Рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй со мной"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй со мной"
Программа внеурочной деятельности для 1-4 класса общеобразовательной школы соответствует требованиям ФГОС, включает в себя пояснительную записку, содержание, планирование, требования к уровню подготовки. Материал будет полезен учителям физической культуры, работающим в начальной школе и ведущим внеурочную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй со мной" »
Программа внеурочной деятельности
по физической культуре 1-4 класс
«Поиграй со мной»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Поиграй со мной!». Предназначена для учащихся начальных классов в возрасте с 6 до 10 лет, по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет расширяться, углубляться и дополняться различными играми. Данная программа разработанав соответствиис требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе рабочих программ по физической культуре1-4кл., авторы: В.И.Лях, М.Просвещение 2011
Программа направлена на:
- Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.
- Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложности.
- Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.
- Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более обширное изучение подвижных и народных игр начинающихся с первого года обучения в учебно-тренировочных группах.
В основе программы - подготовка, включающая в себя разнообразные специально подобранных подвижных игр, эстафет.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовке учащихся предполагает определённое соотношение средств общей и специальной физической подготовки. Данные многих научных исследованийсвидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным. Так, олимпийский чемпион Ю.Власов писал: «…нельзя замыкаться в узкоспециализированных тренировках. Мы, например, с моим тренером много работали на гимнастических снарядах; пожалуй, первые ввели кроссы. И вот эта общефизическая выносливость дала мне специальную выносливость».
Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создаётся возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой.
При раннем занятии ребенок быстро достигает определённого результата, но из-за одностороннего развития и недостаточности базовой общефизической подготовки дальнейший рост результатов прекращается и необходимы максимальные и сверх максимальные нагрузки для их повышения.
При разносторонней подготовке результаты растут несколько медленнее, но зато в дальнейшем у детей имеется фундамент для их улучшения, есть возможность варьирования нагрузки в избранном.
В программе делается упор именно на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Целью программы является создание условий для достижения учащимися высоких спортивных результатов посредством педагогически целесообразного применения многообразной подготовки в учебно-тренировочном процессе.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость
развитие морально-волевых качеств учащихся;
привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является увеличение объёма (количества часов) на изучение подвижных игр, а также на изучение элементов спортивных игр на период 1-4 годов обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для учащихся начальных классов, обучающихся на этапе начальной подготовки с 6, 5 до 10 лет.
Этап начальной подготовки
1 год обучения – 6,5-7 лет;
2 год обучения – 7-8 лет;
3 год обучения – 8-9лет;
4 год обучения – 9-10 лет
Программа учитывает возрастные и половые особенности групп учащихся всех возрастов. При этом акцентируется внимание на качественных изменениях, в организме занимающихся в период полового созревания, изменениях антропометрических размеров тела.
В программу также включены такие формы работы, как:
- общешкольные спортивно-массовые мероприятия;
- туристские походы;
- спортивные праздники;
- спортивно-оздоровительный лагерь.
Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие нравственных и эстетических качеств, формирование устойчивой мотивации у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, рациональное использование свободного времени, активный отдых.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;
- стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности;
- наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
- влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
- формирование навыков самоорганизации культурного досуга
После окончания этапа начальной подготовки учащиеся должны:
знать:
-об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида.
-упрощенные правила спортивных игр (футбол, регби, баскетбол, лапта) и подвижных игр для развития физических качеств;
-гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
Уметь:
-выполнять общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, ловкости, гибкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса;
-играть по упрощенным правилам в спортивные (футбол, регби, баскетбол, лапта) и подвижные игры для развития физических качеств;
-соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
После окончания I года обучения учащиеся должны
Знать:
-задачи общей физической подготовки;
-правила подвижных игр, цель и задачи разминки, основной и заключительной частей занятий;
-основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
-историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
-гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
-основы строения и функций организма;
-характерные спортивные травмы и их предупреждение;
-способы и приемы первой помощи.
Уметь:
-играть в подвижные игры для развития выносливости, быстроты.
-соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
После окончания II года обучения учащиеся должны
Знать:
- правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);
- историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
- значение питания, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила судейства соревнований и правил подвижных игр;
Уметь:
- играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, лапта).
- выполнять упражнения на расслабление во время занятий;
- соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой
После окончания III года обучения учащиеся должны
Знать:
- специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;
- правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);
- основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
- правила дорожного движения;
- историю возникновения и развития легкой атлетики;
- понятие о силе воли и спортивном характере;
- значение питания, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
- положение о соревнованиях;
- общее представление судействе на соревнованиях;
- основные обязанности судей;
- перечень документов необходимых для участия в соревнованиях;
- меры личной и общественной профилактики болезней;
- характерные спортивные травмы и их предупреждение;
- правила оказания первой доврачебной помощи;
- причины утомления
Уметь:
- играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, лапта);
- соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
- выполнять обязанности помощников судей на соревнованиях.
- оказывать первую доврачебную помощь
После окончания IV годов обучения учащиеся должны
Знать:
- методику судейства соревнований по спортивным играм;
- меры личной и общественной профилактики болезней;
- характерные спортивные травмы и их предупреждение;
- правила оказания первой доврачебной помощи;
- правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);
- основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
- правила дорожного движения;
- историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
- понятие о силе воли и спортивном характере;
- значение питания, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
Уметь:
- оказывать первую доврачебную помощь;
- анализировать технику своего бега и определять ошибки;
- подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
- работать в составе судейских бригад городских соревнований;
- владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр
В целях контроля за результативностью занятий 2 раза в год проводятся показательные соревнования.
Качества личности обучающихся
Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий подвижными и спортивными играми:
сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.
трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.
выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.
мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.
уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.
дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.
самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.
воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества.
Первый год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество теории
Часов практики
Всего
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Техника безопасности
3
-
3
3
Беседы
3
-
3
4
Игры
-
35
35
Итого
35
Второй год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество теории
Часов практики
Всего
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Техника безопасности
3
-
3
3
Беседы
3
-
3
4
Игры
-
35
35
Итого
35
Третий год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество теории
Часов практики
Всего
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Техника безопасности
3
-
3
3
Беседы
3
-
3
4
Игры
-
35
35
Итого
35
Четвертый год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество теории
Часов практики
Всего
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Техника безопасности
3
-
3
3
Беседы
3
-
3
4
Игры
-
35
35
Итого
35
Приложение № 1
№ занятия.
Планируемая
дата проведения.
Фактическая дата проведения.
Содержание материала занятий.
1 класс.
1.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми.
«Стань правильно», «Карлики и великаны».
2.
«К своим флажкам», «Запрещенные движения».
3.
«У ребят порядок строгий», «Быстро по местам».
4.
«Фигуры», «Флюгер».
5.
«Совушка», «Воробьи -попрыгунчики».
6.
Беседа: Правила игр, инвентарь, оборудование. «Летает - не летает»,
7.
«Кот идет», «Товарищ командир»
8.
«Не ошибись», «Беги и собирай».
9.
«Берегись, Буратино», «Жмурки».
10.
«Дети и медведь», «Гуси - лебеди».
11.
«Зима - лето», «Космонавты».
12.
Беседа: «Твой организм».
«Кот проснулся»
13.
« Пчелки», «красная шапочка».
14.
«Пустое место, «Кот идет».
15.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми.Веселые эстафеты с предметами.
16.
«Птица без гнезда», «Быстро по местам».
17.
«Ловишки», «Карлики и великаны».
18.
«Пятнашки», «Зима- лето».
19.
«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты.
20.
«Колдунчики», Пчелки».
21.
«Через ручеек», «У ребят порядок строгий».
22.
«Стая», «Быстро по местам».
23.
«Летучие рыбки», «Жмурки».
24.
«Пчелы и медвежата», «Зима – лето».
25.
«Проведи», «Пчелки».
26.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «Светофор», «Гуси – лебеди».
27.
«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда».
28.
«Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».
29.
«Волк во рву», «Пустое место».
30.
Беседа: «Где можно и где нельзя играть».
«Кошки - мышки».
31.
«Воробушки», «Берегись, Буратино».
32.
«Зима - лето», «Космонавты».
33.
«Через ручеек», «У ребят порядок строгий».
34.
«Летает - не летает», «Статуя».
35.
Веселые эстафеты с предметами.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ занятия.
Планируемая
дата проведения.
Фактическая дата проведения.
Содержание материала занятий.
2 класс.
1.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми.
«День и ночь», «Воробьи вороны».
2.
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».
3.
«Колдунчик», «Салки- выручали».
4.
«Гуси и волк», «Салки -выручали».
5.
«Проведи», «Пчелки».
6.
Беседа: «Личная гигиена». «Хитрая лиса».
7.
«Дети и медведь», «Гуси - лебеди».
8.
«День- ночь», «Мы веселые ребята».
9.
«Волк во рву», «Пустое место».
10.
«Зима - лето», «Космонавты».
11.
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».
12.
Беседа: «Твой организм». «Два мороза». Вышибалы.
13.
«Пчелы и медвежата», «Зима – лето».
14.
«Зима лето». «Воробышки – попрыгушки»
15.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Веселые эстафеты с предметами.
16.
«Салки-выручали», «Волк во рву».
17.
«Попади в цель».
18.
Веселые эстафеты на свежем воздухе.
19.
«Волк во рву», «Пустое место».
20.
«Класс смирно», «Веселые старты»
21.
« К своим флажкам», «Два мороза».
22.
«Гуси и волк», «Салки выручали».
23.
«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда».
24.
«Салки - выручалки», «Волк во рву».
25.
«День и ночь», «Воробьи вороны».
26 .
Техника безопасности при занятиях подвижными играми.
«Воробушки», Берегись Буратино».
27.
Веселые старты с баскетбольными мячами.
28.
«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты,
29.
«Зима лето». «Невод».
30.
Беседа: «Закаливание организма». «Играй, играй – мяч не теряй». «Космонавты».
31.
«Два Мороза». «Белые медведи».
32.
«Метко в цель». «Попади в обруч».
33.
«Быстрым шагом». «Гуси – лебеди»
34.
«Собачка и белки». «Мяч водящему».
35.
Веселые эстафеты с предметами.
№ занятия.
Планируемая
дата проведения.
Фактическая дата проведения.
Содержание материала занятий.
3 класс.
1.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «Пустое место».
2.
«Народный мяч». «Салка».
3.
«Охотники и утки». «К своим флажкам».
4.
«Конники-спортсмены». «Невод».
5.
«Попади в обруч». «Самый быстрый».
6.
Беседа: « Личная гигиена».
7.
«Скороходы». «У медведя на бору»
8.
«Быстрым шагом». «Чехарда».
9.
«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты,
10.
«Салки-выручали», «Волк во рву».
11.
«Собачка и белки». «Мяч водящему».
12.
Беседа: «Твой организм». «Вышибалы»
13.
«Мяч капитану». «Собачка».
14.
«Через ручеек», «У ребят порядок строгий».
15.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Веселые эстафеты с предметами.
16.
«Дети и медведь», «Гуси - лебеди».
17.
«Удочка». «Угадай чей голосок»
18.
«Путаница». «Пятнашки».
19.
«Кот и мышь», «Блуждающий мяч».
20.
«У медведя на бору», «Филин и пташка».
21.
«Море волнуется – раз», «Попади в обруч».
22.
«Два Мороза», «Метко в цель».
23.
«Повтори за мной», «Запомни движения».
24.
«Кот и мышь», «Блуждающий мяч».
25.
«Перемена мест», «Удочка».
26 .
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «Салки с мячом».
27.
Веселые старты с баскетбольными мячами.
28.
«Волк во рву». «Пустое место».
29.
«Пчелы и медвежата», «Зима – лето».
30.
Беседа: «Закаливание организма». «Космонавты».
31.
«Через ручеек». «У ребят порядок строгий».
32.
« Гуси-лебеди », «Жмурки ».
33.
« Хищник в море», « Рыбки».
34.
«Брось — поймай», «Выстрел в небо».
35.
Веселые эстафеты с предметами.
№ занятия.
Планируемая
дата проведения.
Фактическая дата проведения.
Содержание материала занятий.
4 класс.
1.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «К своим флажкам»
2.
«Мяч капитану». «Охотники и утки».
3.
«Передал - садись». «Жмурки».
4.
«Заяц без логова». «Через кочки–пенечки»
5.
«Скороходы». «У медведя на бору».
6.
Беседа: « Двигательный режим». «Волк во рву».
7.
«Защищай товарища». «Догонялки».
8.
«Догонялки с мячом». «Метко в цель».
9.
«Быстрым шагом». «Гуси – лебеди»
10.
«Собачка и белки». «Мяч водящему».
11.
«Кот и мышь», «Блуждающий мяч».
12.
Беседа: «Вредные привычки». «Вышибалы»
13.
«У медведя на бору», «Филин и пташка».
14.
«Два Мороза». «Белые медведи».
15.
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Веселые эстафеты с предметами.
16.
«Хвост дракона». «Лиса и куры».
17.
«Играй, играй – мяч не теряй». «Космонавты».
18.
«Охотники и утки». «К своим флажкам».
19.
«Гуси и волк», «Салки выручали».
20.
«Море волнуется – раз», «Попади в обруч».
21.
«Перестрелка». «Невод».
22.
«Угадай чей голосок». «Собачка и белки».
23.
«Жмурки». «Фигуры».
24.
«Удочка». «Догонялки с лентами».
25.
«Конники-спортсмены». «Невод».
26 .
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «