Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
Рабочая программа курса «Физическая культура» разработана для учащихся 3 класса общеобразовательной школы на основе авторской программы «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха 1-4 классы»: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И.Лях. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
На занятиях физической культуры для достижения поставленной цели используются различные формы проведения уроков: урок-соревнование, урок-праздник, урок-эстафета, спортивный марафон, спортивный калейдоскоп.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
№ п/п | Тема урока | К/ч | Элементы содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся | Формы и методы обучения | Дата урока |
Лёгкая атлетика (13 часов) Инвентарь: мячи, гранаты, секундомер, рулетка, футбольный мяч, эстафетные палочки, перекладина. Место занятия: спортплощадка, спортзал (при плохой погоде), пересечённая местность вокруг школы. УУД: Предметные: знать правила по техника безопасности на уроках физической культуры. Знать понятия эстафета, старт, финиш. Знать правила выполнения челночного бега. Знать правила выполнения круговой эстафеты. Знать правила выполнения встречной эстафеты. Демонстрируют разновидности выполнение упражнений в ходьбе. Уметь выполнять беговые упражнения. Уметь выполнять команду «высокого старта». Уметь выполнять длительный бег, бег на выносливость. Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач; определяют и кратко характеризуют физическую культуру как занятия физическими упражнениями ,подвижными и спортивными играми. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
1-2 | Техника безопасности на уроках физической культуры. Разновидности ходьбы. | 2 | Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3—4 препятствий по разметкам. | Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками и родителями в процессе совместных пеших прогулок. Включают упражнения в ходьбе в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
3-4 | Беговые упражнения. Разновидности бега. | 2 | Обычный бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком вперёд, с захлёстыванием голени назад. | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
5-6 | Беговые упражнения. Разновидности бега. | 2 | Равномерный, медленный, до 5—8 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1км. | Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
7-8 | Беговые упражнения. Развитие координационных и скоростных способностей. | 2 | Бег в коридоре 30—40 см из различных и. п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы. «Круговая эстафета» (расстояние 15— 30м), «Встречная эстафета» (расстояние 10—20 м). Бег с ускорением на расстояние от 20 до 30 м (в 3 классе). Бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах. | Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
9-10 | Техника выполнения прыжков. | 2 | На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 180°, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30—50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полёта; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места. Прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60—110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (на точность приземления); с высоты до 70см с поворотом в воздухе на 90—120° и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с прямого и бокового разбега; многоскоки (тройной, пятерной, десятерной). | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применяют прыжковые упражнения для развития координационных, скоростно-силовых способностей, выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
11 | Техника метания малого мяча. | 1 | Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5 м) с расстояния 4—5 м. Бросок набивного мяча (1кг) из положения стоя грудью в направлении метания двумя руками от груди, из-за головы вперёд-вверх; снизу вперёд- вверх на дальность и заданное расстояние. | Описывают технику метания малого мяча разными способами, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют упражнения в метании малого мяча для развития координационных, скоростно-силовых способностей, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
12 | Техника метания малого мяча из положения «стоя». | 1 | Метание теннисного мяча с места, из положения «стоя» боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5x1,5м) с расстояния 5—6м. Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперёд- вверх, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди с места; то же с шага на дальность и заданное расстояние. | Описывают технику метания малого мяча разными способами, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют упражнения в метании малого мяча для развития координационных, скоростно-силовых способностей, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
13 | Контроль двигательных качеств: бег, прыжки, метание. | 1 | Равномерный бег до 12 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 60 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 50 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 110 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других лёгких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой | Включают беговые, прыжковые и метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, соревнователь ный, показ. | |
Подвижные игры на основе футбола (7 часов) УУД: Предметные: знать названия и правила игр; правильно выполнять движения во время игры в футбол. Познавательные: различать, группировать подвижные и спортивные игры; характеризовать основные физические качества; группировать игры по видам спорта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; Регулятивные: понимать цель выполняемых действий; вносить коррективы в свою работу; выполнять действия, руководствуясь инструкцией учителя; анализировать результаты выполненных заданий по заданным критериям (под руководством учителя). Коммуникативные: высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание характера человека; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде; выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта; понимать действия партнёра в игровой ситуации. Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; сознание ответственности человека за общее благополучие. |
14 | Футбол. Основы знаний о физической культуре. Правила безопасности во время занятий. | 1 | Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности. Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями. | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. | | |
15-16 | Бег, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. | 2 | Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками данные игры, осуществляют судейство. Используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
17-18 | Ловля, броски, передача и ведение футбольного мяча. | 2 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления. Броски по воротам с 3—4 м и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе. Ведение мяча с изменением направления и скорости. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками данные игры, осуществляют судейство. Используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
19-20 | Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей. | 2 | Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча». Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка», варианты игры в футбол. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют подвижные игры для активного отдыха. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе. Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
Подвижные игры на основе баскетбола (11 часов) УУД: Предметные: знать названия и правила игр. Уметь выполнять стойка баскетболиста, перемещения в шаге и беге, прыжок вверх толчком двумя ногами. Уметь ловить и передавать мяч разными способами. Уметь быстро передавать мяч, вести мяч правой, левой рукой. Уметь выполнять бросок двумя руками. Познавательные: различать, группировать подвижные и спортивные игры; характеризовать основные физические качества; группировать игры по видам спорта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; Регулятивные: понимать цель выполняемых действий; вносить коррективы в свою работу; выполнять действия, руководствуясь инструкцией учителя; анализировать результаты выполненных заданий по заданным критериям (под руководством учителя). Коммуникативные: высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание характера человека; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде; выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта; понимать действия партнёра в игровой ситуации. Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; сознание ответственности человека за общее благополучие. |
21 | Баскетбол. Основы знаний о физической культуре. Правила безопасности во время занятий. | 1 | Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности. | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. | | |
22-23 | Бег, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. | 2 | Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками данные игры, осуществляют судейство. Используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
24-25-26-27 | Ловля, броски, передача и ведение баскетбольного мяча. | 4 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления (баскетбол) Ведение мяча с изменением направления и скорости. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками данные игры, осуществляют судейство. Используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
28-29-30-31 | Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей. | 4 | Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча». Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка». | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют подвижные игры для активного отдыха. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе. Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
Гимнастика с элементами акробатики (28 часов) Инвентарь: гимнастические маты, обручи, гимнастическая стенка, гимнастический конь, канат, гантели, набивные мячи. Место занятия: спортивный зал школы. УУД: Предметные: знать правила поведения и ТБ на уроках гимнастики. Уметь выполнять группировку, перекаты, строевые действия. Уметь выполнять акробатические элементы. ОРУ с гимнастической палкой. Уметь выполнять мост из положения лежа на спине, кувырок назад. Уметь выполнять прыжки на гимнастическом мостике в упоре. Уметь держать равновесие на одной ноге; ходьба на бревне. Уметь выполнять упражнения на гимнастической скамейке. Познавательные: используют общие приемы решение поставленных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставлены целей; умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми |
32 | Основы знаний о физической культуре Техника безопасности на уроке гимнастики. Акробатические упражнения. | 1 | Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2—3 кувырка вперёд; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа на спине. Кувырок назад; кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; «мост» с помощью и самостоятельно. | Объясняют названия и назначение гимнастических снарядов, руководствуются правилами соблюдения безопасности. Осваивают комплексы упражнений утренней зарядки и лечебной физкультуры. Описывают состав и содержание акробатических упражнений с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений. | | |
33-34-35-36 | Акробатические упражнения. | 4 | | | |
37-38-39-40 | Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. | 4 | Вис завесом; вис на согнутых руках согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе. | Описывают технику на гимнастических снарядах, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. | | |
41-42-43-44 | Освоение навыков лазания и перелезания. | 4 | Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лёжа, лёжа на животе, подтягиваясь руками; по канату; перелезание через бревно, коня. Лазанье по канату в три приёма; перелезание через препятствия. | Описывают технику упражнений в лазанье и перелезании, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелезании, выявляют технические ошибки и помогают в их исправлении. Осваивают технику упражнений в лазанье и перелезании, предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности | | |
45-46-47-48 | Освоение навыков в опорных прыжках. | 4 | Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, на коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук. | Описывают и осваивают технику опорных прыжков и осваивают ее, соблюдают правила безопасности. | | |
49-50-51-52 | Освоение навыков равновесия. | 4 | Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1м); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90° и 180°; опускание в упор стоя на колене (правом, левом). | Описывают и осваивают технику упражнений на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне. Описывают технику упражнений на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне. Составляют комбинации из числа разученных упражнений. | | |
53-54-55-56 | Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. | 4 | Шаги галопа и польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг. I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев | Осваивают технику танцевальных упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых танцевальных упражнений Описывают технику осваиваемых танцевальных упражнений и составляют комбинации из их числа. | | |
57-58-59 | Освоение строевых упражнений | 3 | Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчи- тайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом. | Различают строевые команды. Точно выполняют строевые приёмы. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. Соблюдают правила безопасности. | | |
Плавание (5 часа - теоретический материал с применением ИКТ) Инвентарь: ТСО, ИКТ. Место занятия: спортивный зал школы. УУД: Предметные: знать способы и особенности движений и передвижений человека в воде. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, контролировать и оценивать процесс и результат действия Регулятивные: коррекция – вносить необходимые изменения в действие после его завершения на основе оценки учета сделанных ошибок; оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
60 | Плавание. Характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности. | 1 | Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации. | Описывают технику выполнения плавательных упражнений, осваивают её под руководством учителя и самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют плавательные упражнения для развития физических способностей, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. | | |
61-62-63-64 | Техники плавания. | 4 | Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.). Движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. Прыжки с тумбочки. Повороты. Игры и развлечения на воде. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения плавательных упражнений, соблюдают правила безопасности. Применяют плавательные упражнения для развития физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения плавательных упражнений. Используют разученные плавательные упражнения в организации активного отдыха. | | |
Лыжная подготовка (13 часов). Инвентарь: лыжи, лыжные палочки, ботинки, секундомер, флажки. Место занятия: школьный стадион; лыжня по пересечённой местности, прилегающая к территории школы; восточный спуск горы Весёлая. УУД: Предметные: знать значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Знать способы торможения. Уметь выполнять повороты, двигаться попеременным двухшажным ходом без палок и с палками. Уметь переносить тяжесть тела на месте. Уметь переносить тяжесть тела в движении. Уметь выполнять поворот. Познавательные: используют общие приемы решение поставленных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставлены целей; умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми |
65 | Овладения знаниями. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовки. | 1 | Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Особенности дыхания. Требования к температур ному режиму, понятие об обморожении. Техника безопасности при занятиях лыжами. | Объясняют назначение понятий и терминов, относящихся к бегу на лыжах. | | |
66-67-68 | Освоение техники лыжных ходов без лыжных палок. | 3 | Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Подъём «лесенкой». Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью. Попеременный двухшажный ход. Спуски с пологих склонов. Торможение плугом и упором. Повороты переступанием в движении. Подъём «лесенкой» и «ёлочкой». Прохождение дистанции до 2,5 км | Применяют передвижение на лыжах для развития координационных способностей и выносливости, контролируют скорость бега на лыжах по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах, соблюдают правила безопасности. Применяют правила подбора одежды для занятий бегом на лыжах. Используют бег на лыжах в организации активного отдыха. | | |
69-70-71 | Освоение техники лыжных ходов с лыжными палками. | 3 | | |
72-73-74 | Подъёмы и спуски. Торможение. | 3 | | |
75-76-77 | Прохождение дистанции до 2,5 км. | 3 | | |
Подвижные игры на основе волейбола (11 часов) УУД: Предметные: знать названия и правила игр. Уметь выполнять стойку волейболиста, перемещения в шаге, прыжок вверх толчком двумя ногами. Уметь ловить и передавать мяч разными способами. Уметь выполнять бросок двумя руками. Познавательные: различать, группировать подвижные и спортивные игры; характеризовать основные физические качества; группировать игры по видам спорта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; Регулятивные: понимать цель выполняемых действий; вносить коррективы в свою работу; выполнять действия, руководствуясь инструкцией учителя; анализировать результаты выполненных заданий по заданным критериям (под руководством учителя). Коммуникативные: высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание характера человека; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде; выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта; понимать действия партнёра в игровой ситуации. Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; сознание ответственности человека за общее благополучие. |
78 | Волейбол. Основы знаний о физической культуре. Правила безопасности во время занятий. | 1 | Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности. | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. | | |
79-80 | Бег, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. | 2 | Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками данные игры, осуществляют судейство. Используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
81-82-83-84 | Ловля, броски, передача и ведение баскетбольного мяча. | 4 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Подбрасывание и подача мяча, приём и передача мяча в волейболе. Подвижные игры на материале волейбола. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками данные игры, осуществляют судейство. Используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
85-86-87-88 | Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей. | 4 | Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча». Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-волейбол. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют подвижные игры для активного отдыха. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе. Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют подвижные игры для активного отдыха. | | |
Лёгкая атлетика (14 часов) Инвентарь: мячи, гранаты, секундомер, рулетка, футбольный мяч, эстафетные палочки, перекладина. Место занятия: спортплощадка, спортзал (при плохой погоде), пересечённая местность вокруг школы. УУД: Предметные: знать правила по техника безопасности на уроках физической культуры. Знать понятия эстафета, старт, финиш. Знать правила выполнения челночного бега. Знать правила выполнения круговой эстафеты. Знать правила выполнения встречной эстафеты. Демонстрируют разновидности выполнение упражнений в ходьбе. Уметь выполнять беговые упражнения. Уметь выполнять команду «высокого старта». Уметь выполнять длительный бег, бег на выносливость. Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач; определяют и кратко характеризуют физическую культуру как занятия физическими упражнениями ,подвижными и спортивными играми. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
89-90 | Техника безопасности на уроках физической культуры. Разновидности ходьбы. | 2 | Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3—4 препятствий по разметкам. | Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками и родителями в процессе совместных пеших прогулок. Включают упражнения в ходьбе в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
91-92 | Беговые упражнения. Разновидности бега. | 2 | Обычный бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком вперёд, с захлёстыванием голени назад. | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
93-94 | Беговые упражнения. Разновидности бега. | 2 | Равномерный, медленный, до 5—8 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1км. | Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
95-96 | Беговые упражнения. Развитие координационных и скоростных способностей. | 2 | Бег в коридоре 30—40 см из различных и. п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы. «Круговая эстафета» (расстояние 15— 30м), «Встречная эстафета» (расстояние 10—20 м). Бег с ускорением на расстояние от 20 до 30 м (в 3 классе). Бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах. | Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
97-98 | Техника выполнения прыжков. | 2 | На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 180°, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30—50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полёта; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места. Прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60—110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (на точность приземления); с высоты до 70см с поворотом в воздухе на 90—120° и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с прямого и бокового разбега; многоскоки (тройной, пятерной, десятерной). | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применяют прыжковые упражнения для развития координационных, скоростно-силовых способностей, выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
99 | Техника метания малого мяча. | 1 | Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5 м) с расстояния 4—5 м. Бросок набивного мяча (1кг) из положения стоя грудью в направлении метания двумя руками от груди, из-за головы вперёд-вверх; снизу вперёд- вверх на дальность и заданное расстояние. | Описывают технику метания малого мяча разными способами, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют упражнения в метании малого мяча для развития координационных, скоростно-силовых способностей, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
100 | Техника метания малого мяча из положения «стоя». | 1 | Метание теннисного мяча с места, из положения «стоя» боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5x1,5м) с расстояния 5—6м. Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперёд- вверх, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди с места; то же с шага на дальность и заданное расстояние. | Описывают технику метания малого мяча разными способами, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют упражнения в метании малого мяча для развития координационных, скоростно-силовых способностей, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, показ. | |
101-102 | Контроль двигательных качеств: бег, прыжки, метание. | 2 | Равномерный бег до 12 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 60 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 50 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 110 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других лёгких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой | Включают беговые, прыжковые и метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. | Коллективная, групповая, индивидуальная. Объяснение, соревнователь ный, показ. | |
Итого 102 часа. |
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
- несинхронность выполнения упражнения.
В 1-4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.