Чтобы уроки лыжной подготовки стали
интересней.
Формируя у школьников интерес к занятиям лыжной подготовкой, я начинаю с познания теории. Уясняю, какой психологический механизм лежит в основе интереса. Ведь школьник на уроках лыжной подготовки переносит большие функциональные и нервно-психические напряжения, неблагоприятные погодные условия. Он как бы подталкиваемый силой какого-то невидимого потока, а у психологов, действительно, есть такой термин-ощущение потока.
Ощущение потока-это внутренняя мотивация школьника, которая является источником интереса. Она возникает тогда, когда внешняя мотивация (требования учителя, цели, задачи, нормативы),оказывается для учащихся оптимальной, когда "надо" соответствует "могу". Ведь слишком трудные цели вызывают у школьников состояние тревожности, неуверенности в себе, а чрезмерно лёгкие-скуку и равнодушие. Для возникновения же внутренних мотивов и интереса нужны положительные эмоции.
А чтобы формировать интерес к лыжной подготовке, я в основном применяю игровое, сюжетное содержание урока. При совершенствовании в играх лыжной техники соблюдаю условия, при которых она легче выполняется. При работе над развитием определённых двигательных качеств слежу за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим образом. Игры, развивающие силовую и скоростную выносливость, провожу после выполнения упражнений или игры, совершенствующих технику.
Игры на развитие ловкости и равновесия включаю как во вводную, так и в конце основной части урока. Игры, развивающие общую выносливость лыжника, включаю во вторую половину основной части урока. После завершения включённой в урок игры учащимся даю равномерное передвижение в медленном темпе по учебному кругу.
Привожу несколько игр на лыжах которые я применяю на уроках лыжной подготовки:
1) "Шире шаг".
Игра проводится по накатанной 30-40м лыжне, без палок. Каждый школьник после четырёх шагов разгона должен сделать от стартовой линии как можно меньше скользящих шагов до флажка.
2) "Самокат".
Отрезок лыжни 25-30м.школьник должен преодолеть без лыжных палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой. Игру можно проводить как эстафету команд.
3) "Прыжки через препятствия".
Поперёк пологого склона проводятся 3-4 параллельных линии вниз по склону, лыжники стараются перепрыгнуть через них. Тот, кто перепрыгнул без ошибок через все препятствия, -победитель.
4) "Спуск в ворота".
На склоне по параллельным трассам установлены ворота из палок для одной и для другой команд. Играющие спускаются со склона и, проезжая ворота, стараются их не разрушить. Выигрывает команда, игроки которой допустили меньше разрушенных ворот.
5) "Подними предмет"
Игра проводится на ровном пологом склоне. Игроки строятся в колонну и рассчитываются на "первый-второй". Чётные номера-одна - команда,не чётные-вторая. Вдоль лыжни, расставляют флажки. Играющие поочерёдно преодолевают склон, стараясь поднять как можно больше предметов. Побеждает команда собравшая больше предметов.
Игра-универсальное средство физического воспитания. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнения мной поставленных задачи.
Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, коллективизм, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности.