Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Вологда
«Успешной и востребованной будет та школа,
которая обеспечивает здоровье детей,
использует здоровьесберегающие педагогические технологии»
В.Н.Касаткин
Подготовила:
учитель физической культуры
Шихова Надежда Владимировна
Обоснование.
В настоящее время каждый учитель должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Воспитание школьника зависит от социальной деятельности, ориентированной на здоровье и здоровый образ жизни. Следовательно, ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении является одной из главных и актуальных задач всей системы образования.
Моей темой по самообразованию является: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Поэтому свою работу я стараюсь строить с учениками, учителями и родителями таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.
Цель: Формирование у учащихся здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья
детей в ходе образовательного процесса.
Задачи: Организовать мониторинг физического развития школьников. Создать в школе необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни средствами уроков физкультуры и организации внеурочной деятельности. Способствовать методической работе педагогического коллектива по освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Укреплять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, спортивными организациями в ходе физкультурно-оздоровительной работы.
Задачи:
- Создать в школе необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. ( Трехчасовые уроки физической культуры в 5, 6, 7, 8 классах, 4урока в 10 - 11 профильных классах).
- Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни средствами уроков физкультуры и организации внеурочной деятельности.
- Способствовать методической работе педагогического коллектива по освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
- Укреплять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и спортивными организациями города.
Методическая подготовка учителей в освоение современных технологий
- Методическая подготовка учителей в освоение современных технологий
- Методическая подготовка учителей в освоение современных технологий
- Методическая подготовка учителей в освоение современных технологий
- Методическая подготовка учителей в освоение современных технологий
Организация процесса обучения физической культуре
- Организация процесса обучения физической культуре
- Организация процесса обучения физической культуре
Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы
Организация взаимодействия с педагогами учреждений дополнительного образования и спортивных учреждений
- Организация взаимодействия с педагогами учреждений дополнительного образования и спортивных учреждений
Организация мониторинга физического развития школьников
- Организация мониторинга физического развития школьников
Направления работы
Укрепление материальной базы для спортивно-оздоровительной работы
- Укрепление материальной базы для спортивно-оздоровительной работы
Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье
- Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье
Беседы
с родителями
Уроки
Дни
Здоровья
и спорта
Занятия
в СМГ
Спортивные
праздники
Формы
работы
Спортивные
соревнования
Физкульт-
минутки,
паузы
Динамические
паузы
Спортивные
секции
Мониторинг
физического
развития
учащихся
Подвижные
перемены
Спортивный час в ГПД
Урок здоровья в 1 классе
Победители городских соревнований
Городские шведские эстафеты
Спортивный праздник 1 - 4 классы
Городские Олимпийские игры
Победители городских соревнований
Организация учебного процесса Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Организация учебного процесса
Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Уроки
Физкультминуты,
физкультпаузы
Спортивные
кружки и
секции
Организация
учебного
процесса
Спортивный
час в ГПД
Динамические
паузы
В 1 классе
Игровые
перемены
Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы
В школе проводятся Дни здоровья, спортивные соревнования по видам спорта и спортивные праздники.
Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, городского и областного уровней. Проводятся межшкольные спортивные соревнования в микрорайоне, в которых традиционно участвуют школы № 4, 6, 15, 29. К спортивным соревнованиям ребят готовят не только учителя физкультуры, но и тренеры спортивных школ (баскетбол, легкая атлетика, коньки).
Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.
Ежегодно учащиеся старших классов принимают участие и успешно выступают в военно - спортивной игре «Зарница».
