. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. Контрастный душ - наиболее эффективный метод закаливания детей, ребенок после купания в бассейне встает под душ, обливается водой +36-38 градусов в течении 30 - 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 - 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 - 25 секунд. Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур. Именно поэтому на занятиях, в проведении закаливающих мероприятий, в самостоятельной двигательной деятельности, использую « Тропинку здоровья» - дети ходят босиком по разнообразным поверхностям, массажной дорожке, ребристой, которые очень эффективно стимулирует стопу и предупреждает плоскостопие. Ходьба по таким дорожкам вызывает у детей радость, поднимает эмоциональный настрой Для предупреждения острых респиратурных заболеваний, так же использую ароматерапию ( вдыхание масел ), т. е. в темный сосуд с поваренной солью добавляется 2 – 3 капли масел ( лаванда, розовое, шалфей, мята, лимон, фенхель ), дети вдыхают аромат, идет воздействие на весь организм, можно использовать в течении 1 – 2 часов. Так же организация занятий в бассейне помогает детям лучше освоить навыки самообслуживания: дети учатся самостоятельно принимать душ, самостоятельно вытираться, чтобы нигде не осталось мокрого места, быстро и самостоятельно раздеваться и одеваться. Исходя из опыта своей работы, я увидела положительную динамику в работе с детьми. Если в начале обучения, дети среднего возраста были не уверенны в себе, боялись воды, наблюдалась скованность движений, то в последующем дети стали более подвижными, появилась уверенность в выполнении упражнений, гибкость, плавучесть в движениях, гармоничность телосложения, улучшение физического здоровья. Повысился уровень сопротивляемости к простудному фактору у детей. Совершеннее стали нервно-психические процессы. Дети обогатились не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым. Раскрылись творческие способности детей. Таким образом, в результате обучения детей плаванию на занятиях наметился сдвиг в сторону усвоения ими норм и правил поведения на воде. Но вместе с тем я столкнулась с определенными трудностями в работе. Дети все еще испытывают «двигательный дефицит», развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. Не все дети могут, хорошо держаться на воде, имеется неуклюжесть, мешковатость в движении, неуверенность, не у всех детей сформировался закаливающий эффект, поэтому я продолжаю работу над совершенствованием двигательных умений и физических качеств по формированию представлений и навыков здорового образа жизни.