kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини-футбол 4-5 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа занятий футболом предназначена для детей второго года обучения (4-5 классов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини-футбол 4-5 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Футбол по праву является одним из наиболее популярных видов спорта в нашей стране и мире. Эта удивительная по своей привлекательности игра не стареет, а развиваясь, завоёвывает всё больше поклонников.

Появляются новые разновидности футбола, позволяющие широко использовать возможности этого вида спорта для пополнения рядов активных игроков и болельщиков.

Многолетний педагогический опыт работы с детьми среднего и старшего школьного возраста показал, что для воспитания социально активной творческой личности мало заниматься только физическим воспитанием, важно уделять внимание развитию их творческих способностей и возможностей, дать навыки их социального взаимодействия, уделять больше внимание нравственному и духовному воспитанию.

И чем раньше мы создадим предпосылки для полноценного развития, тем лучше.

Данная программа занятий футболом предназначена для детей 2 года обучения (4-5 классов).

В возрасте 10 - 11 лет энергия детей требует активного выхода и важно направить ее в положительное русло.

Дети данного возраста охотно приобщаются к регулярным занятиям физической культурой, и систематически занимаясь у них формируется потребность и в дальнейшем продолжать занятия.

Программа носит оздоровительно-образовательный характер, и представляет собой двухлетний цикл, по годам обучения, соответствующим этапам начальной, базовой и углублённой подготовки.

К участию в программе привлекаются мальчики (все желающие, без предварительного отбора), не имеющие противопоказаний медицинского характера. Все воспитанники коллектива проходят обязательную ежегодную диспансеризацию под наблюдением врачей ВФД.

Программа базируется на основных положениях теории и методики спортивной тренировки, на научно-методических обоснованных формах и методах организации учебно-тренировочного процесса, а также с учетом анализа многолетнего собственного опыта автора программы как игрока и педагога в сфере физической культуры и спорта, что позволяет говорить об эксклюзивности данной программы.

Основная цель программы не только физическое развитие подростков, посредством систематических занятий футболом, но и активное содействие их творческому развитию, формированию здорового образа жизни привычной двигательной активности.

Достижение цели возможно последовательным решением комплекса частных задач на трёх этапах обучения, содержание которых сформировано с учётом возрастных особенностей психосоматического, социопсихического и социокультурного развития занимающихся, а также специфических особенностей тренировочного процесса юных футболистов.

Основные задачи программы.

Основные задачи, решаемые на этапе начального обучения:

- укрепление здоровья и создание устойчивой мотивации к систематическим занятиям избранным видом физкультурно-спортивной деятельности;

- содействие развитию физических качеств (общей выносливости, быстроты, гибкости, скоростно-силовых качеств) и координационных способностей;

-овладение элементарными основами технических приёмов игры в футбол, навыками группового и коллективного взаимодействия;

  • формирование базовых основ игрового тактического мышления;

  • освоение элементарных первичных знаний о правилах личной гигиены, организации
    режима дня, закономерностях спортивной тренировки;

  • адаптация ребёнка в психологической среде игрового коллектива,

Основные задачи, решаемые на этапе базового обучения:

-совершенствование физической подготовленности на основе преимущественного развития скоростно-силовых способностей, гибкости, общедвигательной координации и ловкости;

овладение арсеналом основных (базовых) технических приёмов игры и совершенствование тактических действий в звеньях команды на основе специальной физической подготовки;

- приобретение игрового опыта и первичных судейских навыков;

- определение игровых склонностей юных футболистов в выполнении ими игровых
функций;

формирование комплекса морально-волевых качеств, необходимых для совершенствования в избранном виде спорта (целеустремленность, трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, инициативность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение), воспитание чувства коллективизма и ответственности за свои действия во время тренировки и соревнований, умения терпеливо работать в одиночку и в группе, самостоятельно, без внешнего контроля выполнять порученное дело;

Основные задачи, решаемые на этапе углублённого обучения:

дальнейшее совершенствование физических качеств с акцентированным развитием силовых способностей, общей и скоростной выносливости, ловкости;

- совершенствование арсенала базовых и индивидуальных приёмов игры и тактических
действий в защите и нападении в условиях ограниченного пространства и времени;

  • расширение опыта участия и судейства соревнований;

  • получение первичных инструкторских знаний и умений;

Одна из важнейших задач третьего этапа подготовки - это создание мотивации у подростков к реализации себя в качестве человека, способного привлечь к занятиям и научить простейшим техническим приёмам и правилам игры в мини-футбол своих младших товарищей.

В начале и в конце каждого этапа для оценки освоения воспитанниками образовательной программы проводятся контрольные испытания по общей физической и специальной технической подготовке.

Все эти результаты испытаний с учетом показателей соревновательной и игровой деятельности, динамики освоения двигательного и теоретического материала, отношение к тренировкам служат основанием для перевода занимающихся на следующий этап обучения.

По окончании трехгодичного цикла лучшие юные спортсмены рекомендуются для дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта в клубные команды ДЮСШ.

Остальные передаются в коллективы согласно возрастным категориям.

Некоторые продолжают заниматься дальше в группе (совершенствуя свои умения).

Программа занятий футболом, предусматривает комплексный подход к воспитанию и развитию личности, позволяет наполнить досуг ребёнка содержательной и целенаправленной деятельностью, направить детскую энергию в русло саморазвития и формирования социально приемлемых морально волевых качеств, облегчить освоение школьного предмета физической культуры, а также выявить одарённых детей и развить их способности в области футбола.


Программа, в отличии от занятий в спортивных школах - направлена не на достижение высокого спортивного результата, а на достижение победы над "самим собой". И даже маленькое продвижение вперед в своем развитие является значительным результатом.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



I

Теоретический раздел:

17


Вводное занятие (общие правила поведения на занятиях, соблюдение "ТБ", спортивная форма).

3


Режим дня и личная гигиена, закаливание.

3


Питание и двигательный режим.

3


История развития футбола.

3


Правила игры. Виды соревнований. Анализ результатов игры.


II

Практический раздел:

62


Общая физическая подготовка (ОФП)

+


ОРУ (без предмета и с предметами), упражнения прикладного характера.

+


Подвижные игры, элементы спортивных игр.

+


Специальная физическая подготовка (СФП)

+


Упражнения на развития физических качеств.

+


Упражнения на координацию.

+


Эстафеты с элементами СФП.

+


Техническая подготовка

+


Индивидуальные действия с мячом

+


Приемы группового взаимодействия

+


Командные действия.

+


Тактическая подготовка

+


Травила игры и игровые ситуации

+


Тактика нападения и защиты

+


Тактика игры вратаря

+

III

Сдача контрольных нормативов

8

IV

Соревновательная практика (игровой день)

15


ИТОГО ЧАСОВ:

102





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(возраст 10-11 лет)


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

1. Вводное занятие.

Общие правила поведения в общественных местах, в спортивных залах и раздевалках. Соблюдение правил техники безопасности, обращение со спортивным инвентарем и оборудованием.

Требования, предъявляемые к учащимся. Внимательное отношение друг к другу, взаимоуважение. Зачисление в коллектив по предъявлению медицинских справок о допуске и на основании заявления от родителей. Не допустимы пропуски занятий без уважительной причины и опоздания.

Спортивная форма. Обязательное переодевание до занятия и после в специально оборудованных помещениях (раздевалках). Опрятность. Соблюдение порядка и чистоты.

2. Значение физической культуры.

Основные виды физической культуры. Разнообразие физических упражнений и их влияние на организм человека. Правильное физическое развитие. Укрепление здоровья, совершенствование двигательных качеств человека (быстроты, ловкости, силы, выносливости).

3. Режим дня и личная гигиена. Закаливание.

Общий режим дня. Режим учебы и отдыха (чередование умственной и физической нагрузки, пассивный и активный отдых). Навыки самообслуживания, гигиены (тела, обуви, места занятий).

4. Врачебный контроль и самоконтроль.

Обязательное наличие мед. справки о состоянии здоровья и допуске к занятиям. Показания и противопоказания к занятиям. Ежегодный (1-2 раза в год) медицинский контроль. Самоконтроль (субъективные ощущения - самочувствие, работоспособность, настроение, сон, аппетит; объективные данные - вес, рост, динамометрия, спирометрия). Ведение дневника самоконтроля.

5. Питание и двигательный режим.

Необходимость ежедневных физических упражнений. Правильное питание. Контроль за весом, физическим развитием.

Занятия через 1-1,5 ч после еды, а также после физических нагрузок питание через 1-1,5 ч.

6. Меры предупреждения травматизма. Первая мед. помощь.

Соблюдение правил "ТБ" при выполнении упражнений, внимательное выполнение указаний педагога, дисциплинированность. Правила самостраховки. Взаимопомощь. Понятия - ушибы, растяжения, кровотечения.

7. История развития футбола.

История создания и развития вида. Отличительные особенности игры мини-футбола от футбола. Зрелищность вида (культура болельщиков). Организация и проведение соревнований (традиционные соревнования).

8. Правила игры. Соревнования.

Интерпретация правил большого футбола. Международные правила игры в мини-футбол (структура, содержание). Отличия от правил большого футбола. Площадка для игры. Мяч. Число игроков. Экипировка игроков. Продолжительность матча. Начало и возобновления игры. Запрещены приемы. Пенальти.

Значение соревнований. Виды (турниры, матчевые встречи, первенства, официальные турниры).Анализ результатов игр.

Все темы теоретического раздела в процессе обучения могут повторяться, на занятиях проверяется степень их усвоения.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СРЕДСТВА

Включение в подготовительную часть занятия ОРУ без предметов для: - рук и плечевого пояса (сгибание и разгибание, вращения, маховые движения, рывки);

  • мышц шеи (наклоны, вращения и повороты головы);

  • для мышц ног (приседания, выпады, махи, отведение и приведение ноги);

  • для мышц туловища (повороты, наклоны, комбинированные упражнения в сочетании с др. мышечными группами),

и ОРУ с предметами (малый и средний мяч, набивной мяч, скакалка, обруч), упражнения у гимнастической скамейки, на гимнастической стенке. Упражнения в висах и упорах.

Включение в занятие специальных упражнений для развития общей гибкости и подвижности в тазобедренном суставе. Разработка для занимающихся индивидуальных заданий по коррекции отдельных показателей гибкости.

Элементы акробатики ("группировка", перекаты - назад, боком в группировке и прогнувшись, кувырки вперед, стойка на лопатках, полушпагат).

Использование упражнений, требующих проявления быстроты и скоростно-силовых способностей (разновидности гладкого и челночного бега, подвижные игры с мячом, с бегом, прыжками и метанием, с переноской предметов, различными видами лазания и равновесия).

Проведение занятий в форме "Весёлых стартов".

Включение в занятия элементов спортивных игр (баскетбол, ручной мяч); преодоление полосы препятствий в зале и естественных условиях, включающие бег на короткие дистанции, ведение и удары по мячу, элементы акробатики, прыжки, разновидности лазаний и перелазаний.

РЕЗУЛЬТАТ

  1. Улучшение результата в беге на 1000 м и/или улучшение показателей ЧСС при выполнении 3-х мин. бега.

  2. Улучшение показателей в беге на 30 м до 5,6 сек.

  3. Выполнение 12-14 повторных сгибаний и разгибаний туловища из положения сидя за 30 сек.

  4. Выполнение прыжка в длину более 145 см.

  5. Увеличение показателей теста "Наклон вперёд сидя".

  6. Увеличение количества прыжков со скакалкой за 30 сек.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

СРЕДСТВА

Включение в основную часть занятия специальных упражнений для развития силы ног, прыгучести, укрепления мышц туловища и шеи.

Элементы лёгкой атлетики: разновидности бега - медленный, с ускорением, "змейкой", между расставленными стойками (из различных и.п.), эстафетный бег, бег с высокого старта до 60 м, переменный бег на дистанции 100-150м (10-15 с макс, скоростью ДО-15м медленно), бег с изменением направления движения или резкой остановкой, разновидности челночного бега, кроссы.

Выполнение упражнений направленных на развитие "взрывной силы" и прыгучести (прыжки с разбега в длину, в высоту, прыжки в длину с места).

Специальные задания для развития способности к реакции и ориентированию в пространстве, способности дифференцировать пространственные и динамические параметры движений, сохранять статическое и динамическое равновесие (упражнения с быстрой сменой поз, прыжки с закрытыми глазами на точность с различной высоты,

прыжки с поворотами на 180,360,540 градусов ; разновидности ходьбы на скамье, бег по ограниченной опоре).

Эстафеты - с разновидностями бега, прыжками и метанием, с переноской предметов, с различными видами лазания и упражнениями на равновесие. РЕЗУЛЬТАТ

  1. Увеличение показателей в прыжках "многоскоки";

  2. Увеличение показателей в тесте "3 по 10 м " с касанием рукой ограничительной линии.

3. Улучшение показателей в выполнении эстафет скоростно-координащюнной направленности (полос препятствий).

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СРЕДСТВА

1. Упражнения и задания, направленные на освоение индивидуальных действий с
мячом - ведение, остановка, передача мяча партнёру, удары по воротам, обработка и
подработка мяча.

- Выполнение специальных упражнений индивидуально и в парах в основной части занятия, выполнение домашних заданий по закреплению разученных на занятии приемов, проведение контрольных занятий по выполнению разученных технических приемов.

2. Упражнения и задания направленные на обучение групповому взаимодействию:
специальные задания в парах, тройках, четвёрках для отработки приёмов, передача мяча и
удары по воротам.

3. Задания, направленные на обучение навыкам командных действий:
Двухсторонняя игра в стандартных условиях, двухсторонняя игра с выполнением
специальных заданий индивидуального и группового характера.

РЕЗУЛЬТАТ

  1. Увеличение показателей в тестах "жонглирование", "восьмёрка", "пенальти".

  2. Использование разученных приемов в двусторонней игре.

  3. Увеличение времени удержания мяча при выполнении упражнения "квадрат",
    "звезда".

4.Улучшение качества игровой деятельности в соревновательных условиях.

4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Включает изучение правил игры, направлена на формирование базовых основ игрового тактического мышления.

СРЕДСТВА

1. Занятия по объяснению правил игры и основ тактического взаимодействия игроков в
процессе игровой деятельности.

Проведение практических контрольных занятий по правилам игры.
Разбор контрольных и товарищеских игр, индивидуальные беседы с занимающимися, с применением наглядных пособий.

2. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий:
вратаря, защитников, полузащитников, и нападающих. Коллективная я индивидуальная
игра, их сочетание.

3. Тактика нападения и защиты: индивидуальные действия без мяча, с мячом,
групповые действия.

4. Тактика вратаря.

РЕЗУЛЬТАТ

1. Знание правил игры и способность применять их непосредственно в игровой деятельности.

2.Умение оценивать "со стороны" игровую ситуацию и действия отдельных игроков.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Ставит своими задачами: 1. формирование устойчивой мотивации к занятиям избранным видом спорта. 2. Формирование комплекса волевых способностей, необходимого для реализации своего двигательного потенциала в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.

СРЕДСТВА

  1. Групповые и индивидуальные собеседования с воспитанниками.

Работа с родителями: собеседования, родительские собрания, открытые уроки
для родителей, привлечение их к участию в совместных мероприятиях, к просмотру
тренировочных занятий и турнирных игр.

Использование в процессе занятий методических приёмов, адекватных возрастным особенностям психического развития детей.

Использование морального и др. видов стимулирования и поощрения.

РЕЗУЛЬТАТ

Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины. Аккуратное и своевременное выполнение домашних заданий. Целеустремлённое и добросовестное отношение к выполнению заданий тренера.

6. СДАЧА КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ.

В начале года и в конце (вводный контроль по оценки исходного уровня физической подготовленности учащихся и итоговый по оценке уровня прироста данных). Проводится по тестам в соответствии с возрастом (см. Приложение).

7. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА.

1 раз в месяц участие в товарищеских встречах и открытых турнирах по правилам футбола.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(возраст 11-14 лет).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. Вводное занятие.

Повторение общих правил поведения в общественных местах, в спортивных залах и раздевалках. Основы правил техники безопасности на занятиях, обращение со спортивным инвентарем и оборудованием.

Требования к учащимся (не допустимы пропуски занятий без уважительной причины и опоздания). Медицинский допуск и соблюдение правил личной гигиены. Требования к спортивной форме.

2. Значение физической культуры.
Основные составляющие здорового образа жизни.
Влияние физических упражнений на организм человека.

Укрепление здоровья, развитие и совершенствование основных кондиционных и координационных способностей, воспитание морально-волевых черт характера.

Адаптация к нагрузкам в школе. Понятие "спортивная форма". Важность поддержания физической формы для организма.

Краткие сведения о строении и функциях организма (мышцы, связочный аппарат, внутренние органы).

3. Режим дня и личная гигиена. Закаливание.

Общий режим дня. Режим учебы и отдыха (пассивный и активный отдых). Средства закаливания, природные факторы. Значение водных процедур.

4. Врачебный контроль и самоконтроль.

Ежегодно (1-2 раза) медицинский контроль (наблюдение специалистами физкультурного диспансера). Приемы самоконтроля (субъективные ощущения -самочувствие, работоспособность, настроение, сон, аппетит; объективные данные - вес, рост, динамометрия, спирометрия).

• Контроль за ЧСС (определяется на лучевой, височной или сонной артериях).

Влияние физических нагрузок на ЧСС (норма, время восстановления после нагрузки, оценка величины нагрузки по пульсу).

5. Питание и двигательный режим.

Необходимость ежедневных физических упражнений. Правильное питание. Контроль за весом, физическим развитием.

Занятия через 1-1,5 ч после еды, после физических нагрузок питание через 1-1,5 ч. Основы правильного питания (соотношение жиров, белков, углеводов). Витамины и минеральные вещества.

6. Меры предупреждения травматизма. Первая мед. помощь.

Причины, приводящие к травматизму: несоблюдение правил ТВ, дисциплинарные нарушения, отсутствие разминки, нарушение правил врачебного контроля (допуск после болезни), отклонение в состоянии здоровья, слабая физическая подготовка, низкий уровень технико-тактической подготовки.

Правила страховки и самостраховки.

Понятия - переломы, вывихи, ожоги, обморожения.

7. История развития футбола.

История создания и развития вида (футзал) за рубежом и в России.

Сильнейшие представители (страны, клубы, игроки). Образование федерации.

Организация и проведение соревнований.

8. Правила игры. Соревнования.

Международные правила игры в футбол. Мяч в игре и не в игре. Засчитанный гол.

Нарушение правил и недисциплинированное поведение.

Штрафной и свободные удары. Судейство (обязанности судей, жесты судьи).

Виды соревнований (турниры, матчевые встречи, первенства, официальные турниры). Анализ результатов игр.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

  1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СРЕДСТВА

Выполнение в подготовительной части занятия комплексов ОРУ в парах, в шеренге, колонне, на гимнастической стенке, с введением дополнительных условий для развития ориентационной и реагирующей способностей.

ОРУ без предметов для: - рук и плечевого пояса (сгибание и разгибание, вращения, маховые движения, рывки);

мышц шеи (наклоны, вращения и повороты головы);

для мышц ног (приседания, махи, отведение и приведение ноги);

для мышц туловища (повороты, наклоны, комбинированные упражнения в сочетании
с др. мышечными группами).

ОРУ с предметами (мячами, набивными мячами, скакалками), выполнение упражнений на гимнастической скамейке.

Индивидуальное и групповое выполнение специальных упражнений для развития гибкости, подвижности в тазобедренных суставов (в парах, с помощью партнёров); упражнения с сопротивлением в парах (повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнёром, элементы борьбы в стойке).

Выполнение в ходе занятия разновидностей бега (по прямой, спиной вперёд, зигзагом, с последовательно увеличивающимися отрезками, челночный бег) из различных исходных положений.

Упражнения прикладного характера: на скамейке, в лазании на гимнастической стенке. Полосы препятствия, включающие бег на короткие дистанции, ведение мяча, прыжки, элементы акробатики, разновидности упражнений прикладного характера в лазании и перелезании.

Акробатические упражнения: перекаты (боком в группировке, назад, прогнувшись), кувырки (вперед, назад) из различных и.п., перевороты боком и вперед на маты.

Подвижные игры и эстафеты (с мячом, с элементами бега, прыжками, метанием мяча в цель, с переноской предметов).

Активное использование в занятиях элементов спортивных игр с преимущественным проявлением скоростных и скоростно-силовых способностей (ручной мяч, баскетбол, волейбол).

Бег на средние дистанции в зале и естественных условиях (200-500 м), кроссы по пересеченной местности, бег на короткие дистанции (30, 60 м), прыжки в длину с места, в высоту с разбега, "многоскоки".

РЕЗУЛЬТАТ

1. Улучшение результатов в беге на 1000 м до 5,4 - 5,5 мин.
2.Улучшение показателей 6-ти минутного бега..

3. Выполнение прыжка в длину с места на 155 и более см.

4. Выполнение за 30 сек 14-16 повторных сгибаний и разгибаний туловища из положения сидя согнув ноги.

5. Увеличение индивидуальных показателей активной гибкости в тесте "наклон вперёд сидя или стоя"

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

СРЕДСТВА

Упражнения для развития стартовой скорости ("рывки" из различных и. п. на

дистанцию 5-10-15 м, эстафеты с элементами старта, стартовые "рывки" к мячу с последующим ударом по воротам);

Разновидности бега: бег "змейкой" между расставленными стойками, переменный бег на дистанции 50-100 м (чередование бега на 10-15 м с максимальной скоростью, 10-15 м обычным бегом), бег с изменением направлений движения и с резкой остановкой, разновидности "челночного" бега.

Упражнения на развитие силы ( в парах, с отягощением, собственным весом и различными предметами).

Выполнение упражнений с отягощением для целенаправленного развития прыгучести.

Специальные задания для вратарей:

- из стойки вратаря рывки на 5-10 м (тоже из и. п. - сидя, полуприседа, широкого
выпада, лежа);

- упражнения в ловле мяча одной и двумя руками, в ловле теннисного мяча,;

- прыжковые упражнения (прыжки с короткого разбега, доставая рукой высоко
подвешенный предмет, тоже с поворотами на 180°, 360°'прыжки со скакалкой).

- элементы акробатики (перекаты, кувырки, стойка на рз'ках, стойка в кувырок).

Упражнения на координацию: ОРУ с изменением и.п., разновидности прыжков (с закрытыми глазами на точность, в глубину с акцентом на приземление, с поворотами на 180°, 360°),упражнения в равновесии (на гимнастической скамейке).

Подвижные игры и эстафеты совершенствующие специфические для мини-футбола проявления ловкости, силовых и др. двигательных способностей.

Преодоление полосы препятствий составленной из фрагментов, структурно соответствующих основным индивидуальным действиям игрока в мини-футбол без мяча.

Специальные комплексы упражнений на тренажёрах (для различных мышечных групп, направлены на развитие силы).

РЕЗУЛЬТАТ

Увеличение показателей в тестах специальной физической подготовленности: -многоскоки ; -челночный бег"3 X 10 м" с касанием рукой ограничительной линии.

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Направлена на совершенствование и обучение индивидуальным действиям с мячом и без мяча, групповому взаимодействию, навыкам командных действий.

Средства для решения задач специальной технической подготовки на втором году обучения в основном аналогичны средствам, используемым в работе с первым годом обучения. Вместе с тем, ранее разученные индивидуальные приёмы владения мячом закрепляются в форме домашних заданий.

Значительно больше времени отводится на формирование навыков группового взаимодействия и взаимодействия с партнёром; возрастает количество игр с выполнением специальных заданий по отработке отдельных тактических и технических приёмов игры в атаке и обороне; активизируется участие занимающихся в соревнованиях своей возрастной группы.

СРЕДСТВА

Индивидуальные действия (техника передвижений - различные сочетания бега с прыжками, поворотами и резкими остановками).

Удары по мячу ногой - внутренней , средней, внешней частью подъёма, внутренней частью стопы по неподвижному, катящемуся мячу, поочередные удары левой и правой ногой, удары на точность и дальность после остановке, ведения, рывков.

Удары по мячу головой - средней и боковой частью лба без прыжка. Остановка мяча - подошвой и внутренней стороной стопы катящегося мяча с переводом в сторону или назад.

Ведение мяча - внешней и средней частями подъема, носком, подошвой, с "обводкой" стоек.

Обманные (финты) движения — уход выпадом и переносом ноги через мяч, после передачи мяча с пропусканием мяча.

Отбор мяча - при единоборстве с соперником и остановкой мяча ногой в выпаде для мини-футбола без применения подката.

Ввод мяча - из различных и.п. с места и после разбега. Ввод на точность и дальность.

Техника игры вратаря - ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих мячей. Ловля на месте, в движении, в прыжке, без падения. Отбивание ладонями и кулаками мячей, летящих над вратарем и в стороне без падений. Броски мяча одной рукой на точность и дальность. Действия вратаря против вышедшего с мячом соперника: ловля мяча без падения и с броском в ноги. Жонглирование мяча подъемом, бедром, головой.

Стандартные положения - штрафной, свободный удары, угловой, ввод с боковой линии, ввод мяча от ворот вратарем, пенальти. Упражнения в парах - передача мяча партнеру двумя руками с поворотом туловища на 180°, стопы не подвижны, и.п. - спиной друг к другу.

Упражнения для обучения групповому взаимодействия:

"Квадрат" - четыре игрока становятся по квадрату, задача пятого игрока коснуться
или отобрать мяч, который передают друг другу игроки в квадрате;

"Звездочка" - пять игроков становятся по углам звезды, задача шестого и седьмого
игроков отобрать мяч, который передают друг другу игроки звездочки;

"Забей гол" - в задании участвуют вратарь и один нападающий, задачей которых
становится забить гол любым путем.

"Два на один + вратарь" - задание проводится как мини игра по правилам игры в
мини-футбол с целью забить гол сопернику.

Упражнения для обучения командным действиям — двухсторонняя игра в стандартных условиях (тренировочная). Двухсторонняя игра с выполнением специальных заданий: передача мяча только снизу. Игра в меньшинстве одной из команд, игра с прессингом (плотной опекой игроков команды, владеющей мячом). Контрольные и товарищеские игры.

РЕЗУЛЬТАТ

Улучшение показателей в тестах на специальную техничеасуто подготовку -
"жонглирование", "восьмёрка", "пенальти".

Уверенное использование разученных приёмов в двухсторонней игре (в стандартных и вариативных условиях).

4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Направлена на закрепление правил игры на практических занятиях в процессе которых игроки осваивают тактические приемы игровой деятельности, формируя комбинационное мышление. Предусматривает ознакомление с правилами проведения соревнований по мини-футболу.

СРЕДСТВА

Тактика нападения - оценивание целесообразности той или иной позиции в игре, своевременное занятие выгодной игровой позиции для получения мяча, способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Тактика индивидуальных действий в защите - "закрывание" и создание препятствий сопернику в получении мяча, перехват мяча, противодействие передаче, ведению, удару по воротам.

Тактика групповых действий в защите - правильный выбор позиции в обороне, подстраховка партнера. Взаимодействие в обороне при выполнении противником стандартных игровых комбинаций, организация "стенки", комбинации с участием вратаря.

Тактика игры вратаря - организация построения "стенки" при пробивании штрафного или свободного ударов вблизи своих ворот, игра на выходах из ворот.







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(возраст 15 лет).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. Вводное занятие.

Повторение общих правил поведения в общественных местах, в спортивных залах и раздевалках. Основы правил техники безопасности на занятиях, обращение со спортивным инвентарем и оборудованием.

Требования к учащимся (не допустимы пропуски занятий без уважительной причины и опоздания). Медицинский допуск и соблюдение правил личной гигиены. Требования к спортивной форме.

2. Значение физической культуры.
Основные составляющие здорового образа жизни.
Влияние физических упражнений на организм человека.

Укрепление здоровья, развитие и совершенствование основных кондиционных и координационных способностей, воспитание морально-волевых черт характера.

Адаптация к нагрузкам в школе. Понятие "спортивная форма". Важность поддержания физической формы для организма.

Краткие сведения о строении и функциях организма (мышцы, связочный аппарат, внутренние органы).

3. Режим дня и личная гигиена. Закаливание.

Общий режим дня. Режим учебы и отдыха (пассивный и активный отдых). Средства закаливания, природные факторы. Значение водных процедур.

4. Врачебный контроль и самоконтроль.

Ежегодно (1-2 раза) медицинский контроль (наблюдение специалистами физкультурного диспансера). Приемы самоконтроля (субъективные ощущения -самочувствие, работоспособность, настроение, сон, аппетит; объективные данные - вес, рост, динамометрия, спирометрия).

• Контроль за ЧСС (определяется на лучевой, височной или сонной артериях).

Влияние физических нагрузок на ЧСС (норма, время восстановления после нагрузки, оценка величины нагрузки по пульсу).

5. Питание и двигательный режим.

Необходимость ежедневных физических упражнений. Правильное питание. Контроль за весом, физическим развитием.

Занятия через 1-1,5 ч после еды, после физических нагрузок питание через 1-1,5 ч. Основы правильного питания (соотношение жиров, белков, углеводов). Витамины и минеральные вещества.

6. Меры предупреждения травматизма. Первая мед. помощь.

Причины, приводящие к травматизму: несоблюдение правил ТВ, дисциплинарные нарушения, отсутствие разминки, нарушение правил врачебного контроля (допуск после болезни), отклонение в состоянии здоровья, слабая физическая подготовка, низкий уровень технико-тактической подготовки.

Правила страховки и самостраховки.

Понятия - переломы, вывихи, ожоги, обморожения.

7. История развития футбола.

История создания и развития вида (футзал) за рубежом и в России.

Сильнейшие представители (страны, клубы, игроки). Образование федерации.

Организация и проведение соревнований.

8. Правила игры. Соревнования.

Международные правила игры в футбол. Мяч в игре и не в игре. Засчитанный гол.

Нарушение правил и недисциплинированное поведение.

Штрафной и свободные удары. Судейство (обязанности судей, жесты судьи).

Виды соревнований (турниры, матчевые встречи, первенства, официальные турниры). Анализ результатов игр.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

  1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СРЕДСТВА

Выполнение в подготовительной части занятия комплексов ОРУ в парах, в шеренге, колонне, на гимнастической стенке, с введением дополнительных условий для развития ориентационной и реагирующей способностей.

ОРУ без предметов для: - рук и плечевого пояса (сгибание и разгибание, вращения, маховые движения, рывки);

мышц шеи (наклоны, вращения и повороты головы);

для мышц ног (приседания, махи, отведение и приведение ноги);

для мышц туловища (повороты, наклоны, комбинированные упражнения в сочетании
с др. мышечными группами).

ОРУ с предметами (мячами, набивными мячами, скакалками), выполнение упражнений на гимнастической скамейке.

Индивидуальное и групповое выполнение специальных упражнений для развития гибкости, подвижности в тазобедренных суставов (в парах, с помощью партнёров); упражнения с сопротивлением в парах (повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнёром, элементы борьбы в стойке).

Выполнение в ходе занятия разновидностей бега (по прямой, спиной вперёд, зигзагом, с последовательно увеличивающимися отрезками, челночный бег) из различных исходных положений.

Упражнения прикладного характера: на скамейке, в лазании на гимнастической стенке. Полосы препятствия, включающие бег на короткие дистанции, ведение мяча, прыжки, элементы акробатики, разновидности упражнений прикладного характера в лазании и перелезании.

Акробатические упражнения: перекаты (боком в группировке, назад, прогнувшись), кувырки (вперед, назад) из различных и.п., перевороты боком и вперед на маты.

Подвижные игры и эстафеты (с мячом, с элементами бега, прыжками, метанием мяча в цель, с переноской предметов).

Активное использование в занятиях элементов спортивных игр с преимущественным проявлением скоростных и скоростно-силовых способностей (ручной мяч, баскетбол, волейбол).

Бег на средние дистанции в зале и естественных условиях (200-500 м), кроссы по пересеченной местности, бег на короткие дистанции (30, 60 м), прыжки в длину с места, в высоту с разбега, "многоскоки".

РЕЗУЛЬТАТ

1. Улучшение результатов в беге на 1000 м до 5,4 - 5,5 мин.
2.Улучшение показателей 6-ти минутного бега..

3. Выполнение прыжка в длину с места на 155 и более см.

4. Выполнение за 30 сек 14-16 повторных сгибаний и разгибаний туловища из положения сидя согнув ноги.

5. Увеличение индивидуальных показателей активной гибкости в тесте "наклон вперёд сидя или стоя"

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

СРЕДСТВА

Упражнения для развития стартовой скорости ("рывки" из различных и. п. на

дистанцию 5-10-15 м, эстафеты с элементами старта, стартовые "рывки" к мячу с последующим ударом по воротам);

Разновидности бега: бег "змейкой" между расставленными стойками, переменный бег на дистанции 50-100 м (чередование бега на 10-15 м с максимальной скоростью, 10-15 м обычным бегом), бег с изменением направлений движения и с резкой остановкой, разновидности "челночного" бега.

