Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры как средство развития двигательных качеств у школьников»
Шлыкова Любовь ВасильевнаПодвижные игры как средство развития двигательных качеств у школьников(выпускная квалификационная работа)
В настоящее время количество детей
с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата значительно возросло. По некоторым данным, 6 детей на 1000 детского населения страдают детским церебральным параличом. Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого–педагогической и медико–социальной помощи. В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках.
Школьный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития школьника.
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально мотивационной сферы улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
В связи с этим актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления школьников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
По определению отечественных психологов Л.С. Выготского (1994), А. В. Запорожца (1986), А. Н. Леонтьева (1959), Д. Б. Эльконина (1978), игра есть ведущая деятельность в школьном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец 1986). Многие исследователи: В. Г. Барабаш (1999),О. И. Кокорева (1997), Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева (1966), Н. В. Полтавцева (1997), Е. А. Сагайдачная (1988), Э. Я. Степаненкова (1984) - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Однако, на мой взгляд, нуждается в дальнейшей разработке проблема воздействия подвижных игр на развитие двигательной активности детей, аспекты обучения элементам этих игр, построенного с уч ё том разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных условий. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Цель данной работы – это изучение эффективности использования игровых приемов в коррекции двигательных качеств у младших школьников при различных формах ДЦП.
Объект исследования – развитие двигательной сферы у детей младшего возраста с ДЦП.
Предметом исследования является коррекция двигательных качеств на уроках физкультуры у детей.
Гипотезой является – недостатки двигательной сферы у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Это может быть скорректировано в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности.
Задачи исследования.
1. Теоретический анализ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2. Разработка коррекционных мероприятий с использованием игровых приемов, направленных на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП.
Методы исследования.
1. Констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности и уровень развития двигательных навыков;
2. Формирующий эксперимент, представляющий собой коррекционную–развивающую работу с детьми с ДЦП, направленную на развитие их двигательных навыков, наблюдение, анализ медицинской и психолого-педагогической документации.
Экспериментальная база исследования.
Задачи исследования решались на базе школы – интерната VI вида г. Владивостока. В эксперименте участвовали 15 школьников со спастической и гемипаретической формами ДЦП с различной степенью тяжести заболевания.
Детский церебральный паралич - это тяжёлое
заболевание нервной системы, которое нередко
приводит к инвалидности ребёнка.
Основным клиническим симптомом ДЦП является
нарушение двигательной функции, связанной
с задержкой развития. ДЦП не является
прогрессирующим заболеванием.
С возрастом при правильном лечении, реабилитации
коррекционно–педагогической работе состояния
ребёнка, как правило, улучшается. Двигательные
нарушения у детей с ДЦП имеют различную степень
выраженности: тяжёлая, средняя и лёгкая.
В школьном возрасте развиваются несколько видов
деятельности. Ведущим видом деятельности в этот
период считается игровая деятельность.
Игровая деятельность оценивается по следующим
параметрам: наличия мотива, замысла сюжета игры,
создание игровой ситуации, овладение приёмами
реализации игрового действия, планирование.
Развитие игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются
те же тенденции, что и при нормальном развитии.
Выполнение упражнений на уроках физкультуры
затруднено за счёт того, что дети не могут воспроизвести
правильно исходные положения, сохранить устойчивость
в статической позе, выполнить упражнения с нужной
амплитудой , осуществить движения слитно и в нужном
темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.
Подвижная игра - специфический вид двигательной деятельности. Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового ребёнка, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно – психическую сферу ребёнка с детским церебральным параличом. Подвижная игра относится к игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. В подвижных играх с элементами соревнования, как и в спорте, формируются выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу. Правильно организованные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно–связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. При проведении подвижных игр с школьниками с ДЦП главная задача состоит в содействии тела ребёнка, его подвижности, совершенствование мелкой моторики рук.
Изучив литературу по данной проблеме прихожу к выводу, что использование игровых методов и других видов занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшению двигательных навыков.
Для проведения эксперимента, основной целью которого являлось прослеживание динамики развития двигательных навыков школьников с ДЦП, была составлена система методов коррекции и методик, позволяющих использовать их в обучающем эксперименте. Мной были изучены следующие документы: личные дела, медицинские карты, журнал наблюдений с характеристикой на каждого ребенка.
В состав экспериментальной группы вошли 8 детей, в состав контрольной группы – 7 детей. Была составлена экспериментальная группа в которую вошли дети с различными формами ДЦП (парапарез нижний –
2 ребёнка, гемипарез – 3 рёбенка, спастическая
диплегия - 3 ребёнка). В контрольную группу вошли дети с различными формами ДЦП (гиперкинетическая
форма - 1, гемипарез - 3, спастическая диплегия - 3).
Для проведения эксперимента я использовала упражнения из книги Лопуховой «Логопедия–ритм, -речь, -движение»:
- На координацию движения. Например, нужно пройти
по доске, перешагивания через различные предметы.
- Упражнения для рук. Например, нужно слегка наклониться, повисшие руки раскачиваются в стороны, а затем перекрещиваются.
- Обследование движений рук. Например, руки нужно вытянуть вперёд, затем поднять их до уровня плеч и параллельно одна другой.
- Обследование мелкой моторики. Например, сначала пальцы рук раздвигаются, а затем сдвигаются.
