Игровые технологии в учебном процессе физического воспитания, как средство формирования учебных универсальных действий, в условиях современной школы
Игровые технологии в учебном процессе физического воспитания, как средство формирования учебных универсальных действий, в условиях современной школы
Презентация позволит провести семинар на данную тему.
Программа семинара.
I Часть. Теория.
Формирование «Универсальных учебных действий»
Докладчик: учитель ФК высшей категории Киселева С.Б.
II Часть. Практическая.
Ознакомление с содержанием игр.
Показ и просмотр подвижных игр.
III Часть. Теория.
«Применение игровых технологий на уроках ФК в начальной школе»
Докладчик: учитель ФК Мажар А.А.
Важнейшей задачей современной системы образования в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в школе является оптимизация личностного и познавательного развития детей на основе формирования универсальных учебных действий (далее – УУД).
Понятие «универсальные учебные действия»
Возникновение понятия УУД связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося В широком смысле термин означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в учебном процессе физического воспитания, как средство формирования учебных универсальных действий, в условиях современной школы»
Практический семинар Игровые технологии в учебном процессе физического воспитания , как средство формирования учебных универсальных действий, в условиях современной школы
МОУ «Средняя школа № 91 Краснооктябрьского района» Волгограда
2015-2016 учебный год
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
I Часть. Теория.
Формирование «Универсальных учебных действий»
Докладчик: учитель ФК высшей категории Киселева С.Б.
II Часть. Практическая.
Ознакомление с содержанием игр.
Показ и просмотр подвижных игр.
III Часть. Теория.
«Применение игровых технологий на уроках ФК в начальной школе»
Докладчик: учитель ФК Мажар А.А.
Важнейшей задачей современной системы образования в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в школе является оптимизация личностного и познавательного развития детей на основеформирования универсальных учебных действий (далее – УУД).
Понятие «универсальные учебные действия»
Возникновение понятия УУД связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности учащегося
В широком смысле терминозначает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
В узком значении термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное :
усвоение новых знаний;
формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий:
I Личностные
обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения)
II Метапредметные
3. коммуникативные
1. регулятивные
2. познавательные
2. Позволяют учащимся самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и извлекать необходимую информацию, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; составлять целое из частей
1. Обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности (планирование последовательности действий по достижению цели; способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий, контроль своих действий, внесение изменений в план и способ действия )
3. Обеспечивают учащимся учитывать позиции др. людей по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного общего образования, вместо простой передачи знаний , умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться .
Результат
успешная личность
УУД
Мотив
Игровая деятельность
Потребность
Двигательная активность
Учитывая естественную потребность детей в двигательной активности и тот факт, что детям всегда присуще желание играть игровая деятельность может выступать как универсальное средство в развития УУД.
Игровая деятельность позволяет:
создать мотивацию в приобретении знаний умений и навыков;
сформировать потребность к систематическим занятиям ФК;
создать предпосылки для развития личности ребенка;
развить двигательные способности;
воспитать нравственные, волевые качества, чувство товарищества и коллективизма.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые позволяют в естественной и непринужденной форме формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока или его части;
как технология внеклассной работы.
Классификация игр
Сложность игр зависит от характера игровых взаимоотношений. Чем элементарнее эти отношения, тем проще содержание игры. Различие в характере этих отношениях позволяет выделить три основные группы игр:
некомандные , в которых нет коллективной цели и каждый действует самостоятельно, независимо от других;
переходные к командным , в которых появляются элементы согласования действия внутри отдельных групп для решения поставленных частных задач;
командные , в которых соревнование проходит между командами и действия отдельных участников подчинены интересам всего коллектива и цель достигается главным образом согласованными действиями всех играющих.
В этой связи начинать обучение целесообразно с простых игр, и с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, переходить к переходным играм и далее к командным играм.
Методика обучения
Методика обучения подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения.
Для качественного овладения комплексом игр, о бучение детей подвижным играм должно представлять собой целостную систему обеспечивающую:
системность применение игр и постепенность их усложнения;
учет возрастных возможностей и подготовленности учеников;
соблюдение принципов «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
После базового варианта игры, учащихся необходимо знакомить с ее вариантами, ставить новые задачи, чтобы игры не потеряли воспитательного значения.
Это достигается с помощью:
введения дополнительных правил и новых построений;
изменения взаимодействий игроков в достижении цели;
увеличения или уменьшения количества водящих, мячей и т. д.
При этом каждая новая игра должна как бы вырастать из игры старой
Особенности применения игр
Дети 1-2х кл. с большим удовольствием играют в не командные игры. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности и элементарные умения (ловля, передачи, броски). Игры больше направлены на развитие воображения, внимания, воспитание инициативности.
Учащимся 3-4х кл. уже доступны игры с элементом соревнования, в которых необходимо проявлять технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействия). Длительность игр и нагрузка в них несколько увеличивается. Более строгим становится судейство.
Игры учащихся 5-6х кл. сокращаясь по количеству, усложняются по содержанию, постепенно приближаясь к спортивным играм.
В 7-8х кл. соревновательная деятельность выходит на первый план. Игры по своему содержанию приближаются к спортивным. Возрастает доля заданий в игровой и в соревновательной форме.
5
Игры в программе ФВ
В настоящее время подвижные игры в примерной Программе нового поколения включены в раздел «Физическое
совершенствование», как одно из средств формирования ЗУНов различных видов спорта.
Практика подтверждает, что при изучении спортивных игр не следует стремиться сразу, обучать учеников двусторонней игре . Всенавыкиспортивных игр должны формироваться в доступной для них игровой форме, в подводящих играх, с применением элементов техники и тактики, в условиях приближенных к соревнованию .
Поэтому авторские программы, опираясь на стандарты нового поколения, рекомендуют применять не только традиционные подвижные игры, но и другие близкие по форме и содержанию игры для:
обеспечения непрерывной преемственности игрового материала;
создания логической цепочки в их изучении;
качественного формирования навыков игровой деятельности, необходимые в спортивных играх.
Памятка
Процесс обучения играм должен носить воспитывающий характер.
Последовательность применения игр должна быть спланирована заранее.
Сложность игры определяется двигательным ее содержанием и отношениями между играющими.
При проявлении у детей интереса к коллективной деятельности переходите к изучению командных игр.
Для прочности усвоения приобретенных ЗУНов систематически включайте игры в урок.
Не включайте в игры технические приемы спортивных игр, которые еще плохо сформированы.
Усложняйте правила игры по мере ее освоения.
Своевременно переходить к разучиванию новых игр.
II Часть семинара
Подвижные игры в учебном процессе физического воспитания школьников
1. Ознакомление с содержанием игр
2. Просмотр подвижных игр
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ 1. « ЛОВЦЫ» 2. «К СВОИМ КАПИТАНАМ» 3. «В СВОЕМ ПЛЕНУ» 4. «ОЧИСТИТЬ ОГОРОД» 5. «ПЕРЕХОДНЫЕ УГОЛКИ»
1. «ЛОВЦЫ» Двигательное содержание передачи и ловля мяча.
Игра проводиться с использованием разметки волейбольной площадки и 2х волейбольных мячей. Состав команд 10 и более игроков.
водящие
Расстановка. Перед игрой «ловцы » 2х команд располагаются в шеренгах за лицевой линией на разных сторонах площадки. Водящие с мячом становятся, напротив своих «ловцов», за 3х м. линией.
л
о
в
ц
ы
л
о
в
ц
ы
Примечание. В игре выбивание соперника не происходит.
В 4-5х кл. можно использовать баскетбольный мяч № 5, в 6-7х кл. - № 6, а так же гандбольные и набивные мячи (7-8 кл.).
Цель: перейти на сторону водящего быстрее соперника за счет ловли мяча после передачи.
ловцы
А
В
Б
водящий
Содержание.А - По сигналу водящий выполняет передачу«ловцам». Мяч, не пойманный «ловцом», возвращается броском водящему для выполнения повторной передачи. Б - «Ловец», поймавший мяч от водящего, становится полевым и переходит с мячом к водящему для выполнения передачи «ловцам». В - Полевой , возвращается обратно к «ловцам», еслиброшенный им мяч не пойман «ловцом».
Игра способствует: закреплению навыков в точности дальних передач и ловли мяча; развитию координационных способностей и быстроты реакции; воспитанию коллективизма.
