Просмотр содержимого документа
«Эффективность оценки на уроках физической культуры»
Эффективность оценки успеваемости учащихся на уроках физической культуры в школе
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45
Калининград
Оценивание учебных достижений учеников на уроках физической культуры может осуществляться по таким видам деятельности:
1. Усвоение техники исполнения физического упражнения.
2. Выполнение учебного норматива (с учетом динамики личного результата).
3. Выполнение учебных заданий во время проведения урока.
4. Усвоение теоретико-методических знаний.
При этом оценка за выполнение норматива не является доминирующей во время осуществления тематического, семестрового или годового оценивания.
Для оценивания развития физических качеств используются учебные нормативы, которые разработаны для каждого года изучения. Контрольные учебные нормативы являются ориентировочными. Порядок их проведения определяет учитель в соответствии с календарно-тематическим планированием.
При составлении учебного норматива по его показателям определяют уровень достижений (начальный, средний, достаточный, высокий), а затем по техническим показателям выполнения двигательного действия и теоретическим знаниям выставляют оценку в баллах.
Оценивая учебные нормативы по физической подготовленности, нужно придерживаться таких требований:
1. Учебные нормативы сдают ученики основной медицинской группы, которые на момент принятия норматива не жалуются на плохое самочувствие и состояние здоровья.
2. Каждому зачетному упражнению предшествует специальная физическая подготовка (не меньше как на двух занятиях).
3. Перед составлением норматива учитель проводит разминку, а после - восстановительные упражнения.
4. Ученики имеют возможность пересдать норматив на определенном учителем занятии.
5. Учитель обязан обеспечить безусловное соблюдение правил и выполнения требований техники безопасности во время сдачи нормативов.
При оценивании учебных достижений по физической культуре также учитываются: личные достижения школьников на протяжении учебного года; степень активности учеников на уроках; привлечение учеников к занятиям физической культурой во внеурочное время; участие в спортивных соревнованиях всех уровней. На основе этих показателей учителя могут применять разнообразные системы начисления «бонусных» баллов. Например, если ученик (ученица) выполни(л/ла) зачетное упражнение на определенный уровень, но при этом его (ее) личный результат выполнения этого упражнения улучшился в сравнении с предыдущим показателем, учитель может выставить оценку на 1-2 балла выше той, которая предусматривается учебными нормативами.
Методика оценки успеваемости учащихся на уроках физической культуры в школе (показатели, подлежащие оценке, методика тестирования, нормативы для оценки)
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.
Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используются для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
В I и II классах система контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без использования цифровых отметок. Начиная с 3-го года обучения, оценка результатов учебной деятельности сопровождается выставлением отметки по десятибалльной шкале. В III-IVклассах учитель оценивает учащихся текущими отметками на уроках физической культуры:
Знания: а) общие теоретические сведения о медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных и народных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий.
Умения и навыки: контроль результатов освоения учащимися техники физических упражнений (комплексов). Отметка может выставляться как за законченное движение (итоговая отметка), так и за отдельные его элементы (текущая отметка).
Домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера.
Прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных занятий.
Итоговые четвертные отметки должны учитывать все вышеперечисленные стороны деятельности учащихся. Причём ни одна из них не должна превалировать над другими.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагается состав тестов и нормативные требования к ним. Они определяются исходя из следующих требований:
Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как известно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следовательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех перечисленных двигательных качеств.
Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать именно то качество, которое измеряется. При этом на достижение результата тестирования не должны оказывать существенного влияния сопутствующие для тестирования факторы.
Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.
Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов (число и состав системы тестов может варьировать в зависимости от возраста занимающихся, что определено программой по физическому воспитанию школьников и ее нормативными требованиями):
челночный бег 4х 9 м - тест характеризует ловкость и быстроту: ловкость проявляется при поворотах, быстрота проявляется в скорости перемещения;
прыжок в длину с места - тест характеризует скоростно-силову подготовленность;