Выполнение упражнений оценивалось по 3–х бальной шкале.
1 балл – ребёнку требуется постоянная помощь учителя.
Движения не точные, не координированные.
2 балла - ребёнку требуется помощь учителя
в исключительных случаях. Движения более точные,
более координированы.
3 – балла – ребёнку не требуется помощь учителя.
Движения точные, координированные.
Из данных результатов видно, что 62,5% дети имеют средний уровень двигательных навыков общей моторики. И 37,5% низкий уровень. Высокого уровня не было.
Контрольная группа – общая моторика.
Из результатов видно, что 57,1% имеют средний уровень двигательных навыков, 42,9% - низкий уровень, высокого не выявлено.
Кроме общей моторики велось наблюдение за двигательными навыками мелкой моторики.
Экспериментальная группа - мелкая моторика.
Из неё видно, что 50% имеют средний уровень, 50% - низкий уровень. Высокого не выявлено. Контрольная группа (мелкая моторика) – было выявлено, что 42, 9% имеют средний уровень двигательных навыков, 57,1% - низкий уровень.
Таким образом диагностика показала, что уровень развития мелкой и общей моторики, примерно одинаков и ниже среднего.
При организации занятий с подвижными играми
особое внимание уделялось следующим правилам:
1. Необходимо учитывать темп, в котором ведется игра;
2. Целесообразно сочетать в одном занятии игры разной направленности (по физическим качествам и видам движений);
3. Чистое время игры должно быть от 20 до 25 минут;
4. Выбор игры методика их применения диктуется степенью ограничения подвижностью ребенка с ДЦП;
5. В игре не должно быть чрезмерных мышечных напряжений;
6. Игры должны вызывать положительные эмоции у детей и оказывать благоприятные влияния на нервную систему;
По окончанию обучающего эксперимента была проведена контрольная диагностика. Данные показали, что 37,5% школьников достигли высокого уровня развития общей моторики, средний остался без изменения, низкий уровень развития общей моторики в контрольном эксперименте не показал никто. Предложенная мной методика позволила детям улучшить показатели двигательных навыков в качественном и количественном отношении.
До эксперимента низкий уровень отмечался
у 4-х детей, после эксперимента у одного испытуемого. Перешли с низкого уровня на средний 3 ребёнка, со среднего на высокий - 2 ребёнка, 2 - остались на среднем и один на низком.
Сравнивая полученные результаты, я прихожу к выводу, что проведённые занятия положительно влияют на двигательную активность детей экспериментальной группы, а достичь более значительного результата не позволило малое время эксперимента и тяжесть дефекта отдельных детей.
С целью выявления эффективности предложенной методики, мной было проведено сравнение двигательных умений контрольной группы детей с экспериментальной группой.
Контрольная группа состояла из 7 школьников, возраст детей соответствовал возрасту детей экспериментальной группы. В состав группы вошли дети с различными формами ДЦП. По итогам контрольного эксперимента выяснилось, что преобладает средний уровень развития двигательных навыков общей моторики (5 детей), и с низким уровнём тоже 5 детей. У этих детей низкая переключаемость с одного движения на другое, движения не координированы. Изменения в уровне развития двигательных навыков между экспериментами – незначительны. У учащихся экспериментальной группы после проведения занятий заметно улучшились двигательные навыки. Движения стали более точными и плавными. Увеличился объём движений в парализованных конечностях, увеличился объем движений в пальцах рук.
Целью обучающего эксперимента была коррекция двигательных навыков мелкой и общей моторики у детей. Для достижения поставленной цели мной были подобраны задания, игры, упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, коррекцию, восстановление двигательных качеств, улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно – сосудистой систем, развитие основных физических качеств: меткости, ловкости, быстроты реакции и других.
При проведения подвижных игр с детьми экспериментальной группы главная задача состояла в содействии вертикализации тела ребёнка, его подвижности, совершенствовании мелкой моторики рук.
При организации занятий в восстановительных целях подвижные игры были представлены по 2–м показателям:
1. По степени психофизической нагрузки;
2. По физическим качествам.
Физическое воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки особых методов и приёмов их физического воспитания.
Изучение исследуемой проблемы позволило мне
сделать следующие выводы:
1. Коррекция двигательных нарушений предполагает
комплексное, систематическое воздействие,
включающее физиотерапию, массаж, лечебную
физкультуру;
2. Коррекция двигательных нарушений должна носить
постоянный не прекращающий характер;
3. Подбор дидактических игр и игровых занятий для
школьников с ДЦП должен основываться на знании
специфических структурных нарушений
познавательной и двигательной деятельности и
быть направлен на коррекции этих нарушений.
Анализ проведённой работы показал,
- что специально организованные подвижные игры на занятиях способствуют развитию двигательных навыков и положительно влияют на личность в целом;
- помимо коррекции движений игры развивают память, внимание и интерес к занятиям;
- в процессе групповых игр и эстафет у детей развивается чувство товарищества и взаимопомощи
Таким образом, гипотеза выдвинутая мной в начале исследования о том, что недостатки двигательной сферы у детей с ДЦП могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания, подтвердилась.
В заключении хотелось бы также отметить, что при обучении движениям детей с ДЦП, решающую роль играет индивидуальный подход и учёт особенностей двигательных качеств.