Сведения о занятости учащихся в кружках, спортивных секциях, факультативах внутри школы
Спортивные секции
2007 - 2008
Баскетбол (9 -11 классы - девушки и юноши )
тренер
19 (14%)
Баскетбол (6 - 8 классы - девочки)
Н.В. Шихова
12 (16%)
Волейбол (9 - 11 классы - девушки и юноши )
А.А. Люсков
18 (14%)
Общая физическая подготовка (4 класс)
Баскетбол (4 - 5 классы)
24 (22%)
М.А. Росин
Н.В. Шихова
18 (19%)
Конькобежная секция (4 классы)
А. А. Люсков
14 (32%)
Итого
И. О. Невский
105 (34%)
Секция по ОФП
Секция по баскетболу
Баскетбол 4-5 классы
Ежегодный календарь спортивно-массовых соревнований в школе
Ежегодный календарь спортивно-массовых соревнований в школе
Виды соревнований
Сроки проведения соревнований
Соревнования «Веселые старты» (1 - 4 классы)
Первенство школы по баскетболу (5 - 11 классы)
Соревнования «Страна Баскетболия» (2 - 4 классы)
Первенство школы по лыжным гонкам (2 - 6 классы)
Первенство школы по мини - футболу (мальчики 3 - 5 классы и 6 - 9 классы)
Первенство школы по волейболу (9 - 11 классы)
Первенство школы по легкой атлетике (7 - 11 классы)
Осенний легкоатлетический кросс (3 - 11 классы)
Соревнования по конькам «Лед надежды нашей» (6 - 11 классы)
Малые Олимпийские игры (1- 4 классы)
Ежемесячно
Октябрь
Ноябрь
Январь
Сентябрь
Март
Май
Сентябрь
Февраль
Октябрь
Традиционными стали такие мероприятия как: «А ну-ка, парни!»- юноши 9-11 классы – февраль Дни здоровья и спорта 1-11 классы - 1 раз в четверть Веселые старты – начальная школа - ежемесячно Спортивные праздники и мероприятия, - по особому плану приуроченные к какой – либо дате: «Новогодняя карусель», «Рыцарский турнир», «Салют, Победа», «Малые Олимпийские игры», «Молодецкие забавы» и др.
Традиционными стали такие мероприятия как:
- «А ну-ка, парни!»- юноши 9-11 классы – февраль
- Дни здоровья и спорта 1-11 классы - 1 раз в четверть
- Веселые старты – начальная школа - ежемесячно
- Спортивные праздники и мероприятия, - по особому плану приуроченные к какой – либо дате: «Новогодняя карусель», «Рыцарский турнир», «Салют, Победа», «Малые Олимпийские игры», «Молодецкие забавы» и др.
Сведения об участии школьников в физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой деятельности
Мероприятия
2005-06
День Здоровья
Неделя Здоровья
2006-07
186
305
Спортивный час
239
2007-08
256
302
Участники
23
4 - 8 классы
25
357
28
2 - 11 классы
1 класс
Веселые старты
84 (50%)
Первенство школы по баскетболу
182 (53%)
«Страна Баскетболия»
96 (62%)
96 (62%)
60 (50%)
220 (64%)
Первенство школы по лыжным гонкам
1 - 4 классы
196 (57%)
Первенство школы по мини-футболу
60 (50%)
127 (57%)
50 (50%)
112 (32%)
Первенство школы по волейболу
6 - 11 классы
139 (69%)
156 (86%
124 (96%)
Осенний кросс
1105 (30%)
2 - 4 классы
139 (33%)
112 (37%)
96 (60%)
Соревнования по конькам «Лед надежды нашей»
1 - 6 классы
Первенство по легкой атлетике
124 (36%)
178 (42%)
4 - 6кл. 7 - 9 классы
108 (60%)
213 (51%)
9 - 11 классы
121 (35%)
4 - 11 классы
152 (44%)
124 (44%)
138 (46%)
6 - 11 классы
7 - 11 классы
Сведения об участии школьников в физкультурно - оздоровительной деятельности в школе
Спортивные достижения учащихся школы № 23
Спортивные достижения учащихся школы № 23
Виды соревнований
2005-06
Первенство города по баскетболу (сб. 8 классов)
2006-07
Участники финала
Первенство города по баскетболу (сборная команда девушек)
2007-08
Участники финала
Первенство города по мини футболу среди 5- 6 классов
Городской осенний кросс.
3 место
(девушки)
Городские Малые Олимпийские игры (3 – 4 кл.)
3 место
4 место
3 место
Шведская эстафета в зачет первенства города по легкой атлетике. Девушки (2 команды)
Городские и областные соревнования по легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных»
1 место
2 место
3 место
Первенство города по легкой атлетике среди учебных заведений.
Эстафета 4х100м (юноши и девушки)
1 место
2 место
4 место по области
(девушки)
1 место
3 место
Первенство города по волейболу
1 м есто
2 место
(юноши)
2 место
2 место
Используя все названные мероприятия в режиме учебного дня, мы стремимся к сохранению здоровья школьников и их правильному физическому развитию.
Проводя все названные мероприятия в режиме учебного дня, мы стремимся к сохранению здоровья школьников и их правильному физическому развитию .
Литература:
- М.М .Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
- Н.В.Сократов, П.П. Тиссен «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007 г.
- Д.З. Шибкова «Наука быть здоровым» Челябинск. 1997 г.
- Д.З. Макеева, Лысенко И.В. Учебно - методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб., Образование и культура, 1999 г.
- В.Н.Касаткин, Л.А. Щеплягина «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.
Информационные технологии в работе учителя физической культуры
Цель : повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры и внеклассных мероприятиях.
В школе имеются все условия для проведения мультимедийных уроков , поэтому мы пробуем включать в работу уроки с компьютерной поддержкой.
В связи с введением экзамена по физической культуре возросла роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций и компьютерных тестов позволяет нам эффективно решать эту проблему и сделать урок более интересным, наглядным и динамичным . Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение знаний учащимися, повышают интерес к предмету. Электронные презентации
на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Наличие конспектов в виде тематических презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.
Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами, поэтому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях мы свели текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура.
Для проверки знаний разработаны тесты по разделам программы.
Ученики проводят мониторинг своего уровня физического развития, учатся контролировать ход тренировочного процесса, готовят презентации по полученным в процессе уроков знаниям и видам спорта.
Разработаны презентации уроков по темам:
- уроки по баскетболу;
- уроки по волейболу;
- уроки по лыжной подготовке;
- уроки по конькам;
- материалы по олимпийским играм.
1. Использование проверочных тестов на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся.
Традиционные тесты хороши для контроля, так как являются исключительно объективным его способом. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2-4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования. Вариант самообслуживания дает возможность понять такой объем материала, который не удается осуществить в другом случае - именно в этом преимущество компьютеризованных тестов.
2. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, делает материал более приемлемым и доступным учащимся.
Вывод: Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения.
Основы мониторинга деятельности учителя физической культуры:
1. Уровень физического развития (на основании данных о длине и массе тела,
окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Детям с низким
уровнем физического развития и с дисгармоничным развитием необходим
щадящий режим физической нагрузки).
2. Уровень двигательной подготовленности (на основании стандартного набора
тестов, характеризующих выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость).
3. Уровень технической подготовки ученика (на основании педагогических
наблюдений и контрольных испытаний).
4. Уровень знаний учащихся в области физической культуры и здорового образа
жизни (на основании бесед с учащимися, проведения контрольно теоретических
зачетов и использования других средств оперативного или этапного контроля
знаний).
5. Состояние здоровья школьника и его адаптационные возможности (на
основании данных школьных медицинских карт, наблюдения на уроках и
других занятиях, измерения физических показателей (частоты пульса) при
выполнении стандартных нагрузок).
6. Уровень мотивации учащихся занятиям физической культурой.
7. Качество самоподготовки учащихся - в том числе выполнения домашних
заданий и рекомендаций учителя.
Индивидуальная карта физического развития школьника Фамилия, имя ______________________________________ год рождения
Класс
1
Учебный год
2
Прыжок в длину с места
Бег 3х10м
3
4
Бег 30м
5
Поднимание тулов. 30'‘
Метание мяча
6
7
Подтягивание
Прыжки через скакалку
8
Бег 1000 м
9
Медицинская группа
10
Подпись учителя
11