Данная программа предполагает обучение учащихся подвижным играм, она позволит детям познакомиться с русскими народными играми, играми народов Сибири и Дальнего востока, якутскими народными играми, чукотским играм. Ведущими организационными формами обучения являются занятия и соревнования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Народные забавы" по ФГОС»
1. Пояснительная записка
(с 1 по 6 класс)
Нормативно– правовое обеспечение
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования
ООП МБОУ «Солнечная СОШ»
Авторская программа по курсу «Народные забавы», программа составлена Хоружевой И. А.
Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности.
Общая
характеристика курса
Образовательная область курса «Физическая культура»
Функции:
- образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;
- креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
В специфике курса общеобразовательного учреждения внеучебная деятельность даёт ребёнку реальную возможность выбрать свой индивидуальный путь. Получение ребёнком такой возможности означает его «включение» в занятия по интересам, создание условий для личностных достижений, успехов в соответствии со способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Целью является: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи курса:
Научить детей играть активно и самостоятельно;
Вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
Способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
2. Общая характеристика курса
Данная программа предполагает обучение учащихся подвижным играм, она позволит детям познакомиться с русскими народными играми, играми народов Сибири и Дальнего востока, якутскими народными играми, чукотским играм. Ведущими организационными формами обучения являются занятия и соревнования.
Изучая народные подвижные игры, важно создать оптимальные условия, используя разнообразные методы обучения, работать гибко и разнообразно.
Занятия проводятся три раза в неделю.
Методы обучения, используемые в программе: словестный, наглядный, практический, игровой, проблемный.
Из словестных методов используются микробеседа, рассказ, объяснение. Этот метод важен всякий раз при изучении новой игры, будь то просто подвижная игра, или же игра какого-либо народа.
Наглядные методы обучения, заключающиеся в показе учителем и самими учащимися упражнений, правил игр и т.п.. Таким образом благодаря этому методу на каждом занятии учащиеся совершенствуют двигательные умения и навыки, получая готовые знания в процессе наблюдения и анализа игровых ситуаций.
Из практических методов физического воспитания в занятиях широко применяется игровой метод, так как является наиболее эффективным в процессе обучения и воспитания (в отличие от соревновательного, он всегда имеет сюжетное содержание).
Проблемный метод в занятиях используется в виде наблюдения, как самостоятельно, так и под руководством педагога, что способствует привлечению учащихся к анализу различных игровых ситуаций, давая детям решать игровые проблемы самостоятельно.
Данная программа предполагает ведение занятий на основе таких форм обучения, как фронтальная, индивидуальная, групповая.
Фронтальная форма обучения позволяет достичь высокого тренировочного эффекта, который наиболее эффективен при выполнении комплекса общеразвивающих упражнений и при изучении игровых правил.
Используя групповую форму обучения, учитель добивается дозирования нагрузки, а также необходимой активности учащихся.
Применение индивидуального обучения необходимо в народных играх, например, когда один или несколько учеников (водящие) получают персональные задания, которые должны тут же выполнять самостоятельно.
3. Место курса.
Программа курса рассчитана на 102 часа. Периодичность занятий 3 раза в неделю.
Классы
Количество аудиторных учебных часов
Количество внеаудиторных учебных часов
1-2
21
13
3-4
21
13
5-6
21
13
Всего
63
39
4. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
2. овладение навыками адаптации в динамично развивающемся мире.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
1. формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;
2. формирование знаний о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
3. формирование знаний о нормах отношения к природе.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в спортивном зале.
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 1). Работа с учебной карточкой «Значение подвижных и спортивных игр».
Подвижные игры: «Два мороза», «К своим флажкам», «Зайцы в огороде», «Салки с мячом», «Волк во рву», «Хвостики», «Догони и коснись», «Невод», «Кто быстрее».
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 2). Работа с учебной карточкой «Физические качества человека».
Подвижные игры: «Рыбка», «Быстрые пальцы», «Неуловимый шнур», «Горячий хлеб», «Рапиристы», «Мотальщики катушек», «Веревочка под ногами», «Попади в мишень».
1. Выполнять комплекс общеразвивающих упражнений самостоятельно;
2. Играть в указанные подвижные игры.
3.Всестороннее развитие физических качеств.
4.Укрепление здоровья.
2. Народные игры
Русские народные игры.
Игры по выбору обучающихся.
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 3).
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Кот и мышь», «Горелки», «Заря», «Земля-вода-небо», «Золотые ворота», «Капканчики», «Коршун», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Малечина-калечина», «Молчанка», «Обыкновенные жмурки», «Палочка выручалочка», «Посигутки», «Птицелов», «Стадо».
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 4).
Подвижные игры по выбору обучающихся.
1. Выполнять комплекс общеразвивающих упражнений № 3,
№ 4 самостоятельно;
2. Играть в русские народные игры.
3. Играть в популярные игры своей школы.
3-4 класс
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты
1. Подвижные игры
Подвижные игры с бегом, прыжками и метанием.
Подвижные игры с предметами.
Подвижные игры с элементами волейбола, баскетбола и футбола.
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в спортивном зале.
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 1). Работа с учебной карточкой «Значение подвижных и спортивных игр».
Подвижные игры: «Два мороза», «К своим флажкам», «Зайцы в огороде», «Салки с мячом», «Волк во рву», «Хвостики», «Догони и коснись», «Невод», «Кто быстрее».
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 2). Работа с учебной карточкой «Физические качества человека».
Подвижные игры: «Рыбка», «Быстрые пальцы», «Неуловимый шнур», «Горячий хлеб», «Рапиристы», «Мотальщики катушек», «Веревочка под ногами», «Попади в мишень».
Работа с учебной карточкой «Что за игра футбол?». Работа с учебной карточкой «Что за игра баскетбол?». Работа с учебной карточкой «Что за игра баскетбол?».
Подвижные игры: «Слепой футболист», «Отбери мяч», «Передача мячей в колоннах», «Вызов номеров», «Попади в обруч», «Самый точный», «Пятнашки ногами», «Кто быстрее», «Попади в кольцо», «Точный бросок», «Быстро и точно», «Мяч по кругу».
1. Выполнять комплекс общеразвивающих упражнений № 1, № 2 самостоятельно;
2. Играть в указанные подвижные игры.
3.Всестороннее развитие физических качеств.
4.Укрепление здоровья.
5. Владеть мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе подвижных игр;
6. Выполнять повороты в движении и на месте.
2. Народные игры
Русские народные игры.
Игры по выбору обучающихся.
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 3).
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Кот и мышь», «Горелки», «Заря», «Земля-вода-небо», «Золотые ворота», «Капканчики», «Коршун», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Малечина-калечина», «Молчанка», «Обыкновенные жмурки», «Палочка выручалочка», «Посигутки», «Птицелов», «Стадо».
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 4).
Подвижные игры по выбору обучающихся.
1. Выполнять комплекс общеразвивающих упражнений № 3,
№ 4 самостоятельно;
2. Играть в русские народные игры.
3. Играть в популярные игры своей школы.
5-6 класс
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты
1. Подвижные игры
Подвижные игры с бегом, прыжками и метанием.
Подвижные игры с предметами.
Подвижные игры с элементами волейбола, баскетбола и футбола.
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в спортивном зале.
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 1). Работа с учебной карточкой «Значение подвижных и спортивных игр».
Подвижные игры: «Два мороза», «К своим флажкам», «Зайцы в огороде», «Салки с мячом», «Волк во рву».
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 2). Работа с учебной карточкой «Физические качества человека».
Работа с учебной карточкой «Что за игра футбол?». Работа с учебной карточкой «Что за игра баскетбол?». Работа с учебной карточкой «Что за игра баскетбол?».
Подвижные игры: «Слепой футболист», «Отбери мяч», «Передача мячей в колоннах», «Вызов номеров», «Попади в обруч», «Самый точный», «Пятнашки ногами», «Кто быстрее», «Попади в кольцо», «Точный бросок», «Быстро и точно», «Мяч по кругу».
1. Выполнять комплекс общеразвивающих упражнений № 1, № 2 самостоятельно;
2. Играть в указанные подвижные игры.
3.Всестороннее развитие физических качеств.
4.Укрепление здоровья.
5. Владеть мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе подвижных игр;
6. Выполнять повороты в движении и на месте.
2. Народные игры
Русские народные игры.
Игры по выбору обучающихся.
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 3).
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Кот и мышь», «Горелки», «Заря», «Земля-вода-небо», «Золотые ворота», «Капканчики», «Коршун», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Малечина-калечина», «Молчанка», «Обыкновенные жмурки», «Палочка выручалочка», «Посигутки».
Общеразвивающие упражнения (комплекс № 4).
Подвижные игры по выбору обучающихся.
1. Выполнять комплекс общеразвивающих упражнений № 3,
№ 4 самостоятельно;
2. Играть в русские народные игры.
3. Играть в популярные игры своей школы.
7. Учебно-методическое обеспечение программы
№ п/п
Наименования объектов учебно-методического обеспечения
Количество
1. Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
демонстрационный
2. Нормативные документы
Примерная программа по внеурочной деятельности.
демонстрационный
8. Материально- техническое обеспечение программы
№
п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
Мат гимнастический
10
2
Мат гимнастический
1
3
Мат спортивный
1
4
Мяч волейбольный
6
5
Мяч баскетбольный
6
6
Мяч футбольный
4
7
Перекладина
1
8
Скакалка
15
9
Спортивный инвентарь
1
10
Стол теннисный
1
9. Система оценки планируемых результатов
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности.
1. Исходное положение (и. п.) – руки на голову, локти свести . 1 – 2 – медленно поднимаясь на носки, руки вверх – наружу («цветок расцвел»), «понюхать цветок» – вдох. 3 – 4 – вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 4 – 6 раз. 2. И. п. – глубокий присед. 1 – 2 – медленно выпрямиться повыше, руки вверх – вдох, 3 – 4 – вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 6 – 8 раз. 3. И. п.— ноги врозь, руки на пояс. 1 – 2 – наклон влево. 3 – 4 – то же вправо (при этом воспроизводить шум качающихся от ветра деревьев). Повторить 4 - 5 раз в каждую сторону. 4. И. п. – ноги врозь, руки в стороны. 1 – 2 – медленно с силой согнуть руки в локтях, показать свои мышцы. 3 – 4 – вернуться в исходное положение. Повторить 6 – 8 раз, постепенно ускоряя темп. 5. И. п. – правую ногу отвести назад, руки согнуть. 1 – 2 – «ударить мяч правой», приставить правую, левую назад. То же левой, повторить 3 – 5 раз каждой ногой. 6. И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Прыжком менять положение ног. Дыхание свободное. Повторять в течение 20 - 30 с. Закончить ходьбой на месте. 7. И. п. – основная стойка (о. с.). 1 – 2 – 3 – поднять руки вверх, помахивание кистями – вдох. 4 – опустить (уронить) руки вниз – выдох. Повторить 4 - 5 раз.
Комплекс ОРУ№ 2
1. И.п. – о.с., руки перед грудью. 1 – дугами книзу руки в стороны; 2 – и.п.; 3 – дугами руки вверх; 4 – и.п. 2. И.п. – о.с., руки перед грудью. 1 – мах правой ногой в сторону; 2 – выпад правой и наклон, руки вперед собой – правая сверху; 3 – то же, что и на счет 1; 4– то же левой ногой. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1 – 3 – пружинящие наклоны; касаясь руками пола; 4 – и.п. 4. И.п. – о.с., руки перед грудью 1 – правую начал на носок, руки в стороны; 2 – мах правой вперед, руки вперед и хлопок под ногой; 3 – правую начал па носок, руки в стропы; 4 – и.п., 5 – 8 – то же с другой ноги. 5. И.п. – о.с. 1 – упор присев; 2 – упор лежа; 3 – согнуть руки; 4 – и.п. 6. И.п. – упор стоя на коленях. 1 – 3 – три маха привой; 4– и.п.; 5 –8 левой ногой. 7. И.п. – упор стоя на коленях. 1 – сгибая руки, правую назад; 2 – и.п.; 3 – 4 то же с левой ноги ; 5 – 7–упор лежа согнувшись; 6 – и.п.; 7 – упор лежа согнувшись; 8 – и.п. 8. И.п.– о.с. 1 – прыжок на месте, левую ни пояс; 2 – то же. правую на пояс; 3 – то же, левую к плечу; 4 – то же, правую к плечу; 5 – то же, левую вверх; 6 – то же, правую вверх; 7 –8– два прыжка на месте с двумя хлопками над головой; 9– 14 – прыжки на месте движениями рук в обратной последовательное; 15–16 – два хлопка спереди.
Комплекс ОРУ№ 3
1. И. п. – о. с. 1 – шаг вправо в стойку ноги врозь, руки к плечам, кисти в кулаки. 2 – 3 – подняться на носки, руки вверх – вдох. 4 – приставляя правую, вернуться в исходное положение – выдох. 5 – 8 – то же, отставляя левую ногу. Повторить 6 – 8 раз. 2. И. п. – о. с., руки на пояс. 1 – 2 – отставляя назад правую ногу, медленно опуститься на правое колено, руки в стороны ладонями вверх, прогнуться в пояснице – вдох. 3 – 4 – вернуться в исходное положение – выдох. 5 – 8 – то же с другой ногой. Повторить 8 - 10 раз. 3. И. п. – ноги врозь. 1 – руки в стороны ладонями вверх, слегка прогнуться. 2 – 3 – руки за голову, наклониться вперед, спина слегка прямая, смотреть вперед – выдох. 4 – и. п. – вдох. Повторить 8 - 10 раз. 4. И. п. – ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклониться влево, правую руку вверх. 2 – 3 – два пружинящих наклона влево – выдох. 4 – и. п. – вдох. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз в каждую сторону. 5. И. п. – о. с., руки к плечам. 1 – 4 – круги руками вперед. 5 – 8 – то же назад. Повторить 3 - 5 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное. 6. И. п. – наклон вперед в стойке ноги врозь, руки в стороны. 1 – поворот туловища влево. 2 – поворот туловища вправо («пропеллер»). Повторить 6 - 7 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное. 7. И. п. – ноги врозь, руки вперед – наружу ладонями вниз. 1 – мах правой ногой к левой руке – выдох. 2 – и. п. – вдох. 3 – 4 – то же левой ногой. Повторить 8 – 10 раз. 8. И. п. – о. с., руки на пояс (прыжки). 1 – прыжком ноги врозь. 2 – прыжком скрестив ноги. Проделать 30 - 40 прыжков, перейти на ходьбу. Дыхание произвольное.
Комплекс ОРУ№ 4
1. И. п. – основная стойка (о. с.). 1 – 2 – подняться на носки, руки через стороны – вверх, потянуться – вдох. 3 – 4 – вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 4 - 5 раз. 2. И. п. – о. с. 1 – 2 – медленно присесть, руки вперед – вдох, 3 – 4 – вернуться в исходное положение – вдох. Повторить 6 - 8 раз. 3. И. п. – ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклониться вперед, правой рукой коснуться левого носка (ноги не сгибать!) – выдох. 2 – вернуться в исходное положение – вдох. То же коснуться левой рукой правого носка. Повторить 4 - 5 раз в каждую сторону. 4. И. п. – о. с. 1 – правую ногу в сторону на носок, руки за голову. 2 – 3 – два пружинящих наклона вправо – вдох. 4 – вернуться в исходное положение – выдох. То же влево. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. 5. И. п. – о. с., руки в стороны. 1 – Согнуть правую ногу, обхватить колено обеими руками, прижать его к груди (туловище не наклонять!) – выдох. 2 – вернуться в исходное положение – вдох. То же с другой ноги. Повторить 4 - 6 раз каждой ногой. 6. И. п. – ноги врозь, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки. 1 – быстрый поворот туловища вправо, резко выпрямить правую руку вперед – выдох. 2 – вернуться в исходное положение – вдох. То же влево. Повторить 6 - 8 раз в каждую сторону. 7. И. п. – руки на пояс. Прыжки ноги врозь, ноги вместе (30 - 40 с). Ходьба на месте. 8. И. п. – ноги врозь.
Приложение 2
Учебная карточка
«Значение подвижных и спортивных игр»
Ты и твои друзья, конечно, любите бегать, прыгать, метать мячи и т.п. Но ещё интереснее делать это в игре, соревнуясь.
Подвижные игры помогут тебе развить ловкость, меткость, быстроту, выносливость. В играх не обойтись без смекалки, находчивости, умения быстро ориентироваться и выбирать правильное решение.
Не меньшая польза подвижных и спортивных игр и в том, что они позволяют ребятам лучше узнать друг друга, воспитывают честность, взаимовыручку, терпение, дисциплину.
Приложение 3
Учебная карточка
«Физические качества человека»
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА– ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Из них выделяют такие:
Сила– способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Быстрота– способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью.
Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.
Выносливость– это способность выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая эффективности.
Ловкость– это способность человека быстро, целенаправленно и творчески решать в неожиданно.
Приложение 4
Учебная карточка
«Что за игра футбол?»
Футбол (англ. Football, «ножной мяч») – командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) наибольшее количество раз. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
Датой рождения футбола считается 1863 год, когда была организована первая Ассоциация футбола и записаны правила, похожие на современные.
Отдельная футбольная игра называется – матч, который состоит из двух таймов по 45 минут. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут, в течение которой команды отдыхают, а по её окончании меняются воротами.
В футбол играют на поле две команды: в каждой от 7 до 11 человек.
Цель игры – забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов.
В случае, если в течение двух таймов команды забили одинаковое количество голов, то или фиксируется ничья, или может быть назначено дополнительное время – ещё два тайма по 15 минут каждый.
Приложение 5
Учебная карточка «Что такое баскетбол?»
Баскетбол - командная игра, суть которой сводится к забрасыванию мяча в корзину, была придумана в 1891 году Джеймсом Найсмитом. В США, штат Массачусетс.
В настоящее время баскетбольный матч состоит из четырех таймов по 10 минут. Перерывы между первым и вторым, третьим и четвертым таймами длятся по 2 минуты, перерыв между вторым и третьим таймом – 15 минут. Считается только чистое игровое время, после каждого свистка судьи оно останавливается, и отсчет продолжается только после того, как судья даст соответствующую команду.
Сейчас существует более двухсот правил, которые определяют буквально каждое действие игроков.
Во время игры баскетболист не может бегать с мячом в руках, он должен ударять его о пол («вести мяч»). После ведения мяча он может взять его в руки и сделать только два шага, а потом должен бросить его в корзину или отдать партнеру. Если он сделает третий шаг, то это будет считаться пробежкой и мяч перейдет другой команде. Если он решит продолжить движение с мячом, ударяя его об пол, то это будет считаться двойным ведением и мяч перейдет к противникам. Игрок может остановиться, а потом продолжить движение с мячом только в том случае, если он постоянно постукивает мячом по полу. Мяч можно вести поочередно: то - одной, то - другой рукой, но не двумя руками сразу.