РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модуль «Популярные детские подвижные игры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модуль «Популярные детские подвижные игры»
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Введение модуля по физической культуре в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Модульный урок по физической культуре включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Программа рассчитана: 2 классы – 9 часов (1 четверть).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модуль «Популярные детские подвижные игры»»
Составитель
Копылов А.И.
МКОУ СОШ №25
с УИОП
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуль «Популярные детские
подвижные игры»
(2 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образования по физической культуре с учётом введения модуля определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Программа модульного урока по физической культуре для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (далее – программа) разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету. При её составлении учитывалась главная цель развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и отвечающей потребностям современного общества.
Цель программы – формирование разносторонне и гармонически физически развитой личности, способной совершенствовать свойственные каждому человеку физические способности в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, а также активно использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни и укреплении собственного здоровья.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:
Укрепление физического здоровья, развитие основных физических качеств, закаливание организма.
Освоение знаний о физической культуре и спорте и их роли в формировании здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни.
Формирование у обучающихся заинтересованности в уроке физической культуры, желания у «сидящего ученика» подняться со скамейки.
Развитие у обучающихся способностей коллективного взаимодействия с другими обучающимися, а также общения с природой в процессе занятий физической культурой.
Формирование умения развивать свою личность в культурном плане путём приобретения знаний относительно национальных и местных традиций.
.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Изучение предмета «Физическая культура» должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области. Также физическая культура обеспечивает развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
Человек создан для того, чтобы двигаться. Физическая культура должна заставить «сидящего ученика» почувствовать радость от сбрасывания с себя привычных ролей и выхода из рутинного существования, ощутить состояние активности в процессе раскрытия своих внутренних способностей в результате физического напряжения или занятия спортом. Вместе с этим обучение должно способствовать ощущению радости от физической активности и величия природы, от сознания того, что человек живет в красивой стране, от очертаний ландшафта и смены времени года, а также определения своих возможностей.
Очень важно и то, что обучающиеся в процессе обучения приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе хорошее здоровье. Воспитывая при этом такие черты характера как чувство товарищества и солидарность, обучающиеся получают знания, способствующие выбору здорового и разумного образа жизни.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Введение модуля по физической культуре в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Модульный урок по физической культуре включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Программа рассчитана: 2 классы – 9 часов (1 четверть).
Формы проведения занятий
беседа;
практическая работа;
коллективные и индивидуальные исследования;
самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Название игры: «Медведи и пчёлы» Содержание: Улей находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.
Название игры: «Лиса и куры» Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.
Название игры: «Запрещённое движение» Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.
Название игры: «Цепочка» Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка. Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».
Название игры: «Свободное место» Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.
Название игры: «Третий лишний» Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.
Название игры: «Медвежата на льдине» Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.
Название игры: «Бездомный заяц» Содержание: Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.
Название игры: «Стой!» Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из играющих. При попадании игроки меняются ролями.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль II. «Популярные детские подвижные игры» (2 классы)
№ п/п
Раздел/ тема
Кол-во часов
Содержание темы
Обучение детей с ОВЗ
Вид контроля
Обору-
дование
Планируемые результаты
дата
1
Подвижные игры «Медведи и пчёлы»
1
Изучение правил подвижной игры
стартовый
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
2
Подвижные игры «Лиса и куры»
1
Изучение правил подвижной игры
Контроль динамики
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
3
Подвижные игры «Цепочка»
1
Изучение правил подвижной игры
Контроль динамики
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
4
Подвижные игры «Свободное место»
1
Изучение правил подвижной игры
Контроль динамики
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
5
Подвижные игры «Третий лишний»
1
Изучение правил подвижной игры
Контроль динамики
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
6
Подвижные игры «Медвежата на льдине»
1
Изучение правил подвижной игры
Контроль динамики
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
7
Подвижные игры «Бездомный заяц»
1
Изучение правил подвижной игры
Контроль динамики
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
8
Подвижные игры «Стой!»
Подготовка проекта
1
Изучение правил подвижной игры
Контроль динамики
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
9
Подготовка проекта «Подвижные игры-эстафеты»
1
Изучение правил игры-эстафеты
итоговый
Мячи, прыгалки, обручи, кегли
Взаимодействие со сверстниками на основе правил честной игры, помощи и поддержки друг друга.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Физическая культура». Результаты освоения содержания данного предмета определяют те результаты, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в школе.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Таким образом, интегрированными результатами программы является воспитание такого ученика, который:
понимает моральные ценности российской культуры;
сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;
будет способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои занятия физической активностью;
будет знать и заботиться о национальном наследии, местных школьных традициях, сохраняя их, в тоже время открывать содружества с другими культурами и испытывать радость от многообразия форм человеческого самовыражения в физической активности;
получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы;
получит основы научных данных в области физической культуры, на собственном примере будет понимать, что происходит с организмом под воздействием правильно организованной нагрузки;
будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Основными видами контроля являются:
стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.
Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений ;
итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.
Формы контроля:
стартовая диагностика;
самоанализ и самооценка;
Оценка результатов.
Основными функциями оценки являются:
мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.
На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,
оценку результатов рефлексии учащихся.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов.- М.: ФиС, 1987.
Бесполов Д.В. Урок для всех. Сборник докладов на международном форуме «Россия – спортивная держава» // Саранск, 2011.
Бесполов Д.В. На уроках – элементы спортивного ориентирования // журнал «Физическая культура в школе», 1995, № 5.
Бесполов Д.В. Что за прелесть – Русская лапта // журнал «Физическая культура в школе», 1994, № 4.
Виноградов В.М. Интеллект-ориентирование // журнал «Спорт в школе», 2008, №7.
Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: дис. д-ра. пед. наук. – М.,1981.
Матвеев А.П. Физическая культура 2 кл.- М.»Просвещение»