Преподавание предмета «Физическая культура» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
Федеральный закон от 29.12.2012г№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р)
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).
«О разработке рабочих учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре в школе »
2.1. Пояснительная записка
Преподавание предмета «Физическая культура» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
Федеральный закон от 29.12.2012г№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р)
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).
«О разработке рабочих учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).
Областного базисного учебного плана(приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.04 №02-678), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 5мая 2005 года№01-571, от10 мая 2006 года №2-510, от 29 мая 2007 г № 02-567, от 5мая 2008г №04-387,от 6 мая №01-269, от 10.06 2011 №04-997.
Учебного плана МКОУ СОШ № 20 г.Пласт на 2014-2015_учебный год.
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области « О преподавании учебного предмета «Физическая культура»в2014-2015учебном году»от 30.06.2014г№ 03-02214959.
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год». Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года № 2080
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986);
«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600).
- Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования) по физической культуре, утвержденного Министерством образования России от 05.03.2004г №1089;
Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 30 мая2014года №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»
«Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровью к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» (письмо Минобрнауки России от 31 октября 2003г. № 13-51-263/123)
«О введении третьего часа физической культуры» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.10.2010 г. №01/5139)
Приказ Министерства образования и науки РФ от04. 10.2010г № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса иоборудования учебных помещений»
Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучениявобщеобразовательных учреждениях»/Постановление Главного государственного санитарного врача РФот29.12.2010 № 02-600 (Заригистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290)
Об объявлении в РФ Года культуры /Указ Президента РФ от 22.04.2013г №375
О рассмотрении обращений граждан / Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014г
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическа деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от18.10.2013гш. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России от06.12.2013 №30550).
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г №1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013г №30067).
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 12.2009г №729 ( Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010г. №15987
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011г, №2(Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011г. №197339).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012г№2 ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011г. №19739).
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области /Приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 128.03.3013г. №03/961.
Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных учреждений Челябинской области на 2013-2015 год/ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013г.№01/4591
Рабочая программа разработана на основе Программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А.Зданевича (М, Просвещение, 2007).
2.2. Обоснование выбора системы обучения
В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части- базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, кроссовая подготовка заменена лыжной подготовкой. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков.
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать следующий уровень физической подготовленности, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Цели и задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов направлены:
-на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стресса;.
-на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
-на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
-на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;
-на углубленное представление об основных видах спорта;
-на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
-на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.
2.3.Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» ведется как обязательный предмет, на его преподавание отводится 102 часа в год (11кл), 105часов (10кл).
Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы:
10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движения.
11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы:
10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания.
Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы:
10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции:
10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и спихорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Баскетбол:
10-11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетбола.
Волейбол:
10-11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях волейбола.
Гимнастика с элементами акробатики:
10-11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика:
10-11 классы. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила поведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Лыжная подготовка.
Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Самоконтроль при занятиях лыжной подготовкой.
Кроссовая подготовка.
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. Самоконтроль при занятиях кроссовой подготовкой.
РК включен в программу не отдельными темами, а как дополнение к основному материалу к разделу «Легкая атлетика» для развития физических качеств и изучения игры «Русская лапта», которая включена в 1-ой четверти на 6-ти уроках и в 4-ой четверти на 5-ти уроках.
Региональный компонент «Лапта» -10-11 класс.
№
Содержание
1-ая четв.
1,2ч
3,4ч
5ч
6ч
4-ая четв.
7,8ч
9,10ч
11ч
1.
Правила игры:
-Кубковые системы проведения игр: с выбыванием двух и более поражений
- без выбывания
- схема игр
х
х
х
2.
Техника игры;
-Удар круглой битой снизу
- Удар на дальность
- Ловля- бросок в движении
- Ловля в падении
- Броски в прыжке
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
3.
Тактика игры:
- Совершенствование тактических действий
х
х
х
х
х
х
х
4.
Учебная игра
х
х
х
х
х
х
х
2.Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы:
10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движения.
11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы:
10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания.
Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы:
10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции:
10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и спихорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Баскетбол:
10-11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетбола.
Волейбол:
10-11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях волейбола.
Гимнастика с элементами акробатики:
10-11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика:
10-11 классы. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила поведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Лыжная подготовка.
Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Самоконтроль при занятиях лыжной подготовкой.
Кроссовая подготовка.
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. Самоконтроль при занятиях кроссовой подготовкой.
3. Перечень компонентов учебно – методического комплекса
Класс
Программа
Учебник
Методическое пособие учителя
КИМЫ
10-11
Лях.В.И, А,А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2007
Лях.В.И. Физическая культура 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2014.
Физическая культура1-11 классы:подвижные игры на уроках и во внеурочное время/ авт-сост. С.Л.Садыкова, Е.И.Лебедева-Волгоград: Учитель,2008
Осинцев В.В.Лыжная подготовка в школе :1-11 кл: методическое пособие.- М.: ВЛАДОС-Пресс
Тестовые задания по физической культуре: учебно-методическое пособие для учителей и учащихся/ авт-сост. П.А.Киселев, С.Б. Киселева.- М.: издательство»Глобус», 2010.
Приложение
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Стенка гимнастическая
Г
2.Козел гимнастический
Г
3.Перекладина гимнастическая
Г
4.Канат для лазанья
Г
5.Мост гимнастический подкидной
Г
6.Скамейка гимнастическая жесткая
Г
7.Гантели наборные
К
8.Маты гимнастические
Г
9.Мяч набивной (1 кг, 2 кг,3 кг)
Г
10.Мяч малый (теннисный)
К
11.Скакалка гимнастическая
К
12.Палка гимнастическая
К
13.Обруч гимнастический
К
Лыжная подготовка
14.
Лыжи
К
15.
Лыжные ботинки
К
16.
Лыжные палки
К
Подвижные и спортивные игры
17.
Щиты баскетбольные навесные кольцами и сеткой
Г
18.
Мячи баскетбольные для мини-игры
Г
19.
Сетка волейбольная
Д
20.
Мячи волейбольные
Г
21.
Мячи футбольные
Г
Туризм
22.
Палатка туристская (двухместная)
Г
Измерительные приборы
23.
Рулетка измерительная 50м
Д
24.
Секундомер
Д
25.
Весы медицинские
Д
Средства первой помощи
26.
Аптечка медицинская
Д
Спортивный зал
27.
Спортивный зал игровой
28.
Кабинет учителя
29.
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
4.
Пришкольный стадион (площадка)
30.
Легкоатлетическая дорожка
Д
31.
Сектор для прыжков в длину
Д
32.
Игровое роле для футбола (мини-футбола)
Д
33.
Площадка игровая баскетбольная
Д
34.
Площадка игровая волейбольная
Д
35.
Полоса препятствий
Д
36.
Лыжная трасса
Д
2.3 . Учебно-тематический план
по физической культуре
№
Вид программного материала
Кол-во
часов
(уроков)
10 юн..
Кол-во
часов
(уроков)
11 юн.
Кол-во
часов
(уроков)
10 дев.
Кол-во
Часов
(уроков)
11 дев.
1.
Базовая часть
63
63
63
63
1.1
Основы знаний о физ. культуре
В процессе
урока
В процессе
урока
В процессе
урока
В процессе
урока
1.2
Спортивные игры (баскетбол)
21
21
21
21
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
11
11
11
11
1.4
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
21
10
21
10
21
10
21
10
2.
Вариативная часть
42
39
42
39
2.1
Волейбол
21
21
21
21
2.2
2.3
Лыжная подготовка
Легкая атлетика
18
3
18
18
3
18
Итого
105
102
105
102
4.Требования к уровню подготовки учащихся.
По окончании средней школы учащийся сдает дифференцированный зачет.