Упражнения на развитие силы ( в парах, с отягощением, собственным весом и различными предметами).

Выполнение упражнений с отягощением для целенаправленного развития прыгучести.

Специальные задания для вратарей:

- из стойки вратаря рывки на 5-10 м (тоже из и. п. - сидя, полуприседа, широкого
выпада, лежа);

- упражнения в ловле мяча одной и двумя руками, в ловле теннисного мяча,;

- прыжковые упражнения (прыжки с короткого разбега, доставая рукой высоко
подвешенный предмет, тоже с поворотами на 180°, 360°'прыжки со скакалкой).

- элементы акробатики (перекаты, кувырки, стойка на рз'ках, стойка в кувырок).

Упражнения на координацию: ОРУ с изменением и.п., разновидности прыжков (с закрытыми глазами на точность, в глубину с акцентом на приземление, с поворотами на 180°, 360°),упражнения в равновесии (на гимнастической скамейке).

Подвижные игры и эстафеты совершенствующие специфические для мини-футбола проявления ловкости, силовых и др. двигательных способностей.

Преодоление полосы препятствий составленной из фрагментов, структурно соответствующих основным индивидуальным действиям игрока в мини-футбол без мяча.

Специальные комплексы упражнений на тренажёрах (для различных мышечных групп, направлены на развитие силы).

РЕЗУЛЬТАТ

Увеличение показателей в тестах специальной физической подготовленности: -многоскоки ; -челночный бег"3 X 10 м" с касанием рукой ограничительной линии.

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Направлена на совершенствование и обучение индивидуальным действиям с мячом и без мяча, групповому взаимодействию, навыкам командных действий.

Средства для решения задач специальной технической подготовки на втором году обучения в основном аналогичны средствам, используемым в работе с первым годом обучения. Вместе с тем, ранее разученные индивидуальные приёмы владения мячом закрепляются в форме домашних заданий.

Значительно больше времени отводится на формирование навыков группового взаимодействия и взаимодействия с партнёром; возрастает количество игр с выполнением специальных заданий по отработке отдельных тактических и технических приёмов игры в атаке и обороне; активизируется участие занимающихся в соревнованиях своей возрастной группы.

СРЕДСТВА

Индивидуальные действия (техника передвижений - различные сочетания бега с прыжками, поворотами и резкими остановками).

Удары по мячу ногой - внутренней , средней, внешней частью подъёма, внутренней частью стопы по неподвижному, катящемуся мячу, поочередные удары левой и правой ногой, удары на точность и дальность после остановке, ведения, рывков.

Удары по мячу головой - средней и боковой частью лба без прыжка. Остановка мяча - подошвой и внутренней стороной стопы катящегося мяча с переводом в сторону или назад.

Ведение мяча - внешней и средней частями подъема, носком, подошвой, с "обводкой" стоек.

Обманные (финты) движения — уход выпадом и переносом ноги через мяч, после передачи мяча с пропусканием мяча.

Отбор мяча - при единоборстве с соперником и остановкой мяча ногой в выпаде для мини-футбола без применения подката.

Ввод мяча - из различных и.п. с места и после разбега. Ввод на точность и дальность.

Техника игры вратаря - ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих мячей. Ловля на месте, в движении, в прыжке, без падения. Отбивание ладонями и кулаками мячей, летящих над вратарем и в стороне без падений. Броски мяча одной рукой на точность и дальность. Действия вратаря против вышедшего с мячом соперника: ловля мяча без падения и с броском в ноги. Жонглирование мяча подъемом, бедром, головой.

Стандартные положения - штрафной, свободный удары, угловой, ввод с боковой линии, ввод мяча от ворот вратарем, пенальти. Упражнения в парах - передача мяча партнеру двумя руками с поворотом туловища на 180°, стопы не подвижны, и.п. - спиной друг к другу.

Упражнения для обучения групповому взаимодействия:

"Квадрат" - четыре игрока становятся по квадрату, задача пятого игрока коснуться
или отобрать мяч, который передают друг другу игроки в квадрате;

"Звездочка" - пять игроков становятся по углам звезды, задача шестого и седьмого
игроков отобрать мяч, который передают друг другу игроки звездочки;

"Забей гол" - в задании участвуют вратарь и один нападающий, задачей которых
становится забить гол любым путем.

"Два на один + вратарь" - задание проводится как мини игра по правилам игры в
мини-футбол с целью забить гол сопернику.

Упражнения для обучения командным действиям — двухсторонняя игра в стандартных условиях (тренировочная). Двухсторонняя игра с выполнением специальных заданий: передача мяча только снизу. Игра в меньшинстве одной из команд, игра с прессингом (плотной опекой игроков команды, владеющей мячом). Контрольные и товарищеские игры.

РЕЗУЛЬТАТ

Улучшение показателей в тестах на специальную техничеасуто подготовку -
"жонглирование", "восьмёрка", "пенальти".

Уверенное использование разученных приёмов в двухсторонней игре (в стандартных и вариативных условиях).

4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Направлена на закрепление правил игры на практических занятиях в процессе которых игроки осваивают тактические приемы игровой деятельности, формируя комбинационное мышление. Предусматривает ознакомление с правилами проведения соревнований по мини-футболу.

СРЕДСТВА

Тактика нападения - оценивание целесообразности той или иной позиции в игре, своевременное занятие выгодной игровой позиции для получения мяча, способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Тактика индивидуальных действий в защите - "закрывание" и создание препятствий сопернику в получении мяча, перехват мяча, противодействие передаче, ведению, удару по воротам.

Тактика групповых действий в защите - правильный выбор позиции в обороне, подстраховка партнера. Взаимодействие в обороне при выполнении противником стандартных игровых комбинаций, организация "стенки", комбинации с участием вратаря.

Тактика игры вратаря - организация построения "стенки" при пробивании штрафного или свободного ударов вблизи своих ворот, игра на выходах из ворот.










ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(возраст 16 лет).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. Вводное занятие.

Повторение правил внутреннего распорядка. Основы правил техники безопасности на занятиях. Требования к учащимся.

2. Значение физической культуры.

Физическая культура - составная часть национальной культуры.

Понятие "спортивная форма" (важность поддержания физической формы для организма.

Краткие сведения о строении и функциях организма (мышцы, связочный аппарат, внутренние органы).

Влияние физических упражнений на организм человека, (на систему кровообращения, совершенствование функций органов дыхания, укрепление костно-мышечного аппарата, влияние на обмен веществ).

Понятие "утомление" и "врабатываемость".

3. Режим дня и личная гигиена. Закаливание.

Повторение тем 1-го года. Средства закаливания.

Значение водных процедур. Увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, повышение общего уровня функциональных возможностей организма. Сочетание занятий и закаливающих процедур.

4. Врачебный контроль и самоконтроль.

Мед. контроль (наблюдение специалистами физкультурного диспансера) и самоконтроль.

Определение нормального веса и типа телосложения.

5. Питание и двигательный режим.

Основы правильного питания (соотношение жиров, белков, углеводов). Витамины и минеральные вещества.

Калорийность пищи. Контроль за весом. Влияние занятий физическими упражнениями на соотношение жировой и мышечной ткани (наблюдается снижение иди предупреждение увеличения жировой ткани, при увеличении мышечной массы).

6. Меры предупреждения травматизма. Первая мед. помощь.

Соблюдение правил "ТБ". Повторение причин, приводящих к травматизму. Основные правила страховки и приемы оказания страховки во время выполнения акробатических упражнений.

Виды травм (ушибы, растяжения, кровотечения, переломы, вывихи, ожоги, обморожения и др.) и правила оказания первой медицинской помощи.

7. История развития футбола.

История развития вида. Сильнейшие представители (страны, клубы, игроки) за рубежом и в России.

Роль федерации. Организация и проведение соревнований.

Официальные турниры. Международные Чемпионаты.

8. Правила игры. Соревнования.

Международные правила игры в мини-футбол. Судейство (жесты судьи). Правила введения мяча в игру (штрафной и свободные удары, стандартные положения). Нарушения правил и недисциплинированное поведение. Набранные нарушения. Пенальти. Ввод мяча с боковой линии . Бросок от ворот. Угловой удар. Послематчевые пенальти.

Организация и проведение соревнований. Анализ результатов игр.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Направлена на развитие и совершенствование основных физических качеств с акцентом на силу, силовую и скоростную выносливость, анаэробные возможности (общую выносливость). На поддержание общей гибкости на достигнутом уровне. Совершенствование способности сохранять динамическое равновесие.

СРЕДСТВА

Выполнение индивидуально составленных комплексов ОРУ для поддержания общей гибкости и подвижности в тазобедренных суставах.

Легкоатлетическая подготовка - бег на короткие (30 м, 60 м), средние (400 м, 800 м, в "рваном" режиме) и дальние дистанции, бег по пересеченной местности.

Разновидности прыжков (в длину с места и разбега), "многоскош", со скакалкой.

Разнообразные полосы препятствий, включающие бег на короткие дистанции, ведение и удары по мячу, элементы акробатики, прыжки, разновидности лазаний и перелазаний, метание, переноску тяжестей и др.

Акробатические упражнения - кувырки вперед и назад из различных исходных положений, перекаты, перевороты боком и вперёд на две ноги, стойка на лопатках, на руках с опорой, с партнером (на матах).

Подвижные игры и эстафеты, спортивные игры - баскетбол, ручной мяч, волейбол.

Ходьба на лыжах и плавание (при наличии соответствующих условий).

РЕЗУЛЬТАТ

  1. Увеличение результатов в беге на 1000м до 5, 3 мин. и менее.

  2. Улучшение показателей в 6-ти минутном беге;

3. Выполнение прыжка в длину с места на 165 см. и более.

4. Выполнение 16-18 повторных сгибаний и разгибаний туловища за 30 сек. из
положения сидя согнув ноги.

5. Сохранение на ранее достигнутом уровне индивидуальных показателей в тесте
"наклон вперёд сидя или стоя".

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основная задача - развитие силовых способностей - динамической и "взрывной " силы мышц ног, туловища. Совершенствование ловкости, способностей специфически проявляемых в игровой деятельности.

СРЕДСТВА

Выполнение упражнений бегового характера для развития стартовой скорости. Включение в занятия разновидностей прыжков на одной и двух ногах с места и с разбега.

Индивидуальное и парное выполнение специальных силовых упражнений для основных мышечных групп (с отягощениями предметом и собственным весом, с партнёром, с амортизаторами).

Эстафеты требующие проявления высоких скоростных качеств прыгучести.

Подвижные игры с мячом (наиболее сложные варианты) требующие проявления ловкости, быстроты, умения хорошо ориентироваться в игровой ситуации, внезапно изменять направление движения, рационально взаимодействовать с партнёром.

Упражнения на специальных тренажерах, развивающие силовые способности мышц ног и туловища.

РЕЗУЛЬТАТ

Увеличение показателей в тестах на специальную физическую подготовленность: -многоскоки; - челночный бег с касанием рукой ограничительной линии "3x10 м"


3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Направлена на совершенствование индивидуальных действий с мячом и без мяча, группового взаимодействия, навыков командных действий.


СРЕДСТВА

Средства для решения задач специальной технической подготовки в основном совпадают с содержанием работы с детьми средней возрастной группы. Вместе с тем:

- основной акцент в тренировочном процессе делается на закрепление способности занимающихся уверенно использовать индивидуальные приёмы и приёмы группового взаимодействия непосредственно в игровых ситуациях;

-во время тренировочных игр отрабатываются и наигрываются тактические комбинации, которые в дальнейшем применяются во время турнирных игр

-более целенаправленным становится процесс подготовки и участия в турнирах различного ранга.

Индивидуальные действия.

Различные виды передвижений с поворотами, прыжками, резкими остановками. Передача мяча ногами - различными способами низом, на уровне пояса, на уровне груди и головы. Серии передач низко и высоко летящего мяча, (все вышеперечисленные задания отрабатываются сначала без смены мест партнёров, а затем со сменой мест во время выполнения удара).

Удары по мячу головой - средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различной скоростью и траекторией мячу. Удары на точность вниз и верхом, вперёд и в стороны на короткое и среднее расстояние. Прием и остановка мяча - ногой, бедром, грудью.

Ведение мяча — ведение всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением рывков, с обводкой движущихся соперников.

Обманные (финты) движения - уход выпадом и переносом ноги через мяч, после передачи мяча с пропусканием мяча. Финты ударом ногой с убиранием мяча под себя и с пропусканием мяча партнёру, "остановкой" во время ведения с "наступанием" и без "наступания" на мяч подошвой.

Отбор мяча — при единоборстве с соперником и остановкой мяча ногой в выпаде для мини-футбола без применения подката.

Ввод мяча - из различных и.п., с места и после разбега, ввод на точность и дальность. Техника игры вратаря - ловля двумя руками катящихся и летящих мячей. Ловля на месте, в движении, в прыжке, без падения и с падением. Ловля мяча на выходе. Отбивание ладонями и кулаками мячей, катящихся и летящих над вратарем и в стороне, без падений и с падением. Отбивание мяча кулаком на выходе без прыжка и в прыжке. Перевод мяча через перекладину ладонями. Броски мяча одной рукой сверху, снизу на точность и дальность. Действия вратаря против вышедшего с мячом соперника: ловля мяча без падения и с броском в ноги.

Жонглирование - жонглирование мяча подъёмом, бедром, плечом, головой, пяткой как в отдельности, так и в различных комбинациях.

Стандартные положения - штрафной, свободный удары, угловой, ввод с боковой линии, ввод мяча от ворот вратарем, пенальти. Упражнения в парах - передача мяча партнеру двумя руками с поворотом туловища на 180°, стопы не подвижны, и.п. - спиной друг к другу.

Упражнения для обучения групповому взаимодействия:

- Упражнения в парах - передача мяча руками от груди и из-за головы, тоже стоя спинами друг к другу (над головой и с поворотом туловища) с последовательно увеличивающимся расстоянием между партнёрами. Передача мяча ногами различными способами низом, на уровне пояса, на уровне груди и головы. Приём и остановка мяча, ногой, бедром и грудью.

Серии передач низко и высоко летящего мяча, (все вышеперечисленные задания отрабатываются сначала без смены мест партнёров, а затем со сменой мест во время

выполнения удара).

- "Квадрат" - в усложнённом варианте (игрокам квадрата разрешается делать не более
двух или одного касания мяча). Игра может проводиться на время для определения
лучшего "пятого" игрока

  • "Звездочка";

  • "Забей гол" - в задании участвуют вратарь, один или два защитника, два или три
    нападающих, задача которых забить гол до того как мяч будет отобран защитниками или
    уйдёт с поля. Для повышения интенсивности выполнения задания используются сменные
    защитники и вратари. Варианты - два защитника и три нападающих; 1 защитник и 1
    нападающий; 1 наддающий и 1 вратарь.

  • "Два на один + вратарь", "Два на два плюс вратарь" - задание проводится как мини
    игра по правилам игры в мини-футбол с целью забить гол соперник}'.

В игре отрабатываются следующие задания: забить гол головой. Играть в одно или два касания мяча, производить удары по воротам только из зоны вратаря, держать мяч не более 15-2 Осек.

  • "Штрафной удар" - несколько игроков с мячами располагаются на дальней линии
    поля(площадки). Игроки последовательно пробивают по воротам, которые защищает
    вратарь. Игроки забившие гол или попавшие в створ ворот получают право на следующий
    удар со средней линии поля. Победителями считаются забившие гол с самой ближней к
    воротам линии удара. Усложнение задания за счёт разрешения пробивать мяч только
    низом или верхом; выполнение удара всеми игроками одновременно; засчитываются
    только голевые удары.

  • "Зигзаг" - два игрока располагаются на противоположных сторонах поля или
    площадки. По долевой центральной линии располагаются 8-10 спаренных стоек (мини-
    ворот). Задача играющих передавать мяч друг другу через ворота продвигаясь к
    противоположной стороне поля, площадки и обратно. Усложнение задания достигается за
    счёт уменьшения площади ворот, а также подачи мяча только верхом или только низом.
    Побеждает пара быстрее выполнившая задание.

  • "Диагональ" - по три игрока располагаются на противоположных сторонах поля.
    Игрок делает передачу мяча по диагонали верхом своему партнёру^ который, обработав
    мяч, двигается с ним по боковой и лицевой сторонам поля, площадки к точке паса. Игрок
    сделавший передачу бежит в команду принимающую мяч по противоположным сторонам
    поля, площадки. Отмечают игроков сделавших самую точную передачу и правильный
    приём мяча.

Упражнения для обучения командным действиям - двухсторонняя игра в стандартных условиях (тренировочная). Двухсторонняя игра с выполнением специальных заданий: передача мяча только низом в ноги партнёру, свободный выбор игровых функций каждым игроком в зависимости от игровых ситуаций, игра с подключением вратаря к атакующим и защитным действиям в поле, площадке, передача мяча только "блуждающим" форвардом и игра на удержание мяча до 1 минуты.

Игра в меньшинстве одной из команд, игра от обороны одной из команд, игра с прессингом (плотной опекой игроков команды, владеющей мячом), игра с 3-х секундным лимитом времени для атакующего удара во вратарской зоне. Турнирные, контрольные и товарищеские игры.

РЕЗУЛЬТАТ

Улучшение в тестах на специальную техническую подготовленность: "Жонглирование" -"Восьмёрка".

Уверенное использование разученных технических приёмов в турнирных и тренировочных играх.

4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Направлена на совершенствование тактики в нападении и защите, формирование

комбинационного мышления.

• СРЕДСТВА

Тактика индивидуальных, групповых и командных действий в нападении и защите, тактика вратаря, разбор игровых ситуаций на макете.

Тактика групповых действий в нападении- взаимодействие с партнёром при разном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинация в парах, комбинации "скрещивание","стенка","попуск мяча", начало атакующих действий из стандартных положений.

Тактика групповых действий в защите - взаимодействие в обороне при разном соотношении сил, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёра. Взаимодействия в обороне при выполнении противником стандартных игровых комбинаций, организация и построение "стенки", комбинации с участием вратаря.

Тактика командных действий в нападении - взаимодействие с партнёром при разном соотношении и численном превосходстве соперника, выполнение основных обязанностей в атаке на своём игровом месте. Согласно избранной тактической схеме в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.

Тактика командных действий в защите - выполнение основных обязательных действий в обороне на своём игровом месте согласно избранной тактической схеме в составе команды, организация обороны по принципу персональной, зонной и комбинированной защиты, выбор позиции при атаке соперника флангом и через центр.

Тактика игры вратаря - при ловле катящегося по земле, низом, и летящих на различной высоте мячей, комбинационные действия с защитниками при введении мяча в игру от ворот, адресуя его свободному от опеки партнёру.

Занятия по разбору правил игры. Тестирование занимающихся по правилам игры и правилам проведения соревнований.

Просмотр видеозаписей собственных игр и игр мастеров с последующим их коллективным анализом, с оценкой действий каждого игрока и команды в целом.

Судейская практика (помощников судьи и судей на площадке, обороне и стандартных ситуациях).

• РЕЗУЛЬТАТ

Выполнение обязанностей полевого судьи и судьи на линии во время игр своих сверстников. Умение грамотно и объективно оценивать свои действия и действия своих партнёров во время матча.

Знание основ тактики мини-футбола и применение их в работе помощником тренера на младших группах.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная задача -продолжить формирование комплекса ценностных ориентации, морально-волевых и нравственных качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта, в также продолжении занятий физической культурой в зрелом возрасте.

• СРЕДСТВА

Средства психологической подготовки, применяемые на 3 году занятий не значительно отличаются от используемых на 2 году обучения. Вместе с тем, делается упор на привлечение самих подростков к оценке поступков их товарищей, активно используются методы коллективной ответственности за выполнение тренировочной задачи и самоконтроля. Основными формами педагогического воздействия остаются индивидуальные и групповые беседы. Возрастает роль морального стимулирования в повседневной тренировочной и соревновательной деятельности.

• РЕЗУЛЬТАТ

Стабильное посещение занятий и отсутствие пропусков по неуважительным причинам. Умение переносить физическое утомление, вызванное нагрузками в работе на силу и

выносливость. Умение терпеть болевые ощущения. Целенаправленное стремление постоянно улучшать достигнутые результаты и совершенствоваться в избранном виде спорта..

6.СДАЧА КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ.

В начале года и в конце (вводный контроль по оценки исходного уровня физической подготовленности учащихся и итоговый по оценке уровня прироста данных). Проводится по тестам в соответствии с возрастом (см. Приложение).

7. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА.

В программе предусмотрен игровой день - 1 раз в неделю (2 ч.).

Регулярное участие в товарищеских встречах, открытых турнирах различных рангов, окружных перзенствах, первенствах и чемпионатах г. Москвы (по календарю спортивных мероприятий округа и города).

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ, МЕХАНИЗМ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ.

Программой предусмотрено, что после освоения программного материала воспитанник Должен знать:

  • Специальную терминологию

  • Правила "ТБ" при занятиях футболом и физической культурой

  • Правила игры

  • Основные правила судейства

  • Усвоить теоретические знания в объеме учебно-тематического плана и уметь свободно
    изъясняться по данным темам.

Должен уметь:

  • Правильно выполнять технико-тактические приемы игры, применять их на практике

  • Выполнять программные нормативы по ОФП и СФП

  • Выполнять командные и групповые взаимодействия, играть в составе команды

• Оказывать простейшие приемы первой медицинской помощи
Должен владеть:

  • Двигательными умениями и навыками футбола

  • Технико-тактическими приемами футбола (постоянно пополняя арсенал двигательных
    средств)

  • Методикой проведения разминки

  • Приемами судейства.

Участвовать в игровой и соревновательной деятельности:

  • На 1 г. обучения - предусмотрено 1 раз в месяц участие в товарищеских встречах,
    турнирах;

  • На 2 г. обучения - еженедельно (1 раз в неделю) участие в товарищеских встречах или
    турнирах, в окружных первенствах.

  • На 3 г. обучения - 1 раз в неделю участие в товарищеских встречах, турнирах,
    окружных и городских первенствах и чемпионатах.

  • На 4г. обучения - 1 раз в неделю участие в товарищеских встречах, турнирах,
    окружных и городских первенствах и чемпионатах

1. Для оценки уровня развития физических качеств проводятся контрольные испытания по общей физической и специальной технической подготовке (результаты заносятся в итоговые протоколы или в сводные ведомости).

На протяжении года ведется поэтапный контроль (в начале года - "вводный" по определению уровня исходных данный, в середине года - "текущий" контроль, и в конце года - "итоговый" - по определению уровня прироста показателей).

2. Степень овладения практическим материалом, динамика двигательного развития,
оценка технической и тактической подготовленности юных футболистов определяется на
контрольных уроках, по результатам игр и соревнований, а также в процессе визуального
наблюдения.

Участие в соревнованиях и турнирах фиксируется в личной карточке воспитанника.

  1. Оценка знаний по освоению теоретического материала определяется в процессе
    собеседования, по результатам зачетов, специальных викторин и контрольных заданий.

  2. Совместно с ВФД (врачебно-физкультурным диспансером) проводится работа по
    определению уровня физического развития детей. Ежегодно все воспитанники коллектива
    проходят обязательную диспансеризацию (это позволяет своевременно заметить
    отклонения в состоянии здоровья, дать рекомендации, следить за показателями
    физического здоровья).

Регулярность посещения занятий, снижение заболеваемости (отсутствие пропусков по болезни), приобретение навыка правильной осанки является критериями успешности решения оздоровительных задач.

А как оценить внутренние, личностные изменения в подростке? Удалось ли решить поставленные воспитательные задачи?

Здесь как раз помогает методика коллективных дел, где хорошо видны поступки ребят, их поведение в той или иной ситуации, их отношение к происходящему.

Педагогу, важно вовремя заметить положительные изменения личностных качеств подростков, усилить и развить их, или же наоборот своевременно внести коррективы при проявлении негативных сторон. Важно учитывать не только спортивные достижения мальчишек в футболе, но и то какие человеческие качества они проявляют, умеют ли трудиться, дружить и нести ответственность за свои поступки.




























Приложение.

Тесты и нормативы для оценки физической и специальной технической подготовленности юных футболистов.

1 .Тесты для оценки уровня общей физической подготовленности юных футболистов 13-16 лет:

1.1 Бег на 30 метров с высокого старта. Измеряется быстрота.

И.П.- высокий старт на беговой дорожке длинной 50 м. Задание - по сигналу пробежать дистанцию 30 м как молено быстрее. Оценивается - время преодоления дистанции в секундах Учитывается - лучшая из двух попыток, выполненных в соревновательных условиях.


Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

6,7 и более

5,7-6,1

5,6 и менее

14 лет

6,5 и более

5,5-5,9

5,4 и менее

15 лет

6,2 и более

5,4-5,7

5,3 и менее

16 лет

6,0 и более

5,3-5,5

5,2 и менее

1.2 Бег на 1000 м.

Измеряется общая (кардиоресператорная) выносливость. И.П. - высокий старт на беговой дорожке стадиона или специально промаркированной трассе в естественных условиях. Задание - как можно быстрее преодолеть трассу. Оценивается - время преодоления дистанции в минутах и сек. Учитывается - результат одной попытки.


Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

7, 10 и более

5,54-6,26

5,53 и менее

14 лет

6,55 и более

5,39-6,11

5,38 и менее

15 лет

6,40 и более

5,24-5,56

5,23 и менее

16 лет

6,30 и более

5,10-5,32

5,00 и менее

1.3. Прыжок в длину с места. Измеряется взрывная сила.

И.П. - стойка, ноги на ширине ступни. Задание - толчком двух ног прыгнуть как можно дальше. Оценивается - длина прыжка в см.


Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

131 и менее

132-144

145 и более

14 лет

140 и менее

141-152

153 и более

15 лет

151 и менее

152-163

164 и более

16 лет

160 и менее

161-167

168 и более



1.4. Повторные разгибания и сгибания туловища из положения сидя согнув ноги.

И.П. - сидя на полужёсткой опоре согнув ноги под углом 90 градусов, руки за головой. Партнёр прижимает ступни испытуемого к полу.

Задание - в течении 30с максимальное количество раз лечь до касания лопатками опоры и вернуться в И.П. Оценивается - количество полных циклов "разгибание-сгибание", выполненных за 30 секунд. Учитывается - результат одной попытки.



Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

9 и менее

10-11

12 и более

14 лет

11 и менее

12-14

15 и более

15 лет

12 и менее

13-15

16 и более

16 лет

15 и менее

14-17

17 и более



1.5. Сгибание и разгибание рук в висе (подтягивание) Измеряется - силовая выносливость мышц рук и плечевого пояса. И. П. - вис на перекладине хватом сверху, руки прямые. Задание - подтянуться как можно больше количество раз. Учитывается - результат одной попытки. Оценивается - кол-во правильно выполненных движений (руки сгибаются полностью, подбородок выше перекладины, без рывков туловищем).

Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

2 и менее

3-4

5 и более

14 лет

3 и менее

4-5

6 и более

15 лет

4 и менее

5-6

7 и более

16 лет

5 и менее

6-8

9 и более

1.6. Наклон вперед сидя.

Измеряется общая гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах.

И.П.- сидя на полу без обуви, расстояние между пятками 20-30 см. ступни вертикально.

Задание- выполняется в парах, партнер прижимает колени к полу.

Выполняются три маленьких наклона, руки скользят по линейке, на четвертый (основной) потянуться руками как можно дальше и удержать это положение 2 с.

Оценивается результат одной попытки, со знаком "+", если кончики пальцев оказались за линией пяток, а со знаком "-" если пальцы не достали до линии.

Учитывается - результат одной попытки в см.

Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

2 и менее

3-4

5 и более

14 лет

3 и менее

4-5

6 и более

15 лет

4 и менее

5-7

8 и более

16 лет

5 и менее

7-9

10 и более

















2. Тесты для оценки уровня специальной технической подготовленности юных футболистов 13-15 лет.

2.1. "Жонглирование"

Измеряется степень владения навыком индивидуальных действий с мячом.

И.П. - стоя на площадке 3 х 3 м, мяч в руках..

Задание - как можно быстрее жонглировать мячом, отбивая его ступнями, бёдрами, плечами и головой. Оценивается - количество ударов по мячу за 30с. Учитывается -лучший результат из двух попыток.


Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

2 и менее

3-4

5 и более

14 лет

3 и менее

4-5

6 и более

15 лет

4 и менее

5-7

8 и более



2.2. "Восьмерка"

Измеряется степень владения навыком ведения мяча и способность к ориентированию в пространстве.

И.П.- стойка с мячом в ногах между двумя стойками, расположенными на расстоянии 3 м друг от друга.

Задание- как можно больше количество раз обвести восьмеркой стойки, огибая их, и вернуться в точку старта за ЗО с. Оценивается- количество выполненных полных восьмерок. Учитывается- результат одной попытки.



Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

3 и менее

4

5 и более

14 лет

4 и менее

5

6 и более

15 лет

5 и менее

6

7 и более

2.3."Челнок" ( 3 раза по 10 м )

Измеряется- скорость бега и общедвигательная координация. Задание- по сигналу добежать до ограничительной линии, находящейся в 5м от линии старта и коснувшись её рукой, вернуться обратно, повторить те же действия у линии старта. Оценивается- время выполнения задания в секундах. Учитывается- результат одной попытки.


Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

8,6 и более

8,5-8,4

8,3 и менее

14 лет

8,4 и более

8,3-8,1

8,0 и менее

15 лет

8,2 и более

8,1-8,0

7,9 и менее



2.4."Штрафной удар". Измеряется уровень владения навыком удара по мячу. И.П.- Испытуемый располагается перед мячом, находящемся на отметке 6м от ворот для игры в мини-футбол. Ворота двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями (лентами) Разделены на 9 квадратов, попадание в каждый из которых оценивается различным количеством очков (см. рис 1). Задание- пробивая по незащищённым воротам подряд 5 мячей, набрать как можно больше количество очков.

Оценивается- сумма набранных за точные попадания в створ ворот очков. Учитывается- результат одной попытки.



Возраст

низкая

средняя

высокая

13 лет

12 и менее

13-23

24 и более

14 лет

20 и менее

21-24

25 и более

15 лет

22 и менее

24-29

30 и более




































































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Необходимое оборудование и инвентарь:

  • гимнастические скамейки 4м (4-6 шт);
    переносные щиты (2 шт.);

  • гимнастические маты из прессованного и обычного поролона (4-6 шт);

  • гимнастические стенки (4-8 шт.);

  • вертикальные канаты (1-2 шт.);

  • тонкие канаты (2 шт);

  • набивные мячи (15-20 шт);
    скакалки (15-20 шт);

  • комплексные тренажёры для развития силовых способностей;


  • мелкий спортивный инвентарь: флажки, теннисные мячи, тренировочные манишки,
    секундомеры, судейские свистки и флажки, многожильные амортизаторы, различного
    вида отягощения (гантели, штанга); стойки, для обводки (высота 1 м), стойки для
    подвешивания мячей на различной высоте.

  • переносные ворота (2 шт.);

  • футбольные мячи № 4 (облегченные, тяжелые).

  • футбольные мячи № 5 (стандартные, облегченные).

мячи (резиновые гимнастические, волейбольные, баскетбольные).








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Арпад Чанади. Футбол. Техника. М., ФиС, 1997.

  2. Вайцеховский СМ. Книга тренера. М., ФиС, 1971.

  3. Программы для внешкольных учреждений (спортивные крзокки и секции), изд.
    третье, М. "Просвещение", 1986 г.

  4. Васильков Г. А. Азбука мяча. Киев: Здоровье, 1986.

  5. Колтановский А.П., Брыкин А. Т. Общеразвивающие и специальные упражнения.
    МИГ,М., 1979 г.

  6. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп. М,1986.

  7. Правила игры в мини-футбол. Прейскурантиздат, М., 199J.

  8. Кузнецова В. С, Колодницкий Г. А. Школа упражнений с мячами. Московский
    институт повышения квалификации работников образования. М, 1995

  9. Яковлев В.Г. Ратников В.П. Подвижные игры. Учебное пособие для студентов физ.
    воспитания пед. институтов. М., "Просвещение", 1997.

  10. "Все обо всем. Футбол", автор Христиан Петри, изд. Астредь - ACT - 2000 г.
    Москва.


  1. "Уроки футбола. Как стать звездой футбола с Майклом Оуэном", изд. ЭКСМО-
    ПРЕСС, 2000 г. Москва.

  2. "Футбол - наглядное пособие по самой популярной игре, автор Клайв Гиффорд, изд.
    ACT - Астрель - 2004 г. Москва.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Мини-футбол 4-5 классы

Автор: Головачёв Павел Викторович

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Результаты работы по взаимодействию с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. "
    ["seo_title"] => string(124) "riezul-taty-raboty-po-vzaimodieistviiu-s-subiektami-profilaktiki-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "138147"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417504653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства