Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физкультура для детей с аутизмом.»
Адаптивная физкультура для детей с РАС.
Ещё древнегреческий философ Аристотель сказал: «Движение-это жизнь, а жизнь – это движение!» Физические упражнения играют важную роль в развитии любого ребенка. В особенности для детей с расстройством аутистического спектра, которые испытывают проблемы с коммуникацией, формированием социальных навыков и поведением. Дети находятся под постоянным контролем, на улице за руку с мамой, в школе с учителем. Физическая активность данной категории ограничена. Возникает гиподинамия, плоскостопие, нарушение координации, нарушение осанки и многое другое. Таким детям просто необходима адаптивная физическая культура. Поскольку она оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и его познавательной деятельности. Движения детей обычно могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными или механическими. Простые физические упражнения детям с расстройством аутистического спектора даются нелегко. Им тяжело почувствовать своё тело. У них слабый вестибулярный аппарат. Им нужны упражнения для укрепления всех мышц. И для них нужны особые задания.
Адаптивная физкультура для таких ребят - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает психическую деятельность, создаёт разрядку, смену эмоций и настроения.
Основными задачами физической культуры для детей с аутизмом являются:
-обучение действиям с различными предметами;
- формирование двигательных умений и навыков;
-развитие двигательных способностей в процессе обучения;
- укрепление здоровья организма,
-формирование правильной осанки;
- коррекция нарушений физического развития;
Вначале пути, особым детям не подойдут традиционные занятия с инвентарём и сложными моторными движениями. Но в игровой форме можно выполнить с ними многое. Например,воспитанникам,с которыми я работаю нравятся такие упражнения!
1.Игровой туннель.
Равнодушных к тоннелям мало. Они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) так как, чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.
2. Ходьба по массажным коврикам.
Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации.
3.Ходьба по скамье.
Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие. Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска - по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие.
4.Ходьба на руках.
Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.
5.Батут
Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм.
6.Кегли
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений - то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.
7.Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)
Развивает ловкость, точность движений, глазомер.
8.Шведская стенка
При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину (если нет лишнего веса).
Всё вышеописанное - фактически игры с вовлечением физического компонента. Сверхъестественной спортивной подготовки вы от них, конечно, не получите. Но сделать базу, улучшить настроение, мышечный тонус и развить ребёнка им вполне под силу.
Эффективные виды упражнений для занятий по физическому развитию детей с расстройством аутистического спектра:
Упражнения для развития ориентации в пространстве
Для этого я используют такие упражнения как: прыжки на батуте, упражнения на спортивном мате, мяче фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.
2. Упражнения для развития равновесия
Упражнения на развитие равновесия могут включать висы вниз головой, катания на качелях, кувырки, тренажеры-балансиры, упражнения на наклонных досках, упражнения с мячами-фитболами.
Все эти упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, связаны с различными положениями головы. Также это способствует стимуляции всех органов и систем организма ребенка, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам. При выполнении данных упражнений следует обязательно учитывать принципы постепенности, дозированности, систематичности, индивидуального подхода.
3. Упражнения по обучению новым навыкам, связанных с движением
Для развития данных навыков помогает плавание, преодоление различных препятствий, лабиринтов, использование игрушек и строительных блоков из конструкторов.
4.Преодоление трудностей, связанных с одновременным использованием обеих сторон тела (развитие одновременности движений)
Для развития согласованности движений и координации я используют ползание на четвереньках, перескакивание через предметы, броски и ловлю мяча обеими руками. Данный вид упражнений значительно улучшает двустороннюю интеграцию.
Для развития синхронности движения обеих рук и координации я использую такие виды деятельности как: удары ракеткой по волану, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами.
Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.
Подвижные игры:
1.«Кто сильнее»
В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.
2.«Подушечные бои»
Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.
3.«Детский футбол»
Игра в «футбол», используя вместо мяча подушку, пустую коробку из-под сока или пластиковую бутылку. Играть можно руками и ногами, подушку (коробку, бутылку) можно пинать, кидать, отнимать.
4.«Догони мяч»
Учитель катит мяч вдоль зала, и предлагать детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют.
5. «Сбей кеглю»
Ребенок, стоя перед кеглями на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу “Сбей!” бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в кегли.
Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время занятия физкультуры им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.
Я начинаю обучать ребенка упражнениям с момента осознания и восприятия его движений в пространстве. Он учится устанавливать прямой взгляд на учителя и наблюдать за окружающими предметами.
Урок состоит из 3 частей.
1.)В подготовительной части сначала задания простые на перемещения, например, марш.
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук. Я использую зрительные ориентиры для активного движения рук (например, флажки, гимнастические палки). Далее идут ОРУ.
2.)В основной части занятия я использую прыжки на батуте.
Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.
Затем предлагаются упражнения на преодоления препятствий в виде различных предметов. Игры с мячом я также использую на своих занятиях. Я начинаю обучение с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Затем Игра «Поймай мяч, удары ногой по мячу; ведение мяча; отбивание мяча от пола; отбивание мяча руками и ловлю мяча.
Тренировка равновесия. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. В своей работе я активно использую фитболы, гимнастическую скамейку, которая учит удерживать равновесие и ребенок получает сенсорную разгрузку за счет массажного эффекта. Также можно начать с движения ребенка по тонкой линии (канат), а затем постепенно перейти к балансировке на балансире.
Шаги в коробку
Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала ,чтобы он просто наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняя эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.
Туннель
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов.
В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки».
Полоса препятствий
Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Полоса может состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополняться различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий
• Прыжки лягушкой;
• Перекатывания;
• Прыжки на скакалке;
• Ходьбу по линии;
• Лазание по предметам и т.п.
3.)В заключительной части занятия я активно использую набивные мячи, гантели которые дети с удовольствием перетаскивают, или приседают с ними.
Для того, чтобы избежать эмоциональной перегрузки. В качестве разгрузки я использую гимнастические маты, на которых ребенок может самостоятельно лечь, и спрятаться, тем самым сделав себе личное закрытое пространство, которое детям с Рас очень и очень необходимо.
Также как вариант я использую пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание.
Подводя итог, хочу сказать, что это в первую очередь индивидуальный подход к каждому ребенку, ограниченное количество упражнений и количество повторений, использование сенсорных предметов, упражнения в обруче для определения личного пространства и большее количество упражнений на расслабление.
Таким образом, физическая активность оказывают положительное влияние на уровень здоровья, может быть приятным развлечением для детей с аутизмом. Физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством аутистического спектра.
Использование адаптивной физической культуры и специальных упражнений дает возможность стимулировать психическое развитие детей с проблемами в развитии, наладить с ними эмоциональный контакт, а так же служит одним из механизмов «запуска речи» у детей с расстройствами аутистического спектра, способствует улучшению концентрации внимания, улучшается обучаемость детей, оказывает положительный эффект на способность контролировать многие типы нежелательного поведения, а также способствует уменьшению агрессивного, стереотипного, само повреждающего поведения, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.
А теперь предлагаю посмотреть видео. Как проходят занятия, как ребёнок реагирует на задания.
В заключение я хочу вам рассказать сказку.
«КАРАНДАШИ»
Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше - карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.
Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:
- Я никому не нужен... Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, - и плакал так, что коробка стала мокрой.
Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным - только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.
Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.
Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.
С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому.
Вывод: Будь собой! Ведь каждый из вас незаменим! И нужен нашем детям!
Рефлексия.
Проведём 2 упражнения дыхательной гимнастики.
Мои ученики любят такие упражнения. Если я им что-то предлагаю, а им не нравиться. Они делают вот так-хеээ. Другое упражнение, если им что-то нравиться они делают вот так - ессс. Вот давайте и мы сейчас с вами выполним эти упражнения. Если вам понравилось моё выступление, вы произнесите ессс,если нет хеээ.