kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Азбука баскетбола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей физической культуры, занимающихся как учебной, так и внеурочной деятельностью с учащимися.  Она позволяет кратко показать учащимся историю возникновения игры, правила игры, а также, содержит методический компонент, позволяющий обучить основам игры. Презентация содержит схемы, рисунки, позволяющие понять суть игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Азбука баскетбола"»

  Презентация   Азбука баскетбола        

  Презентация

 

Азбука баскетбола

 

   

 

1. Сущность игры

1. Сущность игры

БАСКЕТБОЛ  (от англ. «basket» – корзина и «ball» – мяч), командная спортивная игра, цель которой – забросить руками мяч в кольцо (корзину) соперника, прикрепленное к щиту.   Попадание может принести команде от одного до трех очков. В матче побеждает команда, набравшая большее число очков [1].

БАСКЕТБОЛ  (от англ. «basket» – корзина и «ball» – мяч), командная спортивная игра, цель которой – забросить руками мяч в кольцо (корзину) соперника, прикрепленное к щиту.   Попадание может принести команде от одного до трех очков. В матче побеждает команда, набравшая большее число очков [1].

Регулярные занятия баскетболом :  совершенствуют координацию движений,  тренируют органы дыхания и кровообращения,  развивают мускулатуру,  укрепляют нервную систему. Во многих странах мира занятия по баскетболу включены в программу физподготовки учащихся средних школ и высших учебных заведений [3].

Регулярные занятия баскетболом :

  • совершенствуют координацию движений,
  • тренируют органы дыхания и кровообращения,
  • развивают мускулатуру,
  • укрепляют нервную систему.

Во многих странах мира занятия по баскетболу включены в программу физподготовки учащихся средних школ и высших учебных заведений [3].

2. Из истории баскетбола

2. Из истории баскетбола

В числе непосредственных предшественников баскетбола нередко называют распространенную в 19 в. в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой был хорошо знаком Джеймс Нейсмит (1861–1939). Джеймс Нейсмит

В числе непосредственных предшественников баскетбола нередко называют распространенную в 19 в. в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой был хорошо знаком Джеймс Нейсмит (1861–1939).

Джеймс Нейсмит

Подбрасывая небольшой камень, играющий должен был поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня. Именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Джеймса зародилась в общих чертах «концепция баскетбола».

Подбрасывая небольшой камень, играющий должен был поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня.

Именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Джеймса зародилась в общих чертах «концепция баскетбола».

Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся слишком однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении – причем относительно небольшом по своим размерам. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепили две корзины из-под фруктов. Студентам надо было попасть мячом в корзину. Так родился баскетбол [9].

Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся слишком однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении – причем относительно небольшом по своим размерам. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепили две корзины из-под фруктов. Студентам надо было попасть мячом в корзину. Так родился баскетбол [9].

3. Правила игры

3. Правила игры

Игра проходит на прямоугольной площадке длиной 28 м и шириной 15 м (раньше ее размеры составляли, соответственно, 26×14 м) специальным мячом [6]. .

Игра проходит на прямоугольной площадке длиной 28 м и шириной 15 м (раньше ее размеры составляли, соответственно, 26×14 м) специальным мячом [6].

.

Баскетбольная площадка

Баскетбольная площадка

Масса мяча 567–650 грамм, окружность 749–780 мм (в играх мужских команд; в играх женских команд используются мячи меньших размеров, и еще меньше – в матчах по мини-баскетболу). Баскетбольный мяч Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (indoor) и универсальные, т.е. пригодные для использования и в помещениях, и на улице (indoor/outdoor) [5].

Масса мяча 567–650 грамм, окружность 749–780 мм (в играх мужских команд; в играх женских команд используются мячи меньших размеров, и еще меньше – в матчах по мини-баскетболу).

Баскетбольный мяч

Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (indoor) и универсальные, т.е. пригодные для использования и в помещениях, и на улице (indoor/outdoor) [5].

Корзина (металлическое кольцо диаметром 45 см с натянутой на нем сеткой без дна) крепится на высоте 3,05 м на щите, установленном на стойке параллельно лицевым линиям площадки  [5] .

Корзина (металлическое кольцо диаметром 45 см с натянутой на нем сеткой без дна) крепится на высоте 3,05 м на щите, установленном на стойке параллельно лицевым линиям площадки [5] .

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков.  Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды [9] .

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков.

Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды [9] .

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением [9]
  • Мячом играют только руками.
  • Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением.
  • Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением [9]
Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается  ОВЕРТАЙМ - обычно пять минут дополнительного времени, в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча. [9]

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается  ОВЕРТАЙМ - обычно пять минут дополнительного времени, в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча. [9]

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков: 1 очко  — бросок со штрафной линии 2 очка  — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии) 3 очка  — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации) [8].

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко  — бросок со штрафной линии

2 очка  — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)

3 очка  — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации) [8].

4. Основные элементы баскетбола

4. Основные элементы

баскетбола

В современном баскетболе различают следующие игровые амплуа: разыгрывающий   защитник; атакующий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центровой (или центрфорвард)[4,5].

В современном баскетболе различают следующие игровые амплуа: разыгрывающий   защитник; атакующий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центровой (или центрфорвард)[4,5].

В баскетболе различают зонную и личную (персональную) защиту. В первом случае каждый из игроков опекает любого соперника, находящегося в отведенном ему участке (зоне) площадки. При персональной защите каждый баскетболист опекает «своего» игрока [4,5]. Личная защита Зонная защита

В баскетболе различают зонную и личную (персональную) защиту. В первом случае каждый из игроков опекает любого соперника, находящегося в отведенном ему участке (зоне) площадки. При персональной защите каждый баскетболист опекает «своего» игрока [4,5].

Личная защита

Зонная защита

Индивидуальное мастерство игрока складывается из многих компонентов. Дриблинг , т.е. ведение мяча, в том числе и без визуального контроля, что позволяет игроку мгновенно оценивать меняющуюся ситуацию на площадке. Различные  финты , вводящие соперника в заблуждение: обманное движение мячом, руками, ногами, всем телом, поворотом головы, взглядом и проч.  Игра в пас. Особенно ценится так называемый скрытый пас – передача мяча, не глядя на партнера, которому он адресован. Еще один прием из арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины (держа мяч за спиной, игрок перебрасывает его партнеру через голову) [4,5].

Индивидуальное мастерство игрока складывается из многих компонентов.

Дриблинг , т.е. ведение мяча, в том числе и без визуального контроля, что позволяет игроку мгновенно оценивать меняющуюся ситуацию на площадке.

Различные  финты , вводящие соперника в заблуждение: обманное движение мячом, руками, ногами, всем телом, поворотом головы, взглядом и проч.

Игра в пас. Особенно ценится так называемый скрытый пас – передача мяча, не глядя на партнера, которому он адресован. Еще один прием из арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины (держа мяч за спиной, игрок перебрасывает его партнеру через голову) [4,5].

Броски  в баскетболе осуществляются как с места, так и в движении. Существует немало их разновидностей: бросок в прыжке, бросок «крюком» (рука игрока, стоящего боком к корзине соперника, движется по воображаемой дуге), бросок в корзину сверху и др. Наряду с техникой владения мячом в баскетболе чрезвычайно важно умение правильно играть без мяча [4,5].

Броски  в баскетболе осуществляются как с места, так и в движении.

Существует немало их разновидностей: бросок в прыжке, бросок «крюком» (рука игрока, стоящего боком к корзине соперника, движется по воображаемой дуге), бросок в корзину сверху и др.

Наряду с техникой владения мячом в баскетболе чрезвычайно важно умение правильно играть без мяча [4,5].

5. Методики обучения освоению техники выполнения  основных элементов

5. Методики обучения

освоению техники выполнения

основных элементов

Ловля мяча Теоретические предпосылки. Ловля мяча — прием техники, обеспечивающий уверенное овладение мячом. В момент ловли мяча он может находиться над головой, на уровне груди, ниже пояса, отскакивать от площадки или катиться по ней. Ловлю мяча можно осуществлять двумя или одной рукой, стоя на месте, в прыжке или в движении. По направлению к игроку мяч может лететь навстречу, сбоку или сзади-сбоку, т.е. вдогонку (при поступательной передаче) [2].

Ловля мяча

Теоретические предпосылки.

Ловля мяча — прием техники, обеспечивающий уверенное овладение мячом.

В момент ловли мяча он может находиться над головой, на уровне груди, ниже пояса, отскакивать от площадки или катиться по ней. Ловлю мяча можно осуществлять двумя или одной рукой, стоя на месте, в прыжке или в движении. По направлению к игроку мяч может лететь навстречу, сбоку или сзади-сбоку, т.е. вдогонку (при поступательной передаче) [2].

Организационно-методические указания. 1. К обучению ловле мяча переходить после овладения техникой держания мяча. 2. Процесс обучения начинать с ловли мяча, летящего на уровне груди. 3. При использовании индивидуальных упражнений в ловле мяча применять групповой метод организации занимающихся, упражнения с партнером выполнять фронтальным методом в парах, в тройках и т.д. в зависимости от наличия инвентаря и этапа обучения. 4. На этапе совершенствования менять разновидности ловли мяча в сочетании с другими изученными приемами техники игры. 5. При ловле мяча: - смотреть на мяч до момента захвата его пальцами; - тянуться руками навстречу мячу, одновременно совершая вышагивание впередистоящей ногой; - держать кисти на одном уровне, образовывая ими полусферу («воронку»); - адекватно изменять положение кистей в зависимости от направления и траектории полета мяча; - не закрепощать плечевой пояс и руки; [2]

Организационно-методические указания.

1. К обучению ловле мяча переходить после овладения техникой держания мяча.

2. Процесс обучения начинать с ловли мяча, летящего на уровне груди.

3. При использовании индивидуальных упражнений в ловле мяча применять групповой метод организации занимающихся, упражнения с партнером выполнять фронтальным методом в парах, в тройках и т.д. в зависимости от наличия инвентаря и этапа обучения.

4. На этапе совершенствования менять разновидности ловли мяча в сочетании с другими изученными приемами техники игры.

5. При ловле мяча:

- смотреть на мяч до момента захвата его пальцами;

- тянуться руками навстречу мячу, одновременно совершая вышагивание впередистоящей ногой;

- держать кисти на одном уровне, образовывая ими полусферу («воронку»);

- адекватно изменять положение кистей в зависимости от направления и траектории полета мяча;

- не закрепощать плечевой пояс и руки; [2]

Обучение передачам мяча на месте. 1. Объяснение и показ. 2. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и. п. 3. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого. 4. Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену. 5. Передача мяча изучаемым способом в цель — заранее поставленные руки партнера [2].

Обучение передачам мяча на месте.

1. Объяснение и показ.

2. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и. п.

3. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого.

4. Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену.

5. Передача мяча изучаемым способом в цель — заранее поставленные руки партнера [2].

6. То же, что в упр. 2 —5, но с вышагиванием сзадистоящей, но не опорной ногой. 7. Передачи мяча в парах с вышагиванием, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча. 8. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° — ловля мяча от партнера и т.д.). 9. Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе 10. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач [2].

6. То же, что в упр. 2 —5, но с вышагиванием сзадистоящей, но не опорной ногой.

7. Передачи мяча в парах с вышагиванием, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча.

8. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° — ловля мяча от партнера и т.д.).

9. Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе 10. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач [2].

Обучение ведению мяча. 1. Объяснение и показ. 2. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой. 3. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке нападающего на сильно согнутых ногах. 4. Ведение на месте с различной высотой отскока. 5. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой. 6. Ведение на месте с элементами жонглирования [2].

Обучение ведению мяча.

1. Объяснение и показ.

2. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.

3. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке нападающего на сильно согнутых ногах.

4. Ведение на месте с различной высотой отскока.

5. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой.

6. Ведение на месте с элементами жонглирования [2].

Список источников 1. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001. 2. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008. 3.  Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с. 4. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие.  Москва-Смоленск, 2011. 5. Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002. 6. www.fiba.com - Веб-сайт Международной федерации баскетбола 7. www.fibaeurope.com - Веб-сайт Европейской международной федерации баскетбола 8. www.basket.ru - Веб-сайт Российской федерации баскетбола 9. fizkult-ura.ru  - Веб-сайт для учителей физической культуры 4

Список источников

1. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.

2. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008.

3.  Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с.

4. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие.  Москва-Смоленск, 2011.

5. Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002.

6. www.fiba.com - Веб-сайт Международной федерации баскетбола

7. www.fibaeurope.com - Веб-сайт Европейской международной федерации баскетбола

8. www.basket.ru - Веб-сайт Российской федерации баскетбола

9. fizkult-ura.ru  - Веб-сайт для учителей физической культуры

4

Спасибо За внимание!

Спасибо

За

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Азбука баскетбола"

Автор: Яшина Ксения Олеговна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства