Особенность комплекта – его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Технологии, методы и формы работы в настоящей программе подобраны в соответствии с целями курса и индивидуально-психологическими особенностями учащихся младших классов.
Основные формы организации образовательного процесса в школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы. Продолжительность подготовительной части таких уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений, так и упражнения общеразвивающего характера. В основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу. На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения. Отличительные особенности планирования этих уроков. Планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование.
Продолжительность курса физической культуры в 1 классе 33 учебные недели.
Объем: 99 часов в год.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Тематическое планирование составлено в соответствии с авторским тематическим планированием (Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2012. – С. 15 – 49).
№ п/п | Название темы | Количество часов | Вид занятий (теоретическое – Т или практическое – П) | Виды и формы учебной деятельности |
Бег, ходьба, прыжки, метание (легкая атлетика) 18 ч |
1. | Инструктаж по ТБ. Ходьба под счет, на носках, на пятках. Бег обычный, с ускорением | 1 | П | Усваивают основные понятия и термины в беге; описывают технику выполнения ходьбы; демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе; применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей; выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений; описывают технику выполнения беговых упражнений; демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений; применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей; выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. |
2. | Ходьба в полуприсяде, в присяде. Бег с изменением направления движения | 1 | П |
3. | Ходьба с различным положением рук. Бег коротким, средним и длинным шагом | 1 | П |
4. | Ходьба коротким, средним и длинным шагом. Бег с преодолением препятствий. Игра «К своим флажкам» | 1 | П |
5. | Ходьба с высоким подниманием бедра. Челночный бег 3х5 м, 3х10 м. Игра «Пятнашки» | 1 | П |
6. | Равномерный бег (3 мин). Чередование ходьбы и бега. Эстафета «Смена сторон» | 1 | П |
7. | Равномерный бег (4 мин). Эстафета «Вызов номеров» | 1 | П |
8. | «Круговая эстафета» (расстояние 5 – 15 м) | 1 | П |
9. | Подвижная игра «Два Мороза» | 1 | П |
10. | Прыжки на одной ноге и на двух ногах на месте. Игра «Прыгающие воробушки» | 1 | П | Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре; применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей; закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые способности. |
11. | Прыжки на одной ноге и на двух ногах с продвижением вперед. Игра «Прыгающие воробушки» | 1 | П |
12. | Прыжки с поворотами на 90 и 180 градусов. Игра «Зайцы в огороде» | 1 | П |
13. | Прыжки в длину с места. Игра «Зайцы в огороде» | 1 | П |
14. | Прыжки в парах. Игра «Лисы и куры» | 1 | П |
15. | Игры с прыжками с использованием скакалки. Игра «Лисы и куры» | 1 | П |
16. | Метание малого мяча на дальность. Игра «Кто дальше бросит» | 1 | П | |
17. | Метание малого мяча на заданное расстояние. Игра «Точный расчет» | 1 | П |
18. | Метание малого мяча в цель. Игра «Метко в цель» | 1 | П |
Бодрость, грация, координация (гимнастика) 20 ч |
19. | Инструктаж по ТБ. Основная стойка. Построение в колонну по одному и в шеренгу | 1 | П | |
20. | Построение по звеньям, размыкание | 1 | П |
21. | Повороты направо, налево. Команды «Шагом марш!», «Класс, стой!» | 1 | П |
22. | Перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две | 1 | П |
23. | Передвижение в колонне по одному | 1 | П |
24. | Передвижение в колонне по одному | 1 | П |
25. | Шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону | 1 | П | |
26. | Общеразвивающие упражнения с предметами | 1 | П | |
27. | Стойка на носках, на одной ноге, ходьба по гимнастической скамейке | 1 | П | |
28. | Перешагивание через мячи. Ходьба по рейке гимнастической скамейки | 1 | П |
29. | Группировка. Перекаты в группировке лежа на животе | 1 | П | |
30. | Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях | 1 | П |
31. | Кувырок вперед | 1 | П |
32. | Кувырок назад | 1 | П |
33. | Стойка на лопатках | 1 | П |
34. | Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке. Перелезание через горку матов | 1 | П | |
35. | Упражнения в висе на гимнастической стенке | 1 | П |
36. | Упражнения в висе на канате | 1 | П |
37. | Лазание по гимнастической стенке | 1 | П | |
38. | Лазание по канату | 1 | П |
Все на лыжи (лыжная подготовка) 20 ч |
