Программа внеклассной работы по физической культуре "Баскетбол" для учащихся 9-10 классов"
Программа внеклассной работы по физической культуре "Баскетбол" для учащихся 9-10 классов"
В программу входит: пояснительная записка, тематическое распределение часов, календдарно тематическое планирование,основное содержание обучения,требования по подготовке учащихся по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеклассной работы по физической культуре "Баскетбол" для учащихся 9-10 классов"»
Город Владивосток
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 г. Владивостока»
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор гимназии №2
___________________ Т.В.Лимберг
___________ И.А.Шендрик
«___» _____________ 2018года
«___» _______2018г.
ПРОГРАММА
внеклассной работы по физической культуре « Баскетбол» (9 - 10 класс)
Разработчик: учитель физической культуры Бакулева Александра Владимировна
ПРИНЯТА
На заседании методического объединения
Протокол №______
от «___» _____________ 2018 года
Руководитель МО
________________ О.Б.Фесько
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по организации спортивно- оздоровительной деятельности А.Н. Каинова. Является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.
Данная программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часа учебных часов в год. Программа включает в себя разделы: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий по 1 часу в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Изучение физической культуры в рамках программы дополнительного образования направлено на углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Для реализации программного содержания используются следующие типы уроков:
вводные уроки (В.У.);
уроки ознакомления с новым материалом (Н.У.);
смешанные уроки (См.У.);
уроки повторения пройденного материала (У.П.);
и методов
фронтальный (Ф.М.);
поточный (П.М.);
посменный (Пс.М.);
групповой (Г.М.);
индивидуальный (И.М.).
Тематическое распределение количества часов
№ п/п
Содержание
Кол-во часов
1
Основы знаний
В процессе учебно- тренировочных занятий
2
Специальная техническая подготовка
30
3
Специальная тактическая подготовка
25
4
ОФП
27
5
Соревнования
20
Итого часов:
102
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия:
Сентябрь
Инструктаж по Т.Б. на занятиях спортивными играми (ИОТ-42-2012).
Подвижные игры на основе баскетбола.
Сентябрь
Развитие скоростно-силовых качеств. Спортивные игры.
Сентябрь
Подвижные игры на основе басетбола.
Сентябрь
Разучивание техники владения мячом в баскетболе.
Сентябрь
Развитие ловкости, выносливости.
Сентябрь
Развитие скоростно-силовых качеств. Спортивные игры.
Сентябрь
Перемещение баскетболиста. Развитие физических качеств.
Сентябрь
Подвижные и спортивные игры. Развитие ловкости.
Сентябрь
Техника владения мячом. Развитие координационных способностей.
Сентябрь
Подвижные и спортивные игры.
Сентябрь
Развитие выносливости. Разучивание техники ведения мяча.
Сентябрь
Повторение техники и тактики перемещения баскетболиста.
Октябрь
Подвижные и спортивные игры.
Октябрь
Разучивание техники передачи мяча различными способами.
Октябрь
Подвижные и спортивные игры. Развитие физических качеств.
Октябрь
Разучивание техники ведения мяча. Развитие скоростно-силовых качеств.
Октябрь
Повторение техники ведения мяча. Развитие выносливости.
Октябрь
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Октябрь
Разучивание техники ведения мяча. Подвижные и спортивные игры.
Октябрь
Разучивание техники броска в кольцо одной рукой от плеча.
Октябрь
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Октябрь
Повторение и закрепление техники броска одной рукой от плеча. Подвижные игры.
Октябрь
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Октябрь
Разучивание техники остановки в 2 шага .Подвижные игры.
Ноябрь
Подвижные и спортивные игры. Развитие физических качеств.
Ноябрь
Разучивание техники остановки в 2 шага. Подвижные и спортивные игры.
Ноябрь
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Ноябрь
Игра в баскетбол по упрощенным правилам. ОФП.
Ноябрь
ОФП. Подвижные и спортивные игры. Технические приемы баскетбола.
Ноябрь
Подвижные и спортивные игры. Развитие физических качеств.
Ноябрь
Повторение и совершенствование перемещения защитника и нападающего. Подвижные и спортивные игры.
Ноябрь
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Ноябрь
Техника ведения мяча. Развитие физических качеств.
Декабрь
Технические приемы баскетбола. Подвижные и спортивные игры.
Декабрь
Техника броска мяча в кольцо. ОФП.
Декабрь
Подвижные и спортивные игры. СФП. Развитие физических качеств.
Декабрь
Разучивание техники остановки в 2 шага. Развитие физических качеств.
Декабрь
Подвижные и спортивные игры. Техника передачи мяча.
Декабрь
Физическая подготовка. Подвижные и спортивные игры.
Декабрь
Подвижные и спортивные игры. Техника передачи мяча. ОФП.
Декабрь
Подвижные и спортивные игры. ОФП, СФП.
Декабрь
Разучивание техники ведения мяча. Подвижные и спортивные игры.
Декабрь
СФП. Технические элементы баскетбола.
Декабрь
Подвижные и спортивные игры. ОФП.
Декабрь
Техника броска мяча в кольцо одной рукой от плеча. Технические приемы баскетбола.
Январь
СФП. Передача мяча различными способам.
Январь
Повторение и закрепление технических приемов игры
Январь
Повторение и закрепление тактических приемов игры
Январь
Участие в районных соревнованиях по баскетболу
Январь
Участие в районных соревнованиях по баскетболу
Январь
Участие в районных соревнованиях по баскетболу
Январь
СФП. Техника ведения мяча
Январь
Техника ведения мяча. Тактика перемещения защитника.
Январь
Техника ведения мяча с сопротивлением защитника. Подвижные и спортивные игры.
Февраль
Подвижные и спортивные игры. Тактика перемещения защитника.
Февраль
Тактика перемещения защитника. Техника ведения мяча с сопротивлением защитника
Февраль
Тактика перемещения нападающего.
Февраль
Участие в городских соревнованиях по баскетболу
Февраль
Участие в городских соревнованиях по баскетболу
Февраль
Участие в городских соревнованиях по баскетболу
Февраль
Техника броска в кольцо после получения передачи.
Февраль
ОФП. Подвижные и спортивные игры.
Февраль
Техника ведения мяча с пассивным и с активным сопротивлением защитника.
Февраль
Игра в баскетбол с выполнением задания (защита зоной)
Февраль
Игра в баскетбол с выполнением задания (защита зонным прессингом)
Февраль
Игра в баскетбол с выполнением задания (защита личная)
Март
Участие в городских соревнованиях по стритболу
Март
Участие в городских соревнованиях по стритболу
Март
Участие в городских соревнованиях по стритболу
Март
Разучивание техники ведения мяча с сопротивлением защитника.
Март
Повторение и совершенствование техники и тактики ведения мяча.
Март
ОФП. Подвижные и спортивные игры.
Март
Совершенствование техники броска мяча в кольцо одной рукой от плеча
Март
Разучивание техники и тактики остановки в 2 шага.
Март
ОФП. Подвижные и спортивные игры.
Март
СФП. Подвижные и спортивные игры.
Апрель
Технические приемы баскетбола.
Апрель
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Апрель
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Апрель
Двухсторонняя игра в баскетбол по основным правилам.
Апрель
Разучивание техники остановки прыжком. Подвижные и спортивные игры.
Апрель
Повторение и закрепление техники остановки прыжком.
Апрель
Закрепление техника и тактики передачи мяча различными способами.
Апрель
Развитие физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Апрель
Повторение техники ведения мяча. Подвижные и спортивные игры.
Апрель
Повторение и закрепление техники броска в кольцо. Развитие физических качеств.
Апрель
Двухсторонняя игра в баскетбол по основным правилам.
Апрель
Повторение и закрепление технических элементов баскетбола.
Апрель
ОФП. Развитие физических качеств.
Апрель
Учебно- тренировочная игра с выполнением задания
Май
Участие в турнире по баскетболу в честь дня победы
Май
Участие в турнире по баскетболу в честь дня победы
Май
Участие в турнире по баскетболу в честь дня победы
Май
Подвижные и спортивные игры. ОФП.
Май
Повторение и закрепление технических элементов баскетбола.
Май
Двухсторонняя игра в баскетбол по основным правилам.
Май
Разучивание техники постановки заслона.
Май
Повторение техники постановки заслона.
Май
Технические приемы баскетбола. Подвижные и спортивные игры.
Май
Техника броска мяча в кольцо. ОФП.
Май
Подвижные и спортивные игры. СФП. Развитие физических качеств.
Май
Учебно- тренировочная игра.
Основное содержание обучения
Основы знаний: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола, стритбола. Жесты судей.
Техническая подготовка (30 часов):
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой .от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1X1.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (25 часов).
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5: 0) без смены мест. Позиционное нападение (5: 0) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1: 0), (2 : 1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1: 1). Двухстороння игра по упрощенным правилам.
Общефизическая подготовка (27 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Парные и групповые упражнения, с сопротивлением, перетягивание.Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры.
Бег, Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40, 60 м. Кросс 500-2000 м.
Прыжки, Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Организация текущего и промежуточного контроля
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутри школьных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится
2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики - тестирование физических и технических качеств:
Нормативы технической подготовки.
Оценка
Штрафные броски
Броски с дистанции
Скоростная техника
Передачи мяча в стену на скорость
5
10
9
20
18
4
8
7
23
16
3
7
5
25
12
Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45° и 90° к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секунд-ной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Нормативы общефизической подготовки
оценка
Прыжок в длину с места
Челночный бег 66,4 м
Бег 30 м
Бег 1000м
5
190
6.2
4.9
4.10.0
4
180
6.5
5.2
4.20.0
3
170
6.7
5.4
4.30.0
Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Проверка знаний правил судейства осуществляется путем привлечения учащихся к судейству внутри школьных соревнований в качестве судей в поле (3-й год обучения), судей на протоколе (2-й год обучения), помощников судей (1-й год обучения).
Участие в соревнования. Учащиеся принимают участие не менее чем' в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.
По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения соревнований по баскетболу.
Список рекомендуемой учебно - методической литературы
Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М. : Советский спорт, 2012.
Ковалько, В. И. Индивидуальная тренировка / В. И. Коваль-ко. - М.: Советский спорт, 1960.
Коузи, Б. Баскетбол. Концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пауэр. - М. : ФиС, 1975.
Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2011.
Литвинов, Е. Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев. - М. : Просвещение. 2011.
Мейксон, Г. Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г. Б. Мейксон, Л. Е. Любомирский, Л. Б, Кофман, В, И. Лях. -М. : Просвещение, 2009.
Материально- техническое и информационно-техническое