Просмотр содержимого документа
«Игровой метод в начальной школе»
ИГРОВОЙ МЕТОД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кривицкая Ирина Викторовна
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №3 г. Ноябрьск
Играя, ребенок может многому научиться быстро, ненавязчиво. Дети любят играть, хотят играть, поэтому в своей практике я использую подвижные игры, их разновидности. Играя в подвижные игры, они учатся сообща ценить взаимопомощь, чувство товарища, чувство коллектива, соблюдать правила игры, а так же развивать основные двигательные навыки (ходьбу, бег, прыжки и метание)
Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а так же между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр.
В программе внеурочной деятельности «Подвижная игра» я использую соревновательные методы для совершенствования двигательных навыков.
Цель программы: формирование жизненно важных двигательных навыков с целью адаптации к современным условиям жизни и подготовки к сдаче норм ГТО.
Задачи:
укрепление здоровья, физического развития учащихся;
развитие координационных и кондиционных способностей;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения
Программный материал направлен на развитие физического потенциала для сдачи норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
А. Ю. Трикеев «Подвижные игры 1-4 классы», Москва «ВАКО» 2007г.;
М.Н. Жуков «Подвижные игры», Москва, «Аcadem'a» 2000.г.
Обоснование выбора программы
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Общая характеристика курса
Курс «Подвижные игры» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Подвижная игра требует особой организации учебной деятельности школьников, программа включает в себя подвижные игры по классификации: сюжетные, бессюжетные, игры – забавы, народные игры, подвижные игры с элементами спорта.
Практическая сторона программы «Подвижная игра» внеурочной деятельности связана с физкультурно – оздоровительной направленностью.
Практическая полезность программы обусловлена тем, что методика проведения, подбор и чередование игр направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей, через специально организованную двигательную активность ребенка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преимущественностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей (математикой, музыкой, окружающим миром), а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Новизна программы в том, что игра наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активном участие. Игра всегда связанна с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность: закрепить навыки, полученные на уроках физкультуры; увеличить двигательную активность детям с разными физическими возможностями, позволяя им реализовывать потребность в движении и общении со сверстникам; дать представление о подвижных играх, сформировать навыки толерантного поведения детей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Подвижные игры» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические умения, способы в познавательной и предметной деятельности.
Информация о количестве часов в учебном плане:
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) для первого класса, 34 часа в год для второго, третьего и четвертого класса во внеурочное время.
Технологии обучения:
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение:
- здоровьесберегающей технологии, игровые занятия. Игра представляет собой одно из действенных средств воспитания;
- технологии дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает: выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности) деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;
- информационные технологии заключаются в использование интернет - ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности.
Формы занятий:
Программой предусмотрено проведение занятия в форме подвижной игры, спортивных соревнований, эстафет.
Сопутствующими формами обучения являются: физкультурные праздники, дни здоровья и спорта, внутри школьные соревнования, спартакиады, туристические слеты, на которых совершенствуются все основные виды движений в естественной, непринужденной форме.
К занятиям «Подвижные игры» допускаются учащиеся, имеющие спортивную форму. Учащиеся основной и подготовительной медицинской группы занимаются совместно (с ограничением нагрузки по объему и интенсивности).
Планируемые результаты реализации программ внеурочной деятельности предполагают комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов — получение опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Промежуточная аттестация
В процессе реализации программы внеурочной деятельности «Подвижные игры» используются форма контроля знаний, умений и навыков, промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация по освоению программы внеурочной деятельности «Подвижные игры» проводиться в форме – итогового занятия «Спортивный праздник» (программой предусмотрено 6 эстафет).
Эстафеты с закреплением навыка:
метания мяча в цель;
точно и быстро передавать мяч и другие предметы;
в бросании, ловле и передаче большого мяча;
прыжков на скакалке и с продвижением вперед;
в равновесии (сохранения устойчивости);
лазания и перелезания.
Форма оценки результатов: уровень высокий (III), средний(II), низкий(I).
Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности «Подвижные игры» проводится с целью оценки сформированности универсальных учебных действий и физической подготовки обучающихся уровня начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) и является обязательной.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
практические
контроль
Знания о физической культуре
1.
Классификация игр. Техника безопасности и правила поведения в подвижной игре.
1
Способы физкультурной деятельности.
2
Самостоятельные игры и развлечения Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил в игре.