Занятия мини-футболом направленны на всестороннее физическое развитие и способствует на совершенствование многих необходимых в жизни двигательных и морально волевых качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по мини футболу»
Пояснительная записка
Рабочая программа по мини-футболу предназначена для спортивной секции муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Лысково». Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Цели и задачи
Занятия мини-футболом направлены на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цельпрограммы – создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия мини-футболом.
Основными задачами программы являются:
укрепления здоровья;
развитие быстроты, гибкости, ловкости, силы, выносливости и, как следствие, содействие всестороннему физическому развитию;
приобретение навыка в организации и построении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
повышение физической, тактической и технической подготовки школьников;
психологическая подготовка учащихся к соревнованиям по мини-футболу;
привитие интереса у занимающихся к здоровому образу жизни.
Содержание рабочей программы
Материал данной рабочей программы состоит из трёх основных разделов:
основы знаний;
физическая подготовка;
техника и тактика игры.
Основы знаний.
1. История возникновения мини-футбола. История развития мини-футбола в мире и в нашей стране. Описание игры. Рассказ о выдающихся мини-футболистах России и мира.
2. Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в мини-футболе. Режим дня. Режим питания. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие систем организма. Влияние физических упражнений на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Причины и профилактика травматизма. Оказание первой помощи при различных травмах. Врачебный контроль и самоконтроль.
3. Правила мини-футбола. Права и обязанности игроков. Жесты судьи. Понятие об амплуа игроков, их особенностях и роли на площадке.
Физическая подготовка.
Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. На первоначальном этапе обучения основное значение имеет общая физическая подготовка. В последствии объём упражнений на развитие общей физической подготовки уменьшается, уступая место упражнениям на развитие специальных физических качеств — быстроты, выносливости и ловкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка.
Для развития общей физической подготовки используют следующие средства:
1. упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. В парах: наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы.
2. упражнения с предметами: со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг), гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом.
3. упражнения без предметов индивидуальные и в парах: приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег. Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку, препятствие.
4. акробатические упражнения: кувырки вперёд и назад из различных положений; перекаты вперед, назад, в сторону из различных положений.
5. легкоатлетические упражнения: бег на короткие и длинные дистанции, бег с препятствиями, прыжки (с места, тройные с места и разбега, в высоту), метание различных предметов на дальность.
6. Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты. Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета» и т. д.
Общая физическая подготовка должна быть направлена на индивидуальные особенности, но тем не менее особое внимание уделяется развитию мышц ног, живота и спины.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок в начале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных 3 раза в неделю по 2 часа.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по мини-футболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Учебно-тематический план
Темы
Всего
часов
1 год
обучения
2 год обучения
3 год
обучения
1.Общая физическая подготовка
59
20
18
21
2.Специальная физическая подготовка
22
6
6
10
3.Техническая подготовка
110
20
45
45
4.Тактическая подготовка
17
3
6
8
5.Теоретическая подготовка
11
6
3
2
6.Учебные и тренировочные игры
108
57
31
20
7.Участие в соревнованиях
9
-
3
6
Общее количество часов
336
112
112
112
Оснащённость
образовательного процесса спортивным инвентарём и оборудованием.
Занятия проводятся в спортивном зале. Для проведения занятий в секции мини футбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Спортивный инвентарь и оборудование
Кол-во в наличии
Необходимый минимум
Маты гимнастические
4
4
Малые мячи
10
0,5 от числа обучающихся
Скамейка гимнастическая
Стенка гимнастическая
4 8 пролётов
3
6 пролётов
Ворота мини-футбольные с сеткой
Футбольные мячи
Мини-футбольные мячи
Стойки низкие
2
8
8
10
2
0,5 от числа обучающихся
0,5 от числа обучающихся
8
Скакалка гимнастическая
Палка гимнастическая
Обруч гимнастический
Гантели наборные
Резиновые амортизаторы
Насос ручной со штуцером
12
12
12
4
25
2
0,5 от числа обучающихся
0,5 от числа обучающихся.
0,5 от числа обучающихся.
4
25
2
Система формы контроля уровня достижений учащихся.
Умения и навыки проверяются в форме контрольных упражнений по ОФП и результативности в соревнованиях школьного, районного и областного уровней.
Физические
способности
Контрольные
упражнения
8-10 лет
Скоростные
Бег 30 м, сек
4,9 - 5,2
-
Бег 60 м, сек
9,1 – 9,4
10,0
Бег 100м, сек
-
Координационные
Челночный бег
3х10 м, сек
8,7 - 9,1
Скоростно-силовые
Прыжок в длину
с места, см
150 - 170
Выносливость
Бег 1500 м,
мин/сек
8,40 – 9,00
Бег 2000 м,
мин/сек
-
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя, см
6
Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз
3
Контрольные упражнения по физической и технической подготовке игры в мини-футбол.
№ п/п
Контрольные упражнения
Возраст (лет)
8-10
1.
Бег 300м(с)
57-60
2.
Бег 400м(с)
-
3.
Бег 30м с ведением мяча(с)
6,2 -6,4
4.
Удар по мячу ногой на дальность (м)
45-50
5.
Жонглирование мячом
1 год
2год
3год
10-12
13-15
16-18
6.
Удар по мячу ногой на точность
5-6
7-8
9-10
7.
Бросок мяча рукой на дальность
8-10
13-16
18-21
Сд Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.
Рабочий план спортивной секции по мини-футболу. 2-й год обучения
№
п\п
Наиме-
нование
раздела
про-
граммы
Тема
занятия
Кол-
во
ча-сов
Номера занятий
Элементы содержания
Требования
к уровню под-
готовленности
обучающихся
Вид
контроля
Дата
прове-
дения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Теория
История
футбола
3
1-3
Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини-футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Знать историю футбола
Текущий
2
Техни-ческая подго-товка
Тактическая подготовка
Остановка, передача мяча
12
4-15
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Остановка и передача мяча на месте. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
12
16-27
Стойка игрока. Перемещение спиной вперёд. Остановка и передача мяча в движении. Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
Ведение мяча
12
28-29
Ведение мяча внешней частью и средней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
12
30-41
Ведение мяча носком, внутренней стороной стопы. Игра «Квадрат». Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
12
42-53
Ведение мяча с изменением направления.
Игра «Квадрат». Учебная игра
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
Остановка мяча
12
54-65
Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра.
Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы
Текущий
12
66-77
Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебная игра.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979.
Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
Правила игры в мини-футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 1974.
. Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г.
Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006 г.
Литература
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А.Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. 1993, № 5, с. 19 - 24.
2. Вавилова Е.Н.Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л.Домашняя школа. - М.: Знание, 1994. - 240 с.
4. Давиденко Е.В. и др. Экспресс-оценка физического состояния - критерий оптимального уровня нагрузок в занятиях со старшими дошкольниками // Теор. и практ. физ. культ. 1988, № 10, с. 21 - 23.
6. Лях В.И., Мейксон Г.Б.Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитие двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.
7. Мартиросов Э.Г.Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: ФиС, 1982. - 199 с.
8. Мухина В.С.Шестилетний ребенок в школе. М., 1990. - 179 с.
9. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе / Под ред. О.А. Лосевой. - М., 1987. - 160 с.
10. Осокина Т.М.Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. 2-е изд., доработанное. - М.: Просвещение, 1987.-192 с.
12. Сельвёстру А.И., Дубровина Т.Д.Психологические аспекты обучения детей в школе с 6-летнего возраста. Кишинев, 1988. - 98 с.
13. Спортивная метрология. Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Зациорского. - М.: ФиС, 1982. - 256 с.
14. Урунтаева Г.А.Диагностика психологических особенностей дошкольников: Практикум. - М.: ИЦ "Академия", 1997. - 310 с.
15. Чернышенко Ю.К.Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 50 с.