РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ритмике в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ритмике в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Преподавание ритмики в классах с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении VII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ритмике в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ритмике в 1(дополнительном) классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание ритмики в классах с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении VII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Данная рабочая программа по предмету «Ритмика» для 1-4 классов С(К)К разработана в соответствии федерального компонента государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 №1089) . Составлена основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида- начальные классы 1-4, автор Н.А Цыпина, Москва, «Парадигма» 2010г.
В соответствии с базисным учебным планом на занятие физической культурой отводится в 1классе 1 час в неделю всего 33 часа в год..
Характерные для детей с задержкой психического особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.
Цель – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей посредством коррекции психических и физических недостатков, развития творческой самостоятельности через освоения двигательной деятельности.
Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:
овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая гимнастика, танец, пластика);
усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);
овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, танцевальных упражнений;
формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
приобщение к музыке, восприятие, различие и понимание специфических средств музыкального «языка»: высота звука, динамика, темп;
усвоение несложных музыкальных форм, развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;
развитие мышления, творческого воображения и памяти;
эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника.
Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание обучения.
Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:
коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;
развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
развитие мелкой моторики;
развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
развитие внимания;
формирование положительной мотивации.
Ценностные ориентиры содержания курса «Ритмика».
В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к двигательной деятельности. Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические качества, осваивать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты.
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты.
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движении;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций;
научатся управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками, владеть культурой общения, быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность.
Предметные результаты
умение под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
умение ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности.
технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки);
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из четырех разделов: «Основы знаний по ритмике», «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Импровизация движений на музыкальные темы под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определён их объём, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по четырем разделам программы в изложенной последовательности. Часы отведенные на тему «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» распределены на другие разделы.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО РИТМИКЕ
Содержание раздела «Знания о ритмики» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека:охрана труда на уроках ритмики; знание музыкальной терминологии «тихо», «громко», « высоко», «низко»;знакомство с музыкальным произведением, его характером (бодрый, веселый, печальный, грустный);знакомство с темпами музыки и движения (быстро, медленно, умеренно); простые танцевальные шаги (мягкий, галоп приставной, переменный).
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Они включают гимастическую ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка. Так же в этот раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации: шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, строятся на чередовании различных музыкальных сигналов: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий» шаг); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или поскоки); различные по высоте тона (движения в противоположных направлениях). При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции. В работе полезно использовать мячи, шары, флажки, гимнастическую скамью, шведскую стенку.
ИМПРОВИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
ПОД МУЗЫКУ
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Для успешной работы чрезвычайно важно выполнять такие подражательные движения, как например «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» или проводить различные подвижные игры под музыку, музыкальные игры с предметами, игры с пением или речевым сопровождением.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
НАРОДНЫЕ ПЛЯСКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети учатся различать разнохарактерные части музыкального произведения передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Обучению детей с танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания этого раздела носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должнызнать:
названия классических движений;
первичные сведения об искусстве хореографии.
позиции рук и ног
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки;
бережно относиться к звучащим музыкальным инструментам и аппаратуре, к костюмам, реквизиту.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РИТМИКЕ В 1(дополнительном) КЛАССЕ ОВЗ
№ п\п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
общее
По учебным четвертям
I
II
III
IV
1.
Основы знаний о ритмике
3
1
1
1
-
2.
Упражнения на ориентировку в пространстве
в процессе урока
3.
Ритмико-гимнастические упражнения
7
6
-
-
-
4.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
5
-
2
2
-
5.
Народные пляски и современные танцевальные движения
18
-
3
6
9
Итого
33
8
7
9
9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ(в процессе урока)
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с отображением длительности нот.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъёме, отведение стопы наружу и приведение её внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперёд в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрёстное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону; правой руки – вперёд, левой – вверх. Выставление левой ноги вперёд, правой руки – перед собой; правой ноги в сторону – левой руки - в сторону и т.д. изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Упражнения на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперёд, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Ритмические комбинации
Отрабатываются разновидности шагов
1. Комбинация «Гуси»:
- шаги на месте;
- шаги с остановкой на каблук;
- шаги по точкам (I, III, V, VII);
- приставные шаги.
Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».
2. Комбинация «Слоник»:
- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;
- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;
- пружинка на месте, в стороны;
- пружинка назад;
- колено, локоть;
- прыжки.
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
3. Комбинация «Ладошки»
Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы
ИМПРОВИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (лёгкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; лёгкое, игривое подпрыгивание – тяжёлым, комичным и т.д.). выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определённым эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Комбинация «Стирка»
Имитируется процесс стирки белья.
- два шага вправо, два шага влево, стираем;
- полощем;
- выжимаем;
- развешиваем;
- устали.
НАРОДНЫЕ ПЛЯСКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лёгкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочерёдно, выставление с ноги на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение,1984.
Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.
Тематическое планирование уроков по ритмике для 1 класса
№
п/п
Содержание
Домашнее задание
Кол-во
час.
I четверть
8
I
О с н о в ы з н а н и й ( 2ч.)
Повторить
2
1.
Тема: Теоретические сведения по ритмике. Охрана труда на уроках ритмики.
правила
1
Цель: Сообщение сведений о ритмике.
поведения
2.
Тема: Музыкальное произведение, его характер (бодрый, веселый,
1
печальный, грустный).
Цель: Ознакомление с музыкальными произведениями и их характер.
II
Р и т м и к о - г и м н а с т и ч е с к и е у п р а ж н е н и я ( 6ч.).
6
1.
Тема: Основные движения под музыку (бег, прыжки, ходьба).
Повторить
2
Цель: Формирование умения двигаться под музыку.
движения.
2.
Тема: Определение начала и окончание движения одновременно
2
с началом и окончанием музыкальной фразы.
Цель: Формирование умения определять начало и окончание движен.
3.
Тема: Передача в движении характера музыки, темпа, силы
Повторить
2
звучания строевым, мягким шагом, ходьбой на пятках, носках.
передачу
Цель: Формирование умения передавать характер музыки.
темпа муз.
IIчетверть
7
I
О с н о в ы з н а н и й ( 2ч.)
2
1.
Тема: Темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно).
Повторить
1
Цель: Формирование умения различать темпы музыки и движения.