Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Баскетбол"»
ГКОУ «Красноярская школа – интернат»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета приказом ГКОУ Красноярская
школа – интернат
от ________ 2020 Протокол № ____ от _________ 2020№_______
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся - 8-16 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Каунов Владимир Сергеевич,
Педагог доп. Образования.
р.п. Красный Яр. 2020г
Перечень нормативных документов в сфере дополнительного образования детей.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа «Баскетбол» автора-составителя Самелик Н.В.
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивнуюнаправленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.
Актуальностьпрограммы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Отличительной особенностью заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить уровень соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе использованы данные спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт педагогов физической культуры и спорта.
На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Участниками программы дополнительного образования по баскетболу являются учащиеся 5–9 классов 8–16лет Смирновской средней школы. Набор учащихся свободный, принимаются все желающие на бесплатной основе. Занятия проводятся 5 раз в неделю по 45 минут. Программа дополнительного образования по баскетболу рассчитана на 1год обучения. Включает в себя 34 часа учебного времени.
Форма обучения включает в себя: Теоретические занятия, практические занятия, групповые занятия, соревнования.
Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу на школьном и районном уровне.
Информационно – коммуникационная технологияспособствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. формированиезнаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам.
Проектная технология подразумевает особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы.
Адресат программы.
В секцию «Баскетбол» принимаются учащиеся в возрасте 8-15 лет в начале учебного года при отсутствии ограничений по состоянию здоровья. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор учащихся в группу в течение учебного года. Объем программы:
общее количество учебных часов 120 часов в год , 9 часа в неделю
Режим занятий
Учебные занятия в спортивном объединении проводятся 5 раз в неделю по 2 часа в соответствии с Сан Пин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41.
Сроки освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол»» рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения и виды занятий
Учитывая психологические особенности обучающихся, цель и задачи содержания учебного материала, а также условия программы, занятия проводятся с применением разнообразных методов и приёмов обучения.
Форма организации обучения: групповая. Так как обучающиеся выполняют собственные спортивные работы, в ходе занятия применяется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ видеоматериала, иллюстраций, приемов исполнения, работа по образцу), практические (выполнение спортивного задания).
Цель программы;
- Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Развитие баскетбола в России
1
1
0
Беседа, опрос.
2
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях
2
2
0
Беседа
3
Общая и специальная физическая подготовка
70
1
69
Наблюдение
4
Основы техники и тактики игры
100
1
99
Беседа, наблюдение, практика
5
Контрольные игры и соревнования
23
1
22
Соревнования, подведение итогов
6
Тестирование
8
0
2
II.
Итого
204
6
Формы аттестации/контроля: беседа,анкетирование, педагогическое наблюдение, контрольное занятие, соревнование, самоанализ, коллективный анализ и др.
Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: - метод упражнений; - игровой; - соревновательный, - круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом, - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Условия набора
Программа предназначена для детей 8-16 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с сентября текущего учебного года. Возможен добор отдельных обучающихся в объединение в случае отчисления из них детей по каким-либо причинам.
Наполняемость учебной группы:
Минимальное количество обучающихся в группе 4-6 чел.
• знать технику и тактику современного баскетбола классифицировать основные приемы техники нападения и защиты;
• знать функции игроков. Уровень и тенденции развития техники и тактики в современном баскетболе. Классификация основных приемов техники нападения и защиты. Характеристика особенностей их применения в игровых условиях. Характеристика индивидуальных, групповых и командных действий и защиты. Функции игроков. Краткий анализ основных групповых и командных действий современного баскетбола.
Тема 2. Общая и специальная физическая подготовка баскетболистов.
• знать основные строевые и прикладные упражнения;
• специальные упражнения для развития силы, ловкости, быстроты, прочности.
• определять упражнения для развития тех или иных физических качеств. Строевые и прикладные упражнения. Упражнения в метании и ловли мяча. Общеразвивающие упражнения в движении, в парах, в тройках, в группах. Специальные упражнения для развития силы, ловкости, быстроты, прыгучести. Эстафеты и подвижные игры для развития специальных качеств баскетбола.
Тема 3. Техника перемещений.
• знать стойку баскетболиста, остановки, шагам и прыжком;
• поворот вперед, назад.
• правильно передвигаться в стойке баскетболиста;
• владеть навыками остановок, поворотов, прыжков. Стойка без мяча и с мячом. Бег по прямой, с изменением направления. Рывки на короткие (2-4 м) и средние (5-15 м) расстояния по сигналам. Прыжки: толчком обеими ногами с места и после движения. Остановки двумя шагами, прыжком. Сочетание остановок с бегом. Повороты назад и вперед на месте, после бега и остановки. Упражнения для совершенствования работы ног без шага и с мячом. Эстафета, подвижные игры с использованием перемещений различными способами.
Тема 4. Техника владения мячом.
• знать основные передачи и способы ловли мяча;
• броски в корзину, ведение мяча.
• владеть различными способами передачи мяча и ловли, бросков в корзину;
• водить мяч без зрительного контроля. Ловля мяча: двумя руками на месте, на уровне груди высоко летающего, низко летающего, ловля в движении и в прыжке. Передача мяча одной рукой снизу, одной рукой сверху и скрытые передачи. Броски в корзину: двумя руками от груди, одной от плеча, в движении и в прыжке. Добивание мяча. Ведение мяча: с высоким отскоком по прямой, по дугам, с изменением направления, без зрительного контроля. Перевода шага за спину, под ногой, перед собой, ведение разворотом. Комбинированные упражнения в сочетании с различными приемами с мячом в движении. Эстафеты и игры с выполнением обусловленных приемов.
Тема 5. Техника защиты. Техника перемещений и овладения шагом.
• обегать игрока без мяча и с мячом;
• передвижение в баскетбольной стойке. Стойка при опоре противника без мяча и с мячом. Перемещение противника шагами в стороны, вперед, назад. Бег спиной вперед. Ускорение в различных направлениях в состоянии готовности и по сигналу. Сочетание различных приемов и способов перемещений. Эстафеты и игры с использованием перемещений приставными шагами и спиной вперед. Техника владения шагом. Выравнивание шага. Выбивание мяча из рук противника. Накрывание и перехватывание мяча.
Тема 6. Индивидуальные действия в нападении.
• знать действия противника бёз мяча;
• способы владения мячом при организации атаки - использование передачи, ведения, бросков.
• определить согласно игровой обстановке;
• место расположения и дальнейших действий. Действие игрока без мяча: выбор места для получения мяча – выход навстречу партнеру и в направлении от партнера. Освобождение от опеки защитника. Применение приемов техники перемещений, для ухода от защитника и овладения мячом. действия игрока с мячом: применение приемов техники владения шагом при организации атаки - использование передач мяча, ведения, бросков в корзину. Выбор способа в зависимости от игровой ситуации. Применение рациональных сочетаний приемов. Тема 7. Групповые и командные действия в нападении.
• знать при групповых и командных взаимодействиях свое место расположение на площадке. • определять по сигналу или иное взаимодействие при групповых и командных действиях. Взаимодействие двух и трех игроков с быстрым передвижением по всей площадке. С короткими передачами с применением владения. Взаимодействие 2-3 игроков против ровного числа защитников. Командные действия: Быстрый прорыв. Организация прорыва после ловли мяча от щита центровали игроками - расположение и действия в начальной фазе, в фазах развития и завершения атаки. Позиционное нападение. Система нападения через центрового игрока. Расстановка игроков с центровыми. Взаимодействие игроков задней линии и находящих с центровым. Окрестный выход двух игроков.
Тема 8. Индивидуальные действия в защите.
• действия против игрока без мяча;
• действия против игрока с мячом.
• выбирать места при держании игрока с мячом и без него;
• применять приемы овладения мячом. Действия против игрока без мяча. Выбор места при держании игрока без мяча. Выбор места при держании игрока без мяча - изменение расположения в зависимости от положения подопечного и мяча, применение приемов перемещения для опеки противника. Выбор места и овладения мячом от щита. действия против игрока с мячом. Выбор места с использованием приемов перемещения при держании игрока с мячом, в зависимости от позиции подопечного, до и после ведения. Применение приемов овладения мячом - вырывание, выбивание, перехватывание.
Тема 9. Групповые и командные действия в защите
• знать основные классические взаимодействия двух, трех игроков;
• взаимодействия двух, трех игроков при численном превосходстве нападающих;
• командные действия при личной и законной защите.
• владеть навыками за короткий промежуток времени определять свое месторасположение на площадке при групповых и командных действиях. Взаимодействие двух игроков: подстраховка - центрального игрока, игрока, владеющего точным дальним броском и проходом; противодействие заслоном - переключения, проскальзывание. Взаимодействие двух игроков при численном превосходстве нападающих. Командные действия: Система личной защиты: на половине площадки и в области штрафного броска - расположение игроков, перемещение, взаимопомощь. Личный прессинг - расположение, передвижение, действия для овладения мячом. Система зонной защиты; в области штрафного броска – расположение игроков (2х1х2, 1хЗх1, 2х3, 3х2). Зонный прессинг – расположение, передвижение.
Тема 10. Учебная практика. Выполнение строевых команд и специальных перестроений группы. Поведение отдельных упражнений по плану преподавателей с последующим анализам действий проводящего (выбор места, объяснение, показ, исправление ошибок). Разбор и запись упражнений основной части урока. Организация группы для выполнения упражнений. Наблюдение за действиями проводящих с последующим анализом. Судейство учебных игр. Организация и проведение соревнований. Наблюдение и анализ ошибок проводящих игру.
Ожидаемые результаты освоения программы
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности;
Метапредметные результаты :
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результат;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности
Личносные Результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Участие в школьном самоуправлением и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся, к саморазвитию в процессе освоения учебного курса;
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны :
Знать
Основы знаний о здоровом образе жизни
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране
Правила игры в баскетбол
Тактические приемы в баскетболе
Уметь
Овладеть основными техническими приемами баскетболиста
Проводить судейство матча
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр
Развить качества личности
Воспитать стремление к здоровому образу жизни
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Метапредметные универсальные действия
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
- учиться корректировать, вносить изменения в работу;
- деятельности товарищей.
Познавательные БУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с мячом, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
Коммуникативные БУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходим ряд условий:
Хорошо освещённое помещение
Щитки и корзины;
Баскетбольный мяч;
Команда;
Спортивная площадка;
Формы аттестации
изучение вопросов теории и методики преподавания баскетбола, овладение техническими приемами и тактическими действиями, приобретение необходимых знаний и умений для самостоятельной работы преподавателя-тренера по баскетболу с различным контингентом занимающихся; формирование теоретических знаний; формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники баскетбола, развитие физических качеств средствами баскетбола; формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения; формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения отдельных частей баскетбольных упражнений.
Методическое обеспечение
1. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
2. Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).
Список литературы
Список литературы и источников, рекомендованной педагогам.
Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов /Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011г 2. Баскетбол. Авторская программа доктора педагогических наук В.И.Лях и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г). 3. Гандельсман А.Б., Смирнова К.М. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» М.,1966г. 4. Коротков И.М. «Подвижные игры», М., 1971 г. 8. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов /Лях В.И., Зданевич А.А. – М: «Просвещение», 2008. 9. Физическая культура: 5-11 кл. программы общеобразовательных учреждений – М.: просвещение 2007. 10. Фурманов А.Г. «Баскетбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е, испр., доп., М., «Физкуль
тура и спорт», 1982 г
Список литературы, рекомендованный обучающимся.
1. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 1986. –111с.
2. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.-111с.
3. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 1984.-24с.
4. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол// Физическая культура в школе. –1991.-№2- с. 27-30.
5. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет.
6. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное пособие. – Алма-Ата,1985-92с.