Специфические средства воздействия на учащихся,свойственные ритмике,способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития,общей и речевой моторике,воспитанию положительных качеств личности,эстетическому воспитанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ритмике для детей с ОВЗ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
УТВЕРЖДЕНА «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании директор МАОУ СОШ № 22
методического совета _________________И.Е Васильева
протокол от 31.08.2019г. № 1 приказ от ______2019г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ритмике
Класс: 1
Учитель Захарова Ю.А.
Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
Починки 2016 год
Пояснительная записка
Программа создана на основе:
- Примерной адаптированной основной программе общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Рабочая программа по ритмике составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 1-4 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой.- Москва «Просвещение», 2010 (раздел «Ритмика» автор: А.А.Айдарбекова)
Цель программы:
Формирование музыкально - двигательных навыков. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи программы.
Образовательные:
учить основам музыкального движения;
формировать умение создавать образ персонажа по поставленным задачам;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и самостоятельного выражения их под музыку.
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
Коррекционно-развивающие:
развивать у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
воспитывать умения эмоционального выражения раскрепощенности и творчества в движениях.
2 Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, урок-викторина, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, уроки -путешествия
урок -зачет
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Ритмика » входит в образовательную область «Коррекционная подготовка» учебного плана МКОУ «Починковской школы – интерната » .
Рабочая программа рассчитана :
в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа, оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
5. Результаты освоения учебного предмета.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, входить в зал организованно под музыку, занимать правильное исходное положение;
ходить свободным естественным шагом;
ходить и бегать по кругу;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять игровые и плясовые движения после показа учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитие двигательной активности;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
осознавать роль танца в жизни ;
Развитие танцевальных навыков
Метапредметные
Познавательные
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
6.Содержание учебного предмета, курса
1 класс
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
· Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
· Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
· Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
Темы программного материала
Количество часов
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
7
2
Ритмико- гимнастические упражнения.
5
3
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
8
4.
Игры под музыку.
5
5.
Танцевальные упражнения.
8
Всего
33
Тема
Виды основных учебной деятельности обучающихся
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба и бег
Ориентировка в пространстве
Работа над качеством выполнения упражнений
Перестроение в круг из шеренги, цепочки.
Активизация внимания
Слушание объяснений учителя
Участие в совместных играх
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Выполнение общеразвивающих упражнений, упражнений на координацию движений,на расслабление мышц.
. Участие в совместной творческой деятельности
Работа над качеством выполнения упражнений
Активизация внимания
Слушание объяснений учителя
Участие в совместных играх
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, Выразительно-эмоциональное исполнение мелодий с простейшими элементами динамических оттенков.
Участие в совместной творческой деятельности
Игра на музыкальных инструментах
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки
Выполнение имитационных упражнений и игр,
Работа над качеством выполнения упражнений
Активизация внимания
Слушание объяснений учителя
Участие в совместных играх
Участие в совместной творческой деятельности
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями
Работа над качеством выполнения упражнений
Активизация внимания
Слушание объяснений учителя
Участие в танцах
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Дата проведения
Разделы и темы уроков
Кол-во часов
Планируемые результаты
Плани-руемая
Факти-ческая
I четверть
9.
1.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Построение. Правильное исходное положение.
1
Уметь чётко, организованно перестраиваться.
2.
Ритмико-гимнастические упражнения
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами.
1
Уметь сочетать движения рук, ног.
3-4.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Исполнение различных ритмов на детском пианино.
2
Уметь выполнять несложные упражнения..
5-6.
Игры под музыку.
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамики.
2
Уметь самостоятельно сменять движения в соответствии со сменой частей ,музыкальных фраз.
7.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия.
1
Уметь различать основные характерные движения.
8-9.
Танцевальные упражнения.
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.
2
Уметь выполнять бодрый, топающий, спокойный шаг.
2 четверть.
7.
1.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Перестроение в круг из шеренги в цепочки.
1
Уметь перестраиваться из шеренги в цепочки.
2
Ритмико-гимнастические упражнения.
Упражнения на координацию движений.
1
Уметь координировать движения.
3-4.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Отстукивание простых ритмичных рисунков на барабане.
2
Уметь выполнять упражнения под музыку с постепенным ускорением.
5.
Игры под музыку.
Выполнение имитационных упражнений и игр.
1
Уметь быстро реагировать на приказ музыки.
6-7.
Танцевальные упражнения.
Подружились. Музыка Т.Вилькорейской.
2
Уметь танцевать детский танец.
3 четверть.
9.
1-2.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Ходьба и бег в различном направлении.
2
Уметь сохранять правильную дистанцию.
3.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Упражнения на расслабление мышц.
1
Знать несколько основных упражнений на расслабление.
4-5.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Исполнение различных ритмов на духовой гармонике.
2
Уметь сопровождать игру пением.
6-7.
Игры под музыку.
Игры с пением , речевым сопровождением.
2
Уметь сопровождать игру пением.
Уметь исполнять характерные движения танца.
8,9.
Танцевальные упражнения.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
2
Уметь выполнять более сложные упражнения.
Уметь исполнять характерные движения танца.
4 четверть.
8.
1-2.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Упражнения с предметами.
2
Уметь самостоятельно выполнять несколько упражнений с предметами.
3-4.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Упражнение на координацию движений, расслабление мышц.
2
Уметь быстро и чётко реагировать на приказ музыки.
5.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Упражнения на пианино, барабане, духовой гармонике.
Уметь выполнять несложные ритмы.
6
Танцевальные упражнения.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
1
Уметь выполнять игровые и плясовые движения.
7-8.
Игры под музыку. Имитационные упражнения и игры построенные на подражательных образах. (зверей, птиц, человека).
2
Уметь выполнять имитационные упражнения и подражательные игры.
Общее количество учебных часов - 33 ч
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
музыкальные инструменты;
технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка)
музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, компактдиски, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, методическая литература).
Информационное обеспечение образовательного процесса