39. | Инструктаж по ТБ. Переноска и надевание лыж | 1 | П | Объясняют назначение понятий и терминов, относящихся к бегу на лыжах; описывают и осваивают технику передвижения на лыжах; варьируют способы передвижения на лыжах в зависимости от лыжной трассы. |
40. | Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Переноска и надевание лыж | 1 | П |
41. | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Повороты переступанием | 1 | П |
42. | Особенности дыхания. Повороты переступанием | 1 | П |
43. | Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. Ступающий шаг без палок | 1 | П |
44. | Ступающий шаг без палок | 1 | П |
45. | Скользящий шаг без палок | 1 | П |
46. | Скользящий шаг без палок | 1 | П |
47. | Ступающий шаг с палками | 1 | П |
48. | Ступающий шаг с палками | 1 | П |
49. | Скользящий шаг с палками | 1 | П |
50. | Скользящий шаг с палками | 1 | П |
51. | Подъем под уклон | 1 | П |
52. | Спуск под уклон | 1 | П |
53. | Подъемы и спуски под уклон | 1 | П |
54. | Подъемы и спуски под уклон | 1 | П |
55. | Передвижение на лыжах до 1 км | 1 | П |
56. | Передвижение на лыжах до 1 км | 1 | П |
57. | Передвижение на лыжах до 1 км | 1 | П |
58. | Передвижение на лыжах до 1 км | 1 | П |
Играем все (подвижные игры) 24 ч |
59. | Ловля мяча индивидуально и в парах | 1 | П | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности; организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство; описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки; взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности; используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей; используют подвижные игры для активного отдыха. |
60. | Ловля мяча стоя на месте | 1 | П |
61. | Ловля мяча в шаге | 1 | П |
62. | Ловля мяча в движении | 1 | П |
63. | Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй» | 1 | П |
64. | Передача мяча индивидуально и в парах | 1 | П |
65. | Передача мяча стоя на месте | 1 | П |
66. | Передача мяча в шаге | 1 | П |
67. | Передача мяча в движении | 1 | П |
68. | Подвижная игра «Мяч водящему» | 1 | П |
69. | Подвижная игра «У кого меньше мячей» | 1 | П |
70. | Броски мяча индивидуально и в парах | 1 | П |
71. | Броски мяча стоя на месте | 1 | П |
72. | Броски мяча в шаге | 1 | П |
73. | Броски мяча в цель (обруч) | 1 | П |
74. | Подвижная игра «Попади в обруч» | 1 | П |
75. | Броски мяча в цель (мишень) | 1 | П |
76. | Броски мяча в цель (щит) | 1 | П |
77. | Броски мяча в цель (кольцо) | 1 | П |
78. | Подвижная игра «Мяч в корзину» | 1 | П |
79. | Ведение мяча правой и левой рукой | 1 | П |
80. | Ведение мяча в движении по прямой шагом | 1 | П |
81. | Ведение мяча по прямой бегом | 1 | П |
82. | Подвижная игра «Школа мяча» | 1 | П |
Бег, ходьба, прыжки, метание (легкая атлетика) 17 ч |
83. | Ходьба под счет, на носках, на пятках. Бег обычный, с ускорением | 1 | П | Усваивают основные понятия и термины в беге; описывают технику выполнения ходьбы; демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе; применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей; выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений; описывают технику выполнения беговых упражнений; демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений; применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей; выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. |
84. | Ходьба в полуприсяде, в присяде. Бег с изменением направления движения | 1 | П |
85. | Ходьба с различным положением рук. Бег коротким, средним и длинным шагом | 1 | П |
86. | Ходьба коротким, средним и длинным шагом. Бег с преодолением препятствий. Игра «К своим флажкам» | 1 | П |
87. | Ходьба с высоким подниманием бедра. Челночный бег 3х5 м, 3х10 м. Игра «Пятнашки» | 1 | П |
88. | Равномерный бег (3 мин). Чередование ходьбы и бега. Эстафета «Смена сторон» | 1 | П |
89. | Равномерный бег (4 мин). Эстафета «Вызов номеров» | 1 | П |
90. | «Круговая эстафета» (расстояние 5 – 15 м). Подвижная игра «Два Мороза» | 1 | П |
91. | Прыжки на одной ноге и на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Игра «Прыгающие воробушки» | 1 | П | Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре; применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей; закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые способности. |
92. | Прыжки с поворотами на 90 и 180 градусов. Игра «Прыгающие воробушки» | 1 | П |
93. | Прыжки в длину с места. Игра «Зайцы в огороде» | 1 | П |
94. | Прыжки в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде» | 1 | П |
95. | Игры с прыжками с использованием скакалки. Игра «Лисы и куры» | 1 | П |
96. | Метание малого мяча на дальность. Игра «Кто дальше бросит» | 1 | П | |
97. | Метание малого мяча на заданное расстояние. Игра «Точный расчет» | 1 | П |
98. | Метание малого мяча в цель. Игра «Метко в цель» | 1 | П |
99. | Бросок набивного мяча (0,5 кг). Игра «Кто дальше бросит» | 1 | П |