2. «К СВОИМ КАПИТАНАМ» Двигательное содержание ловля, передачи и перехваты мяча.
Игра проводиться с использованием разметки волейбольной площадки и волейбольного мяча. Состав команд 8 и более игроков.
полевые
Расстановка.Полевые игроки располагаются на разных сторонах между центральной и 3х м. линиями.
Капитаны становятся напротив своих полевых за лицевой линией.
Два игрока ( защитники) на стороне соперника , занимают места между 3х м. и лицевой линиями.
к
к
а
а
п
п
и
и
т
т
а
а
н
н
защитники
защитники
Примечание. В игре выбивание соперника не происходит.
Когда игра хорошо освоена с одним мячом, в нее можно играть 2-3 мячами.
В игре можно использовать баскетбольный мяч, а так же гандбольные и набивные мячи.
Цель: за счет точных передач, при противодействии защитников, перейти на сторону своего капитана.
капитан
защитники
А
Б
полевой
полевой
Содержание.А - После спорного, полевой игрок , овладевший мячом, стараетсяперебросить его своему капитану . Защитники противодействуют передачам , а овладев мячом, перебрасывают его своему капитану или полевым.
Б – Полевой поймавший мяч от капитана , переводитна его сторону и становится тыловым . Тыловой возвращается обратно к полевым игрокам, если его мяч после передачи пойман защитником противоположной команды.
Игра способствует: закреплению навыков передач, ловли и перехвата мяча; развитию координационных способностей и быстроты реакции; воспитанию коллективизма.
3. «В СВОЕМ ПЛЕНУ» Двигательное содержание: ловля, навесные передачи, перехваты и броски мяча в цель в сочетании с перемещениями, остановками и уходом от мяча.
Игра проводиться с использованием волейбольной площадки и волейбольного мяча. Состав команд 8 и более игроков.
капитаны
Расстановка. Перед игрой полевые игроки команд располагаются напротив друг друга за 3х м. линиями.
Капитаны команд становятся на стороне соперника между центральной и 3х м. линиями.
полевые
полевые
Примечание. В игру можно играть 2 мячами, когда хорошо освоены правила игры с одним мячом. В этом случае начальный спорный бросок не производится.
Цель: вывести игроков соперника из игры при противодействии капитана соперника и не оказаться в своем «плену».
плен
капитан
Б
А
полевые
Содержание.А - После спорного полевые , овладев мячом от 3х м. линии, выполняют бросок в соперника или передачу своему капитану , который со своей стороны, пытается выбивать противника. Б - Полевой игрок, в которого попали мячом или поймали его брошенный мяч,уходит в «плен» за лицевую линию на своей стороне. «Пленный» вновь входит в игру и выполняет бросок, если он поймает мяч от капитана . При ловле мяча от соперника, поймавший мяч меняется местами со своим капитаном.
Игра способствует: закреплению навыков перемещения, точности броска, передач и ловли мяча; развитию тактического мышления и координационных способностей; воспитанию коллективизма и взаимовыручки.
4. «ОЧИСТИТЬ ОГОРОД» Двигательное содержание: ловля, передачи, отбивание мяча мячом, броски в цель в сочетании с перемещениями и уходом от мяча.
Игра проводиться с использованием разметки баскетбольной и волейбольной площадки, 2х скамеек и 3х волейбольных мячей. Состав команд 10 и более игроков.
сторожа
Расстановка. Перед игрой три «сторожа» занимают места на стороне соперника , между центральной и 3х м. линиями. Остальные игроки - «зайцы» свободно располагаются на своей стороне - в «огороде», за 3х м. линиями с одним мячом.
зайцы
зайцы
Примечание. Игру можно усложнять за счет запрета «зайцам» на перемещения с мячом, играть 4 мячами, когда хорошо освоены правила игры с 3 мячами.
Цель: выбить игроков соперника на его стороне.
Б
А
В
Содержание.А - После спорного броска «зайцы» начинают перебрасывать мячи своим «сторожам». Б- «Сторожа» выполняют броски от 3х м. линии, пытаясь попасть в «зайцев» соперника. Выбитый «заяц», выходит из игры. В - «Заяц» после ловли мяча от соперника, входит в игру выбитого. Когда у соперника останется три «зайца», «сторожа» для броска подходят к 6 м. линии.
Игра способствует: закреплению навыков защиты мячом, в точности броска, ловли и передачи; развитию тактического мышления, координационных способностей и быстроты реакции; воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
5. «ПЕРЕХОДНЫЕ УГОЛКИ» Двигательное содержание: ловля, передачи и броски мяча в цель в сочетании с перемещениями, остановками и уходом от мяча .
Игра проводится с использованием разметки волейбольной площадки и волейбольного мяча. Состав команд 5 и более игроков.
2
3
1
4
2
1
3
4
4
1
3
2
Расстановка. Перед игрой на каждой стороне площадки в углах размечают 4 станции .
Полевые игроки команд располагаютсяв своем «лагере» между центральной и лицевой баскетбольной линиями.
1
2
4
3
Примечание. В игре попадание мяча в игрока не считается выбиванием.
Количество станций может быть увеличено.
В игру можно играть 2 мячами, когда хорошо освоена игра с одним мячом.
Вместо линий обозначающих сектора можно использовать обруча.
Цель: как можно быстрее выбить игроков соперника на его стороне.
3
2
2
1
3
4
4
3
1
2
Б
А
3
4
Содержание. После спорного, команда, овладевшая мячом, от центральной линии пытается попасть в соперника. Противник старается увернуться или овладеть мячом и выполнить ответный бросок. Игрок, в которого попали мячом, остается в игре, а выполнивший точный бросок, или ловлю мяча переходит в «тыл» соперника. Заняв угол № 1, игрок становится передовым. А - Передовой за свой точный бросок переходит в угол № 2 и т. д .Б- В случае если занятый угол должен занять очередной передовой, все передовые выполняют переход в следующий свободный угол. Если брошенный мяч передовым игроком будет пойман соперником, то он уходит в свой «лагерь». Передовой, вернувшийся в «лагерь», после прохождения всех станций, приносит команде 1 очко.
Игра способствует: закреплению навыков броска, передач и ловли мяча; развитию тактического мышления и быстроты реакции; воспитанию коллективизма.
Спасибо за внимание
Литература
«Подвижные и спортивные игры с мячом»
(Учение с увлечением)
Москва: – Планета, 2015
Рецензия
Методическое пособие является результатом обобщения практического опыта учителей ФК убежденных в великой силе игры, которая помогает в обучении, в формировании УУД, всестороннем развитии и социализации личности ребенка.
В пособии выделены два самостоятельных блока: подвижные игры на уроках ФК и спортивные игры в школе на примере баскетбола, волейбола и футбола. На самом деле это разделение условно, ведь замысел заключается в том что, используя подвижные игры, от простейшей «школы мяча» незаметно перейти к овладению техническими приемами и тактическими взаимодействиями в спортивных играх при помощи игрового и соревновательного метода.
Рецензент:
руководитель учебной практики, доцент кафедры ТиМФВ ВГАФК Л.В.Калинина
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» г. Волгограда
Уважаемые коллеги!
МОУ «Центр развития образования» в марте- апреле 2016 г.
организует курсы повышения квалификации для учителей ФК
по программе:
«Реализация федерального государственного образовательного стандарта в области предмета «Физическая культура»
В результате освоения дополнительной образовательной программы Вы познакомитесь с новыми нормативными документами, регламентирующими учебную и внеурочную деятельность, с новыми образовательными технологиями, способствующими повышению мотивационной и учебно-познавательной деятельности обучающихся, повысите компетенции в формировании УУД учащихся в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Срок обучения 72 часа
Занятия проводятся во второй половине дня.
Возможно проведение курсов по сессиям
март (36 ч.), апрель (36 ч.).
По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Прикомплектования группы с одного района , курсыпроводятсяна базе района.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(285) "«Игровые технологии в учебном процессе физического воспитания, как средство формирования учебных универусальных действий, в условиях современной школы»."
["seo_title"] => string(157) "ighrovyietiekhnologhiivuchiebnomprotsiessiefizichieskoghovospitaniiakaksriedstvoformirovaniiauchiebnykhunivierusalnykhdieistviivusloviiakhsovriemiennoishkoly"
["file_id"] => string(6) "340711"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1472117688"
}
}