Демонстрировать:
Физическая полготовленность
Физические упражнения
юноши
девушки
Скоростные
Бег 100 м, с
Бег 30 м, с
14,3
5,0
17,5
5,4
Силовые
Подтягивание на высокой перекладине, количество раз
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, количество раз
Прыжок в длину с места, см
10
-
215
-
14
170
К выносливости
Бег 2000м, мин
Бег 3000м, мин
-
13,30
10,0
5.Характеристика контрольно- измерительных материалов
Оценка техники владения двигательными действиями и навыками осуществляется по следующим примерным критериям:
«5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют его в нестандартных условиях;
«4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;
«3» – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
«2» – двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
№
Нормативы
10 класс
«5» «4» «3»
11 класс
«5» «4» «3»
1.
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Бег 100м юн-
дев-
Бег 2000м юн
дев-
Ч/б 3х10м юн-
дев-
Прыжки в длину с места
юн-
дев-
Прыжки в длину с разбега юн-
дев-
Прыжки через скакалку за 1 мин юн-
дев-
Отжимание юн-
дев-
Подтягивание юн-
из виса лежа дев-
Метание гранаты
700г юн-
500г дев-
Поднимание туловища за 1мин юн-
дев-
Приседания за 1мин юн-
дев-
Лыжные гонки классический ход 5 км
юн-
3 км дев-
коньковый ход 5 км юн-
3 км дев-
свободный ход 10 км юн
5 км дев-
16,5 17,5 18,5
17,0 18,0 19,0
11.00 11.30 12.3
14.30 15.00 15.30
7,3 8,0 8,2
8,4 9,3 9,7
220 210 200
200 190 180
430 410 390
420 400 380
150 140 130
160 150 140
30 26 22
24 20 17
14 12 10
18 13 6
28 23 18
23 18 15
47 45 42
42 40 37
56 54 52
54 52 50
26.00 27.30 29.30
16.30 17.00 18.00
23.00 24.00 25.30
15.30 16.00 17.30
Без учета времени
Без учета времени
16,0 17,0 18,0
16,5 17,5 18,5
10.00 10.40 12.0
14.00 14.30 15.00
7,2 7,9 8,1
8,4 9,3 9,6
240 225 210
210 200 190
440 420 400
430 410 390
160 150 140
170 160 150
32 28 25
26 23 20
16 14 12
18 13 6
30 25 20
25 20 16
50 47 45
45 42 40
58 55 52
56 53 50
24.00 25.00 26.30
16.00 16.30 17.00
22.00 23.00 24.00
14.30 15.30 16.30
Без учета времени
Без учета времени
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Стенка гимнастическая
Г
2.Козел гимнастический
Г
3.Перекладина гимнастическая
Г
4.Канат для лазанья
Г
5.Мост гимнастический подкидной
Г
6.Скамейка гимнастическая жесткая
Г
7.Гантели наборные
К
8.Маты гимнастические
Г
9.Мяч набивной (1 кг, 2 кг,3 кг)
Г
10.Мяч малый (теннисный)
К
11.Скакалка гимнастическая
К
12.Палка гимнастическая
К
13.Обруч гимнастический
К
Лыжная подготовка
14.
Лыжи
К
15.
Лыжные ботинки
К
16.
Лыжные палки
К
Подвижные и спортивные игры
17.
Щиты баскетбольные навесные кольцами и сеткой
Г
18.
Мячи баскетбольные для мини-игры
Г
19.
Сетка волейбольная
Д
20.
Мячи волейбольные
Г
21.
Мячи футбольные
Г
Туризм
22.
Палатка туристская (двухместная)
Г
Измерительные приборы
23.
Рулетка измерительная 50м
Д
24.
Секундомер
Д
25.
Весы медицинские
Д
Средства первой помощи
26.
Аптечка медицинская
Д
Спортивный зал
27.
Спортивный зал игровой
28.
Кабинет учителя
29.
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования